Реализация метапредметного подхода в образовании.
статья по теме

Материал поможет разобраться в понятии метапредметность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация метапредметного подхода в современном образовании

Актуальность темы обусловлена прежде всего введением стандартов второго поколения, именно в них заявлены требования к результатам обучения, в том числе к метапредметным. Изменилась и цель образования: в основе новых стандартов лежит деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

Средстввом изменения является деятельностный подход. В.В. Давыдов подчеркивает: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности».  

Достоинства деятельностного подхода ( слайд 2-3)

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина.

Системно-деятельностный и метапредметный подходы концептуально близки; дополняют друг друга.    

         Метапредметность можно рассматривать как основной принцип выстраивания содержания в рамках системно-деятельностного подхода.

         Деятельностный подход является основным инструментов при организации образовательного процесса, ориентированного на достижение метапредметных результатов.

Метапредметностью в нашей стране занимаются две школы : Хуторского Андрея Викторовича и Громыко Юрия Вячеславовича

( слайд 4).

На сегодняшний день нет оснований считать, что массовая школа сможет обеспечить целенаправленное достижение метапредметных результатов, но метапредметный подход может быть реализован локально (отдельными педагогами, школами) при соблюдении определенных условий.

Что вкладывается в понятие  «метапредметность»? (слайд №5)

         В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между».  

         Отсюда – не вполне корректные трактовки понятия «метапредметные результаты».      

1. Инопредметность

2. Внепредметность

3. Межпредметность

4. Преобладание регулятивных УУД

       «Мета-» как часть сложных слов имеет в разных дисциплинах разное значение. И одно из них появилось после издания книги Аристотеля, в которой сначала шли тексты по физике, а затем философские тексты – метафизика.(слайд №6)

Что же предполагает МПП на предметном уровне? (слайд 7).

Предлагаемые средства достижения(слайд 8)

1. Технологии

- Развивающее обучение Эльконина-Давыдова

- Мыследеятельностная педагогика

- Коммуникативная дидактика

- Эвристическое обучение

- Технология логико-смыслового моделирования

- Школа М.Щетинина

    Также упоминаются:

- «Экология и диалектика» Л.Тарасова

- Эпистемотека (эпистемология – наука о знании и его основаниях)

- Детско-взрослые научно-промышленные комплексы

- Технология развивающего обучения

- Технология критического мышления

- ТРИЗ (АРИЗ)

- Технологический компонент личностно-ориентированного урока

- Общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.)

2. Метапредметы (слайд 9-10)

Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.(слайды 11-14)

  • Знание
  • Проблема
  • Задача
  • Знак
  • Смысл (в разработке)(слайд)

Что это означает?

   Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.(слайды)

3. Надпредметные программы        

Курсы различной продолжительности, направленные на формирование УУД.

4. Метапредметные темы в рамках предметных курсов 

Метапредметные темы – «Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание – незнание», «Модель – способ – рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д.

Метапредметные задания – «Образ», «Идея», «Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт», «Сочинение», «Конструкция», «Счастье», «Любовь», «Здоровье» и т.п.

5. Специальная деятельность

            Деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, различного рода практики.

          Суть заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, предметного или универсального способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

6. Специальные приемы

«Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных граф, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. 

7. Специальная дидактика 

Эвристические, игровые задания.

       В соответствии со стандартами предметное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечить интеллектуальное развитие, адекватное возрастным и личностным особенностям учащихся. Если мы действительно на своих уроках развиваем, то прочные предметные знания будут естественным и неизбежным следствием такой работы.
      Т.о. усвоение предметного содержания, являющееся целью традиционного обучения, в метапредметном подходе становится средством и следствием достижения более важной цели – интеллектуального, а также личностного и коммуникативного развития.

       (слайд 15)Метапредметные результаты – тот прирост в развитии, который получают ученики в ходе изучения предметов помимо заученных предметных знаний.  Метапредметные результаты могут быть получены при изучении любого предмета учащимися любого уровня обученности, обучаемости и познавательной мотивации.

(слайд16 )Структура метапредметных результатов:

Аспекты:

1. Предметный

2. Надпредметный

3. Внепредметный

 

      Уровни:

1. Когнитивный

2. Деятельностный

Предметный аспект(слайд 17)

1. Понимание предметного материала – свободное

владение предметными знаниями и умениями в

произвольной ситуации (а не только при выполнении

стандартных заданий), в умении излагать материал своими

словами, интерпретировать, работать в различных контекстах.

