КОМПЕТЕНЦИЯ
консультация на тему

Кудряшова Виктория Владимировна

По страницам истории русской лингвистической науки.

Как формировать у школьников лингвистическую компетенцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentsiya.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 561 Кудряшова В.В.,

 учитель русского языка и литературы,

высшая категория

По страницам истории русской лингвистической науки.

Как формировать у школьников лингвистическую компетенцию.

        

В общем виде КОМПЕТЕНЦИЯ – это  объём знаний в какой-нибудь конкретной области.

Близкое по значению, но не равнозначное  понятие компетентный в словарях и справочниках часто толкуется как осведомлённый.

Понятие компетенции в  языкознании не ново. Эта проблема была затронута в трудах  Н.Хомского, Н. Шанского, М.Баранова, О.Митрофановой и других лингвистов и методистов. Сам термин КОМПЕТЕНЦИЯ в лингвистику был введён американским учёным Ноамом Хомским в 1965 году для расширения круга лингвистических знаний. В книге «Аспекты теории синтаксиса» он определял теоретическую лингвистическую компетенцию как  идеальное грамматическое знание.

«Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науки о языке, о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка», - сформулировано в Программе по русскому языку для средней школы.

Развитие науки потребовало уточнённого определения лингвистической компетенции, и сейчас мы формулируем  это понятие как знание учащимися научной терминологии, а также представление об этапах развития языка, о виднейших учёных, которые совершили открытия в законах русского языка, его нормах и функциях.

Проведём границу между языковой и лингвистической компетенцией: языковые знания связаны с языковой практикой и проявляются в процессе использования систем языка, а лингвистические знания непосредственно относятся к науке, её терминологии, научному описанию истории.

Процесс формирования лингвистической компетенции включает в себя лингвистическое и нравственное содержание. Среди многообразных условий рассмотрим некоторые аспекты, первостепенные  по своей значимости.

  1.    Особенности процесса усвоения школьниками знаний о  филологах и их научных открытиях, а также зависимость усвоения этих знаний от возрастных особенностей учащихся-подростков. В 14-15 лет, когда ребёнок стремиться быть  и считается взрослым, ему интересны личности яркие, выдающиеся, какими и были многие знаменитые языковеды.
  2.    Потребность школьников в идеале. Идеал –  это «образец личности человека, достойного подражания, в идеале отражён образ мира, соответствующий интересам индивида» Идеал является выражением духовных потребностей человека и представляет собой образ конкретной личности, которая может служить перспективой самовоспитания.

  1.    Процесс формирования идеала в сознании школьник имеет два плана: нравственный (польза, которую приносят людям научные открытия) и языковой (обогащение лексикона школьников, соблюдению речевых норм, формирование у учащихся научного взгляда на родной язык).

В школьной методике преподавания русского языка выявлены и научно обоснованы три пути формирования лингвистической компетенции: ИНФОРМАЦИОННЫЙ, ДИСКУССИОННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ.

Рассмотрим кратко каждый из них.

  1.    Чтобы расширить знания по истории лингвистической науки, применяют информационный путь. Он помогает учителю передать новую информацию, познакомить с ней школьников при помощи различных источников. Это чтение учебно-познавательных материалов, пересказ прочитанного, подготовка сообщений, свободный диктант, изложение, беседа и лекция (сообщение учителя), самостоятельный анализ текстов учащимися.

  1.    При обсуждении спорных вопросов, которые были выявлены на этапе ознакомления с новой информацией, используют дискуссионный путь. Он помогает сформировать у школьников личную мировоззренческую позицию, свою точку зрения на предмет обсуждения. В рамках этого пути эффективны такие методы работы, как беседа на дискуссионную тему и изложение на дискуссионную тему.

  1.    Осмыслить вклад лингвистов в науку, сформировать у школьников оценочные суждения о трудах и открытиях языковедов и в целом об истории  русской лингвистической науки позволяет творческий путь. Наилучшими методами работы являются изложения с элементами сочинения, выражающее отношение пишущего с его оценкой, сочинение-рассуждение, этюд, очерк, вымышленное (заочное) интервью.

Каждый из названных путей включает

различные этапы работы с новой информацией:

  1. ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ, на котором сообщаются сведения лингвистической науки и о научном вкладе русистов.

  1. ЭТАП УСВОЕНИЯ, позволяющий запомнить, осмыслить, осознать новую научно-популярную информацию.
  2. ЭТАП ИНТЕРПРЕТАЦИИ полученных сведений, который основан на творческой переработке и самостоятельной оценке учениками спорных вопросов истории русистики, он предполагает построение высказываний на основе личных суждений школьников о результатах труда учёных-лингвистов.

