Актуальные аспекты работы в формате внеурочной деятельности с обучающимися по предмету «Технология»
материал на тему

В современных условиях развития отечественного образования в непрерывной ситуации меняющегося законодательства и культурных и социально-политических преобразований в гражданском обществе формируется особое многомерное пространство, в котором происходит становление и развитие взрослеющей личности. Многомерность данного пространства во многом определяется противоречивостью его самоорганизации, где есть место реальным и имитационным инновациям; дискретностью и системностью организующихся процессов воспитания и социализации; наличием консервативности и творчества. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования создает предпосылки для создания подобного многомерного пространства, преодоления стереотипов и неосознанных действий на пути построения системной организации воспитания и социализации детей и подростков.

            Внеурочная деятельность, как особый вид деятельности, становится одним из таких многомерных явлений, где происходит согласование возможностей и готовности образовательной организации, а именно всех ее субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров), к продуктивному взаимодействию в создании особых условий, развивающих многогранную личность, принимающую и разделяющую социально- значимые ценности гражданского общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные аспекты работы в формате внеурочной деятельности с обучающимися по предмету «Технология»

Вибе Михаил Станиславович

              В современных условиях развития отечественного образования в непрерывной ситуации меняющегося законодательства и культурных и социально-политических преобразований в гражданском обществе формируется особое многомерное пространство, в котором происходит становление и развитие взрослеющей личности. Многомерность данного пространства во многом определяется противоречивостью его самоорганизации, где есть место реальным и имитационным инновациям; дискретностью и системностью организующихся процессов воспитания и социализации; наличием консервативности и творчества. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования создает предпосылки для создания подобного многомерного пространства, преодоления стереотипов и неосознанных действий на пути построения системной организации воспитания и социализации детей и подростков.

               Внеурочная деятельность, как особый вид деятельности, становится одним из таких многомерных явлений, где происходит согласование возможностей и готовности образовательной организации, а именно всех ее субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей, социальных партнеров), к продуктивному взаимодействию в создании особых условий, развивающих многогранную личность, принимающую и разделяющую социально- значимые ценности гражданского общества.

               В соответствии с этим, актуальным становится разнообразие и вариативность форм организации внеурочной деятельности, что обеспечивает возможность выбора форм участия, индивидуального режима их освоения, смены деятельности и вариативность образовательных траекторий.

            В практике воспитания имеется уникальный опыт воплощения идей, которые не только получили позитивное подтверждение, но и обрели свое концептуальное или теоретическое обоснование. Сегодня стоит актуализировать внимание практиков на идеях, которые актуальны в реализации внеурочной деятельности, направленной на достижение учащимися в первую очередь метапредметных и личностных результатов. Это становится особенно ценным, когда речь идет о предмете «Технология», поскольку его практическая ценность многогранна и многозначительна. Но вот проявить себя и, что называется, начать работать на себе технология может только тогда, когда становится личностно и \социально значимой, т.е. в ближайшем соотнесении с другими дисциплинами.

Можно бесконечно убеждать учащихся в необходимости научиться работать с деревом и металлом, однако лишь тогда, когда каждый из них почувствует, что это необходимо именно ему, учитель достигнет главного: обучающийся начнет изучать материал сам. Именно на это и должна быть направлена внеурочная деятельность по предмету «Технология». И лишь тогда, когда эта цель будет достигнута, обучение технологии перестанет быть скучной обязанностью, а превратится в процесс самопознания и самосовершенствования.

Способствовать этому могут многочисленные факторы. Самые принципиальные из них – идеи комплексного подхода к ведению занятий по внеурочной деятельности, способные научить детей и целеполаганию, и работе в команде, и критичному отношению к продукту своего труда. Остановимся на них подробнее.

              Реализация идеи разновозрастного (или межвозрастного) взаимодействия в процессе организации внеурочной деятельности. Формирование положительного опыта готовности учащихся к системе социальных отношений во многом обеспечивается тем, насколько успешно ими осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с людьми разного возраста. В свою очередь, диапазон освоения социальных ролей связан с включением ребенка в деятельность разновозрастных групп и общностей. Именно взаимодействие в разновозрастных группах формирует опыт многообразных отношений, способствует развитию важнейших нравственных качеств, освоению культурных ценностей. Первый опыт взаимодействия учащихся во внеурочной деятельности показывает, что часто все замыкается в рамках одновозрастного объединения или класса, а взаимодействие педагогов и учащихся, хотя и является межвозрастным, тем не менее, осуществляется с позиций, педагогического взаимодействия. В рамках реализации данной идеи особое распространение получают различные сетевые проекты и традиционные ключевые дела, в которых происходит встреча людей разного возраста. Данная идея от момента ее обоснования до реализации, достаточно четко представлена у Л. В. Байбородовой.

