Музыкальное воспитание школьников в семье
методическая разработка по музыке

Балашова Юлия Владимировна

Музыкальное воспитание школьников в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_vospitanie_shkolnikov_v_seme.docx30.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                        Балашова Ю.В., учитель                                             музыки ГБОУ Гимназии № 278 им. Б.Б. Голицына Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Музыкальное воспитание школьников в семье

Актуальность данной методической разработки в том, что в современных условиях социально- экономических преобразований семья, как психологическое убежище, выступает источником стабильности для человека и для страны в целом.
         Размытость нравственных идеалов, засилье эстрады на радио, телевидении приобрело угрожающий оттенок; агрессивное наступление худших образцов западной массовой музыки является питательной средой для роста негативных явлений среди наших детей.
Актуальным является повышение ответственности родителей за подготовку своих детей к жизни. Многие из родителей допускают ошибки в семейном воспитании. Родители осознают их, но, тем не менее, мирятся с ним.
         Семья и современные образовательные учреждения оказались идейно ослабленными, а педагоги и родители не всегда способными к противодействию негативных явлений.
Воспитательная роль современной семьи, её жизнеспособность, стойкость во многом зависят от настроя её взрослых членов, от целеустремлённости, волевых черт характера.
В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, конечно, она не столь научна, как в образовательных учреждениях, но она содержит много педагогических "находок", а часто бывает не лишена просчетов; и, тем не менее, семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
Нравственное и эстетическое воспитание в семье призвано развивать талант и дарования детей, или как минимум дать представление о прекрасном существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир и гармонию, заложенную природой.
        Музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. С раннего детства он впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен.
Музыка в нашей стране вошла в каждый дом; серьезная, легкая, развлекательная, классическая, народная, духовная.
        Очень трудно бывает порой разобраться в этом потоке музыкального звучания.
Почему часто многие люди не умеют замечать красоту, выразительность народной, классической музыки, равнодушны к музыке глубокого содержания? И все потому, что в детские годы в семье не сложилось нормального музыкального воспитания ребёнка, не привился дух любви и уважение к музыке, не поддерживался интерес к этому прекрасному источнику радости и вдохновения.
         Привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит музыку, чувствует и воспринимает её. Поэтому возникает вопрос о музыкальной культуре самих родителей.
         Как организовать работу с родителями по обучению в области музыки, как привлечь родителей к совместной работе с педагогическими учреждениями, какую помощь оказать, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?
Основные усилия должны исходить от образовательных учреждений: детских садов, школ, центров внешкольной работы, школы искусств. Именно в них работают профессиональные педагоги, которые владеют методикой, используют современные научные данные, свои наблюдения за детьми и опыт работы с ними.
         Родителям надо изучать литературу по семейному воспитанию и начинать надо с произведений А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.
         В "Книге для родителей" А. С. Макаренко писал: "Семья - место, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети - главное радость жизни. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди. 
         И если в семье только один ребёнок, то возьмите в вашу семью чужого ребёнка. Полюбите его как собственного, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей "косой" семье, избавив её от опасного крена.
         Если вы бьёте своего ребёнка, то для него это трагедия боли и обиды. У таких родителей никогда не бывает дисциплины, дети просто боятся родителей. И часто рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить детский деспотизм, дикий и разрушительный. В условиях обоюдного деспотизма погибают остатки здорового воспитательного процесса. В правильном семейном коллективе всегда есть полный порядок и необходимое подчинение и послушание".
В. А. Сухомлинский в своей замечательной книге "Сердце отдаю детям" говорит: " Ребёнок - это зеркало нравственной жизни родителей". Как это актуально в нашей дни.
В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, наблюдается обращенность к конкретному ребёнку, имеющему определённые привычки, склонности, интересы.
