Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

            Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использовании своего родного языка. А также интересный анализ некоторых номеров известных газетных изданий с точки зрения их влиянияния на воспитание культуры языка и общества и речевой агрессии в некоторых публикациях.                                                                                                                                               Русский язык создавался и совершенствовался годами и столетиями. Он, по словам А.И.Куприна, "красив, певуч и выразителен". Но мы порой используем корявые, невыносимо грубые слова, потому что мало читаем или просто плохо воспитаны.                                                                                                                      практическим выходом такой исследовательской работы стали доклады ребят, презентация к уроку,создан Словарь молодежного сленга и в дальнейшем участие в научно-практической конференции старшеклассников "Шаг в будущее".                                                                                                                                      В ходе выполнения данного проекта ребята стали более требовательно относиться к себе и другим, учатся более разборчиво выбирать друзей, книги, газеты и телевизионные передачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

                  Урок-проект по русскому языку

                         для учащихся 9-х КЛАССОВ  

      « РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА И РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ"

         

          БАРТНОВА ИРИНА ПЕТРОВНА, учитель русского языка и лИТЕРАТУРЫ

Учебный предмет: русский язык.

Цели урока:    

1. Образовательные:  формировать  умения и навыки  исследовательской деятельности, владеть монологической и диалоговой речью.

2. Воспитательные:  воспитание бережного отношения к языку, к культуре речи.

3. Развивающие: развитие умений выделять главное, обобщать изучаемые факты и делать выводы.

Форма урока: урок-проект.

Оборудование:  презентация к  уроку, цитаты о словах из библии, схемы, творческие исследования ребят, Словарь молодежного сленга.

Содержание:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщение 1 группы исследователей по теме: «Актуальность темы исследований»
  3. Сообщения 2 группы по теме: «Речевая культура и культура общения»
  4. Сообщения 3 группы по теме: «Ненормативная лексика»
  5. Сообщения 4 группы по теме: «Речевая агрессия в газетном тексте»
  6. Подведение итогов работы. Заключительное слово учителя.

                                                    Ход  урока.

  1. Вступительное слово учителя.

        Наш урок посвящен очень актуальной теме – изучению словарного запаса школьников и взрослого населения и бережного  использования своего родного языка. О богатстве и красоте русского языка говорили многие наши поэты и писатели, но мне хочется напомнить вам  высказывание А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен». К сожалению,  мы часто забываем об этом и используем корявые, невыносимо грубые слова, потому что мало читаем или просто плохо воспитаны.  Учащиеся 9  класса провели самостоятельные наблюдения,  анкетирование, изучили и обобщили полученные результаты.  Практическим выходом  этих исследований будут их выступления по теме  «Речевая культура и речевая агрессия».  Я хочу представить основных докладчиков и темы их исследований.    

                                       

                                            Творческие отчеты групп.

Группа 1. «Актуальность темы. Объекты исследования»

           Актуальность темы «Речевая культура и речевая агрессия» очевидна. Уже не первый год идут дискуссии об экологии окружающей среды и человека. Но мы думаем, что настало время говорить об экологии слова, экологии общения, экологии языка, поскольку современный человек общается неумело, невнятно, порой нанося собеседнику непоправимые душевные травмы. Нам важно понять, что речь – это не только средство общения, но и духовная святыня. Человек, понимающий речь как духовную ценность, никогда не осквернит ее неправильными формами, грубыми жаргонными словами и всякого рода «хламом».  Об этом предупреждают нас слова из библии: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ…» Библия. Мф. 12.

           С этой целью нам было очень интересно изучить речь учащихся 5-9 классов, речь жителей нашего села, а также проанализировать некоторые печатные издания на использования ими жаргонной лексики. Для этого мы разделились на 4 группы, определили цели и задачи, способы и объекты исследования.

Группа 2.  «Речевая культура и культура общения».                                                              Речевая культура и культура общения не возникает сама собой. Не является чем-то врожденным, ей можно и нужно учиться. На уроках русского языка  и факультативных занятиях наш педагог проводила с нами интересные семинары, учила «прислушиваться»  к словам и самостоятельно находить речевые ошибки. Вначале это вызывало хохот.  Затем опасения в правильности своей речи, а потом постепенно мы сами стали улавливать на слух эти «шедевры».  У нас собралась целая коллекция.  Вот самые свежие из них…

1.«Ученик ведет утреннюю зарядку в классе и подает команду: « А теперь вращаем башками»

2.«Мои друзья живут в разных клочках земли»

3. Беседа по этикету:  «Сидев за столом, нельзя ложить локти на стол, чтобы не возникал сосед»

                 Очень часто встречаются и такие выражения : автобиография жизни, ведущий лидер, главная суть. К сожалению, некоторые ребята очень любят использовать грубые, жаргонные слова: гнида, лох, жид, чушок, пахан.

