Главные вкладки

    Речевая карта дошкольника
    учебно-методический материал на тему

    Данная речевая карта позволяет проводить обследование детей с 4 до 7 лет, делать сравнительный анализ развития речи детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rechevaya_karta_doshkolnika.doc519.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 6»

    РЕЧЕВАЯ КАРТА ДОШКОЛЬНИКА

                                                        .

                                                             ________________ группа

                                                             ________________ учебный год

    Сведения о родителях

    Ф. И. ребёнка

    Дата рождения

    Национальный язык, двуязычие

    Домашний адрес, телефон

    Дата поступления

    Мать (Ф.И.О., место работы)

    Отец (Ф.И.О.,  место работы)

    Дополнительные сведения

    Общий анамнез

    От которой по счёту беременности ребёнок

    Характер беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания, инфекции).

    Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные).

    Использование родовспоможения, стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

    Крик ребёнка (был, нет)

    Асфиксия (белая, синяя)

    Резус – фактор (отрицательный, совместимый)

    Вес                   , рост                          ,     по шкале Апгар при рождении

    Диагноз при выписке

    Дополнительное пребывание в роддоме, причины

    Особенности раннего развития (N[норма], с задержкой): держит голову с _____(в норме: с 1,5 мес.); сидит с _____(в норме: с 6 мес.); ползает с _____(в норме: с 6-7 мес.);  стоит с _______(в норме: с 10-11 мес.); ходит с ________(в норме: с 11-12 мес.); первые зубы в __________(в норме: с 6-8 мес.); к 12 мес.____зубов.

    Перенесённые заболевания:

     До года_______________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    После года ________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Раннее речевое развитие

    Гуление с________(в норме: с 2 мес.); лепет с ______(в норме: с 4-6 мес.); первые слова________(в норме: около 1 года); первые фразы_______(в норме: от 1,5 до 2 лет).

    Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ___________________________________________________________________________________________________

    Занимались ли с логопедом, с какого возраста

    I.  Осмотр.

    Органы артикуляции

    Особенности строения

    Губы

    Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы); прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой), шрамы, N.

    Зубы

    Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы, отсутствие зубов, N.

    Прикус

    Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения (нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одно - , двухстороннее), микрогения (малые размеры нижней челюсти), N.

    Твёрдое нёбо

    Палатосхиз (расщелины нёба); послеоперационные рубцы; высокое (симптомы: готическое, куполообразное, глубокое), субмукозная щель, узкое, плоское, N.

    Мягкое нёбо

    Длинное, укороченное, с послеоперационными рубцами, раздвоенное, отсутствие язычка, N.

    Язык

    Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, N.

    II. Обследование моторной сферы.

    Оценка

    Компоненты

    Задания

    3-4 года

    4-5 лет

    5-6 лет

    6-7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 – N;

    4 – допускает ошибки, но исправляет при повторном показе;

    3 – путается, выполняет задания неуверенно, с ошибками;

    2 – выполняет задания неправильно;

    1 – задания не выполняет.

    Оптико – кинестетическая организация движения

    Сложить 1-й и 2-й палец в кольцо

    Вытянуть 2-й и 3-й пальцы на руках («зайчик»)

    -

    -

    Вытянуть 2-й и 5-й пальцы («коза»)

    -

    -

    Пальчики «здороваются»

    Проба «кулак – ребро – ладонь»

    -

    -

    -

    -

    5 –  выполняет задания самостоятельно, точно, N;

    4 –  задания выполняет с недостаточным нажимом, нет чёткости линий;

    3 – выполняет задания с ошибками;

    2 – задания выполняет неправильно;

    1 –задания не выполняет.

    Зрительно – пространственный гнозис

    Показать правую, левую руку (ногу).

    -

    -

    -

    Показать правой рукой левый глаз, а левой рукой – правый глаз.

