План и анализ работы методического объединения учителей гуманитарного и эстетического циклов.
учебно-методический материал на тему

На этой странице Вы можете познакомиться с планом работы МО учителей гуманитарного и эстетического циклов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы школьного методического объединения учителей гуманитарного и эстетического циклов на 2015-2016 учебный год.

Цель: расширение профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства педагогов в условиях перехода на ФГОС ООО.

Задачи:

1.Продолжать внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс как способ повышения качества педагогического процесса.

2.Соблюдать преемственность между учителями начального и основного звена в рамках ФГОС.

3.Организовывать системную подготовку к выпускному сочинению (изложению), ОГЭ по предметам гуманитарного цикла, отрабатывать навыки тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме сочинения, ОГЭ.

4.Активизировать  работу с одарёнными учащимися.

5.Выявлять, обобщать, распространять инновационный  педагогический опыт (как на школьном уровне (открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта), так и на  муниципальном).

6.Формировать электронную базу данных практических материалов по введению ФГОС ООО.

Состав методического объединения

Метлина Г.Н. – руководитель ШМО, учитель русского языка и литературы;

Халматова А.Г. – учитель русского языка и литературы;

Гурова И.Ю. – учитель музыки, английского языка;

Суворова Г.Л. – учитель французского, немецкого, английского языков;

Максимова Е.А. – учитель ИЗО;

Маркова Н.Г. – учитель истории, обществознания;

Герасимова Т.М. – учитель обществознания;

Баев М.В. – учитель английского языка.

Содержание заседаний МО

Содержание работы.

Сроки

Ответственные

1.

Заседание 1.

1.Анализ работы за 2014-2015 уч.год. Обсуждение  плана работы на новый уч.год.

Август

Метлина Г.Н.

2. Анализ итогов проведения ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования по русскому языку, истории, обществознанию  в 2015 г. Проблемы и пути их преодоления.

Метлина Г.Н.

3. Планирование самообразовательной деятельности.

Учителя-предметники

4.Согласование рабочих программ по предметам гуманитарного и эстетического циклов на 2015-2016 учебный год, составление тематического планирования.

Учителя-предметники

5.Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг.

Халматова А.Г.

6.Особенности преподавания русского языка и литературы в 2015-2016 у.г. в 5 классе в условиях перехода на ФГОС ООО.

Халматова А.Г.

2.

Заседание 2.

1.Концепция филологического образования «Русский язык и литература»

Сентябрь

Метлина Г.Н.

2.Анализ вводных контрольных работ по русскому языку.

Халматова А.Г.

3. Изучение методических рекомендаций

для общеобразовательных учреждений  Владимирской области о преподавании русского языка и литературы

в 2015– 2016 учебном году.

Халматова А.Г.

4.Отчёт о мероприятиях, посвящённых Дню русского языка (сентябрь 2014-сентябрь 2015).

Метлина Г.Н.

5.Изучение нормативно-правовых, аналитических, методических материалов по подготовке к ГИА, ГВЭ на сайте ФИПИ.

Метлина Г.Н.

Халматова А.Г.

3.

Заседание 3.

1. Анализ  выполнения школьных олимпиад по предметам (русский язык, литература, история,обществознание, иностр.язык).

Ноябрь

Учителя-предметники

2.Изучение  методических рекомендаций и критериев оценивания сочинения, являющегося  для обучающихся 11 класса допуском к государственной итоговой аттестации.

Метлина Г.Н.

3.Анализ контрольных работ по русскому языку в 5-9 классах (итоги 1 четверти).

Халматова А.Г.

4.Использование интерактивной доски на уроке. Мастер-класс.

Баев М.В.

4.

Заседание 4.

1.Открытые уроки в рамках недели гуманитарных наук (проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам). Анализ уроков.

Январь

Педагоги МО.

2.Анализ контрольных работ по русскому языку в 5-9 классах (итоги 2 четверти).

Метлина Г.Н.

3.Обмен опытом участия в Интернет-ресурсах.

Все педагоги МО

5.

Заседание 5.

1.Итоги взаимопосещения уроков (учителя нач.классов и основного звена).

Апрель

Педагоги МО гуманит.цикла и нач.классов.

2.Совместное моделирование урока повторения в начале 5 класса.

3. Система оценивания результатов учебной деятельности.

4. Анализ контрольных работ по русскому языку в 5-9 классах (итоги 3 четверти).

6.

Заседание 6.

1. Отчёт учителей о работе в рамках МО:

  • участие в конкурсах, в проведении открытых уроков;
  • внеклассная работа по предмету;
  • итоги пополнения  портфолио;
  • поощрение творческих учителей-предметников.

Май

Педагоги-предметники

2. Анализ итоговых контрольных работ учащихся 5-9 классов.

Метлина Г.Н.

Семинары в рамках МО

1.Изучение новых технологий обучения  (диалоговое обучение, игровые технология, ТРИЗ-педагогика, модульное обучение, проектная деятельность, технология развития критического мышления через чтение и письмо, французская мастерская, технология встречных усилий, смысловое чтение и др.) и их применение на уроках гуманитарного и эстетического циклов (декабрь).

2. Системная подготовка учащихся к ОГЭ или ГВЭ  по предметам (март).

Внеурочная деятельность

 с учащимися МБОУ ООШ № 2 г.Собинки

Содержание работы.

Сроки

Ответственные

1.

Неделя книги С.В.Ларина и С.К.Никитина.

Сентябрь

Метлина Г.Н.

2.

Школьный этап Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам.

Октябрь

Все педагоги

3.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам.

Ноябрь

Все педагоги

4.

Участие в городском конкурсе «Труфиловские чтения».

Ноябрь

Метлина Г.Н.

Халматова А.Г.

Участие во Всероссийском конкурсе-игре по русскому языку «Русский медвежонок»

Ноябрь

Метлина Г.Н.

Халматова А.Г.

5.

Литературный праздник «По страницам книг Владимирских писателей».

Декабрь

Метлина Г.Н.

Максимова Е.А.

6.

Неделя гуманитарных наук.

Январь

Метлина Г.Н.

Халматова А.Г.

7.

Неделя искусства.

Февраль

ГуроваИ.Ю.

Максимова Е.А.

8.

Неделя книги В.А.Солоухина в рамках Всемирного дня книги.

Апрель

Метлина Г.Н.

Стюнина Н.В.

9.

Конкурс «Битва хоров», посвящённый Победе в ВОВ.

Май

Гурова И.Ю.

10.

День славянской письменности и культуры.

Май

Гурова И.Ю.

Халматова А.Г.

Организация работы с одаренными детьми:

1.Подготовка к школьным, районным предметным олимпиадам.