         В семьях, где озабочены музыкальным воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, делает её эмоционально окрашенной.Она будет стройной и упорядоченной при условиях, что родители имеют определённую цель музыкального воспитания, проводят её в жизнь, используют различные методы, средства, видят перспективы его музыкального развития.
         В нашей стране в образовательных учреждениях и школах эстетического направления, хоровых, музыкальных, духовных, внешкольных учреждениях успешно ведётся музыкально- просветительская деятельность. И помощь семьи велика в музыкальном становлении ребёнка.
В раннем возрасте при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание. Рождаются первые воспроизводимые певческие интонации, подпевая взрослому, ребёнок повторяет за нам окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притоптывает, кружится под звуки марша или вальса.
Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В нем выделятся три периода: младший дошкольный (от 3 до 4 лет), средний (от4 до 5 лет), старший (от 5 до 6-7 лет).
         Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность.
         Каковы же основные признаки музыкальности?
Первый признак - способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение. Музыка волнует маленького слушателя.
         Ритмичный марш вызывает у него радость, грустная песня заставляет грустить.
Второй признак - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Дети различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев), простейшие свойства музыкального звука (высокий, низкий, тембровое звучание рояля, скрипки), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный или энергичный, подвижный). Постепенно накапливается запас любимых песен.
Третий признак музыкальности - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по своему представляет художественный образ, передовая его в пении, игре, танце.
         Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для марша, тяжело ступающего медведя, прыгающего зайчика, летающей птички.
Родителям необходимо поддерживать стремление детей напевать слышимую мелодию и не только песен, но и инструментальных произведений. Это положительно сказывается на певческих умениях.
         Пусть дети почаще делают умственные операции, такие как сравнение характера музыки ( нежная, грустная, колыбельная, весёлая), различение музыки (темп), узнавание музыки ( песня, танец, марш).
         Семья и обшеобразовательные учреждения должны быть двумя союзными силами, работающими в одном направлении, причем семье приходиться поневоле уклоняться от прямого пути в пользу детского сада и школы.
Разумные родители ценят то, что даёт их детям общественно учреждение и расположены помочь ему в благородном влиянии на детей.
         На практике семейному воспитанию присущи многие недостатки. Важный недостаток - семейный эгоизм и ограниченность музыкального кругозора.Родители не должны развлекать детей теми же удовольствиями, которыми наслаждаются сами, они должны беречь их от пагубного воздействия антикультуры, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребёнка, особенно маленького, противопоказаны современные зрелищные шоу с громким музыкальным сопровождением, пиротехническими эффектами. Такие зрелища утомляют не только ребёнка, но и взрослого, возбуждают его, притупляют его восприимчивость к более художественным явлениям жизни.
         Музыка в домашних праздниках и развлечениях, в создании радостного настроения, играет большую роль. Исполнение песен, хороводов, частушек, плясок объединяет всех членов семьи, а если музыкальное деятельность сочетается с другими видами - театрально-игровой, художественно словесной, изобразительной-то решаются важные нравственно- эстетические задачи воспитания. Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке.
         В повседневной жизни ребёнка музыке придаётся большое значение. В утренней гимнастике она используется более планомерно. Здесь могут звучать марши, песни и другие произведения. Дома нужно иметь детский музыкальный инструмент бубен, на котором звучат своеобразные ритмы ( путем встряхивания, скользирующих ударов, ударов "свободной кистью, пальцами"). Все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию движений.
         Необходимо определить место в детской комнате, где ребёнок может музицировать, непринуждённо действовать. Купите ребёнку достаточное количество детских музыкальных инструментов: металлофон, скрипку, музыкальный молоточек, бубен.
Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом музыкальных знаний, умений, впечатлений, приобретённых на занятиях, праздниках, развлечениях.
         Методы музыкального воспитания в семье
