Инновационный педагогический проект "Мнемотехника на уроках математики"
опыты и эксперименты на тему

В памяти человека остается одна четверть услышанного материала, одна треть увиденного, одна вторая часть увиденного и услышанного. Для  лучшего запоминания с давних пор используются мнемотические приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический проект

«Мнемотехника на уроках математики»

Учитель математики   МОУ «СОШ № 5» г. Вольска

Ширшова Н.В.

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников? Почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается  в тяжелую повинность, трудную работу?

Дети даже за день получают огромную информацию, которую надо понять, запомнить и большую часть воспроизвести.

Я, как учитель математики, должна научить, сделать так, чтобы все дети поняли, причем известно, что не все учащиеся быстро «схватывают» новый материал. Если из урока в урок ученик испытывает трудности в усвоении новой темы, то пропадает интерес к предмету, накапливаются пробелы в знаниях. Конечно же, сильные ребята и правила, и действия запоминают быстро и ими пользуются. А как быть с менее подготовленными? Каждая  новая проблема далеко не всегда вызывает у них интерес.

СЛАЙД 2  Автор популярной книги « В царстве смекалки» Е.И. Игнатьев писал:

«… сообразительность и смекалку нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершенствуется в легкой  и приятной форме, на предметах и примерах обыденной  и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью».

Мониторинг, осуществляемый по каждому классу, по итогам контрольных и проверочных работ выявил « проблемные» темы изучения курса математики. Детям трудно запоминать длинные  правила, понятия. СЛАЙД 3

Цель проекта:

- Создать технологию изложения некоторых правил, математических понятий в доступной, легко запоминающейся форме с использованием метода «мнемотехники».

- Сделать процесс познания живым делом, а не работой по заучиванию скучных правил и законов, повысить успеваемость.

- Обучение математике должно стать не целью, а средством на пути совершенствования личности.

- Помочь ученику стать  творческой, ответственной личностью.

 По данным исследований, в памяти человека остается одна четвертая часть услышанного материала, одна треть увиденного, одна вторая часть увиденного и услышанного. Для лучшего запоминания с давних пор используются мнемотические приемы. СЛАЙД 4

Мнемоника или как её ещё называют мнемотехника - это набор способов и приёмов для запоминания информации. Используя мнемонику, можно запоминать большие объёмы информации: наборов чисел, слов, текстов.

В основе развитой памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными, смешными и нелепыми. Чем банальнее и скучнее будут ассоциации, тем они менее эффективны. И наоборот, чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Положительные и приятные образы запоминаются быстрее (они близки, доступны и понятны детям) и процесс запоминания приносит удовольствие. СЛАЙД 5

План деятельности.

1.Выявить наиболее проблемные, трудные для запоминания правил темы  в преподаваемых классах.

2.Придумать интересные, яркие способы оформления правил - образов (стихи, рисунки,  схемы, алгоритмы).

3.Оформить «запоминалки» в виде мультимедийной презентации.

4.Привлечь учащихся к созданию правил - подсказок.

5. Внедрить разработанный материал в учебный процесс. СЛАЙД 6

Приложение. Примеры правил - образов. ( СЛАЙДЫ 7-21)

СЛАЙД 22

Промежуточные результаты.

На этапе рефлексии выявлено:

- Нравится заниматься на уроке математике 82% учащихся.

- Процесс запоминания правил  стал интересным.

- Желание узнать на уроке что-то новое в яркой, образной форме и умение его применить при выполнении задания.

Включение в ход урока мультимедийного оборудования  делает процесс обучения математики разнообразным, создает бодрое настроение.

Создание образов, ассоциаций развивают у учащихся творческие способности. СЛАЙД 23

Слагаемые успеха при использовании мнемотехники на уроках математики.

В конце учебного года при повторении пройденного материала в 5-6 классах я проверила, сколько процентов учащихся помнят правила - образы и могут применять их на практике. СЛАЙД 24

5 класс

Темы

             %

1.

2.

3.

4.

5.