               Реализация идеи диалога культур как приобретение учащимися диалогического опыта в процессе организации внеурочной деятельности. Данная идея связана с проекцией философии диалога культур М. М. Бахтина, В. С. Библера на организацию воспитательной деятельности. Диалог является регулятивной идеей для построения содержания всего образования и организации внеурочной деятельности в школе. Особое распространение приобретает методика организации воспитательных диалогов и методик с включением «точек удивлений», «игровых средоточений» и других приемов. Практическое воплощение данной идеи реализуется в таких программах курсов внеурочной деятельности по технологии, как: творческие мастерские «К народным истокам», «Вслед за мастерами древности», «Антропология жилища»,» и т. д. Данная идея является стержневой и оригинальной в воспитательных системах школ диалога культур.

              Реализация идеи «социальной пробы» в процессе организации внеурочной деятельности. Концептуализация данной идеи принадлежит М. И. Рожкову. Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. В процессе организации внеурочной деятельности данная идея получило широкое распространение в реализации различных форм деятельности детского ученического самоуправления, через создание клубов, объединений и организаций. В рамках внедрения проектных моделей организации внеурочной деятельности, особое место приобрел опыт по реализации социальных проектов различной направленности, где возможно достижение учащимися метапредметных и личностных результатов. Также широкое распространение получил опыт по использованию игровых методик. Игра является полигоном для социальных проб, то есть тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых осваиваются ими способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. Во внеурочной деятельности по технологии в рамках организации досуга и отдыха детей и подростков интересный опыт описан у Б. В. Куприянова и И. И. Фришман по проведению социально-ориентирующих игр: инновационные игры («Биржа идей», «Галактика»), полидеятельностные (фестивальные) игры («Солнцеворот», «Марафон игр», «Ярмарка мастеров»), игры-эпопеи («Хоббитские игры», «Диалог Культур»), игры-путешествия («Волшебный лабиринт», «Убить Дракона»), ситуационно-ролевая игра («Замок Янтаря»).

              Реализация идеи средового подхода в процессе организации внеурочной деятельности. Средовой подход в воспитании, включает различные варианты взаимодействия со средой (семьей, учреждениями культуры, спорта и образования). Суть этого подхода в том, чтобы воспитывать детей (да и педагогов) через ту среду, которая окружает их как общность, через организацию восприятия этой среды, совершенствуемой самими детьми с помощью педагогов, родителей, партнеров школы. Ценность идеи данного подхода состоит в том, что среда как средство управления состоит из статических элементов – ниш и динамических – стихий (по Ю. С. Мануйлову). Среда опосредует путь развития индивида, ибо предлагает различные возможности в виде материальных, социальных и культурных ниш и посредствует через стихии формированию определенного образа жизни. Данные идеи могут быть основанием внедрения организации внеурочной деятельности «Модели площадок». Данная модель предполагает построение игрового, производственного, спортивного, информационно-познавательного и других пространств на базе учреждений образования, то есть на уровне межведомственного сетевого взаимодействия в организации внеурочной деятельности учащихся. Возможности данных учреждений могут иметь ценный воспитательный потенциал определенных ниш, где могут действовать стихии позитивно и целенаправленно формирующих определенный образа жизни. Стоит уточнить, что и в советское прошлое мы имели опыт тесного сотрудничества школы и предприятия, именовавшегося шефами. Поэтому подобное сотрудничество не более чем хорошо забытая старая форма работы с обучающимися во внеурочное время.

      Подводя итог, следует подчеркнуть, что реализацию данных идей по построению содержания и целенаправленной организации 40 внеурочной деятельности в образовательной организации стоит рассматривать в плоскости создания особых условий. Условий, которые инициируют или побуждают совместную деятельность учащихся и педагогов в постепенном формировании детско-взрослой общности, а те или иные формы ее организации трансформируются в значимые события в жизни всех ее участников, получая интересный опыт культурного ценностного их проживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету технология

В докладе помещены цели, задачи и результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету технология....

Использование техники «Изонить» для развития мотивации к творческой деятельности у обучающихся на уроках технологии и на занятиях по внеурочной деятельности.

Условия  успешного развития творческих способностей, пути достижения этой цели, значимость развития мотивации учащихся для развития творческих способностей и успешной социальной реализации....

Статья. "РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ"

В статье мы рассмотрим  принципы,  способы  организации рекреационной деятельности, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Остановим своё внимание на видах, направлениях р...

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы по дополнительным видам деятельности (внеурочная деятельность) с обучающимися, воспитанниками 11-12 лет (основное общее образование) на 2019- 2020 учебный год

Календарно-тематическое планирование составлено для работы с детьми11-12 лет, имеющих нарушения слуха. Оно вклюсает четыре направления: духовно-нравственное,  общекультурное, общеинтеллектуальное...

Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Доклад. Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...

Проектная деятельность как актуальная система интеграции урока и внеурочной деятельности.

Описание проекта,направленного на развитие интереса к исследовательской деятельности учащихся....

Доклад на тему: Внеурочная деятельность с учащимися по предмету "Технология". Работа с одаренными детьми.

.Доклад на тему: Внеурочная деятельность с учащимися по предмету " Технология". Работа с одаренными детьми. Обмен опытом работы с учителями технологии...