Программа логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
рабочая программа по теме

Клычёва Наталья Александровна

Данная программа расчитана для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представленная программа включает в себя: пояснительную записку, в которой определены актуальность и необходимость разработки и введения данной программы; обозначены принципы, цели и задачи программы; указываются форма, блоки, методы, технологии и ожидаемые результаты; календарно-тематическое планирование. Программа прошла экспертизу в Институте развития образования Сахалинской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logopedicheskoy_korrektsii_7klass.docx82.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждена

Педагогическим  советом

ГКОУ CКШИ№1

Протокол №2

от «  2 »   ноября  2011 г.

Директор ГКОУ СКШИ №1

 ______________Р.Г.Балашов

Программа

 логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

                                                                                                                                 Автор:

Клычёва Наталья

Александровна,

учитель-логопед

Тымовское

2011

Содержание

  1. Пояснительная записка  ……… …………………………………….............  3

1.1. Цели и задачи программы ………………………………………………….. 5

1.2. Блоки логопедической коррекции …………………………. …………… . 7

1.3.  Критерии эффективности программы ……………………………………10

1.4. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………...11

2.Содержание программы ……………………………………………………..  12                                                                                      

3. Тематический план ………………………………………………………….  14                                                                                              

4. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий ……... 17                

5. Литература…………………………………………………………………… 31                                                                                                          


Пояснительная записка

            Программа  определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы, имеющих системное недоразвитие речи, испытывающих трудности при изучении русского языка (овладении письменной и устной речью).

           Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством  обучения. 

          Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей, обучающихся по программам специальной (коррекционной) школы  VIII вида, способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

         В учебный план коррекционной школы  для детей с нарушениями интеллектуального развития вводятся  логопедические занятия  с 1 по 7 классы. В 1-6 классах нами реализуется Программа логопедической коррекции для 1-6 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (автор Стрельникова Н.В.).  Программа логопедической коррекции  для 7 класса не разработана, поэтому возникла необходимость   создания программы, обеспечивающей реализацию учебного плана по логопедии в 7 классе.

В процессе разработки программы были проанализированы программы, размещенные в интернете.  Так,  изучив программу логопедической коррекции для 0-7 класса Бейской специальной (коррекционной) школы–интерната (автор  Рузина А.И., учитель-логопед), размещенную на сайте www.school19147.ru, пришла к выводу, что данный автор использует в своей работе программу Стрельниковой Н.В., но при этом содержание материала 6 класса повторяется и в 7 классе. Учитель-логопед Ашапской коррекционной школы-интерната VIII вида (автор Шарлаимова Л.П., (www.mkuashap.narod.ru) предлагает свою программу с 1 по 7 класс. Однако, данная программа не соответствует требованиям, предъявляемым к структуре учебных программ, в ней не выделены  основные блоки коррекционной работы, не определены критерии  оценки результатов и эффективности освоения программы.

           Работа по исправлению речевых нарушений у детей, обучающихся по программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида должна строиться с учетом степени проявления речевого дефекта обучающихся, возрастных и индивидуальных особенностей, программы по русскому языку. Поэтому особенностью программы логопедической коррекции, представленной здесь, является её построение по цикличному принципу, она предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

         Нарушения речи у большинства обучающихся 7 класса в данном учреждении  носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- недоразвитие  фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи, связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны (в рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями; связные тексты состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения);

- дислексия;

- дисграфия.

          Одним из условий, способствующих эффективности программы, является логопедическое воздействие, направлено  не только на один изолированный дефект, а на речевую систему в целом.

Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся 7 класса, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

Основные задачи программы:

 

1.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

 

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

 

3.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

         В основе  программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;

- системности – изучения ребёнка как целостного,  своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

 - здоровьесберегающий принцип - количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

           Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений отводит на изучение логопедии в 7 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю).

       Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного обследования устной и письменной речи учащихся.

Последние две недели мая (с 15 по 31 мая) отводятся для итогового обследования устной и письменной речи учащихся.

   

 Программа логопедической коррекции включает три основных блока:

- диагностический;

- коррекционно-развивающий;

- контрольно-оценочный.

Диагностический блок.     Основной формой проверки уровня подготовки обучающегося является логопедическая  диагностика. По итогам первичной диагностики вычисляется процентное выражение успешности усвоения учебной программы за предыдущий учебный год.      Вычислив процентное выражение успешности усвоения программы обучающимся,  мы отслеживаем рост его развития. Полученное значение можно соотнести с одним из четырех уровней:

IV уровень

100 – 85%

III уровень

84,9 – 70%

II уровень

69,6 – 55%

I уровень

54,9% и ниже.

