Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
статья на тему

В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_dialog.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

 «Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Словарь лингвистических терминов дает определение диалогу. Диалог – это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, которое осуществляется  в форме речи. В ходе учебного диалога происходит обмен информациеймежду партнерами и регулируются отношения между ними.И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя - средством обучающей деятельности, для ученика - учебной.

Необходимо различать учебный диалог и беседу на уроке.

Беседа

Учебный диалог

Цель

Установление того, как учащиеся овладели конкретными фактами, запомнили материал, необходимый для дальнейшего обучения.

Открывать новое знание, решить проблему, установить алгоритм выполнения учебной задачи.

Правильность формулирования вопросов

Репродуктивные вопросы, которые формулируются с помощью слов «вспомни», «назови», «перечисли»

Проблемные вопросы, начинающиеся со слов «почему», «для чего», «зачем».

Вопросы-размышления

Дети, естественно, не сразу готовы вести учебный диалог, участвовать в нем. У них еще отсутствуют умения продуктивно спорить, высказывать свою точку зрения, выслушивать и принимать чужую. Продуктивное взаимодействие на первых порах инициирует взрослый. Именно он воспитывает у детей потребность не просто в общении, а в обмене мнениями, потребность в учебном споре, в котором объединяются и систематизируются свои собственные мнения, актуализируются свои знания

Главным условием возникновения учебного диалога является создание проблемной ситуации. А. Эйнштейн писал: «Формулирование проблемы часто более существенно, чем ее разрешение». Уже сама формулировка темы урока может заключать в себе проблему.

С чего начинается учебный диалог?Любая деятельность, в том числе речевая, начинается смотива.Мотивация обеспечивается с помощью:

  • проблемных ситуаций (например, предложить   задачу, которая не решается известным способом)
  • реплик учащихся («А я такие числа раньше не умножал!»);
  • проблемных вопросов («Почему в слове Спартакиада написана буква «а», ведь проверочное слово спорт?)

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Диалоги по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающийдиалог – это «экскаватор», который выкапывает проблему, трудность, помогает сформулировать учебную задачу. Он состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. В формулировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как проблемные, открытые вопросы,  провокации, «ловушки», странности, противоречия.

Подводящийдиалог представляет собой систему посильных вопросов и заданий, завершающихся формулировкой темы. При этом диалоге почти невозможны неожиданные или ошибочные ответы учеников.Этот диалог не может быть прекращен, он идет до последнего вопроса на обобщение. Подводящий диалог активизирует и развивает логическое мышление учеников.

Диалог – это форма общения. Поэтому если у педагога есть проблемы в общении с детьми, если он осознанно или неосознанно сдвигает барьеры в общении, учебный диалог может не получиться таким каким его задумали. К факторам, тормозящим диалог на уроке, относятся:

  1. Категоричность учителя, нетерпимость к ошибке, обилие дисциплинарных замечаний.
  2. Отсутствие эмоциональных поощрений: ободряющей улыбки, физического и зрительного контакта, обращения по имени.
  3. Преобладание закрытых вопросов, которые подразумевают односложные ответы.
  4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Важно использовать приемы активного слушания, т.е. дословно повторить сказанные ребенком слова, повторить самое главное, обобщить сказанное. Эти приемы необходимы не только для того, чтобы ученик понял, что его услышали и поняли, но и потому, что помогают организовать на уроке совместное обсуждение высказанного.

Диалог всегда должен быть логически завершен, обрывать его нельзя. Завершение обсуждения должно быть связано с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного. Для подведения итогов можно использовать следующие вопросы:

  • Ответили ли мы на вопрос, поставленный в начале урока?
  • В чем мы не достигли успеха и почему?
  • Отклонялись ли мы от темы?
  • Все ли принимали участие в обсуждении?

Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, но еще и полигоном для упражнения речевой способности детей. Учебный диалог на делепомогает  усвоить детям  законы общения: способность ясно излагать свои мысли, понимать партнера, добиваться адекватного понимания партнером смысла своего высказывания.

Значительные трудности в организации и проведении учебного диалога возникают в классах, где обучаются  дети с ограниченными возможностями здоровья.Причины этих трудностей связаны с особенностями психического развития и недостаточным уровнем развития речи этих детей. Речьих, как правило,  не соответствует норме. Речевой диагноз у них общее недоразвитие речи 3 уровня, при котором страдают все компоненты речи: звуковая сторона, лексико-грамматические категории, связная речь. Кроме этого,учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не умеют общаться друг с другом. Детям свойственна невнимательность к речидругого. Поэтому смысл высказывания  ускользает от них.Свои мыслиони могут выразить только при помощи наводящих вопросов. Диалогическая речь учащихся с проблемами развития затруднена сама по себе, аучебный диалог для них еще более сложен. Кругозор детей узок, словарный запас часто на бытовом уровне. Поэтому аргументировать свои ответы детям тяжело. Но это не значит, что учебный диалог не следует включать в урок.   Более доступным по пониманию и по участию детей  является подводящий диалог. Однако введение побуждающего учебного диалога, содержащего проблему,  вызывает живой интерес учащихся. Для того чтобы помочь детям высказаться можно использовать такие выражения: «Я считаю, что…», «Мне кажется, что…», «Я не согласен, потому что….» и т.д.Участвовать в учебном диалоге с учителем детям с психическими и речевыми нарушениями трудно, а вступить в диалог друг с другом и обсудить какую-либо учебную задачу еще более затруднительно. Для развития у детей умения продуктивно вести учебный диалог друг с другом важно использовать на уроке парную и групповую работу. Учитель дает паре или группе проблемный вопрос и на первых порах предлагает разные варианты ее решения. Задача детей найти ответ из предложенных учителем и доказать свой выбор.Такую работу важно проводить регулярно, но вводить в урок дозированно, чтобы не вызвать утомление детей и угасание интереса к обсуждению.

Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания. Это еще и полигон для упражнения речевой способности детей и усвоения ими законов общения.Использование на уроке учебного диалога несомненно будет развивать коммуникативные навыки учащихся.Построение урока на диалогической основе, позволяет уйти от стереотипности в преподавании. Уроки приобретают яркость. , Создание на уроках диалогических ситуаций превращает «сухой» учебный материал в доступный и увлекательный для детей.Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий

Примеры формирования по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost...

«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»

Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Проект «Учебное сотрудничество как условие и средство формирования универсальных учебных действий»

Проект создан группой учителей русского языка и литературы МКОУ "Глушковская средняя общеобразовательная школа"...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий у школьников

В данной статье автор делится личным опытом применения  техноологии в сотрудничестве на уроках английского языка. В статье говорится о необходимости соблюдения определенных условий для успе...

Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"

В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...