Анализ деятельности молодого учителя Ступеньки за 2014 - 2015 учебный год
методическая разработка на тему

Лепаева Валентина Николаевна

Анализ ШМУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ  деятельности  школы молодого учителя «Ступеньки» за 2014 – 2015 учебный год

           В 2014 -2015  учебном году ШМУ «Ступеньки» работала над темой «Профессиональное становление молодого педагога в реализации образовательного  процесса».

В соответствии с темой были определены следующие задачи:

Цель:

  • Содействие профессиональной адаптации и развитию личностно – творческого потенциала молодого учителя.

Задачи:

  • Изучение профессиональных потребностей молодых специалистов;
  • Организация практической методической помощи в изучении современных педагогических технологий»
  • Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов.

         План работы ШМУ «Ступеньки» представляет собой программу, поэтому мероприятия, запланированные для реализации в 2014-2015 учебном году, в том числе и тематика заседаний,  нацелены на решение поставленных задач.

                                     Тематика заседаний  ШМУ «Ступеньки»

Виды деятельности, выносимые на заседания

Задачи, решаемые при рассмотрении тем

1.Анкетирование. Затруднения педагогов в подготовке и проведении современного урока.

2.Составление маршрутного лист молодыми учителями района.

3.Планирование работы Школы молодого учителя на 2014-2015 учебный год

Помощь в составлении маршрутного листа. Анкетирование. Затруднения педагогов в подготовке и проведении современного урока.

Составление маршрутного лист молодыми учителями района.

Планирование работы Школы молодого учителя на 2014-2015 учебный год

Заседание №1 ШМУ «Ступеньки». Педагогические технологии и методики, обеспечивающие ФГОС нового поколения». «Развитие личностных предметных и метапредметных учебных действий на основе деятельностного подхода к обучению. Подготовка материалов в помощь молодому учителю. Организация дистанционного виртуального общения средствами интернет ресурсов.

Выявление уровня  реализации учителей новых педагогических подходов к обучению школьников. Оказание помощи в вопросах методики преподавания и организации учебно – воспитательного процесса. Подготовка методических рекомендаций, памяток, учебно – воспитательному процессу. Создание базы электронных адресов молодых учителей, воспитателей

Заседание №2 ШМУ «Ступеньки» Совершенствование профессионального роста молодых воспитателей». Анкетирование молодых воспитателей

Оказание помощи молодым воспитателям в построении и  проведении занятий с дошкольниками.

Работа с календарно – тематическим планированием

Посещение занятий в группе старшего дошкольного возраста (в соответствии с темой) Подготовка методических рекомендаций и памяток по учебно – воспитательному процессу

       С целью координации и корректировки деятельности педагогов и воспитателей ШМУ «Ступеньки» с целью содействия профессиональной адаптации и развития личностно – творческого потенциала молодого учителя и воспитателя   было проведено 2 заседания.  На первом заседании утвердили план работы на предстоящий учебный год.

С целью обеспечения качества образования на основе реализации современных педагогических технологий проведено заседание ШМУ «Ступеньки» по теме «Наиболее значимые технологии и методики, обеспечивающие ФГОС нового поколения», на котором выступила В.Н Лепаева – руководитель ШМУ.  Она выделила наиболее приемлемые современные педагогические технологии: модульное, проблемное, развивающее, проектной деятельности. Валентина Николаевна отметила, что внедрение в образовательный процесс современных педтехнологий позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний;

- развивать мышление, умение самостоятельно планировать свою деятельность

- воспитывать привычки четкого следования дисциплины учебных занятий.

           По вопросу «Формы работы с родителями» Ю.Л. Пилипенко отметила, что в Концепции модернизации образования подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания общения.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Наиболее распространенными  формами  работы с родителями являются родительские собрания,  день открытых дверей, совместные дела семьи и учреждения,  посещение на дому, семинары для родителей,

групповые тренинги ,семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, соответствующая стилю и духу дополнительного образования, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

Таким образом, необходимо отметить, что сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.

       По вопросу «Работа с обучающимися, испытывающими затруднения в изучении отдельных предметов» выступила Т.Г.Африкян, которая акцентировала  внимание на работе со слабыми учащимися на уроках. Татьяна Григорьевна считает, что учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

           Как отметила Т. Г Африкян, учащиеся легко воспринимают то, что понимают, что умеют делать, добиваясь при этом успеха. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы помощь товарищей, учителей приводила его к успехам, чтобы он видел,  что его достижения радуют  или огорчают учителя.

    В своей работе главным я считаю то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

  • помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
  • слабому – выполнить посильный объем работы.

              Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.  Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснения. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время тратят на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.