           

          Обобщая результаты использования диагностики, можно сказать, что:

- IVуровень успешности (самый высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием;

 - успешность III уровня свидетельствует о легкой степени системного недоразвития речи;

 - успешность выполнения речевых проб, соответствующая II уровню, указывает на системное недоразвитие речи средней степени;

- I уровень успешности выполнения диагностики (самый низкий) свидетельствует о системном недоразвитии речи тяжелой степени.

        Вначале учебного года проводится  первичная диагностика, к концу обучения – итоговая.

Коррекционно-развивающий блок. Включает коррекционно-развивающие занятия; структура их может состоять из следующих блоков, которые варьируются:

- формирование фонематических процессов;

- звукобуквенный анализ слов;

- звукослоговой анализ и синтез слов;

- работа над предложением;

- работа над интонационной речью;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук, глазодвигательных мышц.

Занятия направлены на:

  • Уточнение знаний о составе слова, нахождение  родственных слов, выполнение различных способов словообразования (с помощью приставок и суффиксов).
  • Формирование умений согласовывать  слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
  • Формирование навыков: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
  • Отбор языковых средств, адекватных смысловых концепций, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).
  • Формирование  навыков выделения предложения из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте.
  • Активизацию и обогащение словаря (путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов).
  • Формирование мотивации к логопедическим занятиям через разнообразные формы работы.

Ведущей формой  обучения являются групповые занятия.

Методы:

  • Словесные

  • практические

  • наглядные методы.

Технологии:

  • коррекционно-развивающие технологии;

  • личностно ориентированное обучение;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • дифференцированный подход в обучении;

  • игровые технологии;

  • ИКТ - технологии.                        

Контрольно-оценочный блок. Результативность освоения программы  определяется на основе данных диагностики.  В течение года осуществляется промежуточный контроль. Цель промежуточного контроля: своевременное выявление слабого усвоения материала и коррекция методов и приемов работы  с обучающимися..

Формы промежуточного контроля  результатов обучения:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос;
  • поурочный контроль.

      Итоговая диагностика включает в себя проведение, обработку и анализ полученных результатов. Данные первичной и итоговой  диагностики сопоставляются, проводится оценка результатов, и делаются выводы об успешности проведенной работы.

     

         

Программа реализуется эффективно, если:

- дети, имеющие результаты входящей диагностики - 35,3%   - (I уровень), показывают при итоговой диагностике до 54,9% или процент успешности, соответствующий II уровню;

- дети, имеющие 55% успешности  – (II уровень), показывают при итоговой диагностике до 69,6% или процент успешности, соответствующий III уровню;

-  дети, имеющие 70% успешности – (III уровень), показывают при итоговой диагностике до 84,9% или процент успешности, соответствующий IV уровню;

- дети, имеющие  от 85% до 100% успешности, относятся к IV уровню и не нуждаются в логопедической помощи  при условии, что эти обучающиеся не имеют дефектов звукопроизношения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • гласные и согласные звуки и буквы;
  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный  слог, имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
  • правописание предлогов и приставок;
  • названия частей речи, их значение.

Учащиеся должны уметь:

  • согласовывать слова в словосочетании и предложении;
  • пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
  • различать предлоги и приставки;
  • различать части речи;
  • определять тему рассказа, основную мысль текста;
  • составлять план связного высказывания;
  • конструировать повествовательное сообщение;
  • образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.

           Дети, нуждающиеся в дальнейшей логопедической помощи (учащиеся со II и III уровнем - систематическое недоразвитие речи средней и легкой степени) могут получить её в индивидуальном порядке.

Содержание программы

       Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся (4 ч.).

       Повторение изученного во 2 – 6 классе  (11 ч.): развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа  и синтеза слов, перенос слов, дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Однозначные и многозначные слова, подбор и нахождение антонимов и синонимов.

          Грамматика (28 ч.). Предлоги, употребление предлогов в предложении, сложные предлоги. Дифференциация предлогов и приставок.

         Родственные и однокоренные слова. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Сложные слова. Сложение двух основ.

         Имя существительное. Род, число, падеж; правописание падежных окончаний существительных.

         Имя прилагательное. Общее понятие. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Падежные окончания имен прилагательных.