Сложение и вычитание десятичных дробей

Округление

Умножение десятичных дробей

Деление десятичных дробей

Единицы измерения длины, площади, объема

95

84

87

82

80

6 класс

Темы

             %

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Раскрытие скобок

Действия с отрицательными числами

Решение уравнений

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Пропорции

Модуль числа

 Приведение подобных слагаемых

89

84

86

72

88

98

97

Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем доверяют ей. Чем меньше доверяют, тем меньше хотят ею пользоваться. Чем меньше пользуются, тем меньше она работает и, как следствие, доверяют ей еще меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить. СЛАЙД 25

В своей работе мы используем следующие положительные утверждения:

  • Все люди имеют память.
  • Память – это функция мозга.
  • Мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать.
  • Чем чаще вы обращаетесь к памяти, тем легче информация удерживается и сохраняется в ней. СЛАЙД 26

Приложение

Тема 1: Сложение и вычитание десятичных дробей (5 класс).

Правило для заучивания в учебнике сформулировано следующим образом:

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Образ: запятая – это капля, которая стекает с лейки

1

Тема 2: Округление чисел (5 класс).

Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5, 6, 7, 8 или 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на 1.
Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3 или 4, то стоящую перед ней цифру оставляют без изменения.

Образ: цифры 0, 1, 2, 3, 4 называем «маленькими», а 5, 6, 7, 8, 9 – «большими». Отделяем забором разряд, до которого число необходимо округлить. Через забор могут перебраться только «большие» цифры, при этом цифра, стоящая перед забором, увеличивается на единицу

4

Тема 3: Умножение десятичных дробей (5 класс).

Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

Образ: в примерах на умножение десятичных дробей цифры, которые стоят после запятой, выделяем другим цветом, т.к. необходимо сосчитать их количество.

2

Тема 4: Деление десятичных дробей (5 класс).

Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
2) после этого выполнить деление на натуральное число.

Образ: запятые – это две обезьяны. У второй обезьяны (в делителе) есть цель – достать банан, который лежит за последней цифрой. Она пытается достать банан, в свою очередь первая обезьяна (в делимом) повторяет действия второй обезьяны, т.е. перепрыгивает через столько цифр, через сколько перепрыгнула вторая.

3

Тема 5: Единицы измерения длины, площади, объема (5 класс).

Образ: при переводе одних единиц измерения (длины, площади, объема) в другие рисуем стрелки, по которым передвигается человечек. Двигаясь по стрелке, он собирает нули, а двигаясь против стрелки – отдает нули.

5

Тема 6: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (6 класс).

Чтобы привести дроби к общему знаменателю, надо:
1) найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем;
2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель;
3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.

Образ: рисуем домики, обращаем внимание на дополнительные множители, которые сидят на крыше.

8

Тема 7: Пропорции (6 класс).

11

Тема 8: Модуль числа (6 класс).

Модуль числа не может быть отрицательным. Для положительного числа и нуля он равен самому числу, а для отрицательного - противоположному числу.

Образ: модуль – это баня, а знак « минус» - грязь. Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым. В бане могут «мыться» (т.е. стоять под знаком модуля) как положительные, так и отрицательные числа.

10

Тема 9: Сложение и вычитание чисел с разными знаками (6 класс).

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1) сложить их модули;
2) поставить перед полученным числом знак «-».

Образ: черные шашки – это отрицательные числа, белые шашки – положительные. Правила игры: шашка одного цвета «съедает» шашку другого цвета. Выигрывает тот, шашек какого цвета осталось больше.

6

Тема 10: Умножение и деление чисел с разными знаками (6 класс).

Минус с плюсом множь, дели,

Минус ставь, и не мудри! 

(-3) * (+5) = - 15
(+6) : (-3) = - 2
9 * (-4) = - 36
16 : (-2) = -8

Тема 11: Решение уравнений (6 класс).

Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

Образ: знак «=» – это река, а знак слагаемого «+» или «-» это одежда. Слагаемое переплывает реку и меняет сырую (например, плюсовую) одежду на сухую (минусовую).

9

Тема 11: Решение уравнений (6 класс).

                Переносишь слагаемое за границу – поменяй паспорт.

Тема 12: Подобные слагаемые (6 класс).

Чтобы сложить (или говорят: привести) подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть.

Образ: рисуем лица. Девочек «складываем» с девочками, мальчиков - с мальчиками.

12

Тема13: «Раскрытие скобок»  6 класс

        «Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак  «-» , надо заменить этот  знак на «+», поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные, а потом раскрыть скобки»

- (2а+36)= -2а-36

Перед скобкой “плюс” стоит
Он о том и говорит,
Что ты скобки опускай,
Да все числа выпускай.
Перед скобкой “
минус” строгий
Загородит нам дорогу.
Чтобы скобки убирать,
Надо
знаки поменять.

