Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2020-2021 г.
материал

Гладкова Анна Вячеславовна

Анализ работы методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_mo_gumanitarnogo_tsikla.docx51.71 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад руководителя МО учителей гуманитарного

 цикла  Гладковой А.В.

Педагогический совет «Анализ работы МАОУ СОШ  № 46»

 в 2020-2021 учебном году

Анализ работы методического объединения  учителей гуманитарного цикла МАОУ СОШ № 46

в 2020-2021 учебном году.

                 Современная школа живет в условиях обновления содержания образования. Точность, научная обоснованность выбора его компонентов на несколько лет вперед определит судьбу подрастающего поколения.        
                Смена парадигмы содержания образования разворачивается уже не в первый раз. И всегда это переосмысление требует создания особых организационных условий. Сегодня сложилась подобная ситуация, и мы неизбежно приходим к поиску путей обновления содержания образования, в том числе и филологического.

                Методическое объединение в этом учебном году работало над темой   «Современные технологии преподавания в условиях дистанционного образования».

               Методическое объединение учителей гуманитарного цикла  объединяет 11 педагогов (8 учителей русского языка и литературы и 3 педагога истории и обществознания).  

   Это опытные специалисты со стажем  до 10 лет-1,  более 10 лет- 3,  свыше 20- 7;     Из них  2 – высшей  квалификационной категории,  8 – первой, без категории -1 человек                                

             Три учителя имеют  награды: Никитина Т.Н. награждена нагрудным знаком  «Народное достояние России», Караваева Т. П. имеет звание  «Почётный работник общего образования РФ»,  Бабинцева Н.С. «Почетный работник общего образования РФ».

    Все учителя хорошо знакомы с нормативными документами по предметам русский язык и литература, история и обществознание, владеют программами по предмету для основной и полной средней школы (5 —9;  10 — 11 классы).

 Караваеву  Т.П. отличают искренняя любовь к своему делу, к детям, поиск эффективных форм обучения и воспитания учащихся.
Для её уроков характерны разнообразие видов деятельности, дифференцированный подход к нагрузке детей, рабочая атмосфера, доброжелательное отношение между учителем и учениками. Каждый её урок имеет свою неповторимость и красоту.
Учитель  прекрасно знает индивидуальные особенности каждого ребёнка.   Ничто не ускользнёт от её внимательного взгляда, в каждом ребёнке обязательно найдёт что-то хорошее и постарается сделать так, чтобы оно стало основой для формирования положительных качеств характера.
   Творчески относясь к своим обязанностям,
Гладкова А .В. использует в работе разнообразные приёмы, которые делают её уроки насыщенными, способствуют активности учащихся, сплачивают детей в единый коллектив.
Доброжелательный тон ясная цель,   разнообразный наглядный материал, дифференцированный задания по группам, индивидуальная работа, введения занимательных игр, различных соревнований - всё это помогает развивать творческую активность детей, их логическое мышление.
Главная задача  
Нечаевой В.А    - формирование стойкого интереса к знаниям, вооружение учащихся общеучебными умениями и навыками. Дети умеют учиться, умеют самостоятельно организовать свой труд. На каждом уроке идёт работа над ошибками, продумывается глубокая система тренировочных упражнений, объективный подход к оценке знаний учащихся, системе индивидуальной работы.
Кредо учителя- дойти до каждого ученика.
Тщательная подготовка и творческий подход к каждому уроку, рациональное использование каждой минуты, умелый выбор приёмов работы, активная познавательная деятельность учащихся характерны для Ельцовой Флюры Миратовны
Учитель  настойчиво работает над выработкой навыков выразительного чтения, систематически повторяет учащимися пройденный материал. 
 Каримова  Э.С.  имеет небольшой педагогический  стаж . Зарекомендовала себя как ответственный работник. Всегда готова к урокам, положительно настроена на работу. Очень ответственный и позитивный человек, к которому  тянутся дети.   Свои уроки Эрика Саматовна проводит с использованием ИКТ.  
Продуманность каждого вида занятий, подбор материала для самостоятельной работы, использование краеведческого материала делают   уроки  
Бабинцевой Н.С. насыщенными и чёткими, создают в классе атмосферу взаимопонимания.
Требовательная к себе,   большое значение придаёт совершенствованию методов обучения.

