Работа районного педагогического объединения как средство повышения педагогической культуры педагога
статья на тему

Дубинина Евгения Александровна

Доклад для педагогической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedkonferentsii_27.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педконференции 27.08.2014.

Работа районного педагогического объединения как средство повышения педагогической культуры педагога.

В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя.

К.Д.Ушинский

Сегодня внедрение ФГОС меняет образовательную среду ребенка, предъявляя требования (слайд 2): 

  1. к результатам освоения основных образовательных программ 
  2. к структуре образовательных программ 
  3. к условиям реализации образовательных программ .

Эти требования невозможно реализовать, не изменив самого учителя. Сегодня новые требования предъявляются не к ученику, как было раньше, а к современному учителю, который больше не может быть только транслятором знаний и "урокодателем", а должен быть человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка.

Потому главным направлением работы школы является создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышения психологической готовности самого учителя, развития его профессиональной компетенции, а методическая работа внутри профессиональных сообществ способствует этому развитию.

Что же входит в понятие “методическая работа”? (слайд 3) 

Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.

Первоочередной задачей методической работы  является помощь  учителям в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий (слайд 4).

Методическая тема РМО: Технологии активного обучения русскому языку и литературе на уроках и во внеурочной  деятельности.

Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания в рамках реализации проекта модернизации общего образования.

Задачи:

  1. Создавать условия для повышения интереса к самообразованию у учителей.
  2. Формировать устойчивые профессиональные ценности и взгляды.
  3. Способствовать созданию благоприятных условий для проявления педагогической инициативы учителя.
  4.  Способствовать формированию педагогического самосознания учителя как педагога организатора учебно-воспитательного процесса, строящего педагогическое общение на гуманистических принципах сотрудничества.
  5.  Способствовать совершенствованию профессионально - педагогической подготовке учителя:
  1. - научно- теоретической;
  2. - методической;
  3. - навыков научно - исследовательской работы;
  4. - приёмов педагогического мастерства.

Приоритетные направления работы:

- рост профессиональной компетентности учителей;
- методическое сопровождение выявления, обобщения и распространения педагогического опыта учителей;
- внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс;
- организация,  методическое сопровождение и поддержка инновационной образовательной среды, сопровождение в рамках реализации проекта модернизации общего образования;
- организация работы с одаренными учащимися.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение профессионального мастерства учителей русского языка и литературы.
  2. Активное участие педагогов в методических и творческих конкурсах  разных уровней.
  3. Создание банка методических разработок и рекомендаций педагогами района.
  4. Обеспечение информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной и методической работы.
  5. Повышение эффективности использования методических и других ресурсов.

Методическую работу  нашего объединения мы строим с учетом ряда особенностей:

  1. С учетом опыта работы и уровня профессионализма учителей.

В состав  РМО русского языка и литературы входят 28 учителей. Из них высшую квалификационную категорию имеют 2 человека, первую – 20, соответствуют занимаемой должности – 3 педагога, не имеют категории 3учителя.

2. А также с учетом мотивации учителей, инновационных направлений в образовании, и особенностей образовательного учреждения таких как участие в экспериментальных площадках, традиции школы и д.т.

Педагоги МО активно занимались самообразованием: изучали методическую литературу, специализированные периодические издания, многие прошли курсы повышения квалификации как в очной, так и в заочной формах. Основными темами курсов являлись актуальные вопросы современного образования: введение ФГОС  основного общего образования, подготовка выпускников к ГИА и ЕГЭ, проверка работ ГИА  по русскому языку, повышение ИКТ компетентности педагога. Шесть педагогов района  приняли участие в семинаре, организованном ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования».

Каждый член МО работал над выбранной в начале года темой самообразования. Результаты данной работы были обобщены на  открытых уроках, внеклассных мероприятиях  внутри ШМО, районном  и окружном семинарах. Многие педагоги опубликовали свои методические разработки на страницах популярных методических интернет-изданий ( «Продлёнка», «Учитель», «Инфоурок», «ОООФорум» и др.).

Во многих школах района ( Мужевской, Шурышкарской, Азовской, Горковской, Питлярской) на протяжении года была организована работа профильных и предпрофильных курсов для школьников по русскому языку и литературе. Основная направленность работы - подготовка старшеклассников к итоговой аттестации, совершенствование практических навыков по русскому языку.

24 марта 2014г, в целях непрерывного совершенствования  уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания, на базе МБОУ «Горковская СОШ» прошёл районный методический семинар учителей русского языка и литературы.

Семинар проходил под общей тематикой: «Использование классических форм и компьютерных технологий в системе обучения русскому языку и литературе в условиях внедрения новых образовательных стандартов».

В семинаре приняли участие педагоги  четырёх школ: МКОУ «Восяховская СОШ», МБОУ «Горковская СОШ», МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского», МБОУ «Лопхаринская СОШ».

В рамках семинара были проведены следующие мероприятия:  конференция, круглый стол, лекционно-практическое занятие, практикум по проверке работ ГИА ( часть С).