2.Подготовка к школьным, районным научно-практическим конференциям.

3.Подготовка к школьным, районным, областным, Всероссийским  конкурсам.

4.Участие обучающихся в Интернет олимпиадах и конкурсах.

5.Участие обучающихся в Международном конкурсе – игре по русскому языку «Русский медвежонок-языкознание для всех».



Предварительный просмотр:

ПЛАН

 работы МО учителей гуманитарного и эстетического циклов

 на 2014-2015 уч.год

Цель: расширение профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства педагогов в условиях перехода на ФГОС ООО.

Задачи:

1.Применение современных педагогических технологий в образовательном пространстве как способ повышения качества педагогического процесса.

2.Проведение открытых уроков, мастер-классов с последующим анализом и самоанализом по формированию УУД.

3. Анализ результатов контрольных работ учащихся 5-9 кл.,  ГИА по русскому языку в 9 кл. с целью улучшения подготовки учащихся.

4.Соблюдение преемственности между учителями начального и основного звена.

5. Выявление, обобщение, распространение инновационного педагогического опыта.

6.Усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей путём привлечения школьников к участию в мероприятиях различного уровня.

7.Формирование электронной базы данных практических материалов поведению ФГОС для учителей гуманитарного и эстетического циклов.

Заседание

Сроки

Ответственные

1.

1.Анализ работы за 2013-2014 уч.год. Обсуждение  плана работы на новый уч.год.

Август

Метлина Г.Н.

2. Анализ итогов проведения ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования по русскому языку, истории, обществознанию  в 2014 г. Проблемы и пути их преодоления.

Метлина Г.Н.

3. Планирование самообразовательной деятельности.

Учителя-предметники

2.

1.Неделя книги С.В.Ларина

Сентябрь

Метлина Г.Н.

2.Анализ вводных контрольных работ по русскому языку.

Халматова А.Г.

3.Демоверсии по русскому языку, литературе, истории, обществознанию 2015 года (изменения в КИМах, задания базового и повышенного уровня, критерии оценивания).

Халматова А.Г.

4.Изучение методических рекомендаций.

Метлина Г.Н.

3.

1. Анализ  выполнения школьных олимпиад по предмету (русский язык, литература, история,обществознание, иностр.язык).

Ноябрь

Учителя-предметники

2 Семинар-практикум «Инструменты проектирования урока, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход в обучении».

Гурова И.Ю.

Максимова Е.А.

Суворова Г.Л.

3.Анализ контрольных работ по русскому языку в 5-9 классах (итоги 1 четверти).

Халматова А.Г.

4.Неделя книги А.С.Труфилова. Участие в районных «Труфиловских чтениях»

Метлина Г.Н.

5.Участие в игре «Русский медвежонок-языкознание для всех».

Метлина Г.Н.

4.

1.Неделя русского языка и литературы.

Январь

Метлина Г.Н.

Халматова А.Г.

2.Открытые уроки в рамках недели. Анализ уроков.

Педагоги МО.

3.Анализ контрольных работ по русскому языку в 5-9 классах (итоги 2 четверти).

Метлина Г.Н.

5.

1.Взаимопосещение уроков (учителя нач.классов и основного звена).

Апрель

Педагоги МО гуманит.цикла и нач.классов.

2.Проведение урока в паре (учитель нач.школы и основного звена).

3.Совместное заседание учителей нач.школы и основного звена  «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной и основной школе».

4. Анализ контрольных работ по русскому языку в 5-9 классах (итоги 3 четверти).

6.

1.Отчёт по темам самообразования.

Май

Педагоги-предметники

2. Анализ итоговых контрольных работ учащихся 5-9 классов.

Метлина Г.Н.

Темы

Ф.И.О.

Предмет

Категория

Тема самообразования.

1.

Метлина Г.Н.

Русский язык и литература

Первая

Развитие коммуникативной и культурологической компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

2.

Халматова А.Г.

Русский язык и литература

Первая

Использование технологии проблемного обучения в преподавании русского языка и литературы.

3.

Суворова Г.Л.

Французский язык

Первая

Развитие коммуникативных способностей на уроке французского языка.

4.

Максимова Е.А.

ИЗО

Первая

5.

Гурова И.Ю.

Музыка, англ.язык

Первая

Развитие познавательной активности школьников через использование ИКТ-технологий на уроках музыки.



Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения

учителей гуманитарного и эстетического циклов

2014 – 2015 уч.год

    Методическое объединение учителей гуманитарного и эстетического циклов является основным структурным подразделением методической службы МБОУ ООШ №2 г.Собинки, осуществляющим проведение учебно-воспитательной и внеклассной работы. МО создано для решения определенной части задач, возложенных на школу.

Работа МО была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала учителей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания русского языка, литературы, истории, иностранного языка, музыки, изо.

      В 2014-2015 учебном году методическое объединение  учителей гуманитарного и эстетического циклов спланировало свою работу на реализацию цели: расширение профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства педагогов в условиях перехода на ФГОС ООО.

      Задачи:

1.Применение современных педагогических технологий в образовательном пространстве как способ повышения качества педагогического процесса.

2.Проведение открытых уроков, мастер-классов с последующим анализом и самоанализом по формированию УУД.

3. Анализ результатов контрольных работ учащихся 5-9 кл.,  ГИА по русскому языку в 9 кл. с целью улучшения подготовки учащихся.

4.Соблюдение преемственности между учителями начального и основного звена.

5. Выявление, обобщение, распространение инновационного педагогического опыта.

6.Усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей путём привлечения школьников к участию в мероприятиях различного уровня.

7.Формирование электронной базы данных практических материалов по введению ФГОС для учителей гуманитарного и эстетического циклов.

   Методическое объединение  состоит из опытных учителей, не один год работающих в школе. Всего – 5 педагогов (основных), 1 совместитель (Маркова Н.Г.)

Ф.И.О.

Предмет

Категория

Тема самообразования.

1.

Метлина Г.Н.

Русский язык и литература

Первая

Развитие коммуникативной и культурологической компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

2.

Халматова А.Г.

Русский язык и литература

Первая

Использование технологии проблемного обучения в преподавании русского языка и литературы.

3.

Суворова Г.Л.

Французский язык

Первая

Развитие коммуникативных способностей на уроке французского языка.

4.

Максимова Е.А.

ИЗО

Первая

Инструменты проектирования урока, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход в обучении.

5.

Гурова И.Ю.

Музыка, англ.язык

Первая

Развитие познавательной активности школьников через использование ИКТ-технологий на уроках музыки.

