«Организация самоподготовки в коррекционной, образовательной школе»
материал на тему

Лукичёва Марина Анатольевна

ДОКЛАД на ШМО воспитателей по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samopodgotovka_1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ Г.ПОДОЛЬСКА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ V ВИДА»

142104, МО, г. Подольск, ул. Народная , д.6/18; т.: 54-98-76, 69-97-18

ДОКЛАД на ШМО воспитателей

по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

                                                                                            Подготовила: воспитатель

                                                                                            Лукичёва М.А.  

Подольск

по теме: «Организация самоподготовки в коррекционной, образовательной школе»

ПЛАН

I. Место и значение самоподготовки в учебно-воспитательной работе……...3

II. Цели, задачи, содержание работы……………………………………………4

III. Организация самоподготовки………………………………………………..5

3.1. Требования к самоподготовке………………………………………………5

3.2. Организация работы…………………………………………………………6

3.3. Педагогические формы и приемы, методы самоподготовки……………..7

IV Коррекционная работа……………………………………………………….10

4.1. Использование дополнительного материала……………………………...10

4.2. Работа над связным текстом………………………………………………..11

4.3. Словарная работа на самоподготовке……………………………………...12

V. Заключение……………………………………………………………………13

Список использованной литературы…………………………………………...14


I. Место и значение самоподготовки в учебно-воспитательной работе

Самоподготовка – один из важных моментов работы педагога-воспитателя.

Перед воспитателем стоит задача научить детей самостоятельно работать, работать с учебником, тетрадями, пособиями; развивать у учеников интерес к учебе, познавательной деятельности, воспитывать у учащихся трудолюбие, любознательность.

Эти задачи решаются во время приготовления домашних заданий (самоподготовки).

Самоподготовка – раздел воспитательной работы. Строится на определенных принципах:

1. Закрепление знаний, умений, навыков. Самостоятельный раздел педагогической работы (организация и методы). Задачи, которые решаются шире, чем задачи решаемые на уроках.

2. Развитие самостоятельности учащихся (развитие познавательной активности, воспитания у учащихся умения учиться).

3. Связь учителя и воспитателя:

- содержание цели и задачи учебного процесса определяются учителем.

4. Индивидуальный подход к учащимся. В одном и том же классе обучаются дети с различными формами речевых нарушений, с различными особенностями личности и структурой интеллектуальной деятельности ученика.

5. Постоянная речевая коррекция.


II. Цели, задачи и содержание работы на самоподготовке

На самоподготовке постоянно решаются задачи коррекционно-педагогической работы.

1. Закрепление речевых навыков. По 5-10 минут воспитатель занимается артикуляционной гимнастикой, автоматизацией, дифференциацией звуков (автоматизация «р», дифференциация «с-ш» и т.д.).

2. Закрепление и расширение словаря при отработке материала по данной теме. Воспитатель повторяет старый материал, закрепляет слова по новой теме.

3. Развитие связной речи. Работать над содержание высказывания, его структурой и грамматическим оформлением учащиеся обучаются правильному построению предложения, составлению вопросов к этому предложению. Составляется заданная схема.

Схема-план изменяется.

4. Текущая коррекция. Постоянно исправляются неправильно произнесенные звуки, структуры слова и предложения.

5. Дополнительные задания в соответствии с речевым отклонением детей:

- работа над словарем (подбор однокоренных слов, подбор синонимов, антонимов; лото, речевые игры);

- работа над грамматической структурой речи (упражнения, развивающие связную речь, составление рассказов, пересказы, речевые игры);

- задания по звукопроизношению, структуре слова;

- работа над письменной речью (запись слов в кроссвордах; речевые игры с написанием слов и фраз);

- работа над техникой чтения, над пониманием текста (чтение по ролям, с пропущенными буквами).

III. Организация самоподготовки

3.1. Требования к самоподготовке

1. Самоподготовка проводится после отдыха детей, во второй половине дня, после прогулки, строго по режиму дня.

