Межпредметная интеграция как способ достижения метапредметных результатов в преподавании литературы и географии
статья по литературе

В статье рассматртваются возможности использования  межпредметных свяейз на уроках литературы и географии для достижения метапредметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметная интеграция как способ достижения метапредметных результатов в преподавании литературы и географии

Однако трудно найти предмет, который

                                             нуждался бы больше в дополнительной

                                          литературе, чем география

Гоголь Н.В.

Результаты диагностических работ, проверяющих умение обучаю-щихся на  метапредметном  уровне  применить приобретённые УУД в повседневной жизни, в учебной деятельности, свидетельствуют о  неспособности большинства школьников использовать знания, полученные при изучении одного учебного курса для выполнения заданий по другим учебным предметам. Это говорит о недостаточной степени межпредметной интеграции в процессе обучения и необходимости в большей степени осуществлять учебный процесс на основе метапредметного подхода.

Источником получения информации на всех уроках является текст. Именно посредством работы с текстом можно осуществить взаимосвязь всех получаемых обучающимися знаний. Особенно важно здесь освоение школьниками приема смыслового чтения.                                        Главная цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и  осмыслить извлеченную информацию. В результате этого обучающийся сможет работать с этой информацией, представлять её в другом виде, применять полученные знания на практике.

 Неслучайно, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».                                                                Посредством приема смыслового чтения возможно приобретение комплексных знаний и формирование УУД обучающихся по всем учебным курсам. Мы постараемся показать, как благодаря смысловому чтению возможно осуществление метапредметной         связи между такими учебными дисциплинами, как литература и география: как географические знания востребованы и применимы на уроках литературы, так и тексты художественной литературы могут  помочь при изучении определенных тем на уроках географии.

При изучении многих художественных произведений необходимо привлечение фоновых знаний обучающихся. В частности, говоря о месте действия в произведении, об окружающей  природе, пейзаже, природных явлениях, к которым часто обращаются поэты, знания из области географии помогают школьникам живо представить описываемые картины. Приведем некоторые примеры.

В «Сказании о белгородском киселе» читаем: «В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в то время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет тут князя, пришли и стали под Белгородом». Шестиклассники, чтобы  понять суть описания, должны получить представление о том, где, когда происходило действие, кто такие печенеги и зачем пришли, кто такой Владимир и почему он, оставив Белгород, пошел к Новгороду. Как видим, открывается широкое поле для осуществления метапредметных связей между литературой, историей и географией. Филолог должен обладать глубокими фоновыми  знаниями  по этим предметным  областям, чтобы у школьников сложилась полная картина происходящего.  

Применение географических знаний уместно при изучении многих произведений, например, курса литературы 6 класса. Смысловое чтение текста рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» предполагает геогра-фический комментарий:                                                                                 1.Где происходят события, описанные в произведении? 2.Какая это природная зона и чем она опасна для человека? 3.По каким приметам Васютка нашел озеро? 4.Какие знания о тайге помогли Васютке спастись? 5.«Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке», «Васютка заметил среди среди однообразного мха тощие стебли травы: трава растет обычно вблизи больших водоемов. Впереди берег...Вода! Нет, это не Енисей. Перед глазами Васютки  небольшое унылое озеро, подернутое у берегов ряской». Что такое озеро с географической точки зрения? В чем его отличие от реки?                                        Возможно применение приема смыслового чтения и при  анализе рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

«…Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу и по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, – полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун...»                                                                        Возможные вопросы к тексту: 1.Какие природные комплексы упоминаются в данном отрывке? 2.Что такое роса, в какое время года образуется? Расскажите, как она образуется? О чем говорит обильная роса на траве утром? 3.Что такое туман? Как он образуется? Какие еще природные явления возможны в указанное время года?

          Анализируя стихотворение А. А. Фета «Еще майская ночь…», можно повторить знания по географии:1.Почему происходит смена ночи и дня с географической точки зрения? 2.Почему происходит смена времен года?                Такую смысловую работу с текстом, направленную на достижение метапредметных результатов, в 6классе можно провести с рассказами В.Г.Распутина «Уроки французского», М.М.Пришвина«Кладовая солнца». Стихотворениями  М.Ю. Лермонтова   « На севере диком…», К.М.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» и др.                                                Необходимо знание географии при рассказе о жизни и творчестве писателей и поэтов. Поэтому заочные экскурсии «Литературные места России» целесообразно проводить как  интегрированные уроки литературы и географии с привлечением знаний по истории.                                        Особенно востребованы географические знания обучающихся при знакомстве с писателями-путешественниками. Например, образ Кавказа неразрывно связан с именем М.Ю.Лермонтова, который всю жизнь пытался разгадать тайны Кавказа. Свежий воздух, живописная природа, фольклор и нравы местных жителей  нашли отражение в его бессмертных творениях:                 Как сладкую песню отчизны моей,                                                          Люблю я Кавказ…                                                                        Говоря об А.С.Пушкине,  который, как и Лермонтов, путешествовал не по своей воле, мы перечислим разные географические объекты многих регионов России.                                                                                А.П.Чехов объездил всю Россию от Москвы до Сахалина, о чем поведал нам во многих своих произведениях и в книге «Остров Сахалин».        Изучение жизни и творчества Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, А.И.Куп-рина, К.Г.Паустовского, А.С.Грина, И.А.Бунина, Н.С. Гумилева, М.Горького  и  многих других русских мастеров художественного слова тесно связано с теми уголками России, где они родились и творили, и европейскими государствами, где они оказывались по воле судьбы.                                        Знание географии необходимо и при знакомстве с литературными героями-путешественниками,например: Афанасием Никитиным, Робинзоном Крузо, Дон Кихотом, Гулливером, бароном Мюнхгаузеном. Героями романов А.К.Дойла «Затерянный мир», Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ», Жюля Верна «Дети капитана Гранта» и других авторов.