Задача 1. Применение современных педагогических технологий в образовательном пространстве как способ повышения качества педагогического процесса.

     Повышение пед.мастерства происходит через участие педагогов в вебинарах: «Оценка сформированности исследовательской и проектной деятельности в основной школе», «Приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий», «О требованиях к электронным учебникам», «Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания» (педагог Метлина Г.Н.); «Изучение нотной грамоты на уроке музыки в рамках УМК «Музыка» издательства «Просвещение», «Основные подходы к оценке метапредметных результатов в основной школе» (Гурова И.Ю.). Также Гурова И.Ю стала участником семинара в ВИРО «Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линии УМК по музыке «Алгоритм успеха».

     Такая форма, как семинар, позволяет продемонстрировать педагогам свои знания и умения, а также поучиться чему-то новому. 29 ноября был проведён семинар «Инструменты проектирования урока, позволяющие реализовать системно-деятельностный подход в обучении». Начало семинара – составление справочника «Элементы урока». Далее выступили педагоги:

- Максимова Е.А. по теме «Типология уроков. Составление технологической карты»,
- Гурова И.Ю.: «Демонстрация приемов работы при создании технологической карты урока музыки».

- Метлина Г.Н.: «Исследовательская и проектная деятельность на уроках русского языка и литературы».

    На итоговом заседании (протокол № 7 от 20 мая) был рассмотрен вопрос «Применение современных педагогических технологий в образовательном пространстве как способ повышения качества педагогического процесса». Педагоги поделились опытом работы по темам: технология учебного проектирования (Суворова Г.Л.), технология проблемно-диалогического обучения (Халматова А.Г.), развитие критического мышления через чтение и письмо (Метлина Г.Н.); развитие познавательной активности школьников через использование ИКТ-технологий на уроках музыки (Гурова И.Ю.). Педагогам-предметникам были даны рекомендации включать в учебный процесс современные педагогические технологии, способствующие организации самостоятельной поисковой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

     Задача 2. Проведение открытых уроков, мастер-классов с последующим анализом и самоанализом по формированию УУД.

В рамках недели русского языка (январь) были даны открытые уроки:

- Халматова А.Г.: урок в 9 классе «Бессоюзные сложные предложения». Использованы формы работы: фронтальная; индивидуальная; в парах; групповая. Методы: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; частично-поисковые; исследовательские. Структура урока введения нового материала была выдержана.

- Метлина Г.Н. дала урок внеклассного чтения по творчеству Владимирского писателя А.И.Шлыгина. Урок-исследование «Каламбур в творчестве Шлыгина». Формы: индивидуальная и групповая; методы: исследовательские, объяснительно-иллюстративные. Педагогами был дан самоанализ урока, в котором особое внимание было уделено формированию универсальных учебных действий.

Задача 3. Анализ результатов контрольных работ учащихся 5-9 кл.,  ГИА по русскому языку в 9 кл. с целью улучшения подготовки учащихся.

    1.На первом заседании МО (29.08.2014 г.) был сделан анализ итогов проведения ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования по русскому языку, истории, обществознанию  в 2014 г. УКО по русскому языку составил 72 %, по литературе – 100 %, по истории – 0%, по обществознанию – 17 %. Были сделаны рекомендации педагогу Марковой Н.Г.: направить свою самообразовательную деятельность и работу с учащимися на повышение качества по предметам история, обществознание с целью успешной сдачи государственной итоговой аттестации. Отмечено, что за последние 5 лет УКО по русскому языку вырос, по обществознанию снизился.

      На втором заседании (26.09.2014 г.) прошёл анализ вводных контрольных работ по русскому языку, который наметил пути работы по устранению пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся (5, 6, 7, 8 классы: применение алгоритма рассуждения при решении орфографической и пунктуационной задачи; 9 класс: поиск средств художественной выразительности, правописание приставок, определение грамматической основы предложения, подбор стилистически нейтральных синонимов).

класс

УО

УКО

5 класс

100%

67%

6 класс

100%

64%

7 класс

90%

81%

8 класс

80%

32%

9 класс

82%

50%

Средний показатель

90 %

59 %

      Низкие Качество обученности и Уровень обученности в 8 классе. Педагогу Халматовой А.Г. были даны рекомендации: ежеурочно отрабатывать пробелы в знаниях учащихся, используя формы работы, повышающую мотивацию к учению (групповые, индивидуальные, дифференцированные).

     На третьем заседании (24 ноября 2014 года) учитель Халматова А.Г. проанализировала контрольные работы по русскому языку в 8, 9 классах в сравнении с районными показателями. В 8 классе УО оптимальный и составил 96 % (районный показатель – 93, 3 %) . УКО высокий и составляет -  62 % (районный показатель – 56, 1 %). Средний процент выполнения заданий составляет 71% (выше среднего).  В 9 классе УО ниже среднего и составил 75 % ( по району 85,3%), УКО ниже среднего и составил  40 % (по району – 45 %). Педагогу Халматовой А.Г. были даны рекомендации:

- с учащимися 8 класса продолжить формирование прочной теоретической базы как основы для овладения  стойкими практическими навыками; использовать  широкий спектра заданий, различных форм деятельности школьников, разнообразного контекста заданий,  направленных на формирование каждого учебно-практического навыка; усилить  коммуникативно – деятельностный  подход как основу совершенствования речевой практики учащихся;

- с учащимися 9 класса проводить  систематическую работу  по отработке  орфографической, пунктуационной грамотности, соблюдению грамматических и речевых норм,  повторению изученного материала  в 5-8 классах; работать над   развитием речи учащихся,  скорописью,  развитием внимания при прослушивании текста, над совершенствованием навыка компрессии текста, его редактирования и стилистической правки;организовать  на уроках русского языка и литературы систематическую работу по повторению изобразительно-выразительных средств в языке; совершенствовать навык  написания  изложения и  сочинения-рассуждения.

    Итоговые контрольные работы по русскому языку были обсуждены на последнем заседании (Пр.№ 7 от 20 мая 2015 года).

класс

УО

УКО

5 класс

100 %

58 %

6 класс

100%

30%

7 класс

100 %

39 %

8 класс

100%

53%

9 класс

100%

51%

Средний показатель

100 %

46 %

   В сравнении с началом учебного года (вводные к.р.) УО повысился на 10 %, УКО снизился на 13 %. Педагогам Метлиной Г.Н., Халматовой А.Г.для повышения качества обученности были даны рекомендации: 1.уделять должное внимание коммуникативной направленности в обучении русскому языку; 2.определять методические приёмы работы на уроке с целью развития образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей, совершенствованию устной монологической и письменной речи учащихся; 3.не исключать из системы преподавания работу по обучению написанию и совершенствованию сочинений разных стилей и жанров;4.развивать умения самостоятельного поиска, систематизации и использования необходимой информации в процессе подготовки к итоговой аттестации, в том числе в сети Интернет.