          Глагол. Общее понятие. Согласование имени существительного и глагола в числе и роде. Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

          Связная речь (21 ч.). Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения. Смысловая и интонационная законченность предложений.

         Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

         Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту. Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

         Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

       Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

       Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

       Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

       Выделение признаков связного текста. Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова.

      Восстановление деформированного текста по серии картинок.

      Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Составление плана текста с обозначенными частями.

      Деление текста на части. Работа над планом.

      Составление текста по серии картинок с использованием  вопросного плана.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

       Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи (4 ч.).

Тематический план 7 класс

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

2

2.1

2.2

2.3

3

3.1

3.2

3.3

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9

4.10

4.11

4.12

4.13

4.14

4.15

4.16

4.17

4.18

4.19

4.20

5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

5.12

5.13

5.14

5.15

5.16

5.17

5.18

5.19

5.20

5.21

6

Раздел 1.Логопедическое обследование устной и письменной речи.

Раздел 2. Фонетика.

Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Перенос слов.

Дифференциация мягких и твердых согласных

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Раздел 3. Лексика.

Однозначные и многозначные слова.

Антонимы. Подбор и нахождение антонимов.

Синонимы. Подбор и нахождение синонимов.

Раздел 4. Грамматика.

Предлоги. Употребление предлогов в предложении. Сложные предлоги.

Дифференциация предлогов и приставок.

Слово. Родственные слова. Однокоренные слова.

Словообразование. Образование слов при помощи приставок.

Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов.

Сложные слова. Сложение двух основ.

Итоговое занятие по теме «Словообразование».

Характеристика имен существительных. Роль в предложении.

Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного.

Образование, употребление и дифференциация существительных разного рода.

Формирование падежных конструкций существительных.

Общее понятие об имени прилагательном.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Падежные окончания имен прилагательных.

Глагол. Общее понятие.

Согласование имени существительного и глагола в числе и роде.

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде.

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Итоговое занятие по теме «Согласование имён существительных  с другими частями речи в числе, роде, разных падежах»        

Раздел 5. Связная речь.

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

Смысловая и интонационная законченность предложений.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту.

Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Текст. Основная мысль текста.

Текст. Опорные слова.

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста.

Составление плана текста с обозначенными частями.

Деление текста на части. Работа над планом

Составление текста по серии картинок с использованием  вопросного плана.

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов.

Итоговое занятие по теме: «Связная речь».

Раздел 6. Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи.

Итого

4

6

2

2

2

5

1

2

2

28

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

 21

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

68


Календарно-тематическое планирование  логопедических занятий

Темы

Дата

Кол-во

часов

Развитие фонетических процессов и навыков звукослогового анализа и синтеза

Формирование лексики

Формирование грамматического строя речи

1

2

3

4

5

6

7

Логопедическое обследование устной и письменной речи – 4 часа

1-2

Фонетика.

Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слов. Перенос слов.

6

2

- выделение звука на фоне слова;

- определение места звуков и букв  в  слогах и словах различной слоговой структуры;

- определение последовательности звуков;

- деление слов на слоги

Осень, изменения в природе

- повторение основных правил переноса

3-4

Дифференциация мягких и твердых согласных

2

- выделение звука в слове;

- определение звука в слове;

- звукобуквенный анализ слов с мягким знаком;

- составление и анализ слов с гласными II ряда

Сбор урожая, осенние работы

- правописание  в словах мягкого и твердого знаков;

- выделение и правописание слов с гласными II ряда;

- правописание гласных после шипящих

5-6

Дифференциация звонких и глухих согласных

2

- выделение звука;

- определение звука в слове

Садовые цветы, клумбы, газоны

- правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова;

- определение слов с сомнительной согласной

7

Лексика.

Однозначные и многозначные слова

5

1

- звуковой анализ слов

Строительные инструменты

- определение лексического значения однозначных и многозначных слов

8-9

Антонимы. Подбор и нахождение антонимов.

2

- фонематический анализ и синтез слов

Наш город (поселок), главная улица, учреждения города

- подбор антонимов к словам различных частей речи

10-11

Синонимы. Подбор и нахождение синонимов.

2

- звукобуквенный анализ слов

Наше Отечество. Природные богатства

- подбор синонимов к словам различных частей речи

12-13

Грамматика

Предлоги. Употребление предлогов в предложении. Сложные предлоги.