Февралева Ольга Николаевна -    грамотный, высококвалифицированный педагог,

мастерски  владеющий  методикой  преподавания  русского  языка  и

литературы, дающий детям глубокие, прочные знания. Она совершенствует

своѐ  педагогическое  мастерство,  повышает  профессиональный  уровень,

осваивает  новейшие  достижения  педагогической  науки  и  практики.

   Профессиональная компетентность, увлеченность, коммуникабельность, широкая эрудиция Колоколовой Е.Н. заслужили уважение и авторитет в коллективе педагогов, учащихся и родителей. Эффективность еѐ работы подтверждается позитивной динамикой учебных  достижений обучающихся.
 Воспитывает в детях бережное, заботливое отношение к прошлому своей страны.  
Сергеева  Ю.В.  на своих уроках вооружает учащихся прочными знаниями о развитии общества с древнейших времён до наших дней, развивает творческое мышление детей, их познавательную активность, самостоятельность суждений; стимулирует интерес к отечественной и мировой культуре, науке, искусству. Серьёзное внимание уделяет воспитанию чувства патриотизма и интернационализма.
Никитина Т.Н.    использует  различные формы учебных занятий: учебные лекции, семинары, практические занятия, собеседования; сочетает общеклассные, групповые и индивидуальные формы работы; часто вовлекает учащихся в дискуссии по обсуждению современных экономических проблем России, Бурятии.  

                В  2020-2021 учебном году перед методическим объединением  учителей русского языка, литературы, истории были поставлены конкретные цели и задачи: предоставить качественные образовательные услуги по предметам гуманитарного цикла;

выявить одарённых детей и  работать с ними по  участию в олимпиадах, конференциях, конкурсах творческих работ;

формировать коммуникативную компетенцию учащихся на уроках русского языка и литературы, истории на основе информационной грамотности;

вести работу по систематизации творческой лаборатории учителя.

                   В основном поставленные цели и задачи учителя отделения постарались выполнить.

                       Основные направления развития деятельности методического объединения:

направление

период

Месячник гуманитарных наук

февраль

Взаимопосещение уроков в целях обмена опытом и повышения качества образования.

в течение года

Подготовка проектов, исследовательских и творческих работ для участия в школьных и районных конкурсах.

в течение года

Проведение  предметных олимпиад (школьный уровень).

первое полугодие

Подготовка к ОГЭ: формы и методы, анализ результатов.

в течение года

Участие в педагогических советах школы.

в течение года

 Изучение  новых  требований   ФГОС и проведение  коррекций   тематических планирований с учётом этих требований.

апрель

Проведение заседаний МО.

в течение года

Организация и проведение заочных и дистанционных конкурсов и олимпиад

в течение года

Деятельность МО строится на  основе годового планирования. Преподавание русского языка и литературы в 5-11 классах 2020-2021 учебном году осуществлялось на основе закона РФ «Об образовании», «Обязательного минимума содержания образования по русскому языку и литературе», «Примерной программы по русскому языку и литературе».

  Была организована работа факультативов, а также   по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в 9-ых и 11-ых классах.

             Основными направлениями работы МО являются:           
-повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей;
-вооружение педагогов новыми  методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности;         
-развитие творческого потенциала учителя;         
-организация и проведение научно-исследовательской работы в методическом объединении;
-участие в  творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, играх, семинарах.
           Учителя МО русского языка и литературы работали над следующими темами самообразования:

Гладкова А.В.«Развитие познавательной самостоятельности посредством учебного проектирования в рамках  метапредметного  подхода на уроках русского языка и литературы»

Ельцова Ф. М. «Формирование орфографической зоркости»;

Караваева Т. П.  «Лингвистический анализ текста»;

Нечаева В.А. «Возможности  использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы»;

 Бабинцева Н. С.  «Формирование универсальных учебных действий и получение предметных,  метапредметных и личностных результатов учащихся через проектную деятельность»;    

Каримова Э.С.   «Интерактивные формы обучения»

Никитина Т. Н. «Самостоятельная работа учащихся с источниками»;

Сергеева Ю. В. «Обучение решению продуктивных задач в рамках системно- деятельностного подхода».