    2.На втором заседании были рассмотрены Демоверсии по русскому языку, литературе, истории, обществознанию 2015 года (изменения в КИМах, задания базового и повышенного уровня, критерии оценивания).

     3. На третьем заседании (от 5 ноября 2014 года) был рассмотрен вопрос «Экзаменационное сочинение в 11 классе: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания». Метлина Г.Н.озвучила цели написания сочинения на литературную тему: проверка широты кругозора, умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на текст худож.произведения, проверка владения речью. Озвучила пять направлений; алгоритм работы над сочинением, критерии оценивания. Данная информация была получена на вебинаре «Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания» (сайт: издательство «Просвещение»). Халматова А.Г. ознакомила с  «Рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения)», остановившись на позициях: участники итогового сочинения (изложения), организация, сроки и продолжительность, проведение, проверка, оценивание и обработка результатов итогового сочинения (изложения). Были рассмотрены  бланки для написания экзаменационного сочинения в 11 классе.Было организовано практическое занятие «Критерии оценивания сочинения» (работа с методическим пособием О.И.Щербаковой «Виды сочинений по литературе», Просвещение, 2014 г.)

     

Задача 4.Соблюдение преемственности между учителями начального и основного звена.

    Традиционно 1 раз в год проходит совместное заседание учителей нач.школы и основного звена. В апреле были освещены вопросы: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной и основной школе», «Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода». Было организовано взаимопосещение уроков (учителя нач.классов и основного звена), а также проведение урока в паре (учитель нач.школы и основного звена). Были выявлены проблемы: в нач.школе - недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; преобладание деятельности по образцу над творческой; в основной – недостаточное владение методикой активизации обучения; недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы; направленность содержания учебных пособий на репродуктивный характер деятельности учащихся.

   Задача 5. Выявление, обобщение, распространение инновационного педагогического опыта.

    На итоговом заседании (протокол № 7 от 20 мая) был рассмотрен вопрос «Применение современных педагогических технологий в образовательном пространстве как способ повышения качества педагогического процесса». Педагоги поделились опытом работы по темам: технология учебного проектирования (Суворова Г.Л.), технология проблемно-диалогического обучения (Халматова А.Г.), развитие критического мышления через чтение и письмо (Метлина Г.Н.); развитие познавательной активности школьников через использование ИКТ-технологий на уроках музыки (Гурова И.Ю.). Было предложено опыт Гуровой И.Ю. представить на методсовете.

    На заседании методического совета (26 мая 2015 г.) был обобщён опыт работы педагога Гуровой И.Ю. по теме «Развитие познавательной активности школьников через использование ИКТ-технологий на уроках музыки».

   Задача 6.Усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей путём привлечения школьников к участию в мероприятиях различного уровня.

    Для реализации поставленной задачи педагоги МО используют следующие формы работы: неделя книг писателей Владимирской земли, экскурсии, праздники, олимпиады.

  1.  В школе с 9 по 27 сентября 2014 года прошла Неделя Владимирского писателя С. В. Ларина.  Открытие Недели состоялось на общешкольной линейке. Все учащиеся были ознакомлены с планом проведения Недели. Сергей Васильевич – наш земляк. Поэтому первым мероприятием стало посещение села Семёновское – родины писателя. Экскурсия была организована краеведами Центра детского туризма и экскурсий г.Собинки под руководством педагога Лукьяновой Г.И. Потом ребята посетили могилу писателя в Улыбышево, читали стихи, слушали воспоминания дочери писателя Галины Сергеевны Лариной-Шагара. В школе была организована выставка книг, имеющихся в школьной библиотеке. 24 сентября прошёл финал конкурса рисунков «Времена года». В нём приняли участие учащиеся 1-7 классов. Победителей и призёров определило жюри во главе с учителем ИЗО Максимовой Е.А. 1 место – Лаврова Ю. (6 кл.), Бизяева Я. (2-а кл.),2 место – Любшина Анастасия (5 кл.), Алексеев А. (1-б кл.), Шумова К. (4-а кл.), 3 место – Гурова А. (7 кл.), Ерохина А. (5 кл.), Дмитриева Г. (4-а кл.).25 сентября в кабинете русского языка и литературы была организована литературная гостиная «О времени и о себе», подготовленная учащимися 5, 7 классов. Прозвучали факты из биографии писателя, сопровождающиеся презентацией, строки из рассказов «Времена года», «Плата за конфеты». Далее прошёл конкурс чтецов. Победитель не был определён. Призёрами стали Иванова Ю. (7 кл.), Ушакова Ю. (5 кл.). Всего в конкурсе принимало участие 10 учащихся (4-а, 5, 6, 7 классы). Завершение Недели книги С.В. Ларина – награждение победителей и призёров на общешкольной линейке.

    С 17 по 22 ноября в школе прошла неделя книг С.А.Труфилова. В неё были вовлечены учащиеся 5-9 классов, были проведены литературный вечер, библиотечный час, конкурс чтецов. Лучшие были направлены на городской конкурс «Труфиловские чтения»: 7 участников стали дипломантами конкурса.

   В рамках недели русского языка и литературы прошли мероприятия, посвящённые 75-летию Владимирского писателя А.И.Шлыгина. 23 января учащиеся 5 и 7 классов стали непосредственными участниками литературного вечера «Мужество жить», встретились с вдовой Галиной Ивановной Шлыгиной, узнали об истории появления сборников произведений знаменитого поэта, биографические факты жизни поэта. Встреча была организована в ЦДЮТ и Э г.Собинки. Также дети пообщались с Собинскими писателями  А.Дельновым и Г.Суфьяновой. Закончилась встреча чаепитием в «русской избе». 29 января ребята с литературной композицией «Мужество жить» выступили в городской библиотеке. Зрителями стали члены Совета ветеранов г.Собинки.

    В апреле традиционно прошло чествование писателя В.А.Солоухина. В нач.школе прошел конкурс чтецов, конкурс рисунков, вахта памяти писателя.

     2.В октябре школе был организован школьный этап Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам: в олимпиаде по русскому языку приняли участие 32 чел., по литературе 22 чел., по обществознанию – 18 чел., по истории – 16 чел., по англ.языку – 9 чел. Значительная  положительная динамика в количестве участников школьного этапа олимпиады отмечается  по  истории, русскому языку и литературе, отрицательная динамика по обществознанию. Победители школьного этапа были направлены на муниципальный этап. Учащаяся 7 класса Гурова А. стала призёром (4 место).