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    Показать предметы, которые находятся:

    вверху, внизу

    впереди, сзади

     справа, слева

    слева внизу,

    справа вверху,  слева вверху, справа внизу

    Оценка:

    Ведущая рука –     левша,     амбидекстр,      правша     (нужное подчеркнуть)

    III. Обследование психофизических процессов

    Оценка

    Показатель

    3-4 года

    4-5 лет

    5-6 лет

    6-7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 – N;

    4 –  допускает одну ошибку при дифференциации звучащих предметов и воспроизведении ритма;

    3 – дифференцирует звучащие предметы, воспроизводит ритм с большим количеством ошибок и исправлений;

    2 –  не дифференцирует звучащие предметы, не воспроизводит ритм;

    1 – не выполняет задания.

    Восприятие

    Слуховое

    Дифференциация звучащих игрушек.

    молоточек и дудочка;

    колокольчик и свисток;

    пищалка и погремушка.

    колокольчик и свисток;

    бубен и молоточек.

    погремушка и бубен;

    дудочка и молоточек.

    погремушка и бубен;

    колокольчик и металлофон.

    Восприятие и воспроизведение ритма

    .  .  .

    -  -  -

    -  -  .

    .  .  –

    -  .  -

    -  -  -  .

    .  .  .  –

    -  .  .  -

    - -  .  .  .

    .  .  .  -  -

    .  -  -  -  .

    Оценка:

    IV. Обследование речи. Сенсомоторный уровень речи. Общее звучание речи.

    Оценка

    3-4 года

    4-5 лет

    5-6 лет

    6-7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    к

    н

    5 – разборчивость речи не нарушена, дыхание свободное, голос модулированный, темп и ритм соответствуют норме;

    4 – разборчивость речи несколько снижена; возможны незначительные единичные нарушения дыхания и голоса;

    3 – речь невнятная, смазанная; возможны нарушения темпа, ритма, дыхания и голоса;

    2 – разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих; возможно появление гиперкинезов, заикания, отклонение тембра.

    1 – речь понятна только близким.

    Оценка:

                                                                                                                                               

    V.   Артикуляционная моторика.

    Оценка

    Упражнения

    3- 4 года

    4 – 5 лет

    5 – 6 лет

    6 – 7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 –  правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения;

    4 – все движения доступны, объём полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедленные;

    3 –  замедленное и напряжённое выполнение;

    2 –  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

    1 – невыполнение движений.

    «Улыбка»

    «Хоботок»

    «Лопатка»

    «Иголка»

    «Улыбка – хоботок»

    «Качели»

    «Лошадка»

    «Чашечка»

    «Окошечко»

    Оценка:

    VI. Звукопроизношение

    Оценка

    звук

    3 – 4 года

    4 – 5 лет

    5 – 6 лет

    6 – 7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    а

    б

    в

    г

    а

    б

    в

    г

    а

    б

    в

    г

    а

    б

    в

    г

    а

    б

    в

    г

    а

    б

    в

    г

    а

    б

    в

    г

    а

    б

    в

    г

    5 – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

    4 – один – два  звука правильно произносятся, изолированно и отражённо, но иногда подвергаются искажениями или заменами (недостаточно автоматизированы);

    3 – нарушено произношение трёх – пяти звуков;

    2 – в любой позиции искажаются или заменяются шесть – девять звуков;

    1 – искажениям или заменами во всех речевых ситуациях подвергаются от десяти звуков

    С

    Сь

    З

    Зь

    Ц

    Ш

    Ж

    Ч

    Щ

    Л

    Ль

    Р

    Рь

    Оценка:

    Другие звуки

                                    Примечание: а – изолированное произношение, б – в слове, в –во фразе, г – в речи. Условные обозначения: « - « - нет звука», «-> «,  - замена звука.

    VII. Слоговая структура слова

    Оценка

    3 – 4 года

    4 – 5 лет

    5 – 6 лет

    6 – 7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

    4 – воспроизведение точное, темп несколько замедлен, могут быть запинки;

    3 – замедленное, послоговое воспроизведение, с запинками, одно – два слова с искажением слоговой структуры;

    2 – искажение слоговой структуры слов;

    1 – невоспроизведение слогов.

    Дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы, батоны, панама.

    кот, вода, мост, спинка, фантик, тропинка.

    Самолёт, скворец, фотограф, микстура, мотоциклист, погремушка.

    тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик

    Структура предложения

    -

    -

    -

    -

    Сестрёнка развешивает простыни.

    Виолончелист укладывает инструмент в футляр.