К самым простым методам формирования у школьников лингвистической компетенции можно причислить беседу, лекцию (сообщение учителя), чтение учебно-познавательных материалов и пересказ прочитанного, а также самостоятельный анализ текста.

Беседа широко применяется учителями русского языка и литературы, хорошо знакома и понятна ученикам. Она строится по принципу «вопрос – ответ». К беседе как методу обучения необходимо иметь заранее подготовленные вопросы, отвечая на которые учащиеся выясняют существенные признаки изучаемого лингвистического явления. Беседа наиболее эффективна в 5-7 классах.

Лекция (сообщение учителя) – другой простой и эффективный метод преподнесения знаний об истории лингвистической науки. Но его целесообразно проводить непродолжительное время, в течении 5 – 7 минут, так как потом учащиеся начитают отвлекаться. Попутно учащиеся составляют краткий конспект выступления. Данный вид работы следует проводить с учащимися 8 – 9 классов.

Дискуссия нужна для выяснения  поиска истины при сопоставлении различных, как правило, противоположных точек зрения. Для проведения диспута необходимы сам предмет спора, подготовленные учителем проблемные вопросы и установка на их сравнение. Дискуссионное обсуждение развивает у учащихся коммуникативные умения и навыки, формирует научный взгляд на язык, развивает способности к самосовершенствованию.

Свободный диктант также возможен  для формирования лингвистической компетенции учащихся, если он в исходном тексте содержит информацию о языковедах, их научных взглядах, труда и открытиях.

При данном виде работы необходимы:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Чтение текста, его смысловой анализ.
  3. Вопросы по содержанию.
  4. Речевая подготовка.
  5. Орфографическая и пунктуационная подготовка.
  6. Написание свободного диктанта.
  7. Анализ работ учащихся.

Изложение – одно из самых эффективных методов повышения лингвистической компетенции школьников. Изложения разделяются на обучающие и контрольные. Возможны изложения с творческим заданием.

Изложения с элементами сочинения дают возможность учащимся  высказать оценочные суждения, вносят изменение в  исходный текст, а это развивает самостоятельность школьников и углубляет творческое начало в работе над изложением.

Сочинение – это самостоятельная письменная работа,   в которой  высказываются  собственные мысли, переживания, суждения учащихся.

К традиционному сочинению близки этюд и очерк.

Этюд – сочинение небольшого объёма, текст которого составляет часть будущего целого сочинения.

Очерк – другая разновидность сочинения. \для очерка характерны точность, публицистичность , достоверность фактов, событий, о которых идёт речь, подлинность фамилий изображаемых лиц, действительные места событий, реальная обстановка, указание точного время действия.

Источниками информации могут быть учебники, словари, энциклопедии, научно-популярная литература.

 «Выдающиеся личности в истории русской лингвистической науки».

Объяснительная записка.

            Программа «Выдающиеся личности в истории русской лингвистической науки» предполагает  факультативный курс, совместимый с действующими учебниками по русскому языку, предназначенный для работы в 5 – 9 классах.

            Основные цели программы – образовательная (повышение лингвистической компетенции, формирование у школьников целостного взгляда на историю лингвистической науки) и развивающая (повышение интереса к русскому языку как учебному предмету, стимулирование творческой поисковой деятельности учащихся 5 – 9 классов).

             Такая программа позволяет учителю организовать обучение школьников, используя по выбору или в совокупности различные пути: информационный, дискуссионный и творческий.

Программа «Выдающиеся личности в истории русской лингвистической науки» позволяет организовать обучение школьников, используя по выбору различные пути: информационный, дискуссионный и творческий», «Развитие науки о русском языке в  XIX    веке», «Русисты в XX  веке».

Программа состоит из трёх разделов:

«У истоков русской лингвистической науки»,  

«Развитие науки о русском языке в  XIX  столетии»,

«Русистика в  XX  веке».

У истоков русской лингвистической науки.

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ.

Информационный

путь

Беседа (5 класс)

Жизнь М.В.Ломоносова – замечательная страница российской истории.

Дискуссионный путь

Дискуссия (6 класс)

Согласны ли вы, что русский язык не только не уступает европейским языкам, но даже во многом превосходит их.

Творческий

путь.

  1. Свободный диктант. (7 класс)

      С берегов  Белого моря.