28

2

- фонематический анализ и синтез слов

Школа, школьные принадлежности, классная мебель

- правописание предлогов;

- связь слов;

- анализ структуры предложения

14-15

Дифференциация предлогов и приставок

2

- фонематический анализ и синтез слов

Слова из разных лексических групп

- различие понятий: предлог – отдельное слово и приставка – часть слова;

- правописание предлогов и приставок;

- выделение приставок и предлогов в предложении и тексте

16-17

Слово. Родственные слова. Однокоренные слова.

2

- звуковой анализ слов

Откуда берется хлеб, отношение к хлебу

- подбор родственных слов

- правописание родственных слов;

- правописание безударных гласных в корне слова

18-19

Словообразование. Образование слов при помощи приставок.

2

- составление слов из слогов;

- анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов

Транспорт,

правила дорожного движения

- правописание приставок;

- образование существительных префиксальным способом;

- образование относительных прилагательных;

- подбор приставок к словам, обозначающим действия предметов

20-21

Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов.

2

- вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а также его места в слове)

Птицы и животные Сахалина, зимующие и перелетные, Подготовка к зиме.

- правописание суффиксов;

- образование существительных при помощи суффиксов

22-23

Сложные слова. Сложение двух основ.

2

-анализ слов со сложной слоговой структурой

Предметы бытовой техники

- правописание сложных слов с соединительными гласными

24

Итоговое занятие по теме «Словообразование»

1

- слоговой анализ слов различной слоговой структуры

Слова из разных лексических групп

- закрепление знаний о частях слова;

- подбор слов к схемам;

- упражнения в префиксальном и суффиксальном способе образования слов

25

Характеристика имен существительных. Роль в предложении.

1

Анализ слов существительных:

- деление слов на слоги;

- преобразование слов;

- составление схем.

Комнатные растения

- постановка вопроса к словам, обозначающим предмет (одушевленный и неодушевленный)

26

Употребление и образование единственного и множественного числа имени существительного

1

- определить пропущенный слог в названии картинки

Тело человека, гигиена

- образование существительных множественного  числа

27

Образование, употребление и дифференциация существительных разного рода

1

- составление слов из слогов, данных в беспорядке

Спорт

- образование существительных разного рода

28-29

Формирование падежных конструкций

2

- выделять из предложения слова, состоящие из двух или трех слогов

Электроприборы

- согласование слов по типу управления;

- образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах

30

Общее понятие об имени прилагательном

1

- звукобуквенный анализ слов прилагательных

Деревья

- подбор признаков к предметам;

- постановка вопросов к прилагательным;

- образование относительных и притяжательных прилагательных от существительных

31

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

1

- развитие фонематического восприятия;

- повторение заданного слова по слогам;

- определение количества слогов

Одежда, ателье

- образование и согласование существительных и прилагательных единственного и множественного числа

32-33

Падежные окончания имен прилагательных

2

- придумать и назвать слова с  двумя или тремя слогами

Слова из разных лексических групп

- согласование существительных и прилагательных в роде и падеже;

- сравнение окончания вопроса и имени прилагательного

34

Глагол. Общее понятие.

1

- развитие зрительного восприятия

Обязанности в семье, занятия после работы

- постановка вопросов к глаголам;

- отличие  глаголов от других слов;

- соотнесение слов-действий с их графическим обозначением;

- образование слов-действий от слов-предметов

35

Согласование имени существительного и глагола в числе и роде

1

- развитие слуховой памяти;

- придумать и назвать слова с определенным слогом в начале слова

Лес, обитатели леса

- употребление и согласование имени существительного и глагола в числе и роде;

- восстановление   неполного

предложения, вставляя подходящее по смыслу слово

36

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глагола.

1

- развитие слухового внимания;

- придумать и назвать слова с определенным слогом в конце слова

Растительный и животный мир Крайнего севера, жители  Крайнего севера

- употребление глаголов в форме настоящего времени;

- постановка вопросов  к глаголам настоящего времени и умение отвечать на них;

- составление сложных слов

37

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени в роде.