В своем классе мы проводили речевую игру «Объяснение в любви», получилась веселая зарисовка из жизни юноши Кузи и девушки Маришки. (Приложение № 1)                                                                                                         Возникла идея показать эту сценку для всей школы.  Ребятам было весело, но многие не признавали серьезность проблемы. Стало очевидно, что молодежный сленг стал частью нашей жизни. Именно тогда и возникло решение более глубоко изучить этот вопрос. На протяжении месяца мы слушали и записывали в блокнот современные словечки учащихся 5-9 классов. Мы слушали в школе, на улице, в клубе, в спортивном зале. Слов оказалось так много, что мы решили составить Словарь молодежного сленга.  ( Приложение № 2)

         В итоге этой исследовательской работы мы пришли к выводу, что     1. Сленг – это способ расширения лексики языка.                                                                                             2. Сленговые словечки довольно точно и выразительно характеризуют то или иное социальное явление.                                                                                                                                        3. НО! Необходимо помнить о чувствах  меры и такта при их использовании.                                                                                        

Группа 3.  «Ненормативная лексика»

             Самым большим злом в речи наших сограждан, мы считаем использование жаргонных слов и нецензурной лексики. Нас оскорбляет мысль о том, что некоторые считают, что нецензурные  слова не разделимы от русского народа, и связаны с его своеобразным характером.  Это неправда!                                                                                                     Еще в библии было сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…»

            Русские считали матерную брань богохульством. По соборному уложению Алексея Михайловича Тишайшего за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А в 19 веке на матерщинников смотрели   как на безбожников, антихристов.                                   Стихией, в которой матерная брань бушевала, как грязное море, явилась Красная Армия. И понятно почему: в ней торжествовало воинствующее безбожие, неграмотность, духовное обеднение.

           Изучая речь жителей нашего населенного пункта, мы пришли к выводу, что ругаются и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция. Ругаются взрослые и дети. Как мозаика из кубиков, складывается картина всеобщей зараженности нашего общества сквернословием. Неужели многие не вкладывают смысла в этот словесный сор? Может быть, все это не так уж и страшно? На самом деле, некоторые взрослые так и не смогли ответить на простые , казалось бы, вопросы: какие книги вы читаете, какие смотрели фильмы во войне, посещаете ли вы театр…Все это говорит об очень низкой культуре человека.  Душа ругающегося становится крайне циничной, ожесточается против всех. Особенно неприятно, когда произносит плохие слова ребенок, услышав их от взрослых. Так начинается разрушение нравственного мира маленького человека  Любое «нечистое» слово оставляет черное пятно в нашем сердце. Не зря говорят: доброе слово  лечит, а злое – калечит!»                                      

          В итоге своей исследовательской работы мы пришли к  выводу: 1.Ненормативная лексика используется довольно часто в речи, что просто недопустимо.                                                                                    2.Ненормативная лексика ведет к упадку нравственности человека и его дальнейшей деградации.                                                                                                                             3.Для расширения словарного запаса необходимо читать книги, особенно классиков 18-19 века, где дается эталон русской речи.                            

Группа 4. «Речевая агрессия в газетном тексте»

         Очень действенным средством воспитания культуры языка и общества является язык средств массовой информации. Сегодня демократизация публицистического стиля привела к активному использованию спонтанной устной речи и жаргонизмов. И это теперь, к сожалению, воспринимается как норма. Говорить «плохо»  стало модным, потому что так говорят известные депутаты и бизнесмены, певцы и артисты.

          Мы проанализировали некоторые публикации и пришли к выводу, что в СМИ появился феномен речевой агрессии. Речевая агрессия появляется в негативной эмоциональной оценке и жестком отношении к чему-либо или кому-либо, а также перенасыщение текста негативной информацией.

          Нами были просмотрены подшивки газет:  «АИФ», отдельные номера «Литературной газеты», газеты «Жизнь», «Народной газеты».  Мы заметили, что такая агрессия проявляется чаще всего в публикациях на социально-политические темы, в критических статьях, посвященных театру, кино и эстраде. Очень часто используется такая лексика во время подготовки и проведения выборов всех ветвей власти. Например, чинуши(о чиновниках), грязные политики, вонючие жулики и т.п. Используя такие слова, автор хочет унизить, оскорбить, даже опозорить адресата. Это бранная, жаргонная лексика. В качестве примера можно привести заголовок статьи о деятельности члена Совета Федерации: «На хрена попу гармонь» (Газета «АИФ»)

       В газетах появилось много слов из криминала. Активно используются такие слова, как: разборки, наезды, беспредел, мочить, отмазать, оттопыриться и другие.  Например, в «Народной газете» в статье «Предел беспределу» напечатан такой текст: «Место, где сегодня тусуется молодежь (о культурно-развлекательном комплексе), вход всего-то рубль, то есть стольник.  И «торчи» хоть до утра!»

