Конкурс педагогического мастерства как средство повышения творческого потенциала педагога
статья по теме

Подкопаева Светлана Александровна

В статье рассматривается методическая ценность участия педагогов в перофессиональных конкурсах. Представлено описание собственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья24.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс педагогического мастерства как средство развития творческого потенциала учителя.

Как правило, статус учителя определяется оценкой его деятельности. Но всегда ли эта оценка объективна? Иногда оценка коллективом и администрацией, да и самим педагогом своей деятельности расходятся. Как же устранить это противоречие? Сделать это помогают конкурсы профессионального мастерства. У таких конкурсов много сторонников, но много и противников, которые считают их шоу и критикуют за формализм самой процедуры конкурса. Я, как человек, прошедший через несколько этапов конкурса профессионального мастерства «Учитель года», отношу себя к сторонникам конкурсного движения и считаю, что конкурс на самом деле создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению, является действенным средством развития творческого потенциала педагога.

Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям, которая позволяет шире, интересней и содержательней преподавать уже знакомый детям материал, без которой невозможно быть учителем. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера, новшество в педагогической науке. Подобное развитие возможно только в процессе становления личности педагога, накопления новых педагогических знаний, умений и навыков, затрате собственных физических, психических и духовных ресурсов. Следовательно, ни какие знакомства с опытом работы других педагогов, не изменят творческий потенциал учителя, пока он не применит полученные знания в собственной педагогической деятельности. К факторам развития творческого потенциала можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учебного заведения, педагогические задачи трудового коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Каждый новый виток развития творчества всегда характеризуется неопределенностью, неведением и непониманием, и только их преодоление, поиск новой информации, внедрение кардинально новых форм и методов педагогической деятельности позволяют подняться на следующую ступень развития.

Как было сказано выше, одним из средств развития творческого потенциала учителя являются конкурсы профессионального мастерства. Для чего собственно проводятся такие конкурсы? Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.

Кроме того, конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?

Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху.  Но почему же многие учителя так не любят конкурсы?

Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которые  не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Однако таким учителям следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими.

Основную проблему профессиональных учительских конкурсов составляет презентация педагогической деятельности. Как объективно оценить мастерство учителя? Обычно для этих целей организуются открытые уроки. Однако именно необходимость давать такие уроки зачастую и служит причиной нежелания учителя участвовать в конкурсе. Педагоги считают, что по одному, тем более презентационному уроку, не всегда можно верно оценить качество их работы. Оценку, данную на основании открытых уроков, которые готовятся специально, по их мнению, нельзя считать объективной. Она не отражает эффективности повседневной работы учителя в школе. Как же решить эту проблему?

Главная ошибка педагога, впервые принимающего участие в конкурсе профессионального мастерства, заключается в том, что, готовя открытый урок, он и работает на открытый урок, стараясь сделать его ярким, красочным, добавить в его содержание большое количество оригинальных приемов и методов. Поэтому упор делается в основном на внешние эффекты, а глубины в таком уроке мало. И становится понятно, что это единичный урок, созданный как раз для конкурса. В нем нет системности, взаимосвязи с предыдущим и последующими уроками. А ведь оценивается, прежде всего, система работы учителя. Являясь с 2011 года членом жюри муниципального этапа конкурса «Учитель года», я научилась распознавать и видеть эту системную работу. Эта полезно и для меня, как учителя, дающего открытые уроки на уровне школы, района, области. Но оценивать уроки именно с точки зрения системы работы учителя помогает и собственный опыт. Многие удивляются, услышав о том, что участником  муниципального конкурса «Учитель года» я являлась три раза. И мотивация участия для меня была именно внутренняя, а не внешняя. Ценность участия в конкурсе виделась для меня не столько в победе, сколько в приобретении опыта, испытании себя – а чего же я стою, а смогу ли достойно выдержать все испытания? Я – человек и педагог, который с интересом и желанием берется за что-то новое. Ситуация достижения меня не пугает, а стимулирует. Поэтому в 2000 году я в первый раз приняла участие в конкурсе «Учитель года» на муниципальном уровне. Цель – попробовать себя в новом деле. Попробовала. Мест не заняла, но получила первые навыки представления своего опыта. Вторая попытка осознанная и с желанием состоялась в 2004 году. Опыта прибавилось, но ошибку представления яркого, но несистемного  урока я совершила. Понимание и принятие данного факта  и подтолкнуло меня к формированию собственной системы работы. Она сложилась к 2010 году. Именно в этом году я и стала победителем муниципального конкурса «Учитель года». Так шаг за шагом я доросла до следующего этапа конкурса – регионального.  Вот здесь и пригодились навыки, полученные за прошедшие годы. Первое конкурсное испытание, в котором нужно было представить систему работы, оказалось новой целью, которую нужно было достичь. Благодаря этому, я приобрела навыки описания своей системы работы. И открыла для себя несколько секретов, которые сложились в определенный алгоритм четкого, конкретного и целостного представления опыта работа. Хотелось бы поделиться  с вами.

