ЕГЭ. Сочинение.
материал для подготовки к егэ (гиа, 11 класс) на тему

Рекомендации для подготовки сочинения (ЕГЭ 11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение пишется по определенному плану:
1. Вступление
2. Постановка проблемы (вопрос, которым задается автор)
3. Комментарий к проблеме (что мы знаем об этой проблеме-актуальность, значение в общественной жизни, воспитательная роль)
4. Позиция автора (к какому выводу автор приводит читателя)
5. Ваша позиция (согласие с позицией автора)
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

Вступление (2-4 пр-ия) - это тема вашего сочинения. Во вступлении может быть названа и проблема текста.

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .


4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(цитата),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

9) Люди часто размышляют о том, что … . (
О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

10) Что мы знаем об …?
(каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

11) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

12) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы?
(Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

13) В тексте  (ф.и.о.) поднимаются важные  (актуальные, злободневные) проблемы современности (нашего времени, нашего общества). Проблема..., ..., ... Почему…? Чем объяснить…? Может ли…? Эти непростые (сложные) вопросы задаёт автор и пытается найти на них ответ.

14) (Вопросы) Эти вопросы невольно задаёшь себе, когда читаешь текст….

Для формулировки проблемы исходного текста:

Как определить проблему в предложенном тексте?

Проблема - это вопрос, которым задается автор. Чтобы правильно обозначить проблему, нужно ответить на вопрос: что хотел сказать автор текста. Например, если, прочитав текст, мы говорим, что автор хотел показать, как сильно, бескорыстно родители любят своих детей, то проблема в тексте: сила родительской любви

- философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления;

- социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;

- политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп;

- экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды

 - нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Проблема (какая?) Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.
Проблема (чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.
Что писать

1)В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...
2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема...
3) Данный текст посвящён проблеме ...
4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...
5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах ...)
6) Автор размышляет над проблемой…

7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...
8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой...
9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.
10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...
11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

13) В центре внимания автора проблема…
14) В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
15) (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
16) Что такое долг (
честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Для комментирования проблемы: (где вы увидели в тексте эту проблему, применить элементы пересказа)

1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, чем это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Эта социальная
(нравственная, философская, политическая, экологическая) проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, возникла не сейчас. Но особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Рассуждая над проблемой ..., {указываем автора} обращается ... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.

4) Данная социальная (нравственная, философская, политическая, экологическая) проблема имеет многовековую историю.

5) Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

6) Автор обращает наше внимание на…

7) И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.

8) Чтобы мы поняли насколько важны проблемы, поднятые в тексте, автор рассказывает нам о ... (что заставило автора задуматься над...)

Автор (Что делает?) Отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.

Для отражения позиции автора:

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.

Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам.
Позицию автора можно определить, ответив на следующие вопросы (для художественного теста):
• Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
• Как относятся к герою окружающие его персонажи?
• Автор осуждает или одобряет поведения героя?
Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает , с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорей всего, автор думает так же, как и вы.

1) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
4) Автор считает, что...
5) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

6) Автор подводит читателя в выводу о том, что …
7) Автор убеждает нас в том, что...
8) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

9) Автор текста прямо не формулирует главную мысль, прочитав текст, приходишь к выводу, что…

  1. Автора тревожит (беспокоит, волнует)…
  2. Как и большинство из нас, автор считает, что…
  3. Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
  4.  Симпатии автора на стороне (кого)
  5. Автор разделяет мнение (кого)
  6. Автор искренне восхищён (огорчён) (чем)
  7. Автор приводит нас к выводу о том, что
  8. Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
  9. Рассказывая о... автор обращает наше внимание на..., призывает нас к..., заставляет задуматься над... Для него важно...

 Для выражения своего мнения:

1) Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…
2) Я согласен с… в том, что…
3) С мнением автора трудно не согласиться, так как…
4) Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…
5) Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется…

 Для аргументации собственной позиции:

-Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
-Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на свой читательский (жизненный) опыт.

- из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности ...
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях ...
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

4)  В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…

5) Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…

6) В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
7) Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…


- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с ...
2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как ...?
3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как ...
4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...
5)Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

- из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) .
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи

Для заключения

1) Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
2) «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этой цитате).
3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…»

Шаблон

   Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.

   Автор предстает умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… . И с его мнением трудно не согласиться.

   Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что.... . А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями …

   Это можно доказать следующим образом…

   Подтверждением сказанному может послужить ещё один аргумент.

   (Фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

(в шаблоне 116 слов)

Ещё шаблон для текста о каком-то случае из жизни великого человека

    Великий художник, писатель, …, учёный… Великие люди оставили свой след в истории человечества благодаря своим открытиям, произведениям, озарениям. Но не меньшее значение имеет и нравственный облик этих людей. Они стали для нас образцом благородства, человечности, высокой нравственной требовательности. Проблема высокой миссии (писателя, поэта…) ставится в тесте …

   Автор рассказывает эпизод, который произошёл (где? с кем?). (Пересказ в 2х-3х пр-ях) Этот поступок (писателя, художника) показал всем окружающим, что…

   Автор текста прямо не формулирует главную мысль, прочитав текст, приходишь к выводу, что… С этим трудно не согласиться.

   Справедливость авторской позиции доказывает и сама жизнь. (первый аргумент)

   (2ой аргумент)

   Эти примеры красноречиво доказывают мысль, выраженную в тексте (фамилия, имя, отчество), о том, что подлинный Творец несёт Свет не только своими произведениями, но и в своими поступками.

   (в шаблоне 106 слов)

Шаблон самый элементарный

… -так формулирует автор основную проблему текста.

   Эта проблема актуальна и сейчас, так как…. Автор приводит очень интересные сведения (доказательства, факты) о… ИЛИ  Проблема, представленная автором, носит не абстрактный характер. Её рано или поздно приходится решать каждому из нас на сложном жизненном пути.  

   Автор убеждает читателя в том, что… ИЛИ Автор не бесстрастный созерцатель: то, о чём он пишет, волнует его душу, он не скрывает свои эмоции. Каждое слово текста наполнено… чувством. ИЛИ Автор считает, что…  Он не скрывает своего восхищения (негодования, удивления) по поводу того, что…

 Безусловно, нельзя не признать правоту (фамилия, имя, отчество): … ИЛИ С позицией автора трудно не согласиться.

  Достаточно привести такой пример …ИЛИ Это можно доказать следующим образом…

   Подтверждением сказанному может послужить ещё один аргумент.

 Прочитав текст, начинаешь понимать, что решение этих вопросов зависит от личного выбора каждого человека. ИЛИ Действительно, мало говорить о.. Надо, чтобы каждый человек осознал свою ответственность перед… ИЛИ Данный текст заставил меня задуматься о…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"

Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....