2. Время, отведенное на самоподготовку, определяется соответственно возрасту учащихся:

- 1-ый класс – до 1 часа;

- 2-ой класс – от 1 часа до 1,5 часа;

- 3-4 класс – от 1,5 до 2 часов;

- старшеклассники – от 2,5 до 3 часов.

Время самостоятельной работы для каждого возраста разное, ученик 1 класса работает по 10-15 минут, ученик 4 класса – до 25 минут самостоятельно.

3. Необходим отдых между различными занятиями, 3-5 минут – разрядка. Однообразие обстановки и деятельности вызывают утомление, снижают работоспособность.

4. Порядок выполнения определяется сложность учебного материала. Начинаем выполнять от более сложного к более легкому.

5. Осуществляется ежедневная связь учителя и воспитателя для выработки единых требований к воспитанию личности ребенка. В начале каждой четверти учитель знакомит воспитателя с календарным и тематическим планом класса, обращает внимание на прохождение трудных тем; вырабатываются требования к учащимся индивидуально подхода, намечается индивидуальная коррекционная работа.

Ежедневная связь осуществляется с помощью бесед и записей в тетради взаимосвязи. В беседах воспитатель сообщает учителю о тех трудностях, с которыми ученики сталкиваются во время выполнения домашнего задания. В тетради взаимосвязи учитель записывает рекомендации, индивидуальные задания. Результаты работы совместно обсуждаются (Приложение: «Тетрадь связи учителя и воспитателя»).

3.2. Организационная работа

Начинают самоподготовку с беседы о прошедшем дне, об успехах учащихся, об их поведении. Проводится организационная работа, дети готовятся к выполнению заданий. Беседа – короткая, емкая по содержанию. Дети настраиваются на выполнение заданий (Приложение).

Порядок выполнения домашнего задания определяется воспитателем. Например: в первом классе чтение, во втором-третьем классе – математика. Те, которые сложнее, объемнее – выполняются в первую очередь.

Чтобы учащиеся не уставали, можно чередовать письменные задания с устными.

Задания по предметам выполняются учащимися после беседы воспитателя, в которой отмечаются этапы работы, устанавливаются действия, которые требуются для выполнения каждого задания, определяется последовательность действий. Общие правила выполнения задания записаны в «памятках» (Приложение).

В начальных классах необходим постоянный контроль (фронтальный и индивидуальный). Выполнение письменных заданий проверяется по ходу самоподготовки.

Ученикам, которые выполнили задание быстрее, дается задание из дополнительного материала.

Воспитанникам оказывается помощь: проводятся наблюдения, контроль за их работой. Воспитатель делает выводы, как ученик занимается, каковы результаты его работы, какие у него  трудности, соответствует ли объем материала и нагрузка установленному регламенту времени.

Воспитатель наблюдает за тем, как ученики владеют навыками самостоятельной работы, как соблюдают правила выполнения работы; направляет их действия.

В конце работы обязателен заключительный контроль. Проверяется наличие письменных работ у всех учеников.

Проверка устных предметов проводится индивидуально и выборочно.

После завершения самоподготовки обязательно подводится итог, в котором отмечается активность детей на занятии, качество выполнения заданий отдельными учениками и всей группой, говорится о причинах затруднений отдельных учеников, о том, что поможет им делать задания хорошо (Приложение).

На самоподготовке должна соблюдаться тишина. Возможна непринужденная беседа между детьми, передвижение детей по классу, обращение к воспитателю с вопросами. Разговоры в полголоса, чтобы не мешать другим учащимся.

Большую помощь в контроле могут оказывать воспитателю сами дети. Формы взаимной ученической помощи и контроля могут быть самые разнообразные. Зависят от возрастных особенностей школьников, успеваемости, уровня воспитанности учащихся и подготовленности к самостоятельной работе.

Учащиеся объединяются парами, когда ученика, нуждающегося в помощи и контроле, объединяют с учеником, который ему оказывает помощь.

Группы составляются по разному: с учетом общего развития; с учетом сочетания сильных и слабых; с учетом взаимных симпатий.

3.3. Педагогические формы и методы самоподготовки

Самоконтроль (самопроверка).