    3. 18 ноября школьники 2-9 классов стали участниками Всероссийской игры-конкурса «Русский медвежонок-языкознание для всех» (72 чел.).

   4. В январе традиционно прошла неделя русского языка. Старт неделе был дан на школьной линейке ДО «МЫ».   В первый день прошёл заочный тур олимпиады по русскому языку, включающий поисковые, игровые, аналитические задания по русскому языку. Во второй день отобраны финалисты заочного тура (5 человек), которые стали участниками очного тура. Победителем стала учащаяся 7 класса Гурова А., призёры: Зубряков Д., 2 место (8 кл.), Солдаткин И., 3 место (6 кл.). Лауреаты: Дубков Д. (6 кл.), Ерохина А. (5 кл.).В среду прошёл День неожиданностей. Каждому классу было дано слово «грамотей», в течение учебного дня из него нужно было составить как можно больше слов. Победителями стал 9 класс, 2 место – 5 класс, 3 место – 7 класс. Также были подведены итоги конкурса стенных газет «В мире фразеологизмов». Победители – 5 класс, 2 место – 9 класс, 3 место – 7 класс.В пятницу прошла лингвистическая конференция с элементами игры. Она была посвящена лексическим явлениям русского языка. Победители – 9 класс, 2 место – 7 класс, 3 место – 6 класс.

   

Задача 7.Формирование электронной базы данных практических материалов по введению ФГОС для учителей гуманитарного и эстетического циклов.

     Данная задача в полном объёме в течение года не реализовалась, так как работа в данном направлении только начата. На данном этапе происходит формирование фонда оценочных средств.

   

   Проанализировав состояние работы методического объединения учителей гуманитарного и эстетического циклов  за 2014-2015 учебный год, можно сделать следующие положительные выводы:

- Работу учителей гуманитарного и эстетического циклов  в 2014-2015 учебном году признать удовлетворительной.

- Считать МО учителей гуманитарного и эстетического циклов  основным структурным подразделением методической службы МБОУ ООШ № 2.

- Активно ведется работа над собственными методическими темами, практикуются открытые уроки с применением современных пед.технологий.

- Систематически  ведется внеклассная воспитательная работа средствами предмета.

- Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится  мониторинг качества знаний учащихся.

Проблемы:

- Нет систематической работы по повышению квалификации педагогов (только 2 педагога повышали квалификацию через участие в вебинарах).

- Недостаточная работа по взаимодействию учителей начальной школы и основного звена.

- На недостаточном уровне находится работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению опыта учителей-предметников (нет выхода на муниц.уровень).

- Мало учащихся-призёров олимпиад.

- Снижение УКО по итогам контрольных работ по русскому языку к концу учебного года.

- Проблема перехода на ФГОС ООО.

- Не все педагоги отслеживают рост ученика с помощью мониторинга.

- Отсутствие участия педагогов в конкурсах проф.мастерства, конкурсах методических публикаций.

   Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.  Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога. Поэтому методическое объединение гуманитарного цикла в 2015-2016 учебном году решило продолжить работу по теме: «Новые подходы в системе работы учителя русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения».

Задачи:

1.Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс как способ повышения качества педагогического процесса.

2.Соблюдение преемственности между учителями начального и основного звена в рамках ФГОС.

3. Систематическая подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации.

4.Активизация работы с одарёнными учащимися.

5.Выявление, обобщение, распространение инновационного педагогического опыта (как на школьном уровне (открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта), так и на  муниципальном).

6.Формирование электронной базы данных практических материалов по введению ФГОС.

Анализ составила Метлина Г.Н.



Предварительный просмотр:

Анализ работы методического объединения

учителей гуманитарного и эстетического циклов

2013 – 2014 уч.год

    Методическое объединение учителей гуманитарного и эстетического циклов является основным структурным подразделением методической службы МБОУ ООШ №2 г.Собинки, осуществляющим проведение учебно-воспитательной и внеклассной работы. МО создано для решения определенной части задач, возложенных на школу.

Работа МО была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала учителей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания русского языка, литературы, истории, иностранного языка, музыки, изо.

     В 2013-2014 учебном году перед методическим объединением  учителей гуманитарного и эстетического циклов были поставлена цель: расширение профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства педагогов в условиях перехода на ФГОС ООО.

Решение цели проходило через реализацию следующих задач:

1.Применение современных педагогических технологий в образовательном пространстве как способ повышения качества педагогического процесса.

2.Проведение открытых уроков, мастер-классов с последующим анализом и самоанализом по формированию УУД.

3. Анализ результатов контрольных работ учащихся 5-9 кл.,  ГИА по русскому языку в 9 кл. с целью улучшения подготовки учащихся.

4.Соблюдение преемственности между учителями начального и основного звена.

5. Выявление, обобщение, распространение инновационного педагогического опыта.

6.Усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей путём привлечения школьников к участию в мероприятиях различного уровня.

7. Изучение учебной литературы в связи с переходом на ФГОС ООО.

Методическое объединение  состоит из опытных учителей, не один год работающих в школе. Всего – 6 учителей.

Ф.И.О.

Предмет

Категория

Тема самообразования.

1.

Метлина Г.Н.

Русский язык и литература

Первая

Развитие коммуникативной и культурологической компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы

2.

Халматова А.Г.

Русский язык и литература

-

Использование технологии проблемного обучения в преподавании русского языка и литературы.

3.

Суворова Г.Л.

Французский язык

Первая

Развитие коммуникативных способностей на уроке французского языка.

4.

Сапега Н.А.

История, обществознание

Высшая

Формирование метапредметных УУД через исследовательскую и проектную деятельность.

5.

Гурова И.Ю.

Музыка, англ.язык

Первая

Развитие познавательной активности школьников через использование ИКТ-технологий на уроках музыки.

6.

Асташкина Ю.В.

МХК

-

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся на уроках МХК.

   

     Реализация 1-ой задачи: применение современных педагогических технологий в образовательном пространстве как способ повышения качества педагогического процесса.

1.Проведён семинар (16.09.2013г.) «Требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно - деятельностного подхода в обучении школьников». Выступили Халматова А.Г., Гурова И.Ю. Были освещены вопросы: Что такое системно-деятельностный подход? Виды УУД.Типология уроков в дидактическом контексте системно-деятельностного подхода и формирования УУД. Самоанализ современного урока. В помощь учителю предложена карта самоанализа урока русского языка.