В целях распространения опыта работы  нами  были подготовлены электронные диски для педагогов района с материалами Семинара, а также с обобщением опыта работы учителей Горковской СОШ.

В целях повышения уровня ключевых компетенций субъектов образовательного процесса  путем использования инноваций был создан блог Методическое объединение учителей русского языка и литературы Шурышкарского района ЯНАО(  http://morus-muji.blogspot.ru/, который был презентован на районном семинаре. Данный блог — это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, новости в предметной области, полезные ссылки и онлайн работа.

Многие педагоги –словесники школ района в течение учебного года принимали участие в заочных творческих методических конкурсах. Дитц Е.А. (МБОУ «Горковская СОШ»)  стала победителем очного  районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года», а также Лауреатом  окружного конкурса «Учитель Ямала 2014».

Системную и планомерную работу учителя РМО ведут с одарёнными детьми. Учащиеся всех школ района не только участвуют в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе, творческих конкурсах, интеллектуальных турнирах разных уровней но и имеют высокие показатели. Наиболее активно проявили себя учащиеся Питлярской, Мужевской, Горковской и Азовской школ.

Во всех школах района в течение  учебного года, в целях способствования повышению образовательного уровня учащихся,  прошли предметные недели русского языка и литературы. В рамках недель были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, организованы предметные игры, конкурсы, викторины.

В целях реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2014-2015г. руководителем РМО была опубликована статья  «Как живём, так и выражаемся или как выражаемся, так и живём?»   в районной газете «Северная панорама» № 49 от 7 декабря 2013г. Статья направлена на повышение речевой культуры как школьников, так и взрослых.

Постоянно растёт уровень педагогов в ИКТ компетентности. Учителя используют в работе  ЦОРы, ЭОРы, материалы сети Интернет, он-лайн тестирование, интерактивные игры.

21 мая совместно с ЦВИДО с.Мужи Шурышкарского района была проведена  районная он-лайн игра, посвящённая Дню славянской письменности и культуры.

3. Подводя итог.

Такие разнообразные формы методической работы позволяют учителям эффективно повышать уровень педагогического мастерства и достигать реальных практических результатов.

Основными критериями эффективности методической работы являются результативные показатели уровня педагогического мастерства, внедрение инновационных технологий, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.

Результатами нашей методической работы являются (слайд 12-15): 

  • Участие и победы учителей русского языка и литературы в профессиональных конкурсах.
  • Проделанная методическая работа позволила нашим учителям выйти на новый уровень.
  • Показателями эффективности деятельности учителей является также эффективная деятельность наших учеников.
  • Достижениями наших учеников можем назвать:
  • Увеличение количества призеров на районных, Всероссийских конкурсах научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
  • Активное участие и победы в сетевых окружных играх.

К сожалению, есть в работе РМО и проблемы:

  • По объективным причинам не все школы района могут командировать своих представителей для участия в выездных методических семинарах.
  • Руководители школьных методических объединений из-за катастрофической нехватки времени и большой загруженности не могут уделять много времени работе  РМО.
  • Педагоги пользуются созданным блогом в большинстве случаев только как потребители информации.

Путем развития профмастерства учителей является методическая работа, которую мы планируем проводить через методическое объединение, используя разнообразные формы или их сочетания. Это даст нам возможность выбора оптимальных решений конкретных задач. Перед вами примерные направления работы, которые мы для себя наметили в перспективе и  формы их реализации: это коллективно-творческое дело, круглый стол, мастер-класс, педагогический консилиум, семинара – практикум (слайд 10).

Такая плодотворная методическая работа учителей, конечно, отражается и на качестве обучения. Как практики мы реально понимаем, что нельзя говорить о 100% росте качества, т.к. повышение профессионализма сегодня не может дать высокие показатель завтра, должно пройти время для показания таких результатов, зато с уверенностью могу сказать, что наша кропотливо проделанная работа отражается в личностном росте учащихся, в развитии их творческих способностей, повышается мотивация как у учеников, так и у родителей. Это нельзя измерить ни в каких процентах, но когда видно, у ребенка  повышается заинтересованность, он стремится постигать все новые вершины, тогда понимаешь, что работаешь не напрасно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов в работе районного методического объединения средствами деловой игры»

Реферат  о проблеме профилактики эмоционального «выгорания» учителей. Актуальность темы   требует осуществления комплексных мер. Методическое объединение может включиться в решение проб...

Конкурс педагогического мастерства как средство повышения творческого потенциала педагога

В статье рассматривается методическая ценность участия педагогов в перофессиональных конкурсах. Представлено описание собственного опыта....

План работы районного методического объединения педагогов дополнительного образования образовательных учреждений Нижневартовского района

Повышение эффективности дополнительного образования как ресурса развития муниципальной системы образования, совершенствование профессионального мастерства педагогических работников учреждений дополнит...

Научно-исследовательская деятельность педагогов как средство повышения педагогического мастерства.

Научно-исследовательская деятельность педагогов как средство повышения педагогического мастерства....

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке   биологии как средство повышения качества обучени...

Рекомендации педагогам ДОУ. "Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей"

quot;Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение  педагогической  компетентности  родителей"...