Интеграция как способ реализации метапредметного подхода в преподавании географии
статья по географии на тему

Выдра Ирина Николаевна

Защита опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:


       
Слайд 2  Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, —  это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного        учителя.
     
Слайд 3  ФГОС второго поколения основного общего образования устанавливает требования к  результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования

на основе принципов метапредметности :

  •     освоение межпредметных понятий и универсальных учебных  действий;
  •     способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  •      самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности;  
  •      организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  •        построение индивидуальной образовательной траектории.

Что такое метапредметность, метадеятельность,  метазнания,                              метаумения?

Слайд 4 Метадеятельность = универсальные знания +  способы   (мыследеятельность)              

Мыследеятельностная педагогика – один из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования, основывающийся на включении в содержание образования культурных способов и средств мышления и деятельности.

Метапредметный подход –  основанный на положениях мыследеятельностной педагогики.

Метапредметные категории – одиночные или парные категории, свойственные абстрактному мышлению.

Метапредмет – нетрадиционный учебный предмет, выстраиваемый вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные   образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другой кабинет на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать с моделями - так же, как на нашем предмете, или как-то по-другому? А как мы, кстати, делаем это сами? Если честно, то очень часто никак. Если ученик нас спросит, как связывать один учебный предмет с другим, он, к сожалению, не получит от нас ясного ответ.                                            
      Углубляясь в свой предмет, мы сами порой очень плохо ориентируемся в другом предмете. Мы считаем, что главное - хорошо знать свою область предметного знания и поменьше «тыкаться» в чужую. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественнонаучных дисциплин. Но и учителя, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

Введение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам.
Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Одной из главных задач образования является подготовка ребенка  к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций. Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция учебных дисциплин. Философский словарь дает следующее толкование понятия интеграции:

Слайд 5- Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.

- Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки.

Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой – глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

Слайд 6 Целесообразно выделять три уровня интеграции:

  1. создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов;
  2. создание программы спецкурсов, объединяющих несколько предметов, факультативов;
  3. разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.

Кроме того, одно из обязательных и основных требований интеграционного преподавания - повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

     Слайд 7 Интегрированный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, педагог должен учитывать:

  1. Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределении приоритетов и т.п.).
  2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
  3. Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для  объединения разнопредметной информации.
  4. Создание новой структуры курса, т. е. изменение функционального назначения знаний.
  5. Переработка содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между  отдельными элементами системы).

Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

 Почему мной из разнообразия инновационных направлений современных методик и технологий был выбрана интеграция ? Это было сделано по нескольким причинам.

Слайд 8 Интеграция помогает мне :

  • развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
  • расширить «горизонты» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
  • стимулирует к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующим принципам интегрированного подхода;
  • получить качественно новый педагогический результат;
  • увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике ;
  • определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования;
  • выявить недостатки изолированного преподавания предмета.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.
В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире.
 
Слайд 9 Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.
Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.
  Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.
  Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.
     В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги-теоретики и педагоги-практики активно искали, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования. Есть несколько особенностей такого типа интеграции.
Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. Подход Давыдова впоследствии был развит его учениками, коллективом ученых-разработчиков. Было обнаружено: в качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, идеализации, схемы, различения, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Говоря это, я имею в виду, что, если мы, работая с определенным предметным понятием, передаем учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, или с идеализацией, то мы поднимаемся с предметного уровня на        метапредметный.
 
Слайд  10 Допустим, мы работаем на уроке географии или биологии с понятием «Земля».  Предлагая учащимся разные источники, мы можете показать, что это понятие в разные времена  предстает по-разному: у индейцев - один, у  жителей Вавилона  - другой, у древних греков - третий. Анализируя информацию, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом        предметном        материале.
Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образовательной работы также определяет специфику метапредметной интеграции.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. В процессе Слайд  11 интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения:

  • аналитические,
  • учебно-информационные,
  • коммуникативно-речевые.

Цели, которые ставятся при проведении интегрированных уроков:

Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать,                сопоставлять,        обобщать.

Слайд  12  На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
- умения сопоставлять явления и факты;
- умения выделять главное;
- умения составлять из отдельных элементов целую картину;
- умения формулировать общую проблему;
- умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.


Слайд  13 Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

1.  умение извлекать информацию из различных источников;

2.  умение составлять план;
3.  умение отбирать материал по заданной теме;
4.  умение составлять письменные тезисы;
5.  умение подбирать цитаты;
6. умение составлять таблицы, схемы, графики.

Слайд  14 Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

  1. умение составлять связное устное высказывание;
  2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;
  3. умение выделять интонационно-значимые части высказывания;
  4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;
  5. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;
  6. умение использовать различные средства наглядности;
  7. умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  8. умение оформлять научно-исследовательские работы;
  9. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);
  10. умение вести дискуссию.


Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.    Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Слайд  15 Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления обучающихся, целостной картины мира, получения соответствующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов и формирования всесторонне развитой личности

1.           Синтезированность знаний.

Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых вопросов по той или иной теме способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

2.           Углублённость изучения.

Глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины нестандартного мышления..

3.           Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.

Реализация рассматриваемой проблемы в конкретной практической ситуации подчеркивает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

4.           Альтернативность решения.

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мобильности мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность мышления.

5.           Доказательность решения.


Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии предоставляет  широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников.

Слайд  16  География и компьютерные технологии

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и
представления информации прочно вошли в нашу повседневную
жизнь. Применение компьютера дает положительный эффект и при изучении
географии. Компьютерные программы по географии направлены не
только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта
творческой деятельности.

Можно выделить следующие направления использования компьютерных технологий на уроках географии

  • Использование компьютерных программ и учебных электронных мультимедиаизданий
  • Интерактивные наглядные пособия
  • Создание презентаций к урокам
  • Использование Интернет-ресурсов

В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которое содержат помимо гипертекста, высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение, контрольные вопросы и тесты, словарь терминов и понятий, список персоналий (чьи имена
упомянуты в учебнике).

Слайд 17 Я использую в своей работе следующие цифровые образовательные ресурсы:

  • Учебное электронное издание. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы, страны.
  • Естествознание. 5 класс.
  • Виртуальный живой уголок 6-11 класс.
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • Видеоучебник. Физическая география Ставропольского края
  • Видеоучебник. Экономическая и социальная география Ставропольского края.

Все это позволяет использовать мультимедиакурсы
при выполнении тематических и практических работ, при ответах на вопросы и задания для проверки усвоения текущего материала, ознакомить с определениями географических терминов и понятий. Мультимедиакурсы по-новому представляют содержание учебника -позволяют  осуществлять  самостоятельный поиск учебных  знаний, развивать образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике.

Самой распространенной форм организации учебной деятельности на уроке с использованием компьютерных технологий  - использование мультимедийных презентаций. Такие уроки я провожу довольно часто. Презентация как наглядные пособия помогают мне излагать учебный материал, формируют у учащихся навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока. Слайд-фильм позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закрепление, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие ошибки, ускорять процесс выполнения заданий.

В качестве творческого проекта, создаваемого учащимися, часто выступают презентации, которые после защиты поступают в банк данных и могут быть использованы в учебном процессе.

Слайд 18При подготовке к урокам, создании презентаций мною используются следующие Интернет-ресурсы:

Слайд 19 Однако, применяя информационные технологии на уроке, учителю следует помнить, что:

  • на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  • на уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
  • на контрольном уроке - использовать для тщательной проверки большого объема пройденного материала.

Также учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.

Слайд 20 География и математика

Интегрирование уроков географии и математики обусловлено тем, что в географии часто встречаются математические данные и вычисления.

Чаще всего мы сталкиваемся на уроках со следующими видами работы:

  • Вычисление различных величин, например, такие: Вычислите среднегодовую температуру по данным: январь -20, февраль-18, март-10, апрель+2, май +10, июнь+15, июль+20, август+18, сентябрь+10, ноябрь-3, декабрь-17.
  • Построение графиков, таблиц (например, постройте  розу   ветров   и  диаграмму  облачности,   по  следующим данным: ) Представления о них закладывается у школьников при изучении математики , а развивается и дополняется при изучении географии.
  • Одним из эффективных способов использования приема показателей в школьной географии являются вычислительные географические задачи. При изучении социально- экономической географии в старших классах школы широкое распространение имеют демографические, транспортные и другие социально- экономические  задачи. Например, можно предложить рассчитать величину годового естественного прироста населения.

                          География и история

Слайд 21 В качестве важной методологической основы географического образования выступает исторический подход. Общество было одним из объектов исследований географии с самого
ее возникновения. Ученые древнего мира не разделяли географию и
историю.

Исторический подход в географическом образовании позволяет рассматривать географическую среду через призму истории. В этом случае изучаемые природные и социально- экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человечества.