2. Сообщение «Организация парной и групповой работы на уроке» (Протокол № 6 от 13.01.2013). Подготовлено учителем русского языка и литературы Метлиной Г.Н. на основе материалов вебинара «Организация парной и групповой работы на уроке русского языка» (издательства «Вента-Граф»)

3. Сообщение «Организация рефлексии на уроке» (Протокол № 6 от 13.01.2014). Подготовлено учителями Халматовой А.Г. и Гуровой И.Ю. Предложены различные формы организации рефлексии, даны необходимые рекомендации.

     Переход на ФГОС ООО требует от учителя новых подходов к обучению. Применение новых образов. пед.технологий (РКМЧП, метод проектов, парная и групповая работы и тд.) позволяют создать такой урок, который сориентирован на системно-деятельностный подход.

      Реализация 2-ой задачи: проведение открытых уроков, мастер-классов с последующим анализом и самоанализом по формированию УУД.

Открытые уроки «Понятие о БСП» (Метлина Г.Н., 9 кл.), Сапега Н.А., Халматова А.Г., Гурова И.Ю. Уроки были спроектированы как практический итог освоения тем «Организация парной и групповой работы на уроке. Организация рефлексии»..Каждым педагогом проведён самоанализ на основе «Карты самоанализа современного урока».

В течение учебного года проходило взаимопосещение уроков с целью  изучения системы работы учителя по предмету, выявления пробелов в подготовке, уровня владения материалом.

    Реализация 3-ой задачи:  анализ результатов контрольных работ учащихся 5-9 кл.,  ГИА по русскому языку в 9 кл. с целью улучшения подготовки учащихся.

    В течение года проводился анализ и систематизация материалов и результатов контрольных работ учащихся 5-9 кл.,  ГИА по русскому языку в 9 кл. с целью улучшения подготовки учащихся. Были проведены следующие заседания:

1.Анализ итогов проведения ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования по русскому языку, истории, обществознанию в 2013 году (протокол № 1 от 29.08.2013). Учащиеся 9 класса усвоили госуд.стандарт по предметам русский язык, история, обществознанию и успешно сдали ГИА. Но результаты ниже районного показателя. В дальнейшем учителям-предметникам Метлиной Г.Н., Халматовой А.Г., Киселёвой Е.М. уделять своевременное внимание учащимся, имеющим слабую мотивационную подготовку, корректировать работу в связи с возникающими затруднениями в усвоении знаний; продолжить работу над повышением качества знаний учащихся и совершенствованием професс.подготовки педагогов.

2.Анализ вводных (районных) контрольных работ в 5-9 кл. (пр.№ 2 от 26.09.2013). Произошло снижение качества по русскому языку на начало уч.года в 6, 7, 8 кл. Незначительное повышение качества в 9 кл. (на 1 %, оценка «5» у одного учащегося). Низкий УО в 6 классе (педагог Метлина Г.Н.). Халматова А.Г.: «Причины низких результатов – начало уч.года, поэтому недостаточно проработаны темы на повторение; учащиеся недостаточно отработали алгоритмы рассуждений при решении лингвистич.задачи». Метлина Г.Н.: «Центральное место в системе работы по русскому языку нужно отводить работе с текстом, что обеспечит развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Нужно ежеурочно проводить словарную работу (толкование значения новых или непонятных ученику слов, понятий, терминов, в том числе с помощью словаря; отработка орфографич.навыков), что обеспечивает, во-первых, осмысленность процесса понимания текста; во-вторых, расширение словарного запаса ученика, его орфографическую зоркость, рост его культуры».

3.Анализ справки «Районная контрольная работа по русскому языку в 9-х классах в ОУ Собинского района» (пр.№ 3 от 30.10.2013). 24 октября была проведена районная контр.работа в 9 классе. Её цель – выявить уровень подготовки по русскому языку учащихся 9 кл. к ГИА. В нашей школе 22 учащихся писали данную работу и показали след.результаты: УО – 77 % (в мае – 84 %, отриц.динамика, увеличилась доля учащихся, не справившихся с предложенной работой), УКО – 41 % (в мае – 24 %, полож.динамика), средний балл – 3,3. УО ниже районного показателя на 5, 4 %, УКО выше на 3, 7 %, средний балл равен районному показателю. УО, УКО допустимый; средний балл составляет 3, 3, что свидетельствует об усвоении базового уровня программного материала по русскому языку за 5-8 кл.

4. Анализ контрольных работ по русскому языку в 5-9 классах (итоги 1 четверти) (Протокол № 4 от 14.11.2013). Педагог Халматова А.Г:

5 кл.: УО – 93 %, УКО – 45/52 %, средний балл – 3, 4. Наиболее распр.ошибки: провер.и непровер.безуд.гласные – 38 %, знаки преп.в предл.с однор.членами – 24 %, знаки преп.в СП – 27 %.

7 кл.: УО – 96 %, УКО – 52 %, средний балл – 3, 3. Наиболее распр.ошибки: синтаксический анализ предл.с прич.оборотом – 60 %.

8 кл.: УО – 85 %, УКО – 40 %, средний балл – 3,3. Наиболее распр.ошибки: морфологич.анализ деепричастия – 65 %.

Педагог Метлина Г.Н.:

6 класс: УО – 88/91 %, УКО – 73/81 %, средний балл – 3,7/4, 2. Наиболее распр.ошибки: поиск сущ., не имеющего формы мн.числа, определение способа образования сущ. – 59 %, определение типа речи – 68 %.

9 класс: УО – 77 %, УКО – 41 %, средний балл – 3, 3. В части А испытывают трудность адекватно воспринимать информацию – 52 %., при обработке информации – 57 %, затрудняются письменно передать обработанную информацию – 52 %. В части В: синтаксис СП – 73 %. В части С:  испытывают трудности при подборе аргументов – 75 %.

5. Анализ административной контрольной работы по истории в 7 классе (Протокол № 5 от 25.12.2013). УО – 89, 3 %, УКО – 42, 8 %, средний балл – 3, 4. В сновном учащиеся справились с работой по теме «История России», но вызвали затруднения темы:

- расширение территории государства,

- политическая раздробленность,
-борьба против внешней агрессии в 13 веке, монгольское завоевание, экспансия с Запада. Учащиеся не знают понятий, терминов, не умеют работать с источниками. К части С1 не приступили 6 чел. (29 %), к части С2 не приступили 5 чел. (25 %). Рекомендации учителю истории Сапеге Н.А.:

- ежеурочно отрабатывать понятия и термины, включая их в проверку д.з.,

- в системе вести работу по анализу различных источников,

- отрабатывать на уроках задания, включённые в КИМы по истории.