Алгоритм описания опыта работы.

цель              средства            результат

  1. Что мы будем представлять? ( педагогический проект, доклад, мастер-класс и т.д.)
  2. Зачем мы этим занялись? (целевое назначение, актуальность: социальная, научная, личная; отражение вопроса, вызвавшего затруднение в практике педагогической деятельности, что подтолкнуло нас к созданию новых условий организации своей деятельности))
  3. Как мы это делаем? (технология, алгоритм; описание идеи, основного замысла: культурно-исторические аналоги, предшествующий опыт; степень новизны; формы, приемы, методы работы и обоснование их выбора)
  4. Что это дает? (ожидаемый или полученный результат, средства контроля полученного результата и критерии его оценки, описание диагностических методик)
  5. Условия использования и противопоказания (средства, необходимые для реализации опыта; описание условий в которых может быть реализован опыт; кем, где и как может быть использован представленный опыт работы).

Но мало описать собственную систему работы, ее еще нужно публично представить. И представить успешно. Для многих педагогов в этом и заключается главная сложность – раскрываясь перед детьми, они тушуются и закрываются перед публикой.  Мне повезло  - у меня нет боязни сцены, публики, я чувствую себя комфортно в таких ситуациях, но алгоритм построения успешного публичного выступления я для себя все же выработала.

Алгоритм построения успешной публичной лекции:

  • подготовка к выступлению за несколько дней: у педагога должно быть время осмыслить все, что он намерен рассказать;
  • структурирование будущего выступления по тематическим блокам;
  • осмысление вступления и заключения: известно, что начало и окончание лекции запоминаются лучше всего и несут наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными. Их нужно сформулировать, записать и неоднократно отрепетировать;
  • представление особо важной информации в начале или в конце выступления (эффект края), чтобы она лучше усвоилась. Для незаинтересованной или критически настроенной аудитории такую информацию лучше сообщить в самом начале выступления;
  • включение в лекцию убедительных фактов и цифр, которые произведут на слушателей впечатление (например, статистики, цитат по теме, высказываний экспертов и пр.);
  • обеспечение "резервных знаний": знать нужно гораздо больше того, что будет использовано в лекции, это придаст выступающему уверенность и авторитетность;
  • прогнозирование вопросов и замечаний аудитории, подготовка возможных ответов;
  • разработка плана-конспекта выступления: экспромт хорош, когда он хорошо подготовлен;
  • не заучивание текста наизусть, а опора на план-конспект, благодаря чему выступление выглядит естественнее и лучше воспринимается;
  • продумывание приемов удержания внимания аудитории.

Таким образом, участие в конкурсах педагогического мастерства помогает педагогу совершенствовать свою деятельность, систематизировать опыт работы, отсеивать второстепенное, оставляя только значимое и нужное, а значит, расти профессионально. Кроме того, участие в конкурсах не позволяет расслабляться, держит педагога в профессиональном тонусе, способствуя развитию творческого потенциала. Ведь человек активный творческий постоянно совершенствуется, ищет новые формы и методы работы, а это добавляет новизны и свежести к его деятельности, поддерживает постоянный интерес к делу, мобилизует все способности и скрытые резервы педагога. Поэтому я думаю, что на достигнутом не остановлюсь.

Ведь человек всю свою жизнь стремиться к цели. Это очень важно, когда есть к чему стремиться. Я убедилась в этом на собственном опыте: когда я первый раз штурмовала муниципальный конкурс «Учитель года», я была Наполеоном, строила грандиозные планы и надеялась на быструю победу. Затем я почувствовала себя Кутузовым, который проиграл сражение, но не войну. А на региональном этапе, набравшись опыта, я ощущала себя Жуковым, который совершает успешные операции, разрабатывает стратегию и шаг за шагом приближается к победе. Эту ступень я тоже перешагнула, став призером областного конкурса «Учитель года» в 2012 году. Что дальше? Дальше пока мечта, но, если судьба подкинет мне шанс, сделать эту мечту реальностью, я им обязательно воспользуюсь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала педагогов и учащихся

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности.И я на своих уроках стала применять проектную деятельн...

Творческий потенциал педагога - основа его педагогического мастерства.

Необходимым  и обязательным условием для развития творческого потенциала человека должна быть свобода  (процесс творчества не может быть принудительным, обязательным) и творческая инициатива...

«Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства»

Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объ...

Активное участие в профессиональных конкурсах и трансляция собственного педагогического опыта как возможные пути развития творческого потенциала педагога

Самореализация – ключевое понятие в процессе формирования успешной личности. Заинтересованность педагога в развитии и реализации собственного творческого потенциала – залог профессионально...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...

Педагогический проект «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осущест...