Программа "Чтение и развитие речи" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа "Чтение и развитие речи" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 4 часа в неделю и составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_chtenie_i_razvitie_rechi_._5_kl._8_vid.docx | 77.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа по чтению в 5 классе составлена на основе:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Основной образовательной программы для основных общеобразовательных учреждений» (Приказ 1/15 от 08.04.15 г.);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.17 г. №08-726;
- Письма Министерства образования Ростовской области от 25.04.2018 №24/4.1-5705 «О направлении рекомендаций»;
- Письма Управления образования Неклиновского района от 26.04.18 г. № 977 «О направлении рекомендаций»;
- Приказа МБОУ Сухо-Сарматской СОШ от 01.09.2018 г. № «Об утверждении документации по учебно-воспитательной работе на 2018-2019 учебный год»;
- Устава МБОУ Сухо-Сарматской СОШ (Приказ №723 от 19.11.2015 г.);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288).
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Цель программы:
- Развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;
- формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социально трудовой адаптации.
Задачи, решаемые в процессе обучения литературе:
Коррекционно-образовательные:
- Знакомить с произведениями УНТ: сказками, загадками, былинами, песнями, пословицами, поговорками, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской литературы.
- Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающих со знаками препинания).
- Отрабатывать умение выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступкам, подтверждая выводы отрывками из текста; составлять характеристики героев с помощью учителя.
- Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения. Различать оттенки слов в тексте.
- Закреплять умение подробно и кратко пересказывать прочитанное.
- Учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.
- Закреплять навыки заучивания наизусть.
Коррекционно-развивающие:
- Осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать систематизации знаний в области русской и современной литературы.
- Формировать правильное произношение, регулировать темп чтения.
- Обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор, объём эмоциональной и оценочной лексики.
- Развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание и т.д.)
- Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления.
- Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства ( в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников. Защитников Отечества и его врагов и т.д.)
- Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т.д.
- Развивать и корректировать память и логическое мышление.
- Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству.
- Воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости).
- Осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины).
- Осуществлять гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства ответственности за судьбу страны).
- Проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться).
- Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к самостоятельности.
- Формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Раздел «Общая характеристика учебного предмета»
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе, реализующей Оcновную Адаптированную Общеобразовательную Программу. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса обучения.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту; участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей , расширения социального опыта учащихся.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования второго поколения, учебным планом МБОУ Сухо-Сарматской СОШ на 2015 – 2016 учебный год (ФГОС ООО) на изучение курса «Чтение и развитие речи» в 5 классе выделено 4 часа в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ Сухо-Сарматской СОШ на 2018 – 2019 учебный год, продолжительность учебного года в 5 классе составляет 35 учебных недель. Поэтому учебный материал курса распределен на 140 часов литературы.
В соответствии с производственным календарём количество часов уменьшено до 134 часов. Сокращены часы по темам: «В.Гюго «Гаврош» (отрывки). Сюжет», «Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки). Сюжет и главные герои произведения», «Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик». Основная мысль рассказа» с 3 до 2 часов соответственно. «Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Основное содержание отрывка», «С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Сюжет и главные герои произведения» - с 2 до 1 часа.
Раздел «Содержание учебного предмета»
I. Устное народное творчество.
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
II. Картины родной природы.
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
III. О друзьях – товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).
В. Медведев «Фосфорический мальчик».
Л. Воронкова «Дорогой подарок».
Я. Аким «Твой друг».
IV. Басни И. Крылова.
И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».
V. Спешите делать добрые дела.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук «Слепой домик».
В. Осеева «Бабка».
А. Платонов «Сухой Хлеб».
В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».
Р. Рождественский «Огромное небо».
VI. О животных.
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).
К. Паустовский «Кот Ворюга».
Б. Житков «Про обезьянку».
Э. Асадов «Дачники».
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».
С. Михалков «Будь человеком».
VII. Из прошлого нашего народа.
О. Тихомиров «На поле Куликовом».
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
VIII. Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки).
М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок).