Методы семейного музыкального воспитания строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Они разнообразны, но основными являются:
         1. Метод убеждения средствами музыки
Исполнение музыки должно быть ярким, темпераментным, выразительным, доступным.
Родителям самим необходимо предварительно ознакомиться в процессе многократного прослушивания с музыкальным произведением, чтобы понять, о чем рассказывает музыка, а затем слушать вместе с ребёнком, разъяснять тему, содержание песни.
Музыка - "язык чувств". Она волнует, создаёт определённое настроение, вызывает ответно мысли, заставляет думать. Поэтому важно пояснение, словом усилить переживание ребёнка и направить внимание на средства музыкальной выразительности.
         2.Метод приучения, упражнений
Необходимо постоянно учить детей внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, улавливать нюансы, активно действовать, постоянно вызывать интерес к музыке, потребность общения с ней. Эта работа ведётся последовательно из года в год, изо дня в день.
         Иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце ребёнка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. В. А. Сухомлинский писал: " Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребёнку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка".Приучая детей эстетически относиться к музыке, родители должны проявить много повседневных усилий, терпения и настойчивости.
         Виды музыкальной деятельности в семье
         Пение
Дошкольникам свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении.
Пойте почаще вместе с детьми их любимые песни.
         Музыкально - ритмические движения
Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев.
На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.
         Слушание музыки в семье
Включает в себя: знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса.Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию.
В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки.
         Игра на детских музыкальных инструментах
Вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
         В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша.Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания (цитра по звучанию нежная, мягкая; металлофон звенящий; аккордеон звучный; тарелки звонкие, громкие; барабан гремящий), правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.
         Для того, чтобы музыкальное развитие ребёнка было эффективным, нужно:
1)  Постоянно следить, чтобы ребёнок правильно произносил слова, если в речи есть дефекты, вовремя обратиться к логопеду, к лор врачу, если сильно возбуждается без причин- к невропатологу.
2) Следить за музыкальным словарем ребёнка, добиваться увеличения количества употребляемых им эмоционально - выразительных слов, объяснять каждое непонятное музыкальное слово или предложение.
3) Читать детям стихи, сказки, рассказы о детстве, творчестве композиторов.
4)  Петь, играть, танцевать вместе с детьми под музыку и без.
5) Ходить всей семьёй в театры, цирк на детские музыкальные представления, оперу, балет, если нет возможности посещать их, купить диски с музыкальными произведениями и смотреть их вместе с детьми.
6) Не сравнивать музыкальные способности своего ребёнка с другими детьми.
         Родителям можно завести "Дневник музыкального развития ребёнка", где:
1)  Отмечать развитие ребёнка от самого рождения ежегодно; помещать фотографии ребёнка, когда он поёт, танцует или слушает музыку; снимать ребёнка на видео фильм, записывать его выступления; отмечать его успешные и неудачные выступления в концертах, праздниках, конкурсах.
2)  Лучшие рисунки ребёнка на сюжет услышанных песен, музыкальных произведений, место нахождения самого ребёнка на рисунке среди героев.
3)  Игровые задания типа:
а) какой песней порадуешь маму, папу, бабушку, дедушку.
б) какой танец станцуешь для сестры или брата.
в) какие песни о животных, птицах знакомы. Изобразить танец под музыку зверобики.
Задания усложняются с каждым годом.
         Для выявления заинтересованности в музыкальном развитии ребёека, для родителей можно провести анкетирование:
1. Где вы слушаете музыку с семьей ( телевидение, радио, концерты)?
2. Любите ли в петь дома? Что поёте?
3. Поёте ли вы с детьми в гостях? Что поёте?
4. Какую музыку вы слушали в последний раз с детьми?
5. Когда последний раз вы пели с детьми?
6. Танцуете ли вы под музыку с детьми?
7. Какие музыкальные передачи вы смотрели в последний раз с детьми?
8. Интересуетесь ли вы у ребёнка, какие впечатления остаются у него после музыкальных занятий?
9. Делаете ли вы утреннюю зарядку под музыку с детьми?
10. Что бы вы нарисовали в рисунке "Моя семья и музыка"?