1

- по слогу узнать слово и назвать его

Профессии людей, проживающих в сельской местности

- употребление глаголов прошедшего времени;

- подбор глаголов прошедшего времени к существительным, и наоборот

38

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида

1

- дополнение слова подходящим по смыслу слогом

Игры детей

- образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида;

- постановка  вопросов к глаголам совершенного и несовершенного вида;

- образование приставочных глаголов;

- подбор антонимов к словам-действиям;

- обозначение действия при помощи графической схемы;

- составление предложений по схемам

39

Итоговое занятие по теме «Согласование имён существительных  с другими частями речи в числе, роде, разных падежах»        

1

- звукобуквенный анализ слов, обозначающих разные части речи

Зима, зимние забавы. Новый год

 - определение частей речи;

- согласование слов в роде, числе и падеже

40

Связная речь

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

21

1

- определять количество слов в предложении;

- определять место слова в предложении;

- в ряду букв найти слова

Одежда, виды одежды

- выделение  предложения из потока речи;

 - соотнесение  с правилом обозначения границ на письме;

 - выделение  существенных признаков

41

Смысловая и интонационная законченность предложений

1

- развитие слогового анализа слов, смысловой и интонационной законченности предложений

Материал из разных лексических тем

- дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»;

- анализ  интонации предложений, соотнесение с правилом обозначения границ предложений на письме

42

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

1

- произнесение заданных слов по слогам;

- определение количества слогов в этом слове;

- проговаривание  заданного слога

Рыбы,  среда их обитания

- составление предложений из слов, данных в начальной форме;

- правильное   грамматическое оформление предложений;

- составление предложений по опорным словам с заданным количеством слов

43

Составление предложений – полных ответов на вопросы по тексту

1

- слоговой анализ и синтез слов

Птицы

- составление полных ответов на вопросы по тексту, соблюдая правильный порядок слов;

- распространение предложений

44

Составление предложений – кратких ответов на вопросы по тексту

1

- слоговой анализ и синтез слов

Семья. Родственники

- составление кратких ответов на вопросы по тексту;

- сопоставление полных и кратких ответов;

- обозначение собственных имен существительных заглавными буквами на письме;

- антонимы, упражнения в нормах согласования

45

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

1

- деление слов на слоги

Профессии людей, проживающих в городе

- составление предложений по сюжетной картинке с использованием опорных слов;

- грамматическое оформление предложений;

- составление полных и кратких ответов на вопросы.

46

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

1

- слоговой анализ и синтез слов;

- дополнение данных слов одинаковым слогом

Моя будущая профессия

- составление связного текста из отдельных предложений;

- определение темы текста;

-составление предложений, соблюдая правильный порядок слов

47

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

1

- анализ и синтез смысловой и интонационной законченности предложений;

- составление слов из слогов

Материал из разных лексических тем

- нахождение границ предложения в тексте по интонации и смысловым вопросам

48

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложными предложениями.

1

- слоговой анализ и синтез слов

Материал из разных лексических тем

- выделение грамматической основы в каждой части сложного предложения;

- составление сложных предложений из простых предложений;

- расчленение сложных предложений на простые

49

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

1

- развитие чувства ритма, формирование умения находить рифму с учетом стихотворного размера;

-  развитие слогового анализа и синтеза

Материал из разных лексических тем

- восстановление  неполного

предложения, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги;

- подбор синонимов из синонимического ряда;

- нахождение и установление связи между отдельными элементами материала и опора на них при его воспроизведении

50

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

1

- слоговой анализ;

- чтение предложений-перевертышей и определение тех из них, в которых изменился порядок слов

Материал из разных лексических тем

- нахождение и исправление речевых ошибок в предложениях;

- формирование умения восстанавливать линейную схему сложноподчиненных предложений;

- определение, к какому слову главного предложения относится придаточное предложение

51

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

1

- подбор слова по данному первому слогу

Грибы

- отличие текста от группы предложений;

- дифференциация этих понятий;

- выделение признаков связного текста, темы текста;

- выделение средств связи предложений в тексте

52

Текст. Основная мысль текста.

1

- подбор слова по заданному первому и последнему слогу

Грибы

- определение темы текста;

- определение и формулировка основной мысли текста;

- определение диалогической, монологической речи

53

Текст. Опорные слова.

1

- преобразование слова с помощью  наращивания слоговой структуры слова

Сказки

- нахождение опорных слов;

- пересказ сказки по серии сюжетных картинок и опорным словам

54

Восстановление деформированного текста по серии картинок

1

- слоговой анализ и синтез слов

Детские игры

- нахождение смысловой и логической ошибки в тексте и восстановление последовательности событий;

-  восстановление деформированного текста

55

Составление текста по данным вопросам и анализ составленного текста

1

- определение количества слогов  в последнем слове законченного выражения

Пословицы, поговорки

- конструирование предложений и составление из них текста;

- точный, полный ответ на вопрос, используя различные синтаксические конструкции

56

Составление плана текста с обозначенными частями

1

- составление слов из слогов

Цирк, цирковые артисты

- составление плана текста по обозначенным частям

57

Деление текста на части. Работа над планом.