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
№ | Тема | Количество часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Основные виды деятельности | Вид контроля | Материально-техническое обеспечение и дополнительная литература | План | Факт |
I четверть ( 36 часов) | |||||||||
Устное народное творчество | |||||||||
1 | Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Детский фольклор. Виды детского фольклора. Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. | Выразительное чтение; чтение наизусть. | Организация совместной учебной деятельности | Презентация | 03.09 | |
2 | Пословицы и поговорки. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Виды фольклора. Пословицы и поговорки. | Выразительное чтение; чтение наизусть. | Организация совместной учебной деятельности | Сборник пословиц и поговорок | 05.09 | |
3 | Виды детского фольклора. Загадки. | 1 | Комбинированный урок | Детский фольклор. Виды детского фольклора. Загадки. | Выразительное чтение; чтение наизусть. | Организация совместной учебной деятельности | Сборник загадок | 06.09 | |
4 | Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Устное народное творчество. Виды устного народного творчества. | Выразительное чтение; чтение наизусть. | Организация совместной учебной деятельности | Презентация | 07.09 | |
Сказки | |||||||||
5 | «Никита Кожемяка». Главный герой сказки. (Русская сказка) | 1 | Урок сообщения новых знаний | Русские народные сказки. «Никита Кожемяка». Главный герой сказки. | Пересказ текста по предлагаемым вопросам | Оценка устной работы | Сказка, презентация. | 10.09 | |
6 | Внеклассное чтение «Русские народные сказки» | 1 | Урок внеклассного чтения | Русские народные сказки. Виды сказок. | Рассказывание сказок | Оценка устной работы | Сборники сказок. | 12.09 | |
7 | «Как наказали медведя». Идея сказки. (Тофаларская сказка) | 1 | Урок сообщения новых знаний | Сказки разных народов. Тофаларская сказка. «Как наказали медведя». Главная мысль сказки. | Пересказ текста по предлагаемым вопросам | Оценка устной работы | Сказка, презентация. | 13.09 | |
8 | «Золотые руки». Идея сказки. (Башкирская сказка) | 1 | Урок сообщения новых знаний | Сказки разных народов. Башкирская сказка. «Золотые руки». Главная мысль сказки. | Пересказ текста по предлагаемым вопросам | Оценка устной работы | Сказка, презентация. | 14.09 | |
9 | «Морозко». Добро и зло в сказке. (Русская сказка) | 1 | Уроки сообщения новых знаний | Русские народные сказки. «Морозко». Добро и зло в сказке. | Работа с фрагментами фильма. Чтение по ролям. | Оценка устной работы | Сказка, фрагменты фильма. | 17.09 | |
10 | «Два Мороза». Сказочные герои. (Русская сказка) | 1 | Урок сообщения новых знаний | Русские народные сказки. «Два Мороза». Сказочные герои. | Пересказ текста по предлагаемым вопросам | Оценка устной работы | Сказка. | 19.09 | |
11 | «Три дочери». Идея сказки. (Татарская сказка) | 1 | Урок сообщения новых знаний | Сказки разных народов. Татарская сказка. «Три дочери». Главная мысль сказки. | Пересказ текста по предлагаемым вопросам | Оценка устной работы | Сказка. | 20.09 | |
12-13 | Внеклассное чтение «Сказки народов мира» | 2 | Урок и внеклассного чтения | Сказки народов мира. | Рассказывание сказок | Оценка устной работы | Сборники сказок. | 21.0924.09 | |
14-16 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил. | 3 | Комбинированные уроки | События сказки. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различие главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри. | Чтение эпизодов, , выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. | Организация совместной учебной деятельности | Презентация | 26.09 27.0928.09 | |
17-19 | По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Система образов сказки. Главные и второстепенные герои в сказке. | 3 | Комбинированные уроки | События сказки. Главные и второстепенные герои. Система образов сказки. | Чтение эпизодов, , выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование героев сказки. | Организация совместной учебной деятельности | Презентация | 01.1003.1004.10 | |
20 | Обобщающий урок по теме «Сказки» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Сказки. Сказки разных народов. Сходства и различия русских народных сказок со сказками народов мира. | Ответы на вопросы по тексту. | Оценка устной работы. | Презентация. | 05.10 | |
Картины родной природы | |||||||||
21 | Лето. Г. Скребицкий «Июнь» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 08.10 | |
22 | И. Суриков «Ярко солнце светит…» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 10.10 | |
23 | А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 11.10 | |
24 | А. Прокофьев «Берёзка» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 12.10 | |
25 | Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 15.10 | |
26 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Картины родной природы. Лето. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. | Выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Выставка книг. | 17.10 | |
27 | Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 18.10 | |
28 | По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 19.10 | |
29 | К. Бальмонт «Осень» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 22.10 | |
30 | По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 24.10 | |
31 | И. Бунин «Первый снег» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворениях. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворений; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрации. | 25.10 | |
32 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Картины родной природы. Осень. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. | Выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Выставка книг. | 26.10 | |
33 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг». Главная мысль рассказа | 1 | Урок внеклассного чтения | Биографическая справка. М.М. Пришвин «Золотой луг». Любовь к родной природе и умение замечать и анализировать. | Пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 29.10 | |