  1. Изложение с элементами сочинения (8 класс)
  2. Сочинение (9 класс)

а) В чём ценность ломоносовской  «российской грамматики»?

б) Я хочу рассказать о М.В.Ломоносове.

                                         

 Свободный диктант.

С берегов Белого моря.

   1. В девятнадцать лет Ломоносов твёрдо решил найти свой путь в жизни и приобрести знания, к которым стремился с детства. В конце 1730 года Михаил задумал покинуть отцовский дом и вслед за караваном мороженой рыбы отправиться в Москву. Скрыв это намерение, он наблюдал за приготовлением рыбного обоза к отъезду.

   2.   Следующей ночью, когда все в доме Василия Ломоносова спали, Михали, надев две рубашки и тулуп, погнался вслед за  обозом. На третий день он настиг караван, находившийся в семидесяти верстах от родной деревни. Караванный приказчик долго отказывался взять с собой Михаила. Наконец, он был убеждён просьбой и слезами юноши и согласился взять Ломоносова в попутчики.

   3.  Упрямо покачивали головами  лошади. Проваливаясь в снег, шёл краем дороги светлоглазый, большой и бесстрашный путник с неукротимым и обветренным лицом. Через два десятилетия этот крестьянский юноша с берегов Белого моря достигнет вершин мировой культуры и сделает величайшие научные открытия, которые опередили на целое столетие своих учёных – современников.

   4.   Михаил Ломоносов добрался до Москвы в самом начале 1731 года и 15 января уже подал прошение о зачислении в Славяно-греко-латинскую академию. Ломоносову пришлось скрыть своё простое происхождение и назвать себя сыном холмогорского дворянина. Ректор академии поверил ему на слово, и Михаил был зачислен в самый младший класс, потому что не знал латыни.                                                 ( 242 слова,  По  А. Морозову, Г. Павловой)

Развитие науки о русском языке в XIX  веке.

Владимир Иванович Даль..

Информационный

путь

Беседа (5 класс)

Великий учёный-лексикограф В.И.Даль и его «Толковый словарь…».

Дискуссионный путь

Дискуссия (6 класс)

Увлечением или его главным делом было для В.М.Даля составление «Толкового словаря живого великорусского словаря»

Творческий

путь.

  1.  Свободный диктант. (7 класс)

     Лексикограф Владимир Иванович Даль..

  1.  Изложение с элементами сочинения (8 класс)

     «Энциклопедия народной жизни».

  1.  Сочинение (9 класс)

а)   Можно ли В.И. Даля назвать героем своего времени?

б)  В.И.Даль: мичман, врач, учёный, лексикограф.

Свободный диктант.

Лексикограф Владимир Иванович Даль.

  1.    Приходилось ли вам задумываться, почему Даль стал учёным-лексикографом? Действительно, Владимир Иванович мог добросовестно служить мичманом или быть первоклассным врачом. Но всё-таки победил интерес к языку, и Даль стал знаменитым лингвистом.
  2.    С детства Даль хорошо знал не только русский, но и другие иностранные языки, потому что отец его был  по происхождению датчанином, а родственники по матери выходцами из Франции. Мать знаменитого учёного свободно владела пятью иностранными языками. Отчего же Даль изучал русский язык и посвятил свою жизнь составлению словаря русского языка?
  3.    Наверное потому, что Владимир Иванович в совершенстве знал латынь, немецкий и французский, был с детства воспитан на «многоязычии» и прекрасно понимал, чем русский язык превосходит другие языки. Увлечённый богатством, красотой, благозвучием и совершенством русского языка. Даль начинает собирать слова. Первые записи слов Владимир Иванович сделал ещё в марте 1819 года. Несмотря ни на что, он продолжал эту нелёгкую работу на протяжении полувека.
  4.    Когда началась русско-турецкая война, Даль отправился на фронт военным врачом. На привалах или вечером у костра он доставал тетрадь в переплёте, с которой никогда не расставался, записывал в неё новое слово, пословицу или поговорку. Среди солдат были и сибиряки, и костромичи, и волжане, и новгородцы, и вскоре Даль научился отличать по говору выходцев их разных губерний.
  5.    Каждый год в середине лета открывалась знаменитая нижегородская ярмарка. На неё съезжались люди со всей России. Там Даль пополнял запасы слов и крылатых выражений для словаря и сборника пословиц. Уже к лету 1853 года лексикограф закончил работу над сборником «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа», а вскоре, в 1863 – 1866 годах, вышел в свет далевский четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка».