Слайд  22, 23, 24 Посмотрим учебники географии. Учебник 6 класса «Начальный курс географии» (авторы Т. П. Герасимова и Н. П. Неклюкова). Как можно рассматривать тему «Путешествия и географические открытия» без применения знаний истории, ведь здесь учащиеся знакомятся с древними исследователями Земли и их достижениями. В учебнике 7 класса «География материков и океанов»( авторы В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев) многие темы неразрывно связаны с историей. Это темы «Как люди открывали и изучали Землю», «Расселение человека на Земле», темы по изучению истории исследования океанов и материков.        В учебниках 8-9 классов «География России» (под редакцией А.И. Алексеева) учащиеся знакомятся с работами и достижениями великих русских географов таких, как ВВ. Докучаев, Ф. Литке, С. Челюскин, И.Д.Папанин, II.П. Семенов-Тян-Шанский, А.И. Воейков и др. Я также на своих уроках использую сообщения, которые готовят сами учащиеся о малоизвестных русских географах. Это такие как Н. И. Кузнецов, В.Т. Атласов, К.И. Максимович, Ю.М. Шокальский, В.А. Русанов, А. Н. Краснов и т.д. В учебниках также рассматривается история русских городов, история формирования территорий, особенно большое внимание истории таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

На уроках географии в 9-10 классах рассматриваются вопросы распада стран и образования новых государств в ходе разных исторических событий. Уроки с использованием исторических сведений позволяет понять историческую обусловленность научного познания, закономерность в развитии географических знаний о сущности явлений и процессов, историю взаимоотношений общества и природы, особенно стратегии устойчивого развития общества.

География и литература

Слайд  25 Каждый учитель старается как можно ярче, содержательнее и интереснее проводить уроки. Одно из средств достижения этой цели -использовании в преподавании литературы. Причем трудно найти другой такой учебный предмет, при изучении которого необходима была бы литература больше, чем при изучении географии, потому что география как наука имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать.

В художественной литературе есть множество ярких образных описаний природы, но отбираемое описание должно быть «географично», т. е. раскрывать географическую специфику объекта.

Приведу пример описания северной части Европейской равнины: «День точно потускнел, стал зеленоватым. Между стволами стоят вечные сумерки, и само солнце, просвечивающее сквозь ветви, кажется бледно-зеленым. Зелены и поросшие мхом стволы, седые лишайники покрывают толстым слоем все пни и колоды, через которые приходится перебираться чуть ли не ползком. Лес будто трехэтажный. Вверху закрывают солнце своими ветвями ели-старики. Этажом ниже толпятся нарядные и пушистые елочки. Они и от солнца и от ветра защищены ветвями старых елей. Еще ниже - кустарник. А на самой земле растут мхи и хвощи. Между ними видны островки темно-зеленых кустарников черники. Попадается ярко-красная ягода-брусника. Поймы рек густо заросли черной и красной смородиной. Есть и малина».

В этом описании показан характерный облик елового леса. При помощи ярких красок автор подчеркивает его особенности, отличающие этот лес от других типов лесов. Подбирая для уроков художественно-географические описания, надо иметь в виду, что во многих художественных произведениях описание природы дано через призму настроения автора или героя произведения.

При объяснении физико-географических явлений, процессов и связей между ними дополнительная литература облегчает детям их понимание.

Слайд 26 Например, учащиеся обычно слабо представляют образование дождевых облаков при встрече холодных и теплых воздушных масс. Можно привести такой отрывок: «Огромные массы воздуха ползут над землей и несут груз водяного пара. Одни идут с суши, другие с моря. Одни несут много воды, другие мало. Бывает, что потоки встречаются, сталкиваются. И вот, если один поток теплый и легкий, а другой холодный и тяжелый, то теплый поток, плавно, как по лестнице, взбирается холодному потоку на спину. А вместе с воздухом взбирается наверх и принесенная им вода Но там, наверху, холодно. Водяной пар остывает, собирается в капли. И тогда мы видим; небо обложено облаками и начинается дождь. Бывает и другое: холодный воздух шквалом вклинивается под теплый и резко, одним взмахом, поднимает его на своих плечах. Тогда вода еще быстрее сгущается в капли, образуя грозовые тучи».

Полезна и такая форма работы, как использование на уроке вопросов, содержание которых, так или иначе, связано с литературными источниками. Например, в 6 классе предложить вопросы по теме «Изображение поверхности Земли на глобусе и картах»:

1.        Определите на картах местоположение таинственного острова -последнего пристанища капитана Немо по известным координатам 35 градусов ю\ш и 150 градусов в\д

Благодаря таким интегрированным урокам мы продолжаем формировать умения работать с картами и развиваем способности полноценно воспринимать художественные произведения

География и естественные науки

Слайд 27 Географические знания не будут полными, если их не связывать (а в некоторых случаях и опираться) со знаниями биологии, химии и физики.