    -

    -

    -

    -

    В универсаме продают продукты.

    Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

    Оценка:

    VIII. Фонематический слух

    Оценка

    Инструкция

    3 – 4 года

    4 – 5 лет

     5- 6 лет

    6 – 7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 – все задания выполнены верно;

    4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;

    3 – ошибки допускаются, исправляются после повторного воспроизведения;

    2 – часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

    1 – невыполнение заданий.

    Повтори (оппозиционные звуки).

    А–а –а,  у– у–у,        и–и–и,  уа, ау, мяу, му,  ав,  пи–пи–пи,     ко–ко –ко, га–га

    Па – ба, га – ка, та – да,

    ма – ба, ва – ка, ня – на.

    Ба – па – ба, да – та – да,

    ка – га – ка,  за – са – за,

    тя – та – тя, ша –жа–ша.

    Са – ша – са, ца – са – ца,

    ча – тя – ча,  ча – ща – ча,

    ла – ля – ла,  ла – ра – ла.

    Покажи картинки (дифференциация звуков ,не смешиваемых в произношении)

    кот - кит

    кот – кит, дом – дым,

    мышка – мишка, уточка – удочка.

    почка – бочка , сова – софа,         трава – дрова, корка – горка,

    пашня – башня, крот – грот, катушка – кадушка,

    мышка – мошка.

    Покажи картинки (дифференциация звуков, смешиваемых в произношении)

    бак – мак,

    миска – киска.

    коса – коза, кочка – кошка, миска – мишка, малина – Марина.

    суп – зуб, чёлка – щёлка, цапля – сабля, галка – галька.

    косы – козы,  лук – люк,                    миска – мишка,  сук – жук,                

    Оценка:

    IX. Языковой анализ и синтез

    Оценка

    Навыки

    Инструкция

    3 – 4 года

    4 – 5 лет

    5 – 6 лет

    6 -7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 – все задания выполнены верно с первой попытки;

    4 – допускаются одна – две ошибки, но исправляются самостоятельно;

    3 – задания выполняются с ошибками, одно – два задания недоступны;

    2 – большая часть заданий недоступна;

    1 – неверные ответы, отказ от выполнения заданий.

    Выделение заданного звука из слов.

    Покажи картинку, в которой есть заданный звук.

    [Р]: дом, рак, носки, рыба, банка, труба, корзина, тапочки.

    [Р]: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова.

    [Ш]: малыш, собака, шишка, шапка, мост, ежи, жираф, роза.

    [Л]: лапа, шапка, гриб, юла, улитка, топор, ромашка, шляпа, лыжи.

    Выделение ударного гласного в начале слова.

    Назови первый звук в слове.

    -

    -

    Аня, осы, улица, иглы.

    Аист, осы, уши, Ира.

    Утка, овощи, Аня, ива.

    Определение последнего звука в слове.

    Назови последний звук в слове.

    -

    -

    Сок, кот, сом.

    Кактус, банан, танк, палец.

    Грач, лещ, сыр, пол.

    Определение первого согласного звука в слове в слове.

    Назови первый звук в слове.

    -

    -

    -

    -

    Морковь, пол, вода.

    Банка, щётка, чайник.

    Определение последовательности звуков в слове.

    Назови по порядку звуки в слове.

    -

    -

    -

    -

    Кот, дом, нос.

    Вата, шины, рыба.

    Определение количества звуков в слове.

    Сколько звуков в слове?

    -

    -

    -

    -

    Рак, кит, бык.

    Луна, банан, шапка.

    Оценка:

    X. Лексика

    Оценка

    Словари

    Инструкция

    3 – 4 года

    4 – 5 лет

    5 – 6 лет

    6 – 7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

     N (словарный запас   достаточный, соответствует возрастной норме), в пределах обихода, резко ограничен;

    5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

    4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

    3 – большинство заданий выполняются с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

    2 – большинство заданий не выполняются;

    1 – невыполнение заданий.

    Номинатив            ный

    Назови предметы одним словом (по картинкам).

    игрушки, посуда, одежда, обувь, животные

    игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи,

    дикие, домашние животные, транспорт, мебель, фрукты.

    продукты питания, животные севера, животные юга, птицы, школьные принадлежности

    Предикативный

    Скажи, кто что делает (по картинкам).

    стоит, сидит, играет, рисует

    рисует, стирает, несёт, красит, моет, купается, везёт

    шьёт, вяжет, режет, вырезает, вышивает, пришивает

    учит, лечит, тушит, продаёт дрессирует, регулирует, варит, строит, ремонтирует,

    Скажи, кто и как передвигается (по картинкам).

    -

    -

    ходит, бегает, летает, ползает

    прыгает, мычит, воет, лает, мяукает, хрюкает, пищит, летает, скачет

    блеет, ржёт, мычит, кукарекает, каркает, крякает, ухает, чирикает, кудахчет

    Атрибутивный

    Назови, какого цвета

    красный, синий, зелёный, жёлтый

    белый, чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый

    голубой, оранжевый, красный, синий, зелёный, жёлтый

    фиолетовый, розовый, серый, оранжевый, голубой, коричневый

    Назови, какой формы предмет.

    круглый

    круглый, квадратный

    круглый, квадратный, овальный, треугольный

    круглый, квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный

    Синонимы

    Как сказать по-другому?

    -

    -

    -

    -

    врач(доктор),  будка (конура),колючки (шипы), лётчик (пилот), собака (пёс), варежки (рукавицы).

    маленький (малюсенький, крохотный), большой

    (огромный, громадный), грустный (хмурый, невесёлый).

    Предлоги

    Скажи, где находится?

    в, на

    в, на, над, под, по

    за, около, в, из, на, под, над, с, к, от

    под, из-под, за, из-за, между, через

    Оценка:

    XI. Грамматический строй речи

    Оценка

    Состояние словоизменения

    Инструкция

    3 – 4 года

    4 – 5 лет

    5 – 6 лет

    6 – 7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

    4 – единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса;

    3 – большинство заданий выполняются с помощью (стимуляция, расширении инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

    2 – большинство заданий не выполняются;

    1 – невыполнение заданий.

    Ед. и мн. число сущ-ных.

    Скажи, что это.

    столы, петухи, сумки, дома

    столы, рты, куклы, коты, окна

    коты, кольца, львы, реки, уши

    глаза, листья, стулья, воробьи, пни, деревья

    Ед. и мн. число глаголов.

    Скажи, что делают.

    Рыбки плавают.

    Петухи поют. Мальчики играют

    Рисуют, стирают, ходят, ползают.

    шьют, вышивают, купаются, вырезают, красят,

    учат, лечат, тушат, варят, строят, продают

    Употребление сущ-ных в косвенных падежах

    В.п. ед.ч.

    Что,кого нарисовал художник?

    -

    -

    -

    -

    дом, лису, ведро

    корову, льва, паука, мяч

    Р.п. ед.ч.

    Игра «Чего не стало?»

    -

    -

    -

    -

    кот, кольцо, лев, река, ухо.

    глаз, лист, стул, воробей, книга, пень, дерево

     Р.п. мн..ч.

    Скажи, чего много.

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    карандашей, вёдер, собак

    Согласование числительных два и пять с существительными.

    Назови по картинкам

    -

    -

    2кота, 5 котов,

    2 машины, 5машин

    2 мяча, 5 мячей,           2 розы, 5 роз,                                2 окна, 5 окон

    2 пня, 5пней, 2 воробья, 5 воробьёв,2  книги, 5 книг, 2 ведра, 5 вёдер

    Согласование прилагательных с существительными.

    Назови по картинкам

    синий шар, синяя лопатка, красная чашка, красный мяч

    красный мяч, синяя шапка, жёлтое ведро

    голубая бабочка, оранжевый апельсин, белое блюдце

     розовое платье, серая ворона, фиолетовый колокольчик

    Согласование местоимений с существительными.

    Расскажи, чья это вещь

    мой дом, моя рыбка, мой мяч, моя лопатка

    мой мяч, моя шапка, моё ведро

    моя бабочка, мой апельсин, моё блюдце

    -

    -

    Оценка:

    XII. Словообразование

    Оценка

    Словообразование

    Инструкция

    3 – 4 года

    4 – 5 лет

    5 – 6 лет

    6 – 7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 -  правильное, самостоятельное выполнение всех заданий;

    4 – единичные ошибки  исправляются самостоятельно или с помощью уточняющих вопросов;

    3 – большинство заданий выполняются с помощью (стимуляция, расширение инструкции, уточнение вопроса, подсказка);

    2 – большинство заданий не выполняются;

    1 – невыполнение заданий.

    Существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (предметы, детёныши животных).

    Назови предметы (детёнышей животных), ласково, так как они маленькие.

    домик, стульчик, чашечка, куколка

    столик, чашечка, куколка, котёнок, лисёнок, утёнок, слонёнок

    заборчик, носочек, ведёрко, окошечко, одеяльце, волчонок, бельчонок, козлёнок, медвежонок

    пальчик, избушка, крылечко, креслице, телёнок, жеребёнок, щенок, ягнёнок, барсучонок

    Относительные прилагательные

    Расскажи, из чего сделаны предметы и как они называются.

    -

    -

    -

    -

    снежная, кирпичный, каменный, железная, бумажный, деревянные, резиновый

    меховой, глиняный, соломенная, клюквенный, черепичная, яблочный, творожная, металлическая

    Притяжательные прилагательные

     Чья вещь (часть)?

    -

    -

    -

    -

    мамина, бабушкина, папина

    лисий, медвежий, кошачий, волчий, заячий, лошадиный, петушиный

    Приставочные глаголы

    Расскажи, как девочка Маша в лес ходила.

    -

    -

    -

    -

    -

    -

    пошла, подошла, обошла, зашла, вышла, отошла, перешла, сошла, пришла

    Оценка:

    XIII. Связная речь

    Оценка

    Навыки

    3 – 4 года

    4 – 5 лет

    5 – 6 лет

    6 – 7 лет

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    н

    к

    5 – предложение развёрнутое, составлено самостоятельно без нарушения лексико – грамматических норм;

    4 – предложение составлено с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы), в основном соблюдаются грамматические нормы, недостаточная развёрнутость;

    3 – предложение составлено с помощью (наводящие вопросы), фраза простая, присутствуют аграмматизмы;

    2 – предложение составлено по наводящим вопросам, присутствуют аграмматизмы, нарушения структуры предложения;         1 – составление предложений недоступно.

    Умение отвечать простой фразой.

    -

    -

    -

    -

    Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам.

    5 – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно – следственные связи между событиями; оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

    4 – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно, без аграмматизмов; допускаются нерезко выраженные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развёрнутость, единичные случаи поиска слов;

    3 – раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью; встречаются аграмматизмы, далёкие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла; связность рассказа нарушена;

    2 – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам; наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла: или рассказ не завершён, или представляет собой перечисление предметов;       1 -  рассказ недоступен.

    Составление рассказов по серии сюжетных картин

    -

    -

    -

    -

    5 – пересказ составлен самостоятельно, без нарушения лексико – грамматических норм; полностью передаётся содержание текста, соблюдаются связность, последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения;

    4 – пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном наблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного произведения, текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно – стилистических элементов, недостаточная развёрнутость высказывания;

    3 – пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла,

     бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений;

    2 – пересказ составлен по наводящим вопросам; связность изложения нарушена; отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы, неадекватное использование слов;

    1 -  пересказ даже по вопросам недоступен.

    Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).

    Оценка:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития

    Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

    Речевое развитие дошкольников и младшиих школьников

    В настоящее время происходят гуманизация и демократизация современного общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это непростое время большое внимание уделяется пр...

    Речевая карта дошкольника

    Очень важно найти удобную форму речевой карты дошкольника. Предлагаю Вашему вниманию вариант речевой карты, который очень подходит в том случае, когда основное содержание уже есть, а нет только первых...

    Речевое развитие дошкольников в оформлении предметно-развивающей среды группы.

    В связи с тем, что дети нашей группы имеют тяжелые нарушения речи, работа с ними ведется в течение всего дня не только логопедом, но и воспитателями. И для этой цели в группе имеется уголок для логопе...

    ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИВ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ....

    Способы повышения речевой активности дошкольников

    В данной работе представлены основные способы повышения речевой активности дошкольников....