34-36 | Ю. Яковлев «Колючка». Характеристика главных героев. Главная мысль рассказа. | 3 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Ю. Яковлев «Колючка». Характеристика главных героев. | Пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. Презентация. | 31.10 01.11 02.11 | |
IIчетверть (28 часов) | |||||||||
37-38 | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Доброта и богатый внутренний мир героев. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Доброта и богатый внутренний мир героев. | Пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 12.1114.11 | |
39-40 | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок). Главная мысль произведения. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Приключения главного героя. Главная мысль произведения. | Пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 15.11 16.11 | |
41-42 | В. Медведев «Фосфорический» мальчик». Главная мысль произведения. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Главная мысль произведения. | Пересказ прочитанного, Я. Аким «Твой друг» по тексту. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 19.11 21.11 | |
43-44 | Л. Воронкова «Дорогой подарок». Основная мысль произведения. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Основная мысль произведения, характеристика героев и их поступков. | Выразительное чтение; ответы на поставленные вопросы. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 22.11 23.11 | |
45 | Я. Аким «Твой друг». Знакомство со стихотворением. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Биографическая справка. Знакомство со стихотворением. | Выразительное чтение | Оценка устной работы. | Портрет писателя. Презентация. | 26.11 | |
46 | Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «О друзьях-товарищах» | Ответы на вопросы. | Оценка устной работы. | Выставка книг. | 28.11 | |
47-48 | Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры». Мир детства в рассказе писателя. | 2 | Уроки внеклассного чтения | Биографическая справка. Мир детства в рассказе писателя. | Пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 29.11 30.11 | |
Басни И. Крылова | |||||||||
49-51 | И. Крылов «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет». Обличение человеческих пороков в баснях. | 3 | Комбинированный урок | Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.). | Чтение басен; устное словесное рисование, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста. | Оценка выразительного чтения басни, ответа на проблемный вопрос | Иллюстрации к басням | 03.12 05.12 06.12 | |
52 | Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.). | Чтение басен; устное словесное рисование, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста. | Оценка выразительного чтения басни, ответа на проблемный вопрос | Иллюстрации к басням | 07.12 | |
Спешите делать добро | |||||||||
53-54 | Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Смысл названия рассказа. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Смысл названия рассказа. | Пересказ текста с помощью вопросов, выразительное чтение | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 10.12 12.12 | |
55-56 | О. Бондарчук «Слепой домик». Смысл названия рассказа. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. О. Бондарчук «Слепой домик». Смысл названия рассказа. | Пересказ текста с помощью вопросов, выразительное чтение | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 13.12 14.12 | |
57-58 | В. Осеева «Бабка». Основная мысль рассказа. | 2 | Комбинированные уроки | Биографическая справка. В. Осеева «Бабка». Основная мысль и главные герои рассказа. | Пересказ текста с помощью вопросов, выразительное чтение | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 17.12 19.12 | |
59-60 | А. Платонов «Сухой хлеб». Основная мысль рассказа. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. А. Платонов «Сухой хлеб». Основная мысль рассказа. | Пересказ текста по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 20.12 21.12 | |
61-62 | В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок». Характеристика героини рассказа. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок». Характеристика героини рассказа. | Составление характеристики героини рассказа. | Оценка характеристики. | Книга «Последний срок». | 24.12 26.12 | |
63 | В. Брюсов «Труд». Прославление труда в стихотворении. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Биографическая справка. В. Брюсов «Труд». Прославление труда в стихотворении. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения. | Фонохрестоматия. | 27.12 | |
64 | Р. Рождественский «Огромное небо». Песня о реальных событиях былых времён. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Биографическая справка. Р. Рождественский «Огромное небо». Песня о реальных событиях былых времён. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения. | Фонохрестоматия. | 28.12 | |
III четверть (39 часов) | |||||||||
65 | Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Спешите делать добро». | Выразительное чтение стихотворений. | Оценка выразительного чтения. | Выставка книг. | 09.01 | |
66-67 | Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине». Результат взаимодействия людей разных профессий. | 2 | Уроки внеклассного чтения | Биографическая справка. Б.С. Житков «На льдине». Результат взаимодействия людей разных профессий. | Пересказ текста с помощью вопросов, выразительное чтение | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 10.01 11.01 | |
Картины родной природы | |||||||||
68 | Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 14.01 | |
69 | Г. Скребицкий «Декабрь» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 16.01 | |
70 | К. Бальмонт «К зиме» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 17.01 | |
71 | Г. Скребицкий «Всяк по-своему» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 18.01 | |
72 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 21.01 | |
73 | С. Есенин «Берёза» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 23.01 | |
74 | А. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 24.01 | |
75 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Картины родной природы. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. | Выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Выставка книг. | 25.01 | |