1. Развитие самостоятельности у детей возможно при обучении учащихся самопроверке. Организованная, быстрая подготовка зависит от умения проверять выполненное задание.

К способам самоконтроля относится сличение написанного в тетради с текстом учебника; сопоставление написанного с изученными правилами, проверку правильности выполнения задания. Составление плана при подготовке к сочинению.

Самоконтроль по математике возможен в способе обратных вычислений.

Организация самостоятельной работы учащихся требует знания индивидуальных особенностей, способностей и затруднений ученика.

2. Контроль  воспитателя.

Выделяют несколько видов контроля:

- индивидуальный, групповой, фронтальный;

- контроль за усвоением задания, опережающий контроль, контроль в процессе выполнения задания, завершающий контроль.

Метод

Индивидуальный контроль устных заданий происходит с подробными ответами ученика воспитателю, одноклассникам; когда сильные ученики спрашивают слабых. Индивидуальный контроль письменных заданий проводится со слабыми учащимися.

Метод

Групповой контроль используется когда группе учащихся (из слабых и сильных учащихся) дается задание. Группа распределяет роли, придумывает план, продолжение рассказа (при выполнении устных заданий). Воспитатель в это время работает со слабыми учащимися.

Метод

Фронтальный контроль – проверка учащихся, проводится с письменными уроками. Воспитатель подходит к учащимся, обращает внимание на ошибки при выполнении упражнения («Посмотри на это слово», «На какое правило эта ошибка?»).

Устный фронтальный контроль это проверка правила, на которое дается письменное задание.

Для развития познавательной активности и самостоятельности необходим индивидуальный подход к учащимся.

Контроль выполнения домашнего задания включает в себя:

- Контроль за усвоением задания. Когда проверяется задание, которое ученик будет выполнять; составляется алгоритм выполнения задания. Контроль за слабыми в речевом отношении учащимися.

- Опережающий контроль предполагает предупреждение ошибок, когда ясно, какие ошибки будут допущены (проверка правил перед письменным упражнением).

Это фронтальная работа (метод).

Сильный ученик вспоминает правило, а слабый подробно объясняет правило.

- Контроль в процессе выполнения задания может быть подробным и выборочным. У сильных учеников выборочно, указывается ошибка и правило на которое сделана ошибка; слабый ученик подробно контролируется (спросить правило на которое сделана ошибка).

Завершающий контроль. Воспитатель просматривает письменные задания. Ученик перед эти еще раз проверяет выполненное задание.


IV. Коррекционная работа

4.1. Использование дополнительного материала на самоподготовке

Использование дополнительного материала необходимо для привития интереса к учебе. Его делят на две группы:

- материал для домашнего задания (упражнения);

- дополнительный материал.

Использование материала для домашнего задания:

- развитие познавательной активности;

- закрепление материала, проверка знаний;

- коррекционное воздействие.

1. Задания выдаются сильным ученикам, которые выполнили задания.

(составить предложения по схемам, составить словосочетания; подобрать к словам синонимы, антонимы).

2.Закрепление пройденного материала и проверке знаний даются упражнения по теме.

3. При использовании дополнительного материала коррекционное воздействие необходимо (индивидуальная и групповая работа); словарная работа.

Собственно дополнительный материал подбирается в соответствии с уровнем развития детей, с их личным склонностями, направлено на:

- развития мышления и речи;

- развитие познавательной активности;

- коррекционное воздействие.

В игровой интересной форме детям даются задания на находчивость, сообразительность (ребусы, головоломки, речевые игры, игры головоломки) («Двадцать слов» двадцать слов с гласной «а», «Все помню – города», «10 слов на одну букву» /река, город, животное и т.д./, решение кроссвордов).

4.2. Работа над связным текстом

При выполнении домашнего задания по чтению воспитатель ставит перед собой цели:

1. Отработать навыки чтения (звукопроизношение, интонация, понимание текста).

2. Развивать связную речь (отвечать на вопросы, составлять план, пересказывать).