2. Владение приемами предметного мышления – умение

действовать в нестандартной ситуации (ситуации

затруднения) – «вытаскивать себя за волосы из болота».

3. Целостные, системные представления о предметном

материале – умение ранжировать материал по степени

обобщенности, структурировать его от общего к частному;

проводить сравнение, видеть закономерности и аналогии;

знать и понимать логику развития предметных знаний.

4. Представление о месте предметного знания в системе

знаний – понимание связи с другими предметами, умения

оценивать предметные понятия с позиции смежных

дисциплин, сознательно использовать при необходимости

методы других дисциплин в работе с предметным материалом.

II. Надпредметный аспект(слайд 18)

1. Понимание и грамотное использование надпредметных понятий:

система, контекст, аспект, категория, параметр,

критерий, закон, правило, принцип, метод, способ...

2. Проведение надпредметных мыслительных процедур:

классификация, сериация, сравнение, обобщение,

анализ, синтез, моделирование, абстрагирование,

схематизация...

III. Внепредметный аспект:

Освоение личностных, регулятивных,

коммуникативных универсальных учебных действ

Что считать проектируемыми метапредметными результатами?(слайд 19)

           Важные принципы организуемой с учащимися деятельности:

  •  нацеленность на результат/продукт;
  •  дифференциация – содержательная и уровневая;
  •  индивидуализация;
  •  осознанность;
  •  смысл, польза и интерес как основа мотивации.

        Важная характеристика конкретных метапредметных результатов – значимость для ученика.

(слайд 20 )Принципиальный подход к проектированию

средств достижения метапредметных результатов

Педагогический аспект

  • Коррекция предметного содержания и способов его предъявления

- отбор, структурирование, ранжирование предметного материала с целью обеспечения целостных системных представлений.

- использование эффективных методов предъявления материала с целью обеспечения понимания и формирования мышления.

  • Обеспечение самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся 
  • Дидактическое обеспечение, формирующее и диагностирующее понимание и мышление
  • Грамотный мониторинг

Предметное  содержание

Для достижения метарезультатов необходима коррекция предметного содержания.

Степень коррекции зависит от уровня компетентности преподавателя, специфики предмета, возраста учащихся.

Чем сложнее предметное содержание, чем старше ученики, тем в большей степени возможно и желательно внесение изменений в содержание, без которых сложно обеспечить метауровень образовательных результатов. 

Учебный предмет помимо собственно предметного содержания должен включать в себя методологическую составляющую, которая обеспечивает освоение этого содержания обучающимися на уровне понимания и свободного владения. Методологическая составляющая учебного предмета – это включенное в учебные тексты описание методов получения знаний, а также приемов, позволяющих эти знания оптимальным образом усвоить.

(слайд 21 )Универсальные средства грамотной работы с предметным содержанием

1. Выделение общих принципов.

2. Грамотное формирование понятий:

     – Какова необходимость введения понятия?

     – Как оно «устроено», в чем его суть?

     – Как оно «работает», где используется?

3. Выделение ключевых предметных понятий и предметных действий.Они должны быть сформированы у всех.Слабый ребёнок ключевые понятия должен знать, таким образом он перестанет быть слабым.

 4.Достижение понимания. Различия в работе с детьми разного уровня обучаемости выражаются в разном количестве важных понятий и умений, которые должны быть освоены.

   Одна из важных задач учителя – проранжировать предметный материал по степени важности. 

Задача учителя – пошагово разворачивать внутреннюю логику материала.Использование аналогий и образов, взятых из бытовой жизни.

5. Помощь в запоминании.

Мнемонические правила. Больше всего их в русском языке.Наглядность.

     Эмоциональные приемы (байки,истории).

6. Крупноблочное предъявление материала.

     1) Целеполагание.

      2) Предъявление материала.

      3) Отработка.

      4) Обобщение.

7. Структурирование предметного материала.

8. Работа с надпредметными понятиями.

    Закон. Чтобы разобраться в каком-либо естественнонаучном законе, надо 1) выделить понятия, о которых идет речь; 2) определить, что от чего зависит; 3) определить характер зависимости 4) при необходимости выразить эту зависимость математически – написать формулу.

    Правило. Предназначение правила как формы фиксации – регламентировать определенную ситуацию.  