Но особенно неприятно было читать оскорбительные статьи в адрес президента и страны в целом. Например, в газете «АИФ» название статьи «С кремлевского двора на скотный» (о визите президента в подмосковное село). Особенно грешит этим популярная газета «Жизнь». Журналисты не стесняются оскорблять страну, в которой они продолжают жить и работать. Эта газета очень часто перегружает тексты  негативной информацией. На одной полосе газеты пестрят заголовки: «Охотник умер от бешенства», «Убийца не пожалел малыша», «Людоед». Читатели невольно привыкают к такому негативу, статьи уже не вызывают чувства сострадания и сопереживания, а приводят к депрессии и эмоциональной агрессии общества.

  1. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

          В ходе выполнения данного проекта ребята стали более требовательно относиться к себе и другим, учатся более разборчиво выбирать друзей, книги, газеты и телевизионные передачи. Всем стало очевидно, что, имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего мира,  люди чаще начинают использовать сленговые и нецензурные слова.  Это происходит потому,  что в их памяти мало слов,  которыми можно назвать то, что они увидели, услышали, почувствовали. Думаю, что наш проект опровергнет мнение об ограниченности нашего языка,  и ребята заявят о себе как о настоящих патриотах, которым не безразлично культурное будущее своей страны.            

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ №1.  

                                  Сценка «Признание в любви» 

Кузя: Эй, чувиха! Свет моих очей! Открой окошко поскорей! Продрог стоять тут на ветру, я от любви с ума схожу!    

Маришка: Кузя, ты чё? Обалдел?

Кузя: Мариш, айда,  оттянемся!

Маришка: А у тебя бабло есть?

Кузя: Нет, я на мели!

Маришка: А что приперся?

Кузя: Ну выходи побазарить, замутим чё - нибудь.

Маришка: Да брось панты. Щас родаки проснутся, настучать тебе по репе

Кузя: Блин, стремно!

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

                              Словарь молодежного сленга.       

Бабло - деньги

Отпад - красиво

Базарить - говорить

Отстой - плохо

Вау -  удивление

Отморозок- бесшабашный чело      Отморозок - бесшабашный человек

Внатуре - правда

Панты - хвастовство

Верняк - верно

Прикол - шутка

Вставило - рассмешило

Прикид - одежда

Грабли - руки

Продвинутый - современный

Дрыхнуть - спать

Родоки - родители

Жид - жадина

Салют - привет

Замутить - придумать

Стремно - неудачно

Копыта - ноги

Супер - очень хорошо

Колбаситься - веселиться

Тащюсь - нравится

Круто - хорошо

Тормоз - глупый

Классно,клево - здорово

Угол - нос

Клифт - пиджак

Улет – хорошо

Лох - отсталый человек

Хвальник - рот

Манатки - вещи

Хавать - есть

Наехать - поругать

Чердак - голова

Не гони  – не ври

Чики - девушки

Нормуль - всё нормально

Шкет - малыш

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для выступления на родительском собрании "Раны, нанесённые словами. Проблема речевой агрессии."

В последнее время остро стоит  вопрос речевой агрессии при общении людей друг с другом. Слово - великое оружие , которое может служить не только во благо, но и на стороне зла. Невозможно полность...

Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Культура русского речевого общения» 7 класс

Календарно-тематическое планирование факультативного курса  «Культура русского речевого общения» 7 классЗадачи курса учить детей:    - адекватно воспринимать и создавать текст...

Речевая агрессия и ее влияние на становление личности подростка

Речевая агрессия-это ответная реакция на агрессию,которая выражается в употреблении ненормативной лексики.Почему грубят наши дети? Как с этим бороться? Советы родителям и педагогам....

Консультация для воспитателей "Обучение старших дошкольников культуре театрализованного речевого поведения"

методика обучения старших дошкольников культуре театрализованного речевого поведения...

Стилистика и культура речи.Речевой этикет. Контрольная работа

В контрольной работе по речевому этикету ( курс стилистика для 7 класса)  содержатся вопросы, рассматриваемые на уроках и предусмотренные  авторским тематическим планированием. Последнее зад...

Рабочая программа курса по выбору "В слове, как в зеркале. Культура речевого общения". 5 класс

Рабочая программа курса по выбору "В слове, как в зеркале. Культура речевого общения". 5 класс...

Календарно-тематическое планирование курса по выбору "В слове, как в зеркале. Культура речевого общения". 5 класс

Календарно-тематическое планирование курса по выбору "В слове, как в зеркале. Культура речевого общения". 5 класс...