         Цель анкетирования состоит в том, что, воспитывая детей музыкально в семье, родители должны любить музыку как живое искусство и никогда не забывать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь и не знаешь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен.
         Взаимодействие педагогов и семьи
Суть творческого сотрудничества заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств. Это помогает педагогам и родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка музыкальных качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения, самореализации ребёнка, для преодоления трудностей в случае неудачи.
Совместная деятельность детей, родителей, педагогов может быть успешной, если:
-дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, действуют сообща.
-осуществляют совместное планирование, организуют и подводят итоги деятельности с учетом желания и возможностей.
-отсутствует навязывание, давление на детей и родителей.
         Сотрудничество педагогов, детей и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности:
1. Родительские собрания
На родительских собраниях обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, совместного творческого дела.
2. Формы познавательной деятельности
Общественные смотры музыкальных занятий, дни открытых уроков, праздники музыки и творчества, музыкальные турниры.
День открытых уроков проводятся в удобное для родителей время. Уроки завершаются коллективным анализом: отмечаются достижения, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
Музыкальные турниры могут проводиться либо между родителями и детьми, либо между смешанными семейными командами.
3. Формы досуга
Совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение музыкальных фильмов, спектаклей, музыкальные соревнования, КВН.
Известно, что в настоящее время дети проводят много времени у телевизора и компьютера. На консультации для родителей разъяснять, какие телепрограммы должны смотреть ребята дошкольного возраста, и сколько времени.Ребёнок не всегда сам может увидеть и понять прекрасное, в этом ему должны помочь взрослые. Исходя из того, что общеобразовательное воспитание должно сочетаться с домашним, ставятся задачи: познакомить родителей с некоторыми вопросами музыкального образования, вооружить родителей необходимыми знаниями, умениями для успешного музыкального развития ребёнка.
Первое знакомство с родительской аудиторией можно начать с выступления "Музыка в жизни ребёнка", в котором говорится о формах и видах музыкальной деятельности, их влиянии на детей.
         Доклад сопровождается показом детских выступлений. Это заинтересует родителей.
Тема следующего выступления или диспута - "Организация и оборудование музыкальной деятельности в семье". Необходимо убедить родителей в создании домашнего музыкального уголка.
         При раскрытии темы "Пение- основной вид музыкальной деятельности", наглядно демонстрируются методы и приёмы, использующиеся при разучивании песен. Особо подчеркнуть важность охраны детского голоса и слуха. Родители должны следить за тем, чтобы дети пели спокойно, без надрыва. Детям нельзя петь взрослые песни, которые рассчитаны на диапазон взрослого человека, ведь дети, подражая взрослым, могут сорвать свой голос.
Таким образом, искомый результат развития музыкальной культуры ребёнка, как части духовной культуры, осуществляется на всем протяжении музыкального воспитания в семье, основанного на мировой классической музыке, русской народной, детской современной, песенно- танцевальной, эстрадной, т.е музыки, просветляющей и облагораживающей быт.
       

Литература
1. Азаров Ю.П "Семейная педагогика" М.Политиздат 1982г
2. Алан Фромм " Азбука для родителей" Лениздат 1991г
3. Гребенников Н. И " Семейное воспитание" Москва Издательство политической литературы 1990г
4. Журналы "Семья и школа"
5. Куликов Т.А " Семейная педагогика и домашнее воспитание" М. ОСАДЕМА 1999г
6. Макаренко А. С "Книга для родителей"
7. Медушевский В. В, Очаковская О. О " Словарь юного музыканта" Москва "Педагогика" 1995г
8. Кошмина И " Музыкальный букварь" Москва 2005г
9. Кабалевский Д.Б " Идейные осоновы музыкального воспитания"
10. Сухомлинский В. А "Сердце отдаю детям"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание дошкольников в семье

Статья о ролимузыкального воспитания дошкольников в семье....

Музыкальное воспитание детей в семье

Возрождение традиции совместного проживания значимых событий, совместной деятельности и совместной радости через музыкальное воспитание ребёнка в семье....

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В решении проблемы формирования духовности значительную роль играет культурная среда, где значительное место отводится музыке....

"Задачи музыкального воспитания детей в семье"

Основные задачи музыкального воспитания детей в семье...