76 | Весна. Г. Скребицкий «Март» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 28.01 | |
77 | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 30.01 | |
78 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» | 1 | Урок внеклассного чтения | Образы природы в рассказе. Краткие сведения о писателе. Элементы анализа прозаического текста. | Пересказ текста с помощью вопросов, выразительное чтение | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 31.01 | |
79-81 | Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)«Весна - красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик» , «В весеннем лесу» | 3 | Комбинированные уроки | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 01.02 04.02 06.02 | |
82 | А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в отрывке повести. Краткие сведения о писателе. Элементы анализа прозаического текста. | Пересказ текста с помощью вопросов, выразительное чтение | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 07.02 | |
83 | А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 08.02 | |
84 | А. Блок «Ворона» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 11.02 | |
85 | Е. Серова «Подснежник» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 13.02 | |
86 | И. Соколов – Микитов «Весна» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 14.02 | |
87 | И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 15.02 | |
88 | С. Есенин «Черёмуха» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 18.02 | |
89 | Я. Аким «Весна, Весною, о весне» | 1 | Комбинированный урок | Образы природы в русской поэзии. Краткие сведения о поэте. Средства создания образов родной природы в стихотворении. Элементы анализа поэтического текста. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы; выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворения наизусть. | Фонохрестоматия, иллюстрация. | 20.02 | |
90 | Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Картины родной природы. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. | Выразительное чтение наизусть. | Оценка чтения стихотворений наизусть. | Выставка книг. | 21.02 | |
О животных | |||||||||
91-92 | Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»). | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»). Основная мысль рассказа. | Пересказ текста по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 22.02 25.02 | |
93-94 | А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»). Основная мысль рассказа. | Пересказ текста по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 27.02 28.02 | |
95-96 | К. Паустовский «Кот Ворюга». Главный герой в рассказе. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. К. Паустовский «Кот Ворюга». Характеристика главного героя.. | Составление характеристики героя по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 01.03 04.03 | |
97-98 | Б. Житков «Про обезьянку». Основная мысль рассказа. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Б. Житков «Про обезьянку». Основная мысль рассказа. | Пересказ текста по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 06.03 07.03 | |
99-100 | Э. Асадов «Дачники». Доброта, милосердие и человечность в стихотворении. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Э. Асадов «Дачники». Доброта, милосердие и человечность в стихотворении. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Презентация. | 11.03 13.03 | |
101-102 | Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». Характеристика главного героя. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». Характеристика главного героя. | Составление характеристики героя по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 14.03 15.03 | |
103 | С. Михалков «Будь человеком». Главные герои стихотворения. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Биографическая справка. С. Михалков «Будь человеком». Бережное отношение к природе – основная мысль стихотворения. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Презентация. | 18.03 | |
IV четверть (31 час) | |||||||||
104 | С. Михалков «Будь человеком». Основная мысль стихотворения. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Биографическая справка. С. Михалков «Будь человеком». Бережное отношение к природе – основная мысль стихотворения. | Чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Презентация. | 01.04 | |
105 | Обобщающий урок по теме «О животных» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщения и систематизации знаний по теме «О животных». | Монологические высказывания. | Оценка монологических высказываний. | Выставка книг. | 03.04 | |
106-107 | Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик». Основная мысль рассказа. | 2 | Уроки внеклассного чтения | Биографическая справка. М.М. Пришвин «Ярик». Основная мысль рассказа. | Пересказ текста. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 04.04 05.04 | |
Из прошлого нашего народа | |||||||||
108-109 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско». Из прошлого нашего народа. | 2 | Комбинированные уроки | Биографическая справка. «На поле Куликовом. Москва собирает войско». Из прошлого нашего народа. | Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Презентация. | 08.04 10.04 | |
110-111 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва». Из прошлого нашего народа. | 2 | Комбинированные уроки | Биографическая справка. «На поле Куликовом. Куликовская битва». Из прошлого нашего народа. | Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Презентация. | 11.04 12.04 | |
112-113 | По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям». Из прошлого нашего народа. | 2 | Комбинированные уроки | Биографическая справка. «На поле Куликовом. Слава героям». Из прошлого нашего народа. | Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Презентация. | 15.04 17.04 | |
114-115 | По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» | 2 | Комбинированные уроки | Биографическая справка. «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода». Из прошлого нашего народа. | Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Портрет писателя. | 18.04 19.04 | |