1

- восстановление слова и определение количества букв  в слове

Дружба, мой друг

- составление плана, использование его при пересказе текста;

- деление текста на части;

- определение границы частей;

- выделение их при записи соответственно плану

58

Составление текста по серии картинок с использованием  вопросного плана

1

- фонематический синтез слов

Весна, особенности сахалинской весны

- проговаривание полного ответа на вопрос, учитывая связь предложений в тексте;

- определение темы текста;

- составление связного высказывания

59

Составление текста описательного характера по картинкам с использованием схем, вопросов

1

- подбор слов на заданный звук

Весенние цветы

- определение и раскрытие темы текста;

- составление связного высказывания описательного характера

60

Итоговое занятие по темам: «Предложение, «Текст»

1

- подбор слов на заданный звук;

- определение звука по счету

Времена года

- определение и раскрытие темы рассказа;

- составление полного высказывания

Итоговое логопедическое обследование устной и письменной речи – 4 часа


Литература

I Литература, используемая учителем в работе над программой:

  1. Аксенова А.К.. Методика  обучения  русскому  языку  в  коррекционной  школе - М.: “ Владос”, 2000. – 320 с.
  2. Андреева Н.Г Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.В 3-х ч. Ч. 1:Устная связная речь. Лексика. [Текст]/ Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 182с.
  3. Андреева Н.Г Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. [Текст]/ Н.Г. Андреева;  под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 302с.
  4. Волкова  Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. [Текст]/ под  ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: «Владос»,1999. – 680 с.
  5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. [Текст]/ О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.
  6. Лалаева Р.И. Логопедическая  работа в  коррекционных  классах. [Текст]/ Р.И. Лалаева. – М.: «Владос», 1998. – 224 с.
  7. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. [Текст]/Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.
  8. Мазанова Е.В. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы. [Текст]/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 136 с.
  9. Парамонова Л.Т. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. [Текст]/ Л.Т. Парамонова. Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
  10. Парамонова Л.Т. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. [Текст]/ Л.Т. Парамонова. Спб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001. – 240 с.
  11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. [Текст]/ М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 445 с.
  12. Садовникова И.Н. Дисграфия, дисдексия: технология преодоления. [Текст]/И.Н. Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА,2011. – 279 с.
  13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. [Текст]/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ЗАО «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2001. -272 с.
  14. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. [Текст]/Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
  15. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие. [Текст]/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – Спб.: КАРО, 2009. – 208 с.
  16. Преодоление нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие. [Текст]/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – Спб.: КАРО, 2011. – 160 с.

II.Учебные пособия для учащихся:

  1. Мазанова Е.В. Комплект тетрадей  по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. [Текст]/ Е.В. Мазанова. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К,: «Дом печати – ВЯТКА», 2004. – 40 с.
  2. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий № 1.[Текст]/ Л.М. Козырева. Ярославль: Академия развития, 2006. – 48 с.
  3. Козырева Л.М. Тайна твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий № 2. [Текст]/ Л.М. Козырева. Ярославль: Академия развития, 2006. – 48 с.
  4. Козырева Л.М. Различай глухие и звонкие. Тетрадь для логопедических занятий № 3. [Текст]/ Л.М. Козырева. Ярославль: Академия развития, 2006. – 64 с.
  5. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий № 5. [Текст]/ Л.М. Козырева. Ярославль: Академия развития, 2001. – 80с.
  6. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий № 6. [Текст]/ Л.М. Козырева. Ярославль: Академия развития, 2006. – 64 с.
  7. Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7. [Текст]/ Л.М. Козырева. Ярославль: Академия развития, 2006. – 80 с.
  8. Козырева Л.М. Слова – друзья и слова - неприятели. Тетрадь для логопедических занятий № 8. [Текст]/ Л.М. Козырева. Ярославль: Академия развития, 2006. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

Внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

описание характеристики внимания у учащихся младших классов коррекционных школ...

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...

Программа логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах - 3 часа в неделю, в 6-7 ...

Программа "Чтение и развитие речи" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Рабочая программа "Чтение и развитие речи" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 4 часа в неделю и составлена на основе  Программы специ...

Программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Рабочая программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 5 часов в неделю и составлена на основе  Программы  спе...