программа по изобразительному искусству 5-9 класс ФГОС по Неменскому
рабочая программа (5 класс) на тему

программа по ИЗО 5-9 класс и календарно-тематическое планирование 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5-9kl.fgos_.docx76.71 КБ
Файл izo-5kl.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского.  5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2013г.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Тема 8 класса -  «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Тема 9 класса – «Изобразительное творчество и синтетические искусства» - являются как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. ХХ век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.

Описание учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-9 классах в объёме не менее 170 часов (по 34 часов в каждом классе).

      Данная рабочая программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:

  • социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
  • развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
  • развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
  • воспитание        интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
  • развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  • бережное отношение к духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

  • освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
  • развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
  • развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
  • развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
  • активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
  • развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
  • воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
  • овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
  • развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
  • освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
  • формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Предметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

  • сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
  • развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
  • индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
  • развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
  • проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
  • развитие фантазии и воображения детей;
  • использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
  • сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
  • умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
  • использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
  • нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству:

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

6 класс:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

7 класс:

  • уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна;
  • знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно образных начал и их социальную роль;
  • знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объёмно пространственные композиции, моделировать архитектурно дизайнерские объекты (в графике и объёме);
  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объёмно пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы гра_фическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля; использовать разнообразные художественные материалы;

8-9 классы:

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
  • понимать функции искусства;
  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития;
  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;
  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их произведения;
  • размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;                        
  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;                                                                                                                                                
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;                       Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Содержание учебного курса

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч.)

        Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

        Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Древние корни народного искусства  (9 ч.)

        Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Древние образы в народном искусстве.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Убранство русской избы.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Внутренний мир русской избы.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве (7 ч.)

        Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.        

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время (10 ч.)

        Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.

Зачем людям украшения.

Декор и положение человека в обществе.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Декоративное искусство в современном мире (9 ч.)

        Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» (35 ч.)

        Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.

        Виды изобразительного искусств.

        Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

        Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

        Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Виды изобразительного искусства (9 ч.)

        Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт (7 ч.)

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет). Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Цвет в натюрморте.

Натюрморт в графике.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч.)

        Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Портрет в графике.

Сатирические образы человека.

Роль цвета в портрете.

Человек и пространство в изобразительном искусстве  (9 ч.)

        Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Пейзаж настроения.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства.

7 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека»  (35 ч.)

        Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

        Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.

Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)

Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Человек в живописи, графике, скульптуре.

Пропорции и строение фигуры человека.

Красота фигуры человека в движении.

Учимся рисовать человека по впечатлению.

Поэзия повседневности (7 ч.)

        Изображение обыденной жизни людей в истории искусства. Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире. Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

Великие темы жизни (10 ч.)

        Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Реальность жизни и художественный образ (9 ч.)

        Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни. Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов. Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Художественно-творческие проекты

Плакат и его виды. Беседа о плакате, как особом виде графики.

Шрифты. Беседа о видах шрифтов, способы выполнения шрифтов.

Тематические плакаты (экологический)

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.            

8 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека» (16 ч.)

        Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды  города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (9 ч.)

        Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Прямые линии и организация пространства.

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Многообразие форм графического дизайна.

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.  (7 ч.)

        От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи.  Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Объект и  пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

 Конструкция: часть и целое здание как сочетание различных объёмов.  Понятие модуля.

Важнейшие  архитектурные элементы здания.

Вещь:  красота и целесообразность . Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Цвет в архитектуре и дизайне.  

 

9 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека. Изобразительное творчество и синтетические искусства» (18 ч.)

Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет.

Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду. Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека.  Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности. Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской         грамоты.

Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  как среды в жизни человека  (4 ч.)

        Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Город сквозь времени страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.  

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы  развития современной архитектуры и дизайна.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. «Город будущего».

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (6 ч.)

        Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.

Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.  Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Мой дом – мой образ жизни  

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

Моделируя себя – моделируешь мир.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 часов)

        Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.

Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства. Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха. Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

 Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах.

Театр и экран – две грани изобразительной образности.

Сценография или театрально-декорационное искусство – особый вид художественного творчества.

Сценография как искусство и производство.

Изобразительные искусства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска.

Театр кукол.

Тематический план

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (5 класс)

35 ч.

Раздел 1. Древние корни народного искусства

Раздел 2. Связь времен в народном искусстве

Раздел 3. Декор - человек, общество

Раздел 4.Декоративное искусство в современном мире

9 ч.

7 ч.

10 ч.

9 ч.

«Изобразительное искусство в жизни человека»  (6 класс)

35 ч.

Раздел 5.  Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Раздел 6.  Мир наших вещей. Натюрморт

Раздел 7.  Вглядываясь в человека. Портрет

Раздел 8. Человек и пространство.

9 ч.

7 ч.

10 ч.

9 ч.

«Дизайн и архитектура в жизни человека»  (7 класс)

35ч.

Раздел 9.  Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции основа дизайна и архитектуры

Раздел 10. Поэзия повседневности

Раздел 11. Великие темы жизни

Раздел 12. Реальность жизни и художественный образ

9 ч.

7ч.

10 ч.

8 ч.

«Содержание и форма в искусстве» (8 класс)

Раздел 13.   Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

Раздел 14.   Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.  

16ч.

9ч.

7 ч.

«Содержание и форма в искусстве» (9 класс)

Раздел 17.   Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  как среды в жизни человека  

Раздел 18. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

Раздел 19.    Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

18ч.

4ч.

6 ч.

8 ч.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно - методическое обеспечение

Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского, М. «Просвещение», 2014 г.;

Электронные приложения к учебнику (1DVD), авторы – составители: О.А. Коблова, И.Б. Полякова

Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия:

- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Учебно-практическое оборудование:

- краски акварельные;

- краски гуашевые;

- тушь;

- бумага А4;

- фломастеры;

- кисти;

- емкости для воды;

- стеки;

- пластилин;

- клей;

- ножницы.

Модели и натурный фонд:

- изделия декоративно-прикладного искусства.

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

  • опора на практическую деятельность школьника и доведение её результатов до уровня творчества;
  • живое общение с ребёнком с учётом его возрастных особенностей, способности к самопознанию, саморазвитию и творческой самореализации (субъективный фактор), социальных и культурных изменений (объективный фактор);
  • применение методов проблемного обучения;
  • развитие наглядно-образного мышления учащихся;
  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и отношений человека и природы, человека и культуры, роли личности в культуре, реализации человека в искусстве;
  • активизация проектных, пространственных, композиционных, аналитических форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Ведущими формами работы с учащимися определены следующие: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение обучающимися творческих или проектных работ.

Технологии

Использование современных педагогических технологий позволяет решить проблему качества обучения, более тщательно подходить к отбору содержания, методов обучения и форм организации деятельности учащихся.

Развивающее

обучение

- развитие коммуникативных компетенций и исследовательских умений обучающихся.

Организация

исследовательской

деятельности

  • развитие исследовательских навыков учащихся с последующей презентацией результатов работы в виде реферата, доклада и т.д.;
  • развитие у учащихся коммуникативных компетенций;
  • организация работы учащихся в научном обществе.

Информационно

коммуникационные

технологии

  • использование обучающимися компьютерных программ по предмету;
  • совершенствование у учащихся навыков работы с компьютером, Интернет;
  • разработка учащимися обучающих презентаций;
  • использование электронных учебников в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие

технологии

  • повышение мотивации учащихся к учебе;
  • повышение качества обученности при сохранении и укреплении физического и психического здоровья.

Активные формы урока

  • введение в тему занятия;
  • восприятие произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;
  • созидательная творческая практическая деятельность ученика;
  • обобщение и обсуждение итогов урока.

Система контроля

Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:

  1. учительский контроль
  2. самоконтроль
  3. взаимоконтроль учащихся

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

- Активность участия.

- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

- Самостоятельность.

- Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы: 

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося:

- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:

"отлично" -  работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую  и, – или практическую направленность для современного общества.                

"хорошо"  - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта  поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто  теоретическое  и, – или практическое значение выполненной работы.

"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема,  выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  и, – или практическое значение.

"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Формы контроля уровня обученности:

  • отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ;
  • тестирование;
  • творческие  работы.

Программно-нормативное, учебно-методическое и техническое обеспечение образовательного процесса

Методические пособия, входящие в учебно-методический комплект:

№п/п

Автор учебника

Класс

Издательство

Основное общее образование

1

Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М.

5

Издательство "Просвещение"

Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.

6

Издательство "Просвещение"

Питерских А.С., Гуров Г.Е. / Под ред. Неменского Б.М.

7-8

Издательство "Просвещение"

Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г.

5, 6, 7, 8

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

2

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.

5, 6, 7, 8, 9

ДРОФА

3

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В., Павлова Г.В. / Под ред. Савенковой Л.Г.

5-6, 7-8

Русское слово

4

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В,, Поровская Г.А. и др.

5, 6, 7, 8

Издательство "Просвещение"

Учебники, реализующие рабочую программу:

  1. Гуров, Г. Е. Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека [Текст]: Поурочные разработки. 7 класс / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013 – 142 с.
  2. Ермолинская, Е. А. Уроки изобразительного искусства: 5 класс : методические рекомендации / Е. А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
  3. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9) классы  / [Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова]. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.
  4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].–  М.: Просвещение, 2011. – 129 с.
  5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой 5 – 8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г.А. Поровская и др.]; под ред.  Т. Я. Шпикаловой –  М.: Просвещение, 2012. – 157 с.
  6. Искусство. Планируемые результаты. Система заданий. 8-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л. Л. Алексеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, Е. П. Олесина]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.-М.: Просвещение. 2013. – 77 с. – (Работаем по новым стандартам).
  7. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить [Текст]: книга для учителей  общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский.  - М.: Просвещение, 2012.  –240 с.: ил.
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / [Л. Л. Алексеева, М. З. Биболетова, А. А. Вахрушев и др.]; под. Ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – (Стандарты второго поколения).
  9. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей [Текст]: метод.пособие / [Е. А. Ермолинская, Е. И. Коротеева, Е.С. Медкова и др.]; под ред. Е. П. Кабковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.  –173 с.
  10. Рабочая программа. Искусство. 5-11 классы [Текст]: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013. – 216, [8] с.
  11. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека [Текст]: Поурочные разработки. 6 класс  / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.  – 159 с.
  12. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 7 класс[Текст]: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г.А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2013.  – 127 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

        

                

Название ресурса

Ссылка

Краткая

аннотация

1

Наш удивительный мир

Виртуальная выставка детских рисунков

http://kidz-art.narod.ru/

Некоммерческий проект. Участие в выставке, размещение информации о студиях, создание и размещение портфолио на сайте Арт-Портфолио для преподавателей - бесплатно. Материал расположен по тематикам и по авторам работ.

2

Дети в Интернете

Виртуальная галерея детского рисунка

http://www.newart.ru/

Волшебный мир детского творчества. Принимаются графические и живописные труды ребятишек от 4 до 14 лет и смешные высказывания детей.

3

Звезды нового века

Галерея детского творчества

http://www.znv.ru/

В этой галерее выставляется все, что в детском творчестве может быть сфотографировано и отсканировано: рисунки и поделки ваших детей и коллективов. Максимальный возраст - 14 лет. Галерея готовится начать онлайновые конкурсы детских работ в различных номинациях.

4

Галерея детского рисунка

http://www.rndavia.ru/gallery/

Каталог. Живописные и графические работы. В галерею принимаются работы, выполненные по любой технологии детьми в возрасте до 18 лет. Работы должны сопровождаться данными: возраст, имя и фамилия автора, название рисунка, технология изготовления (акварель, гуашь, компьютерная графика и т.п.).