 Трудно представить себе литературные викторины без вопросов и заданий, предполагающих обращение к географическим знаниям школьников:

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: центр Пятигорска расположен у подножья горы Машук. Как эта географическая особенность передана Лермонтовым? Что представляют собой горы Машук, Бештау, Змейка, Железная, Лысая? Что за особый воздух в Кисловодске? Объясните это, исходя из географических особенностей местности.
  2. К.Г. Паустовский «Золотая роза»: найдите на карте Центральной России мещерские земли. Найдите на ней упоминаемые писателем географические объекты. Попробуйте составить ландшафтную картосхему Мещеры согласно художественному тексту.
  3. М.М.Пришвин «Кладовая солнца»: определите, описание какого леса приведено в тексте.
  4. Н.В. Гоголь «Шинель»: Какие погодные явления автор описывает и почему они присущи Петербургу?
  5. Назовите реки, протекающие в России, от названия которых происходят фамилии трех героев известных произведений русской литературы.
  6. П.Е.Ершов «Конек-горбунок»: Как в древности люди представляли себе Землю?                                                                

        Как видим, отличительной чертой современного школьного образования является межпредметная интеграция, которая проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой, для того чтобы  добиться тех метапредметных результатов, которые общество ожидает  сегодня от системы образования.  

Географическая наука настолько универсальна, что при желании учителя, урок географии может интегрироваться с любым предметом, в том числе и с литературой.

 Использование на уроке отрывков литературных произведений позволяет реализовать межпредметные связи географии и  литературы, что способствует достижению таких метапредметных результатов обучения как формирование умений работать с разными источниками географической информации, формирует положительную мотивацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Полноправным представителем главной мысли урока является эпиграф, работа над которым может быть интересной, увлекательной и эмоционально окрашенной для обучающихся.

- Прочтите эпиграф. Какие вопросы возникают у вас? Дайте ответы на них. Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?

Но эти царственные воды,

Но горы в сизой полумгле.

Байкал – священный дар природы –

Да будет вечен на Земле.

                                    (А.Твардовский)

Предполагаемые вопросы и ответы обучающихся:

-О каких горах говорится в эпиграфе? Возможно, Байкал размещён среди гор.

-Почему воды «царственные»? Возможно, озеро Байкал имеет большие запасы пресной воды.

- Почему Байкал – это «дар природы»? Возможно, Байкал – это крупнейший резервуар чистой воды, здесь обитают редкие   живые организмы.

- На уроке речь пойдет о географическом положении озера Байкал, его происхождении, особенностях окружающей природы, свойствах вод, уникальных живых организмах и использовании Байкала человеком.                При объяснении физико-географических явлений, процессов пейзажные зарисовки из художественных произведений облегчают понимание, воспитывают любовь к Родине, гордость за Отечество, формируют стремление защищать природные богатства от разрушительной деятельности человека.                                                                        Например, при изучении в 8 классе темы   «Природные зоны»  предлагается на основе отрывков из произведений русских классиков ответить на вопрос:«По каким признакам можно узнать изучаемую природную зону?»: «…Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились ласточки, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы…» (А. П.Чехов, «Степь»).                                        «…На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки. Кислая болотная почва не дает им расти, и им, таким маленьким, лет уже по сто, а то и побольше…» (М.П.Пришвин, «Кладовая Солнца»)                                                                                Обучающиеся обобщают факторы, влияющие на формирование данной природной зоны, делают выводы и умозаключения.

С помощью литературных произведений можно сформировать метапредметные  умения: сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, синтезировать.

Так, при изучении в 6 классе темы «Реки» можно предложить найти ответ на проблемный вопрос: «Чем равнинная река отличается от горной?» в предложенных отрывках:

Терек воет, дик и злобен,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
К морю теплому приник»

                         (А.С. Пушкин, «Терек»)

…Под глинистой утесистой горой,

Унизанной лачужками, направо,

Катилася широкой пеленой

Родная Волга, ровно, величаво…

                ( М.Ю.Лермонтов, «Сашка»)

Предполагаемый ответ обучающихся: Волга – широкая, ровная, величавая река. Она  протекает по равнинной местности. Терек берет начало в   высоких горах Кавказа, такие особенности, как «воет, дик и злобен», «слёзы брызгами летят» говорят о горном характере реки. В нижнем течении Терек несет свои воды по степи и здесь приобретает черты равнинной реки: «лукавый», «приветливый», «ласковый».

В старших классах на уроках географии обучающиеся учатся создавать образные представления о территориях, странах, их крупных районах, особенностях природы, природных богатствах, населении. Географический образ —это совокупность ярких, характерных знаков, сим-волов, ключевых представлений о реальных пространствах: местностях, тер-риториях, регионах, странах, ландшафтах и т. д.  В произведениях   Н. С. Гу-милёва, Н.В.Гоголя, А.А.Фета, К.Д.Бальмонта находим много примеров художественного страноведения:

…И, как птица с трубкой в клюве,
Поднимает острый гребень,
Сладко нежится Везувий,
Расплескавшись в сонном небе...

        (Н.С.Гумилёв, «Неаполь»)

«9 мая. Я устал от Каира, от солнца, туземцев, европейцев, декоративных жирафов и злых обезьян...»   (Н.С.Гумилёв, «Вверх по Нилу»)

 Италия — роскошная страна!
По ней душа и стонет и тоскует.
Она вся рай, вся радости полна,
И в ней любовь роскошная веснует...

        (Н.В.Гоголь, «Италия»)

Там, под оливами, близ шумного каскада,

Где сочная трава унизана росой,

Где радостно кричит веселая цикада

И роза южная гордится красотой,

Где храм оставленный подъял свой купол белый

И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, -

Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,

Рука невежества забвением клеймит…

         (А.А.Фет ,«Греция»)

Валуны, и равнины, залитые лавой,

Сонмы глетчеров, брызги горячих ключей.

Скалы, полные грусти своей величавой,

Убеленные холодом бледных лучей…

         (К.Д.Бальмонт, «Исландия»)                                                                Одним из основных приёмов формирования у обучающихся умения выделять главную мысль в тексте является анализ пословиц. Пословица, являясь одним предложением, как правило, содержит две мысли: частную, конкретную, прямо вытекающую из текста и общую, имеющую переносный смысл, осознание которого требует абстрагирования от конкретного текста и широкого обобщения. Бесспорно, что работа с пословицами развивает речевые умения, умения сравнивать, делать выводы и умозаключения.                Прочитайте пословицы жителей Африки. Выделите частную и общую мысль. Подберите русские пословицы аналогичные африканским:

Родникам восторгается тот, кто не видел Нила.

Не может роса соперничать с солнцем.

Лекарства для завистников – пустыня.

В Сахаре ветер встает и ложится вместе с Солнцем.

Для дела нужен мир, а для поездки- сухая погода.

Лес, который дает нам тень, нельзя осквернять

        Конечный результат  технологии  интегрированного урока литературы и географии – знания, которые  приобретают качество системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Это способствует усилению мировоззренческой направленности познавательных интересов обучающихся. А началом  глубокой интеграции должна стать выработка у обучающихся навыка смыслового чтения текста на уроках всех учебных дисциплин школьного курса обучения.

Литература

  1. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / А.Г. Асмолова. -  М.: Просвещение, 2011- 248 с.
  2. Виленский В.М. Использование произведений художественной литературы на уроках географии / В.М. Виленский // Образование в современной школе, 2000. - № 7. -С. 59-70.
  3. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6- 8 классах./ Сост. Н. А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005.- 155 с.
  4. Ефимов С.И. Художественная и научно – популярная литература на уроках физической географии / С.И. Ефимов // География в школе. – 2004. - № 6. – С. 45 – 47.
  5. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной.5-9 классы. Москва, «Просвещение», 2014.
  6. Максаковский В.П. Литературная география: географические образы в русской художественной  литературе: кн. для учителя / В.П. Максаковский. -  М.: Просвещение, 2006. – 407 с.
  7. Михайлов И.Е. Литературная география в школе // М.: ВАКО, 2014. - с.5.
  8. Росеев В.Ф. Стихи на уроках географии / В.Ф. Росеев // География в школе. - 1996. - № 6.- С. 56-58.
  9. Российский энциклопедический словарь. Кн.1/ Гл. редактор А.И. Прохоров - М.: Большая российская энциклопедия. – 2001. – 1023 с.
  10. Тхуго, И.Л. Метапредметные умения и навыки на уроках географии Система поэтапного формирования метапредметных компетентностей учащихся на уроках географии во внеурочное время // География. Всё для учителя! –2013. – № 3. – с.2-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС

Развитие критического мышления учащихся в обучении английскому языку как способ достижения метапредметных результатов ФГОС...

Статья. Перекрестная дискуссия как способ достижения метапредметных результатов в обучении

Одной из актуальных задач современного образования является развитие у учащихся определённых компетенций. Универсальные учебные действия, согласно ФГОСам нового поколения, необходимо формировать...

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...