       На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского «Всех учить всему!». Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

     Теоретическая часть была подтверждена практической.Посетили открытые уроки в «Излучинской школе №1, №2»

Посещение уроков в МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №2

Мастер – класс «Применение технологии развивающего обучения на уроках истории»

                      (Дугина Л. Б., учитель истории)

Урок биологии «Заболевания опорно – двигательного аппарата и их профилактика 8 класс

                                                 ( Искандарова Ж.У., учитель биологии))

Урок английского языка по теме «Королевский Лондон», 6 класс

                                                      (Сумникова С. В., учитель английского языка)

Урок истории по теме «Россия после смуты», 10 класс

                                                               (  Яковлева Е. В., учитель истории)

Урок русского языка по теме «Прямое и переносное значение слова», 5 класс

                                              (Лепаева В.Н., учитель русского языка и литературы )

Урок математики по теме «Отношения и пропорции», 6 класс

                                                (Африкян Т. Г., учитель математики)

3.      Посещение уроков в МБОУ «ИзлучинскаяОСШ УИОП №1»

Урок математики по теме «Решение задач на движение», 4 класс

                                                                         Басс Н. М., учитель начальных классов)

Урок изобразительного искусства по теме «Щепа.Теснение и резьба на бересте», 5 класс

                                                                                (Прокопцова С. А., учитель ИЗО)

Урок химии по теме «Химические свойства алкадиенов», 10 класс

                                                                                      (Шинкевич О. В., учитель химии)

Урок физики по теме «Взаимодействие тел», 7 класс

                                                                                        (Хасанова Э. Р., учитель физики)                                                                                          Все открытые уроки прошли на высоком методическом уровне. На  занятиях  присутствовали различные формы работы.  Рабочее место учителя и ученика  было рационально организованным. В начале каждого урока была проведена интересная разминка, что способствовало более быстрому включению детей в тему, повышению интереса к уроку.  Цели урока определялись совместно с детьми. Учителя умело показали эффективность использования ИКТ для повышения мотивации и познавательной активности учащихся начальных классов, в среднем звене и в старших классах.  Разнообразие форм и приёмов, уместное использование игровых моментов сделали уроки познавательными и увлекательными. Прекрасно проведённые уроки показали профессионализм преподавателей в применении педагогических технологий.   Каждый ребёнок имел возможность отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении. Дети старались работать   с большим интересом.

             В заключение педагоги и учащиеся услышали много приятных слов от молодых специалистов. 

      Заседание №2 проведено было в Излучинской начальной школе.

Посетили открытые занятия  в «Излучинской образовательной начальной  школе»

Нафикова Наталья Владимировна провела непосредственно образовательную деятельность «Путешествие в зоопарк» с ребятами четырехлетнего возраста в количестве 8 человек.

Ленькова Гульназ Гаделяновна  провела непосредственно образовательную область  «Речевое развитие» по теме «Ознакомление с художественной  литературой» - знакомство с рассказом К. Ушинского «Уточки» для детей пятилетнего возраста.

Романова Светлана Сергеевна провела непосредственно образовательную область  « На помощь Буратино».

       Все открытые занятия прошли на высоком методическом уровне. Непосредственно образовательная деятельность была выстроена с учетом интеграции образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. Данные уроки построены с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (смены видов деятельности, физминутки).  Для реализации поставленных задач педагогами  использованы различные методы: наглядные, словесные, игровые,  воображаемая ситуация «Путешествие в автобусе». На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности дети охотно выполняли все предложенные педагогами задания, наблюдалась доверительная творческая атмосфера. Таким образом, содержание образовательной деятельности, использованные методы и приемы, средства обучения, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности позволили обеспечить высокую работоспособность, удерживать внимание и интерес детей к деятельности, поддерживать  положительный эмоциональный настрой, что способствовало повышению ее результативности и успешному решению поставленных задач.

           Самоанализ по теме «Путешествие в зоопарк» для детей  4 – летнего года жизни. ( Нафикова Н. В., воспитетель МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

     Наталья Владимировна отметила в своем самоанализе, что организационный этап непосредственно образовательной деятельности был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя, переключения воспитанников к предстоящей деятельности. Эта цель была достигнута с помощью приглашения  детей в путешествие. Основной этап был подчинен главным задачам непосредственно – образовательной деятельности, то есть подготовка воспитанников к познавательной деятельности. Первое задание было направлено на расширение и уточнение знаний о диких животных. Внешний вид, части тела, вопросы уточняющего характера позволили закрепить знания о животных. На заключительном этапе проводилось подведение итогов, оценка деятельности детей. Наталья Владимировна считает, что на протяжении непосредственно – образовательной деятельности дети охотно выполняли все предложенные ею задания, наблюдалась доверительная атмосфера

           Самоанализ по теме «Ознакомление с художественной литературой» для детей 5  - летнего   года жизни ( Ленькова Г. Г., воспитатель МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Гульназ Гаделяновна   в своем выступлении отметила, что на данном занятии ставила  задачи: помочь детям понять и запомнить содержание рассказа К. Ушинского, активизировать и обогащать словарь детей, развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами, развивать умение обобщать и делать выводы, развивать детское творчество и в процессе совместной продуктивной деятельности, закрепить приемы аккуратного наклеивания, воспитывать умение работать коллективно, формировать навыки коллективной работы. Педагог отметил, что в ходе к непосредственно образовательной деятельности были проведены: изучение лексической темы «Домашние птицы», рассматривание картинок, иллюстрации по изучаемой теме, лепка утки. На занятии, отмечает воспитатель, были использованы методы: наглядные (демонстрация игрушек), словесные (вопросы, указания к действию, рассказ педагога, воображаемая ситуация – прогулка в деревню, на птичий двор). Эффективность данных методов достигалась за счет рационально подобранных средств обучения, соответствия материала психологической и возрастной готовности воспитанников. Предложенный материал был доступен для детей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников пятого года жизни.

