Метод проектов на уроках математики (выступление на педагогическом совете)
статья на тему

Репьева Марина Вениаминовна

    Включение проектной технологии в систему деятельности образовательного учреждения является показателем его высокого уровня. В выступлении представлен опыт работы м/о учителей математики МБОУ СОШ № 85 г. Нижнего Новгорода по  применению метода проектов на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках математики

(выступление на педагогическом совете)

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Мы отдаем предпочтение методу проектов, так как  проектный подход включает следующие преимущества:

  • у учащихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
  • задачи обучения аналогичны или превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами. Отличие проектного подхода состоит в том, что учащиеся берут на себя большую ответственность за свое образование, чем во время обычных занятий в школах;
  • возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.

           Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:

  • выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;
  • структурирование задач, как например, возможностей для обучения;
  • сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;
  • управление процессом обучения;
  • использование технологий там, где это необходимо;
  • поиск надежного способа оценки;

К сожалению, наибольшие проблемы внедрение метода проектов вызывает в преподавании математики. Наверное, дело в том, что современная «школьная» математика, на первый взгляд, представляет из себя свод жёстких непреложных правил и методов, точное и аккуратное следование которым порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное – и самое трудное! – начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжкого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках, а также страх совершить ошибку, парализующий фантазию и естественное стремление ребёнка к творчеству.

Мы считаем, что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, порождаемое перечисленными факторами.

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Учителями нашего методического объединения разработаны и частично внедрены в учебную деятельность следующие индивидуальные и групповые проекты:

Краткосрочные проекты:

5-6 класс

1.     Создание орнамента.              

Ребята изучают различные орнаменты, особенности их построения. Продуктом данного проекта является орнамент, созданный по правилам осевой и центральной симметрии.

     2. Шифрование рисунков.

При знакомстве детей с координатной плоскостью эффективно работает проект «Передай шифровку». Учащимся необходимо зашифровать рисунок, сообщить координаты коллегам по команде и получить ответ.

3.     Создание картин из треугольников.

4.     Создание картин из кругов.

В результате работы над этими проектами ребята индивидуально или в группах создают картины из фигур определенного вида, а затем рассчитывают площадь затраченных материалов.

     5. Шкалы, измерительные приборы.

После выполнения проекта учащиеся узнают, что такое  измерительные приборы; как определить цену деления шкалы измерительного прибора.

    6. Ремонт пола в квартире.

Учащимся было предложено условно отремонтировать полы в квартире.

Была оговорена приблизительная сумма средств, предложены различные материалы. Участникам проекта необходимо было обосновать выбор того или иного материала, а также составить смету затрат. Данный проект был реализован в теме площадь прямоугольника.

Хочется отметить, что данная деятельность приносит свои положительные результаты . Однозначно можно сказать о повышении мотивации к изучению математики. Дети видят связь между различными предметами, решают жизненные задачи.

Литература:

1) Школьная проектная лаборатория. /авт.-сост. Н.В. Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. - Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...

Метод проектов на уроках музыки как современная педагогическая технология

В данном материале рассматриваются цели и задачи уроков музыки в современном образовательном процессе, описаны современные подходы к использованию метода проектов и обобщен собственный опыт работы в э...

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Выступление на педагогическом совете

Рассмотрены пути информатизации математики и ожидаемые результаты...

Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).

Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии ...

Анализ ЕГКР в 11-х классах по математике. Выступление на педагогическом совете.

Анализ ЕГКР в 11-х классах по математике. Выступление на пндагогическом совете....