Слайд  28,29,30 Приведу несколько примеров:

- связь с биологией на уроках по следующим темам - «География лесов России», «Лес и окружающая среда», «Тундра и степи», «Болота», «Животный мир России», «Природные зоны Росси», «Многоэтажность гор», «Охрана природы». Здесь рассматривается не просто животный и растительный мир, но и взаимосвязь с географическими компонентами (географическим положением, климатом, рельефом, плодородием почв);

- связь с химией на уроках по следующим темам -     «Использование недр», «Рациональное использование и охрана почв», «Почвы и урожай» и т. д. При изучении в 6 классе темы «Атмосфера», в 7 классе темы «Главные особенности природы Земли» осуществляется межпредметная связь с физикой. Такие темы как, «Температура воздуха», «Атмосферное давление», «Водяной пар в атмосфере. Облака», «Атмосферные осадки» основаны на знаниях многих физических законов. При изучении растений разных природных зон учащиеся, рассматривая гербарии, выявляют основные закономерности зависимости строения растений от климатических условий и рельефа, в пределах природных комплексов. Проще проводятся интегрированные уроки географии и биологии, так как учителя географии, чаще всего имеют вторую специальность «биология».

Интегрирование создает целостную картину мира, учит ребёнка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. Чем больший круг разных явлений охватывает та или иная личность, тем ближе она подступает к истине.

По типам и формам интегрированные уроки могут быть:

  Тип урока: урок формирования новых знаний. Формы урока: урок-исследование; урок-путешествие; урок-экспедиция; урок-экскурсия; урок-инсценировка; учебная конференция; урок-лекция; мультимедиа- урок; проблемный урок.

  Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Формы урока: урок - деловая или ролевая игра; урок-практикум; урок-диалог; путешествие; комбинированный урок; экспедиция и т.д.

  Тип урока: применение знаний на практике Формы урока: ролевые и деловые игры; уроки защиты проектов; практикумы; путешествие; экспедиция и т.д.

  Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений предоставляет самые большие возможности интеграции и реализации метапредметных связей. Формы урока: игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок; заключительная экскурсия; обзорная конференция; заключительная конференция; урок-совершенствование; урок-беседа; обзорная лекция; диспут; повторительно-обобщающий урок; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ.

  Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений. Оперативный контроль на уроках осуществляется систематически, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки. Формы урока: викторина; конкурсы; защита творческих работ, проектов; смотр знаний; творческий отчет; собеседование; урок-зачет; контрольная работа.

Результаты интегрированного обучения и его значение

Используя в своей работке интегрированные методы обучения могу сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения.

  1. способствует развитию научного стиля мышления;
  2. даёт возможность широкого применения естественнонаучного метода познания;
  3. формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  4. повышает качество знаний;
  5. повышает и развивает интерес к предметам естественно-математического цикла;
  6. формирует общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  7. формирует уверенность, в своих силах, что возможно изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  8. позволяет использовать авторские компьютерные программы (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  9. расширяет кругозор, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  10. приобщает школьников к научно-исследовательской проектной деятельности.

По каким критериям можно определить эффективность интегрированного обучения? Это, прежде всего, отношение учащихся к таким урокам и, конечно же повышение качества обучения.

Анкетирование учащихся показало, что интегрированные уроки признали

  • - интересными – 77% учащихся
  • - более эффективными по сравнению с обычными – 68% учащихся.

По мнению старшеклассников интегрированные уроки:

  • - способствуют развитию интереса к изучаемым предметам (56%)
  • - расширяют кругозор (69%)
  • - способствуют формированию целостной картины мира (53%)

Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «не застревал» в информационных ограничениях одного учебного предмета, а работал с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это возможно благодаря тому, что на метапредметных и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и учителя.

Итак, понятие «интеграция» вошло в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: интеграция многогранна. Кроме того, интеграция эффективна. Интеграция перспективна. Интеграция неисчерпаема!

А своим коллегам сегодня нам хотелось пожелать одно: находите возможность и проводите интегрированные уроки. Обязательно получите огромное удовлетворение в творческом и профессиональном плане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ...

"Реализация метапредметного подхода в преподавании истории и обществознания"

        Метапредметный подход является актуальным  и востребованным в образовательном процессе,  так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского о...

Использование методов математической статистики для реализации деятельностного подхода в преподавании географии.

Использование методов математической статистики  для реализации деятельностного подхода в преподавании географии....

Метапредметный подход в преподавании географии.

Формирование метапредметных УУД на уроках географии....

«Метапредметный подход в преподавании географии» Программа работы стажировочной площадки

Цель:овладение участниками стажировки навыка использования метапредметного подхода в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования...

Межпредметная интеграция как способ достижения метапредметных результатов в преподавании литературы и географии

В статье рассматртваются возможности использования  межпредметных свяейз на уроках литературы и географии для достижения метапредметных результатов...

Межпредметная и метапредметная интеграция как средство реализации деятельностного подхода на уроках биологии

Материал предназначен для выступления на педсовете, заседаниях школьного или городского методических объединений....