"Технология развития критического мышления как средство повышения эффективности преподавания истории и обществознания"
статья на тему

Подкопаева Светлана Александровна

В статье описывается опыт работы по применению ТРКМ на уроках в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trkm.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология развития критического мышления как средство достижения образовательных результатов ФГОС по истории и обществознанию».

Подкопаева Светлана Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 4 г.Ершова Саратовской области»

 «Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь».

Китайская мудрость.

Каждый учитель считает свой предмет самым важным и интересным, сложным и необходимым для дальнейшей самореализации обучающихся. Согласна с этой точкой зрения. Историю и обществознание считаю одними из трудных для восприятия предметов, т.к. главным умением, которым должны обладать обучающиеся на данных уроках, это умение работать с информацией. Оно возможно только при достаточной сформированности определенных мыслительных операций, владеть которыми не только важно, но и актуально, ведь современные условия развития общества, когда на человека ежедневно обрушивается огромный объем информации, все больше и больше указывают на то, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, обобщать, анализировать, делать выводы становится все более востребованным. Современному обществу нужен человек коммуникативный, информационный, инициативный, умеющий приобретать новые знания и применять их в конкретной жизненной ситуации. Такого человека должна предоставить обществу школа. Поэтому главная задача современной школы не научить на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Таков социальный заказ общества. И выполнить его сможет лишь та школа, педагогический коллектив которой идет в ногу со временем и активно внедряет те инновации, которые позволяют сформировать выпускников нового поколения.

В педагогический коллектив, в котором я работаю уже 19 лет, входят люди творческие и активные, постоянно совершенствующие свою деятельность. Стараюсь брать с них пример, поэтому в своей деятельности использую те инновации, которые вкладывает в руки учителя современная педагогика. Их множество, но подробнее хочется остановиться на технологии развития критического мышления.

Почему же предпочтение отдано именно этой технологии? Мы живем в век информации, а информация усваивается и перерабатывается в процессе коммуникации, т.е общения. Об эффективности коммуникации можно говорить тогда, когда человек правильно воспринял или передал информацию. В этой связи все чаще от психологов, философов, педагогов можно слышать, что коммуникационная компетенция результативна в том случае, когда человек обладает критическим мышлением [1, c.29]. Именно критическое мышление, благодаря целому ряду своих особенностей, рассматривается как оптимальная форма интеллектуальной деятельности людей, живущих в переполненном информацией мире. А большинство обучающихся критическим мышлением не обладают. Такой вывод был сделан по результатам диагностики обучающихся средней и старшей ступени.

 Решением этой проблемы и стало введение в преподавание истории и обществознания ТРКМ. Данной технологией заинтересовалась, когда прочла пособие для учителя «Методическая поддержка компетентностного обучения» Т.Хуртовой. это и стало отправной точкой формирования опыта по применению ТРКМ. В 2012-13 учебном году была выбрана тема самообразования: «Эффективность использования методов и приемов ТРКМ на уроках истории и обществознания». Выбор темы определил и цель работы:

- сформировать систему работы, направленную на повышение интереса к предмету, усвоение навыков работы с информацией, формирование коммуникативной компетенции; воспитание и развитие личности, способной успешно существовать в современном мире.

Исходя из цели, были поставлены задачи:

- проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме;

- рассмотреть методы и приемы ТРКМ в рамках преподавания истории и обществознания;

- разработать модель уроков с применением методов и приемов ТРКМ;

- выявить результативность применения ТРКМ.

Изучив педагогическую и психологическую литературу по теме, пришла к выводу, что вопрос о сущности человеческого мышления являлся одним из главных философских вопросов на протяжении всех исторических периодов развития человечества. Психологи выстроили структуру мыслительного процесса:

Порождение проблемы  --- формирование мыслительных задач --- решение задач --- обоснование найденного решения[2, c.121]. На самом деле, мыслить человек начинает тогда, когда пере ним встает проблема или вопрос, недоумение или удивление. Вот, например, изучая тему «Междуречье» на уроке истории древнего мира в 5 классе, предлагаю решить простую задачку. Попробуйте и вы: умирая, отец оставил своим сыновьям наследство – старшему: слиток золота, а младшему: деревянную дверь. Старший сын был немного расстроен, а младший долго не мог прийти в себя от радости. Чему же он так радовался? Вас удивил этот вопрос? А теперь ваша мысль пытается найти решение. Какие будут предположения? Чтобы найти обоснование предположениям, нужно познакомиться с новой темой.