6. Анализ административной контрольной работы по обществознанию в 8 классе (Протокол № 5 от 25.12.2013). УО – 62 %, УКО – 14 %., средний балл – 2, 8 %. Восемь учащихся не освоили программный материал за курс 6-8 кл. Затруднения вызвали вопросы:

-основные сферы общ.жизни, их взаимосвязь,

-мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность,
-глобальные проблемы современности,
-анализ статистических данных. К части С1 не приступили 3 чел. (14 %), к части С2 – 5 чел. (24 %). Рекомендации учителю истории Сапеге Н.А.:

-провести индивидуальную работу с учащимися, написавшими на неуд.оценку,
- ежеурочно отрабатывать задания части С, задания на анализ статистических данных,

-отрабатывать понятия и термины.

Рекомендации учителю Халматовой А.Г.: включать на факультативе по словесности работу по составлению плана исходного текста и его анализ.

 7. Результаты принятых мер по ликвидации пробелов в знаниях по русскому языку в 9 классе, выявленных по итогам районной контрольной работы (Протокол № 5 от 25.12.2013). ОУ – 77 %, УКО – 41 %, средний балл – 3, 3. Работу писали 22 человека (из 25 чел.).Мною был составлен план индивидуальный работы с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях (план прилагается), на занятиях по «Словесности» (факультатив) в качестве разминки используются задания на основе текстов (отрабатываются приёмы сжатия текста, анализ языковых явлений), ежеурочно включается раздел «Повторение» (учащиеся отрабатывают задания, соответствующие кодификатору ГИА). Используются индивидуальная, парная, групповая формы работы. Происходит подбор дифференцированных заданий. Для организации работы дома, на уроке, во внеурочной деятельности используются тетради на печатной основе: «Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практика», автор Козулина М.В., «Русский язык. Подготовка к ГИА».

  19 декабря 2013 года была проведена административная работа, которая показала следующие результаты: УО – 84 % (выше на 7 %, УКО – 28 % (ниже на 13 %), средний балл – 3,2 (ниже на 0.1).

8.Анализ контрольных работ по итогам 2 четверти (Протокол № 6 от 13.01.2014).

7.Анализ контрольных работ по итогам 3 четверти. (пр.№ 8 от 27.03.2013)

8.Анализ районных к.р. по русскому языку в 9 кл. ОУ Собинского района (пр.№ 8 от 27.03.2013). УО – 75 %, УКО – 21 %, средний балл – 3. Эффективность работы учителя в марте 2014 г. – 53 % (на основе полученных оценок);

- средний балл – 3, что свидетельствует об усвоении базового уровня программного материала по русскому языку за 5-9 кл.

      В ходе анализа отмечено, что проводятся различные виды обучающих и контрольных работ с учётом форм итоговой аттестации в 9 кл.; ежеурочно включаются задания, заложенные в контрольно-измерительных материалах ГИА, на  уроках используются карточки-опоры, помогающие слабым учащимся действовать по алгоритму при решении лингвистических задач., педагоги используют на уроке современные пед.технологии (метод проектов, РКМЧП, технология встречных усилий), ориентированные на системно-деятельностный подход в построении урока; организуется индивидуальная работа с учащимися, имеющими неудовл.оценку по русскому языку; ведутся портфолио наблюдений за учащимся для мониторинга пробелов в знаниях. Следует отметить, что показатели ОУ и УКО ниже районных.

9. Система работы по подготовке учащихся 9 класса к ГИА (Метлина Г.Н.

Сапега Н.А.) (пр.№ 8 от 27.03.2013).

      Реализация 4-ой задачи: соблюдение преемственности между учителями начального и основного звена.

1.Взаимопосещение уроков (учителя нач.классов и основного звена).

2. Проведение урока в паре (учитель нач.школы и основного звена).

3.Совместное заседание учителей нач.школы и основного звена «Анализ выявленных проблем. Пути решения». Рекомендации учителям нач.школы: 1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком. 2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы. 3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам. 4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.

Реализация 5-ой задачи: выявление, обобщение, распространение инновационного педагогического опыта.

Учитель русского языка и литературы Халматова А.Г. обобщила свой пед.опыт по теме «Использование технологии проблемного обучения в преподавании русского языка и литературы» и разместила его на сайте школы (Протокол № 2 от 26.09.13).

Реализация 6-ой задачи: усиление воспитательного потенциала урочной и внеурочной образовательной деятельности учителей путём привлечения школьников к участию в мероприятиях различного уровня.

1.Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по предметам. Победители направлены на муниципальный тур. К сожалению, призёров нет.

2.Недели книг писателей земли Владимирской.

* Неделя книги С.В.Ларина и С.К.Никитина прошла в соответствии с положением. Были организованы все учащиеся школы. Прошли кл.часы в каждом классе, конкурс иллюстраций, конкурс чтецов, литер.гостиная; учащиеся школы выступили с литер.зарисовкой «Времена года» в ЦДЮТ и Э на городском мероприятии, посвящённом творчеству Ларина и Никитина, гостем салона стала дочь писателя Г.С.Ларина-Шагара. Информация о мероприятии будет размещена на сайте школы, в школьной газете «МЫ», в газете «Доверие».

* Неделя книги  А.С.Труфилова: в школе прошёл конкурс чтецов, проведены классные часы, организована выставка книг в библиотеке, учащиеся 6 класса выступили на вечере, посвящённом памяти А.С.Труфилова (ЦДЮТи Э). Учащаяся Иванова Юлия стала победителем районного конкурса чтецов «Труфиловские чтения», Бирюкова Полина – дипломант конкурса.

* Неделя книги А.И.Шлыгина.

* Неделя книги В.А.Солоухина.

*Урок мужества, посвщённый победе в ВОВ.

* Презентация книги Н.Ковалевского «Край Владимирский рассветный».

* Экскурсия в с.Буланово (по Наживинским местам)

3. Участие в игре «Русский медвежонок» (кол-во).

4.Предметные недели.

* Неделя русского языка и литературы.

*Неделя истории.

* Неделя молодого избирателя.

5. Всероссийский конкурс выразительного чтения «Живая классика»

   

     Реализация 7-ой задачи: изучение учебной литературы в связи с переходом на ФГОС ООО.

1.Организована педагогическая мастерская  «Новые УМК в связи с переходом на ФГОС ООО» (русский язык) и продемонстрировали учебники, ориентированные на ФГОС ООО (Протокол № 4 от 14.11.2013)

   В 2015 году школа приступает к реализации ФГОС в 5 классе. В школе созданы условия, обеспечивающие необходимые образовательные результаты: 
• средства ИКТ: 
- доступ к ресурсам глобальной (сети Интернет); 
- возможность интерактивной образовательной деятельности; 
- демонстрацию учебного содержания. 
• наличие цифровых образовательных ресурсов, выполняющих функции: 
- информационных источников; 
- инструментов поиска необходимой информации; 
- средств организации учебного процесса. 

