"Здоровьесберегающие технологии на уроках физики". Выступление на педагогическом совете
материал по физике по теме

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedagogich_sovete_o_zdorovezberezhenii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

учителя физики Злобиной Л.Л.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

   В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующих решения, - это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Эта проблема №1 как по актуальности сегодня, так и по стратегическому значению для развития образования России на обозримое будущее. Неблагополучные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются ухудшением здоровья подрастающего поколения. Решение вопроса о здоровье учащихся имеет большое значение для достижения оптимально здорового общества: они - родители поколения ближайшего будущего.

    В период обучения в школе определяется дальнейший жизненный путь школьника, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносит учебную нагрузку и методы преподавания с учётом индивидуальных особенностей детей, содействовать охране и укреплению здоровья детей.  Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы должно стать обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения.

 Это предполагает:

  1. учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
  2. учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количества видов деятельности на уроках, их продуктивность);
  3. наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  4. чередование позы с учетом видов деятельности;
  5. использование физкультурных пауз на уроках.

    Известно, что длительность активного внимания у школьников намного меньше, чем у взрослых. Утомившись, ученики  плохо усваивают материал, отвлекаются, нарушают дисциплину. Стараясь расслабиться, неправильно сидят за столом, что приводит к нарушению осанки. Для предупреждения утомления целесообразно проводить необходимый отдых в виде физических упражнений. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой учащихся.

    На своих уроках с этой целью для учащихся 7-8 классов я провожу игру « Молчанка». Вниманию учащихся представляется утверждения. Наклоном головы вниз учащиеся дают понять учителю, что они согласны, повороты головы из стороны в сторону отрицают утверждение. Например, при изучении темы «Равномерное движение», можно высказать такое утверждение: «Скорость тела при равномерном движении - постоянная величина». Учащиеся должны дать утвердительный ответ наклоном головы вниз. Таким образом, можно составить 7-10 предложений с чередующимися ответами. В ходе такой разминки учитель получает информацию об усвоении материала по теме, а ученики выполняют упражнения для мышц шеи. При изучении темы « Колебания и волны» учащиеся с помощью рук показывают вынужденные и свободные колебания, продольные и поперечные волны. Причём упражнения для такой разминки чаще всего  дети придумывают самостоятельно. Эта  физкультурная пауза вызывает положительные эмоции, расслабляет мышцы рук, позволяет усвоить понятия. В 9 классе ученики знакомятся с особенностями зрения человека. С этой целью можно провести кратковременную лабораторную работу- разминку для глаз:

1. Повернитесь лицом к свету и посмотрите в зеркало на свой зрачок.

2. Отвернитесь от света и опять посмотрите на свой зрачок в зеркале. Что вы наблюдали? Объясните это явление.

3.Закройте глаз на несколько секунд. Затем повернитесь лицом к свету и откройте глаза, глядя в зеркало. Что происходит со зрачком?

4. Выберите на противоположной стене, какую-нибудь отметку. Не двигая головой, выполните задания:

а) Закройте левый глаз. Найдите отметку правым глазом. Заметьте, какую часть стены вы видите.

б) Закройте правый глаз. Найдите отметку левым глазом.

в) посмотрите на отметку двумя глазами.

5. Сделайте бумажную трубу. Посмотрите на выбранную отметку через трубу. Как изменилось поле зрения?

Эти упражнения позволяют сделать выводы о поле зрения каждого глаза и о видимой области.

    В ходе изучения электромагнитных явлений учащиеся  изучают правила правой руки для определения направления линий магнитной индукции и правила левой руки для определения направлений силы Лоренца и силы Ампера. При выполнении заданий на применение этих правил, ученики разминают кисти рук. Опыт работы показывает, что такая работа очень нравится учащимся, и они довольно успешно усваивают данную тему. Учащимся старших классов я предлагаю упражнения, взятые из методики Бэйтса. Эта методика помогла многим людям восстановить зрение. Приведу пример некоторых из них.

Упражнение 1

Посмотрите на букву на таблице с расстояния, на котором цвет ее виден лучше всего. Затем закроите глаза и вспомните ее. Вспоминая эту черноту во время повторного рассмотрения буквы, можно увидеть ее более черной, чем это было прежде. Повторяя многократно этот процесс, и все время, представляя букву, имеющей более черный цвет, чем в реальности (но ни в коем случае не за счет представления реальной буквы менее черной, например, серой или даже белой), вы в ряде случаев можете очень быстро улучшить видение этой буквы.

Упражнение 2

Вспомните ряд цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, лиловый и в частности, белый. Все цвета в максимальной степени интенсивности оттенка, который удастся добиться. Не делайте попытки удержать какой-нибудь из них более секунды. Затем вспомните кусочек белого мела диаметром около сантиметра таким белым, как это только можно, обратите внимание на цвет фона. Обычно он будет иметь какой-нибудь оттенок черного цвета. Если это так, проверьте, можете ли вы вспомнить или увидеть открытыми глазами что-нибудь черное. Всегда, когда белый мел вспоминается идеально, фон будет настолько черен, что вспомнить или увидеть с открытыми глазами что-либо чернее будет невозможно.

Упражнение 3

Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз головой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемещения глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в глазах появилось напряжение.

Упражнение 4

Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы.

Упражнение 5 (Пальцевые повороты)

Поставьте указательный палец любой руки у себя перед носом. Мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него. Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения можно добиться, если закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца во время прохождения мимо него. Если же после того, как вы откроете глаза, они будут "прилипать" к пальцу, у вас появится головокружение, и вы не сможете добиться ощущения движения, попытайтесь проделать следующее.

Поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы - это что-то вроде частокола. Смотря сквозь них вдаль в момент прохождения взгляда перед ними, чередуйте три поворота с открытыми глазами с тремя поворотами с закрытыми глазами. Делайте таких поворотов по 20-30, не забывая о дыхании. Эти повороты обладают снимающими боль эффектами.

Литература:

1. В. А. Волков «Поурочные разработки по физике», Москва, «ВАКО», 2005г.

2. Н. М. Керусенко «Физкультминутка» не во вред, а с пользой», статья из фестиваля « Открытый урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Как говорил Сократ: «Здоровье- не всё, но всё без здоровья- ничто». Эти слова актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших проблем, требующи...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физики

Использование здоровьесберегающих технологий помогает заботиться о сохранении детского здоровья. Это новые технологии. Они необходимы, так как в школе мало совершенно здоровых детей.Цель здоро...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Использование на уроках физики заданий, где дети больше двигаются, выходя к доске, записывая изученные формулы, обозначения величин и их единицы измерения....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Разделы физики, при изучении которых можно показать практическое применение знаний физики для здоровьесбережения обучающихся в быту...

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Метод проектов на уроках математики (выступление на педагогическом совете)

  Включение проектной технологии в систему деятельности образовательного учреждения является показателем его высокого уровня. В выступлении представлен опыт работы м/о учителей математики ...

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.Выступление на педагогическом совете

Рассмотрены пути информатизации математики и ожидаемые результаты...