А теперь попробуем вспомнить, какие «запоминалки» накопили математики. Может быть, их не так много, но уж очень они симпатичные.

  • Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам. 
  •  Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.
  •  Пифагоровы штаны во все стороны равны.
  • Число π нам помогут запомнить такие стишки:

        Если очень постараться,
Можно сразу
пи прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
 

или

       Надо только постараться

        и запомнить всё как есть

        три, четырнадцать, пятнадцать, 

        девяносто два и шесть. 

  •  M=1000 D=500 C=100 L=50 X=10 V=5 I=1

Мы Дарим Сочные Лимоны, Хватит Всем И ещё останется.  



Подписи к слайдам:

Инновационный педагогический проект «Мнемотехника на уроках математики»
МОУ «СОШ № 5» г. Вольска учитель математики Ширшова Н.В.
«… сообразительность и смекалку нельзя ни «вдолбить», ни «вложить» ни в чью голову. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершенствуется в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью».
Е.И. Игнатьев
Цель проекта:
Создать технологию изложения некоторых правил, математических понятий в доступной, легко запоминающейся форме с использованием метода «мнемотехники»;Обучение должно стать не целью, а средством на пути совершенствования личности;Сделать процесс познания живым делом, а не работой по заучиванию скучных правил и законов, повысить успеваемость.Помочь ученику стать творческой, ответственной личностью.
Мнемоника (мнемотехника)
- это набор способов и приёмов для запоминания информации. Используя мнемонику, можно запоминать большие объёмы информации: наборов чисел, слов, текстов.
План работы:
1. Выявить наиболее проблемные, трудные для запоминания правил темы в преподаваемых классах;2. Придумать интересные , яркие способы оформления правил - образов (стихи, рисунки, схемы, алгоритмы);3. Оформить «запоминалки» в виде мультимедийной презентации;4. Привлечь учащихся к созданию правил- подсказок;5. Внедрить разработанный материал в учебный процесс.
Примеры правил-образов
Тема 1: Сложение и вычитание десятичных дробей (5 кл).Правило для заучивания в учебнике сформулировано следующим образом:Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: 1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.Образ: запятая – это капля, которая стекает с лейки
Тема 2: Округление чисел (5 класс).Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 5, 6, 7, 8 или 9, то стоящую перед ней цифру увеличивают на 1.Если первая отброшенная или замененная нулем цифра равна 0, 1, 2, 3 или 4, то стоящую перед ней цифру оставляют без изменения.Образ: цифры 0, 1, 2, 3, 4 называем «маленькими», а 5, 6, 7, 8, 9 – «большими». Отделяем забором разряд, до которого число необходимо округлить. Через забор могут перебраться только «большие» цифры, при этом цифра, стоящая перед забором, увеличивается на единицу .
Тема 3: Умножение десятичных дробей (5 класс).Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:1) выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;2) отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.Образ: в примерах на умножение десятичных дробей цифры, которые стоят после запятой, выделяем другим цветом, т.к. необходимо сосчитать их количество.
Тема 4: Деление десятичных дробей (5 класс).Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:1) в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;2) после этого выполнить деление на натуральное число.Образ: запятые – это две обезьяны. У второй обезьяны (в делителе) есть цель – достать банан, который лежит за последней цифрой. Она пытается достать банан, в свою очередь первая обезьяна (в делимом) повторяет действия второй обезьяны, т.е. перепрыгивает через столько цифр, через сколько перепрыгнула вторая.
Тема 5: Единицы измерения длины, площади, объема (5 класс).Образ: при переводе одних единиц измерения (длины, площади, объема) в другие рисуем стрелки, по которым передвигается человечек. Двигаясь по стрелке, он собирает нули, а двигаясь против стрелки – отдает нули.
Тема 6: Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (6 класс).Чтобы привести дроби к общему знаменателю, надо:1) найти наименьшее общее кратное знаменателей этих дробей, оно и будет их наименьшим общим знаменателем; 2) разделить наименьший общий знаменатель на знаменатели данных дробей, т.е. найти для каждой дроби дополнительный множитель; 3) умножить числитель и знаменатель каждой дроби на ее дополнительный множитель.Образ: рисуем домики, обращаем внимание на дополнительные множители, которые сидят на крыше.
Тема 7: Пропорции (6 класс).
