Научно-исследовательская деятельность педагогов как средство повышения педагогического мастерства.
статья

Клеймёнова Татьяна Вячеславовна

Научно-исследовательская деятельность педагогов как средство повышения педагогического мастерства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская деятельность педагогов как средство повышения педагогического мастерства.

Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. [1]

Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:

  • повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы;
  • развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
  • обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.

Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школами, сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.

Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей и о реализации стандарта, значение терминов «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну. [2]

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

Примеры

№1.Выразите в метрах сантиметрах

Высоту терема, равную трем косым саженям (248 см)

Длину отрезка полотна, равную 15 локтям (45см)

№2.Найлите методом «решета Эратосфена» все простые числа среди первых ста натуральных чисел.

№3 Задачи с историческим содержанием, практическим содержанием.

№ 4Решение задач с помощью графов.

Моделирование условий задачи с помощью сетевых графов позволяет установить различные связи и отношения между данными и искомыми величинами задачи, осознать идею решения, его логику, увидеть различные способы решения задачи, обосновать выбор величин для введения переменных.

Составление графов становится для школьников увлекательным занятием и значительно повышает интерес к изучению темы курса алгебры «Решение задач с помощью уравнений». Деятельность учащихся приобретает более целенаправленный характер и, что самое важное, появляется самостоятельность на этапе поиска путей решения задачи, который, как известно, вызывает всегда большие затруднения.

Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Мною разработаны и проводились различные факультативы и элективы:

Электив «Решение математических заданий с использованием нестандартных методов», факультатив «Удивительные задачи по геометрии», «В мире чисел» и другие, все они учат самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме.

Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это может быть урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, уроки с историческим содержанием, урок — защита исследовательского проекта и т.д.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников. [3]

Учебно - исследовательская деятельность, проводимая в системе, целенаправленно способствует развитию детей, дает возможность для самореализации ребенка.

В ходе исследовательской деятельности:

  • усваивается алгоритм научного исследования, формируется научное мировоззрение учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, получают импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формируется социальный опыт в деятельности и общении;
  • развиваются познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков - повышение качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностирование деятельности педагога как возможность повышения качества профессионально – педагогического труда.

Эта проектная работа представлена в качестве методических рекомендаций дигностирования деятельности преподавателей для повышения качества своего педагогического труда....

Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализмасвоих педагогови призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уро...

Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства

В выступлении раскрываются все аспекты самообразовательной деятельности педагога....

Повышение педагогического мастерства педагогов дополнительного образования

Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к Мастерству: кто - то начинает ее с красного диплома в педагогическом институте или колледже, кто-то по зову сердца и складу ума, особо...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...