            Самоанализ по теме «Обучение решению задач на сложение в пределах 10» для детей 7 -летнего года жизни. ( Романова С.С.., воспитетель МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Светлана Сергеевна в своем самоанализе указала, что индивидуальный подход проявлялся в подборе дидактических упражнений по уровню знаний детей, оказании затрудняющимся детям при выполнении заданий в виде напоминания, дополнительного объяснения, показа. Содержание образовательной деятельности, использованные методы и приемы,  средства обучения, формы организации,  чередование разнообразных видов деятельности позволило обеспечить допустимую активность, высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению ее результативности и успешному решению поставленных задач.

Теоретическая часть. «Круглый стол»  Обмен опытом.

      Разработка развернутого календарно – тематического планирования в соответствие ФГОС ДОО -  рабочая программа воспитателя (Шумкова А. Ф.,воспитатель МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа»    

     В своем выступлении Алина Федоровна указала на технологию разработки календарных планов, в каждом из которых должен быть общий алгоритм. Начинать написание плана  необходимо с режимных моментов: утро, день, вечер,; минимум на две недели. Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ. Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной, интеллектуальной, физической, соответствие программно-методическому обеспечению, включать все виды деятельности, прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры. (Предложила молодым воспитателям образец план воспитательной работы на год)

                         «Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ выступила перед молодыми воспитателями Батырова И. Ю. ,заместитель директора по дошкольному образованию.

            Ирина Юрьевна отметила в своем выступлении, что одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Ирина Юрьевна указала, что, к сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают трудности в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке задач. Предложена была памятка по самообразованию пошагово. Было отмечено, что  необходимо правильно формулировать тему самообразования, которая должна быть связана с проблемами, решаемыми в ДОУ, с приоритетным направлением его деятельности. По мнению педагога, темы подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя. Близкая, понятная  педагогу тема  будет эффективна, и только в том случае раскроет творческий потенциал воспитателя.  Педагогом предложены разные формы написания индивидуального плана самообразования. Ирина Юрьевна отметила, что важно помнить, что план самообразования воспитателя – это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми. Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Таким образом, будет способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога ДОУ.

             Занятие с элементами тренинга «Урок толерантности» провела с молодыми воспитателями Ю. Л. Пилипенко, психолог МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №2)

Юлия Леонидовна рассказала молодым воспитателям, что такое толерантность.

Выделила правила толерантного человека:

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза, поздоровайся со всеми;

Постарайся не навязывать друг другу собственную волю. Выслушай их мнение.

Сделай для кого – нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Найди три повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.

Провела игру, используя эти правила, совместно вывели   формулу толерантности ------ понимание ----сотрудничество ----дух партнерства.

Лепаева В. Н. провела анкетирование по выявлению затруднений в работе молодых специалистов.

Зелепухина В.П.  подвела итоги работы ШМУ.

Задачи, которые предстоит решать в следующем учебном году:

  1. освоение технологий, способствующих более эффективной реализации дифференцированного подхода;
  2. владение методами работы   с одаренными детьми;
  3. совершенствование проведения   самоанализа  урока;
  4. умение организовать проектную деятельность в соответствии с ФГОС ДО;
  5. владение мониторингом достижений воспитанников образовательных областей ДО;
  6. организация работы с родителями ДО;

На протяжении следующего учебного года работать над осуществлением поставленных задач.

Руководитель ШМУ      В.Н. Лепаева

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут учителя математики на 2014-2015 учебный год.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя математики на 2014-2015 учебный год....

План ММо учителей математики на 2014-2015 учебный год

Планирование работы ММо учителей математики....

План ММо учителей математики на 2014-2015 учебный год

Планирование работы ММО учителей математики на 2014-2015 учебный год. Цели, задачи, основные направления....

План ММо учителей математики на 2014-2015 учебный год

Планирование работы ММо учителей математики....

План работы РМО учителей музыки на 2014-2015 учебный год

План работы РМО учителей музыки на 2014 -2015 учебный год...

Анализ работы РМО учителей музыки за 2014-2015 учебный год

Анализ работы РМО учителей музыки за 2014-2015 учебный год...

Отчет о работе учителя математики за 2014-2015 учебный год

Отчёт учителя математики за год . Тема:"Стимулирование познавательной деятельности как средство самореализации и саморазвития личности"...