5

Газета Искусство

http://art.1september.ru/index.php

      Учебно-методическое издание для учителей МХК, музыки и ИЗО, тематические номера, таблицы.

6

Искусство в школе

http://art-in-school.narod.ru/

Научно-методическое иллюстрированное издание, посвященное всей совокупности проблем преподавания искусств (художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, театра), как в школьных, так и во внешкольных формах.

7

Искусство и образование

http://www.art-in-school.ru/art/index.php?page=00

Теория и практика искусства, эстетическое воспитание, вопросы педагогики (теория и методика), программы, учебники.

8

Изобразительное искусство в школе

http://www.art-in-school.ru/izo/index.php?page=00

      Педагогика и психология, проблемы художественного образования, уроки искусства в школе, мастер-классы.



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование 5 класс

Тема урока (тип урока)

Кол-во ч.

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты         (по разделу)

Виды контроля

План проведения

план

факт

Древние корни народного искусства (9ч)

1

Древние образы в народном искусстве (урок «открытия» нового знания)

1

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работ

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы, цветовую композицию внутреннего пространства избы. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.  Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.

Декоративная композиция

2

Конструкция, декор предметов народного быта и труда (урок актуализации знаний и умений)

1

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Творческая работа

3

Орнамент как основа декоративного украшения (урок актуализации знаний и умений)

1

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работ

Эскизы узоров вышивки

4

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки (урок актуализации знаний и умений)

2

Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Композиция по теме

5

Народный праздничный костюм (урок актуализации знаний и умений)

1

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Эскиз костюма

6

Внутренний мир русской избы (урок актуализации знаний и умений)

2

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Коллективная композиция

7

Народные праздничные обряды. Обобщение темы (урок контроля знаний и умений)

1

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Композиция по теме

Связь времен в народном искусстве (7ч).

1

Древние образы в современных народных игрушках (урок «открытия» нового знания)

2

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла.  Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов (жостово).   Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Творческая работа

2

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (урок актуализации знаний и умений)

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Эскиз росписи

3

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (урок актуализации знаний и умений)

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Эскиз росписи

4

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла (урок актуализации знаний и умений)

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Эскиз росписи

5

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы (урок контроля знаний и умений)

2

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве»

Рисунок сувенира

Декор – человек, общество, время (10 ч)

1

Зачем людям украшения (урок «открытия» нового знания)

2

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Рисунок украшений

2

Декор и положение человека в обществе (урок актуализации знаний и умений)

2

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

Эскизы украшений

3

Одежда говорит о человеке (урок актуализации знаний и умений)

2

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.  Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Декоративное панно

4

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы (урок актуализации знаний и умений)

2

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов

Эскиз герба

5

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (урок контроля знаний и умений)

2

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины.

Творческая работа

Декоративное искусство в современном мире (9 ч).

1

Современное выставочное искусство (урок «открытия» нового знания)

2

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств.

Эскиз витража

2

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла) (урок актуализации знаний и умений)

2

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному».

Рисунок куклы

3

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) (урок актуализации знаний и умений)

2

Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Рисунок вазы

4

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно) (урок актуализации знаний и умений)

2

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться  языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Рисунок витража

5

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (урок контроля знаний и умений)

1

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины.

Творческая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса (ФГОС ООО)

   Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно  учебному плану  МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» на изучение изобразительного искусства в...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. (Неменский Б. М.)

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. На основе авторской программы  Изобразительное искусство. 5-9 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяев...

рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017

Программа содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (Б.Н.Неменский), ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена по разделам и содержанию, соответствующим  ФГОС (5 - 7 класс). УМК: Б.Н.Неменский....

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс ФГОС ООО

Аннотация                     к рабочей программе  по курсу «Изобразительное искус»...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы ФГОС

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;- Фед...