Тема 8: Модуль числа (6 класс).Модуль числа не может быть отрицательным. Для положительного числа и нуля он равен самому числу, а для отрицательного - противоположному числу.Образ: модуль – это баня, а знак « минус» - грязь. Оказываясь под знаком модуля, отрицательное число «моется» и выходит без знака «минус» - чистым. В бане могут «мыться» (т.е. стоять под знаком модуля) как положительные, так и отрицательные числа.
Тема 9: Сложение и вычитание чисел с разными знаками (6 класс).Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:1) сложить их модули;2) поставить перед полученным числом знак «-».Образ: черные шашки – это отрицательные числа, белые шашки – положительные. Правила игры: шашка одного цвета «съедает» шашку другого цвета. Выигрывает тот, шашек какого цвета осталось больше.
Тема 10: Умножение и деление чисел с разными знаками (6 класс).
Минус с плюсом множь, дели,Минус ставь, и не мудри!(-3) * (+5) = - 15(+6) : (-3) = - 29 * (-4) = - 3616 : (-2) = -8
Тема 11: Решение уравнений (6 класс).Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.Образ: знак «=» – это река, а знак слагаемого «+» или «-» это одежда. Слагаемое переплывает реку и меняет сырую (например, плюсовую) одежду на сухую (минусовую).
Тема 11: Решение уравнений (6 класс).Переносишь слагаемое за границу – поменяй паспорт.
Тема 12: Подобные слагаемые (6 класс).Чтобы сложить (или говорят: привести) подобные слагаемые, надо сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть.Образ: рисуем лица. Девочек «складываем» с девочками, мальчиков - с мальчиками.
Тема13: «Раскрытие скобок» 6 класс«Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-» , надо заменить этот знак на «+», поменяв знаки всех слагаемых в скобках на противоположные, а потом раскрыть скобки»- (2а+36)= -2а-36 Перед скобкой “плюс” стоитОн о том и говорит,Что ты скобки опускай,Да все числа выпускай.Перед скобкой “минус” строгийЗагородит нам дорогу.Чтобы скобки убирать,Надо знаки поменять.
А теперь попробуем вспомнить, какие «запоминалки» накопили математики. Может быть, их не так много, но уж очень они симпатичные.  Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам. Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам. Пифагоровы штаны во все стороны равны.Число π нам помогут запомнить такие стишки: Если очень постараться, Можно сразу пи прочесть:Три, четырнадцать, пятнадцать,Девяносто два и шесть.или Надо только постараться и запомнить всё как есть — три, четырнадцать, пятнадцать,девяносто два и шесть. M=1000 D=500 C=100 L=50 X=10 V=5 I=1 Мы Дарим Сочные Лимоны, Хватит Всем И ещё останется.  
Промежуточные результаты
На этапе рефлексии выявлено: Нравится заниматься на уроке математике 82% учащихся.Процесс запоминания правил стал интересным.Желание узнать на уроке что-то новое в яркой, образной форме и умение его применить при выполнении задания.Включение в ход урока мультимедийного оборудования делает процесс обучения математики разнообразным, создает бодрое настроение.Создание образов, ассоциаций развивают у учащихся творческие способности.
Результаты применения мнемотехники
В конце учебного года при повторении пройденного материала в 5-6 классах было проверено, сколько процентов учащихся помнят правила - образы и могут применять их на практике.
Диагностика ассоциативной памяти
Темы
%
1. 2. 3. 4. 5.
Сложение и вычитание десятичных дробейОкруглениеУмножение десятичных дробейДеление десятичных дробейЕдиницы измерения длины , площади, объема
95 84 87 82 80
5 класс
Темы
%
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
Раскрытие скобокДействия с отрицательными числамиРешение уравненийСложение и вычитание дробей с разными знаменателямиПропорцииМодуль числа Приведение подобных слагаемых
89 84 86 72 88 98 97
6 класс
Все люди имеют память. Память – это функция мозга. Мозг работает, как и другие органы, а значит, его можно тренировать. Чем чаще вы обращаетесь к памяти, тем легче информация удерживается и сохраняется в ней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»

Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...

Педагогический проект "Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач"

Проект «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» направлен на решение проблемы реализации новых образовательных стандартов средствами системно – деятельностного подх...

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Проект "Мнемотехника на уроках английского языка"

При изучении иностранного, в частности, английского языка, большинство людей сталкиваются с проблемой запоминания английских слов и выражений и находятся в постоянной борьбе с грамматическими правилам...