ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Выступление на педагогическом совете
статья на тему

Рассмотрены пути информатизации математики и ожидаемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatizatsiya_informatika_matematika.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Современный учитель занимается различными видами профессиональной деятельности: преподавательской, воспитательной, научной, методической, управленческой. В зависимости от того или иного вида деятельности существуют разные возможности использовать компьютерные или информационные технологии, дающие возможность получать, передавать, систематизировать, обрабатывать информацию, а также осуществлять коммуникацию между коллегами, учениками, их родителями и т.д.

Человечество сегодня находится в технологической фазе научно-технической революции. Основная черта этого этапа – информатизация всех сторон жизни.

Образование является информационным процессом и поэтому использование информационных технологий с применением компьютера особенно важно.

Можно выделить три направления информатизации предмета математики :

  • как объект обучения;
  • как средство организации учебного процесса;
  • как средство обучения.

Решение проблем, связанных с первым направлением, в настоящее время является предметом курсов «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» образовательной области математика и модуля «Информационные технологии» образовательной области технология.

Со вторым направлением связан процесс автоматизации обработки документации по учебному процессу: обработка всевозможных сведений о учащихся, учителях, по результатам учебного процесса, о деятельности педагога по предмету.

На современном этапе возрастает роль компьютера как эффективного средства повышения результативности обучения. При этом компьютер может быть использован как для автоматизации рабочего места учителя (АРМ учителя) и как средство обучения учащихся в компьютерном классе. Применение компьютера позволяет повысить интеллектуальный уровень учащихся и облегчает решение практических задач. Он может быть использован как информационная система, помогающая решать технологические, конструкторские, экономические, экологические вопросы; источник информации для разработки творческих проектов, для существенного расширения наглядности обучения, а также оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умений. Применение компьютеров как средства обучения повышает мотивацию обучения за счет интереса учащихся к деятельности, связанной с компьютером.


Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и других специализированных программах, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Причин компьютеризации обучения математике можно назвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание для контрольной работы значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.

Компьютер универсален, он  гораздо лучшая «контролирующая машина», чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое. Математика – наука практическая, и для ее изучения необходимо использовать практические работы. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, лабораторного практикума, на нем можно моделировать различные процессы.

Способы применения компьютерной техники на уроках математики :

  1. Подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
  2. Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
  3. Интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
  4. Проведение компьютерных лабораторных и практических работ;
  5. Обработка учащимися экспериментальных данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
  6. Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
  7. Использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКИ

В настоящее время наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования:

  1. Повышение квалификации в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы ИКТ).
  2. Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; написание учащимися совместно с учителем презентаций, сайтов и программ для компьютерной поддержки уроков; переход от эпизодического применения ИКТ  к системе).
  3. Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
  4. Развитие информационно-управленческой системы (ведение базы данных класса; делопроизводство на ПК, компьютерная поддержка деятельности классного руководителя).
  5. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе средств массовой информации (создание и наполнение школьного Web-сайта; выпуск газеты; издание листовок; использование возможностей компьютера для более эффективной организации досуга учащихся).
  6. Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация курсов, факультатива).
  7. Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, участие в сетевых образовательных проектах).
  8. Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
  9. Создание банка данных образовательных ресурсов по преподаваемым предметам.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Мероприятия

Результат

Самообразование в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Повышение квалификации в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс. Повышение мотивации учащихся к изучению преподаваемых  дисциплин. Повышение качества знания.

Формирование учебно-методических комплексов по преподаваемым предметам; Создание тестов по преподаваемым предметам.

Проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий (демонстрация презентаций, использование мультимедийных учебных пособий нового образца, участие в дистанционных образовательных проектах);

Организация индивидуальной деятельности учащихся (написание годовых исследовательских работ, подготовка рефератов, докладов);

Организация интерактивного текущего и итогового контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков учащихся по преподаваемым предметам.

Организация информационного взаимодействия с другими образовательными учреждениями.

Участие в телекоммуникационных проектах.

Создание школьного сайта.

Обмен информацией с другими посредством ИКТ.

Внедрение технологий в управленческую деятельность классного руководителя.

Создание базы данных класса.

Делопроизводство на ПК.

Ведение портфолио класса

Формирование банка данных образовательных ресурсов.

Создание банка данных программного обеспечения.

Знакомство с программным обеспечением по преподаваемым предметам.

Накопление тематических энциклопедий по преподаваемым предметам.

Систематизация имеющегося ПО.

Организация досуга школьников.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий.

Обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса.

Публикация материалов методического и учебного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроках математики(выступление на педсовете и РМО)

Материал включает в себя вопросы о разных видах групповых работ на уроках математики, исследование предпочтений учащихся различным видам работ на уроке, правильности самооценки и взаимооценки работы ....

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

Метод проектов на уроках математики (выступление на педагогическом совете)

  Включение проектной технологии в систему деятельности образовательного учреждения является показателем его высокого уровня. В выступлении представлен опыт работы м/о учителей математики ...

Использование ИТ на уроках математики(выступление на конференции)

Презентация об использовании ИТ на уроках математики, в частности, программы геогебра. Пришлось убрать несколько картинок,чтоб размер не превышал указанного предела в 3 мб...

Анализ ЕГКР в 11-х классах по математике. Выступление на педагогическом совете.

Анализ ЕГКР в 11-х классах по математике. Выступление на пндагогическом совете....