116 | Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Основное содержание отрывка. | 1 | Комбинированный урок | Биографическая справка. Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Основное содержание отрывка. | Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Портрет писателя. | 22.04 | |
117-119 | А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). Поступки героев повести. | 3 | Комбинированные уроки | Биографическая справка. А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). Поступки героев повести. | Монологические высказывания. Чтение по ролям. | Оценка монологических высказываний, чтения по ролям. | Презентация. | 24.04 25.04 26.04 | |
120-121 | По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» Основная мысль произведения. | 2 | Комбинированные уроки | Биографическая справка. «Снега, поднимитесь метелью!» Основная мысль произведения. | Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Портрет писателя. | 29.04 06.05 | |
122 | Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата». Основная мысль стихотворения. | 1 | Комбинированный урок | Биографическая справка. Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата». Основная мысль стихотворения. | Выразительное чтение стихотворения; ответы на вопросы. | Оценка выразительного чтения стихотворения. | Портрет писателя. | 08.05 | |
123-125 | Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок». Главные герои рассказа. | 3 | Урок внеклассного чтения | Биографическая справка. Л.Н. Толстой «Прыжок». Главные герои рассказа. | Монологические высказывания. Чтение по ролям. | Оценка монологических высказываний, чтения по ролям. | Презентация. | 13.05 15.05 16.05 | |
126 | Обобщающие уроки по теме «Из прошлого нашего народа» | 1 | Уроки обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Из прошлого нашего народа». | Монологические высказывания. | Оценка монологических высказываний. | Выставка книг. | 17.05 | |
Из произведений зарубежных писателей | |||||||||
127-128 | В.Гюго «Гаврош» (отрывки). Сюжет и главные герои произведения. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. В.Гюго «Гаврош» (отрывки).Сюжет и главные герои произведения. | Монологические высказывания. Чтение по ролям. | Оценка монологических высказываний, чтения по ролям. | Презентация. | 20.0522.05 | |
129-130 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Сюжет и главные герои произведения. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка. М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Сюжет и главные герои произведения. | Составление характеристики героя по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 23.05 24.05 | |
131 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» . Сюжет и главные герои произведения. | 1 | Урок сообщения новых знаний | Биографическая справка. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Сюжет и главные герои произведения. | Составление характеристики героя по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 27.05 | |
132-133 | Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки). Сюжет и главные герои произведения. | 2 | Уроки сообщения новых знаний | Биографическая справка Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки). Сюжет и главные герои произведения. | Пересказ текста по плану. | Оценка устной работы. | Портрет писателя. | 29.05 30.05 | |
134 | Обобщающий урок по теме «Из произведений зарубежных писателей» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Из произведений зарубежных писателей» | Монологические высказывания. | Оценка монологических высказываний. | Выставка книг. | 31.05 | |
Итого: 134 часа |
Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
- Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010.
- Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
- Чтение. Коррекционное обучение . Речевые разминки. Зрительные диктанты. Игровые упражнения 5-7 кл. Прокопенко М.Е. Издательство «Учитель», 2009г.
- Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения .О.Д.Ушакова Издательский дом «Литера» 2008г.
- Увлекательный мир загадок и пословиц. Г.Н.Сычева. Ростов-на- Дону ООО«Феникс» 2012г.
- Н.Н.Каландарова «Уроки речевого творчества! Москава «ВАКО», 2008г.
Информационные ресурсы в интернете.
1. http://www.proshkolu.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://pedsovet.su
Раздел «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки»
Личностные результаты:
- выражать свое отношение к поступкам героев и событиям.
Метапредметные результаты:
- правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;
- отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно.
Предметные результаты:
- читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
- выучить наизусть 8—10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
Критерии и нормы оценочной деятельности.
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):5 класс- 45-60 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на част и озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении главной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более 5 ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять главную мысль произведения, части рассказа даже при помощи учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя, не знает наизусть части текста.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...
Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...
Программа логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Данная программа расчитана для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представленная программа включает в себя: пояснительную записку, в которой определены актуальность и необх...
Внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
описание характеристики внимания у учащихся младших классов коррекционных школ...
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...
Программа логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах - 3 часа в неделю, в 6-7 ...
Программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Рабочая программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 5 часов в неделю и составлена на основе Программы спе...