  • Ведётся курсовая подготовка педагогов, позволяющая перейти на ФГОС ООО.
  • На данный момент педагоги стараются выстраивать уроки в соответствии с требованиями к современному уроку.

Но есть проблема: учителя нач.классов работают по УМК«Перспективная начальная школа». Мы соблюдаем преемственность. Поэтому на данном этапе ведётся подбор учебников, отвечающий программе «ПНШ». Содержание учебников должно быть ориентировано на развитие личности ребёнка, рассчитано и на сильного ученика, и на слабого, развивает творческие способности и самостоятельность детей. Для того, чтобы подойти к вопросу выбора учебников правильно, педагог Метлина стала участником вебинара «Структурно-содержательные особенности УМК по русскому языку издательства «Просвещение» в условиях реализации ФГОС ООО».

   Авторы вебинара предлагают два учебника по русскому языку, отвечающие требованиям ФГОС. Первый – это УМК Ладыженской ТА., рекомендованный министерством образования РФ. Это доработанный УМК: усилен коммуникативный аспект, уточнены лингвистич.сведения, есть задания, направленные на развитие культурологической компетентности, есть задания повыш.трудности, игрового характера, формирующие УУД и т.д. УМК состоит из следующих частей: 1- сам учебник (5, 6, 7 кл.), 2- дидактич.материалы (Тростенцова Л.А.), 3-карточки-задания, 4-методич.рекомендации, 5-пособие для учителя «Уроки русского языка» (Г.А.Богданова), 6-диктанты и изложения (Соловьёва И.Н.), 7-поурочные разработки (Тростенцова, Запорожец), 8-рабочие тетради (Ефремова Е.А.), для организации работы на уроке, дома, во внеурочной деятельности, 9-рабоч.тетрадь «Скорая помощь по русскому языку» (Янченко, Латфуллина), что позволяет индивидуализировать деятельность учащихся, 10-тематич.тесты. В 8, 9 классах с Ладыженской смело можно переходить на УМК С.Г.Бархударова, в 10,11 – Власенков, Рыбченкова.

   Не менее интересен методич.аппарат УМК «Русский язык» (5-9 кл.) Рыбченковой Л.М., рекомендованный мин.обр.РФ. Учебник реализует когнитивно-коммуникативный подход. Хорошо дана работа со структурированной информацией, прослеживается индивидуализация и дифференциация уч.процесса (задания типа А, типа В), хорошо отработана система творч.работ, проектная деятельность, целенаправленная подготовка к ГИА, ЕГЭ и т.д.. В УМК входят: 1-учебник (5,6,7,8,9 кл.), 2-рабочие тетради, имеют пропедевтический характер, решают проблемы дифференциации обучения, дополняют практич.часть учебника, 3-дидактич.материал.

 Оба УМК очень красочные, много иллюстраций, есть портреты лингвистов, писателей.

  Авторы вебинара рекомендуют с программы «ПНШ» переходить на Рыбченкову, с программы «Школа России» на Ладыженскую.

  На данный момент мы обучаемся по УМК Бабайцевой В.В., который не соответствует требованиям ФГОС. Учебников Ладыженской или Рыбченковой в нашей библиотеке нет.

2. Метлина Г.Н. стала участником вебинаров по теме «Учебно-методический комплект по литературе под редакцией профессора В.Я.Коровиной как поликомпонентное учебное средство реализации требований ФГОС», «Роль линий УМК по литературе издательства «Просвещение» в реализации требований ФГОС». Данный материал доведён до сведения педагогов.

3. Педагогическая мастерская  «Художественная наглядность в современных УМК по обществознанию: потенциал и реальность». Подготовлена учителем истории и обществознания Сапега Н.А. на основе вебинара изд-ва «Вента-Граф» (Протокол № 9 от 14.04.2014).

    Проанализировав состояние работы методического объединения учителей гуманитарного и эстетического циклов  за 2013-2014 учебный год, можно сделать следующие положительные выводы:

  • Работу учителей гуманитарного и эстетического циклов  в 2013-2014 учебном году признать удовлетворительной.
  • Считать МО учителей гуманитарного и эстетического циклов  основным структурным подразделением методической службы МБОУ ООШ № 2.
  • Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
  • Активно ведется работа над собственными методическими темами, практикуются открытые уроки с применением современных пед.технологий.
  • Качество знаний учащихся и степень обученности находятся на уровне ниже среднего и требуют систематической работы и контроля.
  • Систематически  ведется внеклассная воспитательная работа средствами предмета.
  • Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится  мониторинг качества знаний учащихся.

Отрицательные выводы:

  • На недостаточном уровне находится работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению опыта учителей-предметников (нет выхода на муниц.уровень).
  • Нет учащихся-призёров олимпиад.
  • Школьные показатели районных к.р.ниже показателей по Собинскому району.
  • Проблема перехода на ФГОС ООО.
  • Не все педагоги отслеживают рост ученика с помощью мониторинга.
  • Отсутствие участия педагогов в конкурсах проф.мастерства, конкурсах методических публикаций.

   Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.  Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога. Поэтому методическое объединение гуманитарного цикла в 2013-2014 учебном году решило продолжить работу по теме: «Новые подходы в системе работы учителя русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения».

Какие вопросы необходимо рассмотреть на МО в следующем учебном году?

По ФГОС: 

1)Нестандартные технологии, стимулирующие активность учащихся на уроках, раскрывающие творческий потенциал личности ребёнка.

2) Проблема выбора современного УМК по русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС основного общего образования.

3) Проектирование урока русского языка (литературы), направленного на формирование УУД (практикум)

Другие:

1)Система работы педагога по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку и литературе.

2) Создание районного единого банка диагностических работ по русскому языку и литературе для 5-9 классов.

3) Занятие-тренинг «Как преодолеть стресс на ОГЭ (ЕГЭ)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Пример того. как можно составить план работы учителей гуманитарного цикла....

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год...

Перспективный план работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Луговское» на 2013 – 2014 учебный год

 Направления деятельности  МО:Изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС.Обобщение педагогического опыта  учителей.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образо...

Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «Чехломеевская ОШ» за 2014/2015 учебный год

В 2014/2015 учебном году  учителя МО гуманитарного цикла работали над методической темой «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предме...

Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла

Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МАОУ СОШ № 46" г. Улан-Удэ в  2017-2018 учебном  году...

Анализ работы методического объединения учителей художественно-эстетического цикла

Подробный анализ работы учителей художественно-эстетического цикла за учебный год...