Говоря о следующих понятиях:

  • Метапредметные результаты
  • Универсальные учебные действия
  • Исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность
  • Мыследеятельность
  • Предметное мышление
  • Творческие способности
  • Деятельностный подход
  • Компетентностный подход
  • Развивающее обучение

      -мы должны пониматью, что в основе лежит самостоятельная продуктивная мыслительная деятельность обучающихся.

Организация самостоятельной работы на уроке (слайд 22-23)

Цель: создание условий для самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Подготовить учащихся к продуктивной работе.

2. Создать/предложить ситуацию.

     На этапе предъявления – выводное знание.

     На этапе отработки, обобщения и диагностики – создание текста, которые неоткуда списать.

3. Обеспечить осознанность работы

     – Грамотно инициировать работу.

     – Дать четкие представления о продукте.

4.Продумать организацию деятельности учащихся, обеспечивающую индивидуализацию (дифференциацию). Как это сделать? Нужно дать подумать каждому. Задать вопрос. Задание: запишите ответ в черновике, подумайте. Затем учитель говорит ответ- обучающиеся сравнивают.

5. Продумать систему обеспечения деятельности учащихся:

  • учебно-дидактического;
  • мат.-технического;
  • педагогического сопровождения.

6. Организовать обсуждение результатов.Это важно. Важно наше отношение к ошибке.Дети молат, потому что бояться ошибиться.Ошибка- указание для учителя, что он что-то сделал не так.

7. Обеспечить осознание каждым собственного прироста.Проговорить в конце урока.

(слайд 24 )Продукт деятельности – объект оценивания.

  1. Техническое задание (ТЗ) – включает содержательные и оформительские нормы, которым должен соответствовать продукт.
  2. Параметры оценивания – характеристики продукта, за которые начисляются баллы. Должны соответствовать ТЗ, но формулировки могут отличаться.
  3. Критерии – разбалловка по каждому параметру.

(слайды25  )Пример творческого домашнего задания

  1. Техническое задание

Составить художественный текст, содержащий не менее 70 слов, в котором было бы не менее 15 наречий, иллюстрирующих различные орфографические правила. Использовать не менее трех сложноподчиненных предложений.

2. Параметры и критерии оценивания – максимум 30 баллов(слайд 26)

1. Орфографическая, синтаксическая и речевая грамотность:

  • отсутствие ошибок – 7 б.
  • до трех ошибок – 5 б. и т.д.

2. Качество стиля:

  • соответствие художеств. стилю – 2 б.
  • уместное использование средств выразительности – до 6 б.

3. Соответствие текста содержательным нормам:

  • иллюстрация различных правил написания наречий – до 6 б.
  • наличие 15-ти наречий – 2 б.
  • наличие трех сложноподчиненных предложений – 2 б.

Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление учащихся(слайд 27)

1. Работа с терминами:

     – этимология;

     – определение смысла;

     – придумывание терминов.

2. Работа с определениями:

     – формулирование;

     – работа с ошибками.Дать текст, найти ошибки и объяснить их.

3. Интерпретация информации. Например, текст- изобразить информацию в виде формулы, схемы или наоборот.

4. Действия по аналогии. Знают площадь трапеции- на её основе вывести площадь  других фигур.

5. Предметные/надпредметные действия.

6. Вопросы, требующие рассуждений.

7. Задания нерепродуктивного характера. Определить, существительные какого рода реже всего используются в качестве названия химических элементов.

Средства достижения метапредметных результатов(слайд 28)

Внеурочная деятельность

  • Краткосрочные курсы
  • Исследовательская работа
  • Учебное проектирование
  • Социальное проектирование
  • Тренинги – психологические, коммуникативные, интеллектуальные
  • Клубы
  • Разного рода игры
  • Практики – учебные, производственные, социальные
  • Пробы – социальные, профильные, профессиональные

(слайд 29) Значение метапредметного подхода в образовании

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44 города Тюмени имени Героя Советского Союза Ивана Ивановича Федюнинского

        

г.Тюмень-2015


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий для реализация метапредметного подхода на уроках естественнонаучного цикла

Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти ...

Мастер-класс «Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках литературы. Японские хокку.»

Краткое обоснование основных идей опыта. Сегодня с вашей помощью я смогу продемонстрировать те способы работы, которые ежедневно использую в своей педагогической практике. Её основу составляют ...

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода....

Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов

Изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода...

Метапредметный подход в образовании при реализации ФГОС

Описание метапредметного подхода в образовании при реализации ФГОС в слайдах....

Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...