                                     (272 слова, по М.Бессараб, В.Порудоминскому)

Примечание для учителя:

Выписать на доске имена числительные и названия трудов В.И.Даля.

Лингвистический бюллетень.

Собирал человек слова.

«Русисты в XX  веке».

Сергей Иванович Ожегов.

Информационный

путь

Беседа (6 класс)

С.И.Ожегов – знаменитый лексикограф XX века.

Дискуссионный путь

Дискуссия (8 класс)

Приходилось ли вам обращаться к толковым словарям?

К какому толковому словарю вы обращаетесь чаще   всего?

Чем, по-вашему, объясняется долговечность толковых словарей: достаточным объёмом,  высокой информативностью, научной достоверностью?

Творческий

путь.

    1.  Свободный диктант. (7 класс)

      Научная работа С.И.Ожегова  годы войны.

  1.  Изложение с элементами сочинения (8 класс).

«Словарь русского языка и его составитель.»

  1. Сочинение (9 класс).

    а). В чём заключается мастерство С.И. Ожегова-лексикографа?

    б).  Что мне стало известно о «Словаре русского языка

Свободный диктант.

Научная работа С.И.Ожегова в годы войны.

  1.    Многие филологи в годы Великой Отечественной войны оставляли науку и преподавание и отправлялись на фронт. Люди с дипломами филологических факультетов работали переводчиками на фронтах и в штабах, составляли листовки для немецких солдат.
  2.    Собирался на фронт и Сергей Иванович Ожегов, но по состоянию здоровья ему в мобилизации отказали. Осенью 1941 года, когда враг подступал к Москве, учёный остался в опустевшем прифронтовом городе.
  3.    Несмотря на трудности военного времени, Сергей Иванович в эвакуацию не поехал и продолжал научную работу в Институте русского языка на Волхонке. Он дежурил в ночных патрулях, вместе с молодыми аспирантами закрывал окна здания мешками с песком.
  4.    Один раз в две недели Ожегов собирал учёных в читальном зале библиотеки, в полуподвальном помещении Института русского языка для обсуждения актуальных проблем лингвистической науки.
  5.    Через несколько лет за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Сергей Иванович Ожегов был награждён медалью «За оборону Москвы».

                                                                        (144 слова, по Л. Скворцову)

«Словарь русского языка» и его составитель.

   Кто ни разу в жизни не пользовался «Словарём русского языка» Сергея Ивановича Ожегова? Наверное, нет такого человека в нашей стране, который бы не знал этого справочника, не держал в руках объёмный том в 1000 страниц.

  «Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова начал свою жизнь  более полувека назад, в 1949 году. За эти годы словарь издавался и переиздавался более 25 раз. Сейчас он содержит около 70 тысяч слов и выходит в свет каждые 2 – 3 года, а это позволяет  современным лингвистам регулярно вносить в него изменения и дополнения. Именно поэтому ожеговский словарь не устаревает.

   Толковый словарь намного пережил своего творца и составителя, одного из крупнейших учёных-лексикографов XX века, профессора Сергея Ивановича Ожегова.

   К справочнику, составленному знаменитым языковедом, обращаются инженеры и учителя, писатели и журналисты, актёры, ведущие радиопередач и телевизионных программ, студенты и школьники. Словарь С.И.Ожегова стал настольным пособием для тех, кому дорог и нужен русский язык.

                                                                       (154 слова, по Л. Скворцову)

Задание:  перескажите текст подробно и ответьте на вопрос: в  чём причина долговечности словаря С.И.Ожегова? Почему этот справочник не устаревает и так же популярен, как полвека назад? Напишите сочинение-миниатюру об известных вам словарях.

Примечание: выписать на доске имена собственные и числительные.

__________________________________________________________________

История русской лингвистической науки за страницами школьных учебников.

Тематический классный час, посвящённый Дню славянской письменности и культуры «История нашей азбуки».

Цель мероприятия:

   Познакомить школьников с историей создания славянской письменности великими просветителями  Кириллом и  Мефодием, а  также повысить лингвистическую  компетенции учащихся.

   Целесообразнее проводить его в 5 – 6  классах в конце учебного года накануне Дня славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая.

Предварительная подготовка.

Оформление стендов и техническое оснащение кабинета.

  1. Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их создания и исторического изменения, заложенную в культурную память.

Д.С.Лихачёв.

  1. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она

     накапливает то, что называется культурой.

Д.С.Лихачёв.

  1.  Детство солунских братьев.
  2.  Юность Кирилла.
  3.  Кирилл и Мефодий создают славянскую азбуку.
  4.  День рождения славянской азбуки.
  5.  Последние года жизни Кирилла и Мефодия.
  6.  Дальнейшая судьба славянской азбуки.
  7.  Пословицы:

                 Грамоте учиться – всегда пригодиться.

                 Азбука – к мудрости ступенька.

                 Сперва аз да буки, потом и науки.

  1.   Фразеологизмы:

                  Пройти от аза до ижицы.

                  Начинать с азов.

                  Сделать на ять.

                  Прописать ижицу.

                  Стоять фертом.

  1.    Конкурсы знатоков.
  2.    Игра со зрителями.

Откуда к нам пришло слово «АЛФАВИТ»?

Буква А похожа на перевёрнутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних аравийских народов назывался «АЛЕФ». 

Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался «БЕТ».

По двум первым буквам древняя азбука и получила название «АЛЕФБЕТ». Во время своих путешествий из языка в язык слово «алефбет» менялось, и дошло до нас, как АЛФАВИТ. 

Кстати, у нас алфавит получил и второе имя – «АЗБУКА». По древнерусски первая буква алфавита называлась «АЗ», а вторая – «БУКИ». Вот и получилась АЗ-БУКИ, или АЗБУКА. 

Правда есть ещё одно название нашего алфавита – «КИРИЛЛИЦА». Назван он так, по имени одного из его создателей – Святого равноапостольного Кирилла.

Крылатые выражения, связанные с алфавитом!

Выражение   «НАЧИНАТЬ С АЗОВ».

     Раз «АЗ» - первая буква, получается, что это  значит начать с самого начала, с простого!

«ОТ А ДО Я»

Это значит сделать полностью, от начала до конца.

Кстати, когда мы говорим о начале и конце, то употребляем ещё и другое, похожее, выражение «Альфа и Омега», но возникло оно в нашем языке на основе греческого алфавита, потому что альфа и омега – это первая и последняя его буквы.

«РАССТАВИТЬ ВСЕ ТОЧКИ НАД   И»

Ведь над нашей буквой И нет никаких точек.

До 1918 года в нашем языке этот звук обозначался двумя буквами: той, которой мы пользуемся сегодня и буквой в виде вертикальной палочки с точкой наверху  (  I  ).            

Буквы такой в нашем алфавите нет, а «ТОЧКИ НАД  И» мы расставляем до сих пор, когда пытаемся разобраться во всём очень подробно.

«ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ»

Молчат гробницы, мумии и кисти,-

                Лишь СЛОВУ жизнь дана:

                Из древней тьмы, на мировом погосте

                Звучат лишь ПИСЬМЕНА.

                И нет у нас иного достоянья!

                Умейте же беречь

                Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                Наш дар бессмертный – РЕЧЬ. 

                                                                          И.А.Бунин.

24 мая, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры.

Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей ещё в  X-XI  вв. Традиционно это один из самых ярких национальных праздников славянских народностей, который пришёл  к нам из Болгарии.

В 1986 году в России он был объявлен государственным праздником.

Это день памяти византийских проповедников христианства, святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Считается, что в 863 году за 40 месяцев они составили  славянский алфавит – кириллицу: придумали буквы, дали им имена – и перевели с помощью новой письменности с греческого языка важнейшие священные тексты.

Многие специалисты признали кириллицу лучшей из когда-либо изобретённых азбук. Она объединила славянские народы и смогла запечатлеть их богатую многовековую культуру.

2015 г.

  • Н.В.Гоголь Мёртвые души. М: Худ. лит., 1987
  • Ермилов В. Н.В.Гоголь. М: Советский писатель, 1952
  • Машинский С. Мёртвые души. Анализ текста  М: Худ. лит. 1978
  • Н.В.Гоголь Мёртвые души. Анализ текста. М: Дрофа, 2006
  • Боголепов П., Верховская Н. Тропа к Гоголю М: Дет. лит., 1976
  • Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. М: Дет. лит., 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

Учебно-познавательная компетенция-основная компетенция на уроке.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Коммуникативная компетенция и её компоненты. Уровни коммуникативной компетенции.

Основная цель обучения иностранному языку -это развитие коммуникативной компетенции....

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

Информационно-педагогическая компетенция - одна из ключевых компетенций современного учителя

   В эру информационно-компьютерных технологий, внедрившихся во все сферы нашей жизни, формируется новая компетенция учителя - информационно-педагогическая, т.е. владение информационн...