Такая структура нашла отражение в ТРКМ, которую предложили в середине 90-х гг. 20-го века американские педагоги Дж. Стилл, К.Мередит и Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как научить мыслить? Вслед за американскими коллегами  и российские педагоги С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская представили образовательную технологию РКМ. Она подразделяется на следующие этапы: вызов, осмысление содержания, рефлексия[3, c.89]. Каждый этап имеет свои цели, задачи, функции, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а затем на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала нужно настроиться, вспомнить все, что уже известно; затем познакомиться с новой информацией; продумать, для чего понадобятся полученные знания, и как их можно применить[4, c.105]. Рассмотрев три описанные выше стадии с точки зрения традиционного урока, пришла к выводу, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе: вместо вызова более привычно звучит введение в проблему или актуализация знаний. А осмысление есть ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. А рефлексия – это закрепление, проверка усвоения материала. Так что же принципиально новое несет ТРКМ? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности. Каждый приме и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Кроме того, изменяется и цель урока: не объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью работы на уроке, а то, как он умеет управлять этой информацией – находить, систематизировать, наилучшим образом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Работа по применению элементов ТРКМ была начата с разработки моделей уроков для каждой ступени обучающихся:

Таблица № 1. Примерные модели уроков с применением приемов ТРКМ для обучающихся 5-6 классов.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

ЗХУ

Инсерт

Синквейн

Дерево предсказаний

Чтение со стопами

Дерево предсказаний

Корзина идей

Бортовой журнал

Данетка

Таблица № 2. Примерные модели уроков с применением приемов ТРКМ для обучающихся 7-8 классов.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Парная мозговая атака

Взаимообучение

Верные-неверные высказывания

Групповая мозговая атака

Кластер

Кластер

Перевернутые логические цепочки

Инсерт

Три предложения

Таблица № 1. Примерные модели уроков с применением приемов ТРКМ для обучающихся 9-11 классов.

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Работа с ключевыми терминами

Двойные дневники

Пятиминутное эссе

Свободное письмо

Шесть шляп

Хоку

Кластер

Трехчастные дневники

Аукцион

Методов и приемов ТРКМ множество, поэтому здесь представлены только некоторые из них. Выбор данных методов обусловлен возрастными особенностями обучающихся, уровнем развития навыков работы с информацией  и обучения в интерактивном режиме. Например, методы, используемые в 5-6 классах, содержат элементы игры, которые делают процесс обучения близким и увлекательным. В 7-8 классах упор делается на взаимодействие, работу в группах, парах, на развитие умения вести дискуссию, выражать свою точку зрения, проявлять инициативу в принятии решений. В 9-11 классах основные приемы и методы ТРКМ направлены на закрепление и дальнейшее формирование умений работать с информацией, коммуникативных навыков и готовности к обучению в интерактивном режиме. На каждом этапе обучения новые методы применяются наряду с освоенными.

Какова же результативность применения ТРКМ на уроках истории и обществознания? Результаты видятся в следующем:

  1. По результатам диагностики, проведенной в конце учебного года в классах, где применялись методы ТРКМ, можно увидеть, что увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем готовности работать с информацией; обучающиеся стали более открытыми, самостоятельными в выборе действий и принятии решений; увеличился уровень коммуникации.
  2. Наблюдается положительная динамика качества знаний по предметам история и обществознание.
  3. Увеличилось количество призовых мест в конкурсных мероприятиях различного уровня.
  4. Возросло количество учащихся, выбравших обществознание в качестве ЕГЭ.

Таким образом, ТРКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межличностное взаимодействие.  Данная технология является метапредметной, т.к. универсальна в использовании любым учителем-предметником  на любом уроке, где ведется работа с информацией.

В качестве общего вывода хотелось бы привести китайскую мудрость: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт весь день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Библиографический список:

1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004. 
2. Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2001.
3. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. – 2002. – № 2.
4. Обучение для будущего: учеб. пособие. – М.: ИТД «Русская редакция», 2004.

Дополнительная информация:

1. контактный номер телефона: 89050348520

2. почтовый адрес: г.Ершов Саратовская область. Ул. 25 съезда КПСС, 38-32

3. E-mail: svetlana-podkopaeva@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как средство повышения читательской грамотности

Технология развития критического мышления помогает организовать, осуществоять, достигать поставленной цели. Ведущий аспект, характеризующий критически мысящую личность,- это творчество, самореализация...

Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.

Технология развития критического  мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории....

Статья. Образовательная технология ’’развитие критического мышления’’ как средство повышения уровня знаний учащихся.

Статья содержит:краткую характеристику технологииописание этапов урока в 8 классе ( чистые вещества и смеси), проведённого с применением данной технологии...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Технология развития критического мышления формирует познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД....