ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья на тему

Подлесная Алла Владимировна

РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolpeyzazhnoynarechdoshk.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ

В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ»

Подлесная А.В.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить нас, взрослых. Воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность чувствовать гармонию, красоту окружающего мира.

Особое место занимает живопись в развитии речи. Речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения.

Знакомя детей со средствами выразительности в пейзажной живописи, их влияния на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста, мы ставим для себя цель: развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях искусства и в окружающей жизни; видеть единство содержания и средств выразительности живописи (роль цвета, композиционного построения, расположения картин на том или ином формате полотна); развивать речь детей с помощью картин русских художников.

Для достижения данной цели ставим следующие задачи:

·  учить понимать средства выразительности;

·  развивать мыслительную деятельность: умение сравнивать, анализировать, обобщать;

·  пополнять словарный запас детей специфическими изобразительными терминами;

·  обогащать речь детей выразительными средствами (эпитетами, сравнениями);

·  формировать умение высказывать свое отношение к произведениям искусства;

·  развивать художественное восприятие произведения искусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведения.

Знакомя детей с пейзажной живописью, мы раскрываем перед ними картину окружающего мира, при этом не ограничиваемся только перечислением изображенных на ней предметов, а раскрываем значимость труда самого художника, своеобразием его мастерства, что побудило художника написать эту картину, знакомим с секретами изображения, которые помогают художникам создавать картины, очень похожие на реальную природу.

Обращаем внимание детей на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды, показать настроение, которое вызвало у него общение с природой. Яркие, звонкие теплые цвета звучат весело, радостно, громко («Золотая осень» И. Левитана). Холодные тона звучат свежо, спокойно, бодро («Зима» И. Шишкина). Но можно еще и смешивать цвета, и тогда у зрителя появится новое ощущение, новое настроение. Например, цвета, смешанные с черной краской, звучат таинственно, загадочно, тревожно. Серые оттенки могут создавать ощущение грусти, тишины, мягкости. Сочетание контрастных красок создает ощущение опасности, тревоги.

Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей литературными выразительными средствами, при этом используются разнообразные методические приемы: подбор синонимов, антонимов, образных сравнений. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используются словесные, игровые упражнения, художественно-развивающие игры. Эта работа дает возможность детям почувствовать красоту и образность родного языка.

Продолжая знакомить детей со средствами выразительности, даем им представление о линии горизонта, как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем, среднем и дальнем плане (линейная перспектива). Наблюдая в природе за линией горизонта, рассматривая картины, дети на основе анализа делают обобщения. То, что расположено близко, изображено ярко, крупно, подробно, видны все детали. Чем дальше предметы, тем меньше они по размеру и бледнее по цвету.

Рассматривая линию горизонта на картинах, дети замечают, что она может быть расположена на разном уровне: высоко, посередине, низко, в зависимости от того, на что наше внимание хочет обратить художник.

Чтобы закрепить в представлениях детей понимание связи между содержанием произведения и средствами выразительности, можно использовать художественно-творческую игру «Составь картину». Детям предлагаются листы с разной линией горизонта и разной величины предметы (деревья, кусты, птицы, лес с закатом и т. д.), необходимые для создания пейзажа. В ходе игры ребенок приобретает умение вынашивать замыслы, у него возникает потребность выразить его в собственной творческой деятельности. Дошкольник понимает зависимость между содержанием и средствами выразительности. В ходе рассуждений развивается умение доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.

Для передачи главной мысли, для создания художественного образа имеет большое значение формат картины. Рассматривая картины с разным форматом, дети соглашаются с тем, что выбор холста, его размер и форма зависят от задачи, которую поставил перед собой художник. У детей развивается умение высказываться по поводу увиденного, приводя доказательства, оценки и суждения.

Таким образом, те знания, чувства, переживания, полученные при рассматривании пейзажных картин, отражаются в речевом развитии детей. Пополняется словарный запас специфическими изобразительными терминами – холодный, теплый тон, слов, связанных с композиционным построением картин. Обогащается речь детей средствами выразительности поэтического языка: эпитетами, образными сравнениями. У детей развивается художественное восприятие, воображениевидение единства замысла художника и средств выразительности. С помощью живописи развивается и мыслительная деятельность дошкольников: умение делать обобщения на основе анализа, сравнивать, объяснять, рассуждать. Полученные знания дают возможность выражать свои мысли и чувства словами. Конструкция предложений становится более сложной, более распространенной. Речевой уровень поднимается на более высокую ступень развития.

Библиографический список:

1.  Королева Т. В. 2007. Занятия по рисованию в детском саду. Москва: Центр Владос.

2.  Курочкина Н. А. 2000. Знакомство с пейзажной живописью. Санкт-Петербург: Детство-Пресс.

3.  Ушакова О. С. 2003. Развитие речи и творчества дошкольников. Москва: Издательство Института Психотерапии.

4.  Чумичева Р. М. 1992. Дошкольникам о живописи. Москва: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе

В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...

Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс

          Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.

Выполнено логопедом Проскуриной  М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...

Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год

Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...