3. Развивать образное, логическое мышление (пересказывать, составлять рассказ).

После проведения словарной работы учащиеся могут «читать про себя», младшие читают по предложениям. Пока ученики читают «про себя», воспитатель читает со слабыми учениками. Все виды чтения сопровождаются коррекционной работой.

При работе над пересказом сначала восстанавливаются в памяти новые слова («прочитайте, выпишите слова», «выделите слова….», «найдите ответы на вопросы») используется выборочное чтение.

Бывает два вида пересказа:

- подробный, близкий к тексту для небольшого отрывка (развитие связной речи);

- краткий пересказ – близкий по смыслу.

Выборочное чтение применяется к слабому ученику (индивидуальная работа). Сильные ученики самостоятельно разделяют текст на смысловые куски. Подробный пересказ спрашивается у слабых учеников. Сильные ученики помогают спрашивать товарищей: хорошо использовать взаимопроверку.

При  развитии образного логического мышления чтение текста происходит с постановкой задачи (текст уже отработан). Используются индивидуальные и групповые формы контроля воспитателем (коррекция сопровождает работу). Фронтальная работа не используется.

4.3. Словарная работа на самоподготовке

Выделяют два вида словарной работы на самоподготовке:

- работа над пассивным словарем;

- работа над активным словарем.

Активный словарь – совокупность слов, хранимых в памяти, которые могут в любой момент быть использованы человеком.

Пассивный словарь – слова, которые человек знает, но никогда не употребляет в жизни.

Слово произносится для зрительного восприятия, записывается на доске. Ребенок может видеть его в книге. Воспитатель выясняет его значение через определения, понятия, через синонимы, через однокоренные слова. Пассивный словарь отрабатывается по ходу чтения.

В работе над активным словарем выделяется работа над словом, которой уже есть в пассивном словаре детей и над новыми словами. Учащиеся выполняют задания:

- составление предложений с этим словом;

- нахождение ошибок в составлении словосочетаний с данным словом;

- замена в предложении определенного слова данным словом.

Проводится работа для введения слова в активный словарь (использование в словосочетаниях, в предложениях, самостоятельное употребление при пересказе).

Методы:

Групповая работа (проговаривание слова хором).

Индивидуальная работа (по ходу изучения текста).


V. Заключение

Итак, в реальной работе (педагогической практике) многие формы, приемы сливаются, накладываются один на другой, цели перекрещиваются.

Но для того, чтобы методически правильно, грамотно, целесообразно организовать, провести самоподготовку (воспитательное мероприятие) мы должны четко знать, ясно представлять все методы и приемы, чтобы правильно их использовать.


Список использованной литературы

1. Ежемесячная газета «Педсовет» № 7, 2004г.

2. «Педагогическое товарищество» № 5, 2004г.

«Моя любимая продленка» «Организация самоподготовки»

3. «Организация самоподготовки» (учебно-методический кабинет дефектологии» канд. пед. наук В.И. Селиверстов.

4. «Организации и содержание работы в группе продленного дня» И.Н. Попова, С.А. Исаева. Дидактика М.: 2004г.

5. «Педагогика» (учебное пособие).

6. «Логопедия» (под редакцией проф. Л.С. Волковой) (учебное пособие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга с специальной (коррекционной) образовательной школой №370.

Презентация "О сотрудничестве ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга  с  специальной (коррекционной) образовательной школой №370 для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям...

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8-го ВИДА

Даётся пояснительная записка к рабочей программе по логопедии для 1-5 классов школы VIII вида. Указаны основные цели и задачи, темы по классам,  и что должны уметь и знать к концу каждого класса ...

Программа по математике для специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида Математика 6 класс

Адаптированная программа в отличие от программы, допущенной Министерством образования РФ, рассчитана на 204 часа....

Программа логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Данная программа расчитана для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представленная программа включает в себя: пояснительную записку, в которой определены актуальность и необх...

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа по географии 7 класс, разработанная на основе ФГОС для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для обучающихся с умственной отсталостью)

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;На основе программы Т.М.Лифановой для специальной ...