                  Русский язык учителя преподают  по учебному комплексу МЛ. Баранова, в 10-11 классах по учебным пособиям Гольцова; Власенкова, Грекова, Крючкова, Чешко., литературу -  по программе В.Я. Коровиной, Журавлева В.П.  обществознаниие - по учебникам Боголюбова, историю Древнего мира по учебнику Вигасина,  историю России по УМК Данилова, Косулиной,  Уткина.

                В течение года учителя повышали  свою знания на курсах повышения квалификации:    Колоколова Е.Н. Цыренова –Андреева А.В «Проектировани индивидуальной траектории развития учителя руского языка и литературы в условиях формировниянациональной системы профессионального роста педагога». Кроме этого практически все учителя принимали участие в работе   вебинаров.  В частности Гладкова А.В. , Нечаева В.А., Февралева О.Н., Колоколова Е.Н приняли участие в вебинаре, организованным БРИОП с участием разоаботчиков КИМов по русскому языку «Поготовка к ЕГЭ.  Анализируем смысловые связи»

    Также  Каримова Э.С. приняла участие в работе семинара «О проблемах преподавания предмета «Русский    язык» в современной школе».  Бабинцева Н.С.  участие во Всероссийской онлайн-конференции «Предметная неделя: традиции, новации, компетенции».  Никитина Т.Н, Нечаев В.А., Сергеева Ю.В. прошли курсы экспенртов ГИА  Учителя  Нечаева ВА, Гладкова А.В., Сергеева Ю.В, Колоколова Е.Н  размещали свои разработки на сайтах.    

           Все учителя методического объединения принимали участие  в  интернет конкурсах и олимпиадах  для педагогов,  организованные     педагогическими порталами  «ПедСтарт», «Инфоурок»,  «Педагогический успех», и занимали призовые места. Каримова Э.С. приняла участие в работе нескольких вебинаров и конференций.Гладкова А.В. приняла участие в работе семинара : «Знакомство с ЦОР «ЯКласс»  и семинара  «Формы и методы  дистанционного обучения. Кроме этого все учителя русского языка и литературы писали диагностическую работу по предмету, Нечаева В.А и Сергеева Ю.В.  – участвовали в диагностической работе  «Исследование педагогических компетенций» Нечаева В.А., Никитина Т.Н  на базе 5а класса в этом году осваивали работу  курса   «Персонализированная модель бразования».

             Весь год методическое объединение работало в соответствии с планом, разработанным в начале учебного года, в течение года было проведено 4 заседания МО.

           Проводилось изучение учебных программ, проверка наличия учебно-методического обеспечения по предмету . В начале года были проведены входные диагностики по русскому языку  . В течение года разрабатывались , проводились и анализировались четвертные, годовые контрольные работы.

   Педагогический опыт совершенствуется и в рамках ШМО. Это выступления на заседаниях МО с докладами, освоение новых педагогических технологий, инновационная  работа по

предметам .

                В течение учебного года учителя  продолжали работу с одаренными детьми.

 

Школьный этап олимпиады по русскому языку

 

класс

ФИО учащегося

баллы

ФИО  учителя

1

7

Паткина Арьяна Вадимовна

60

Цыренова-Андреева Аюна Валерьевна

2

Ветошникова Дарья Михайловна

53

Цыренова-Андреева Аюна Валерьевна

3

Рыжкова Виктория Максимовна

45

Каримова Эрика Соматовна

4

Бильдаков Мэргэн Сергеевич

43

Ельцова Флюра Миратовна

1

 

Сверкунов Илья Дмитриевич

28

Ельцова Флюра Миратовна

2

Жарков Илья Денисович

25

Цыренова-Андреева Аюна Валерьевна

1

8

Зубкова Ангелина Сергеевна

84

Караваева Татьяна Павловна

2

Нагаслаева Цыцык  Анатольевна

73

Цыренова-Андреева Аюна Валерьевна

3

Павлова Дарья Алексеевна

72

Гладкова Анна Вячеславовна

4

Чирикова Алина Алексеевна

56

Цыренова-Андреева Аюна Валерьевна

5

Фомина Ольга Дмитриевна

44

Караваева Татьяна Павловна

6

 Борхонова  Анна  Евгеньевна

43

Цыренова-Андреева Аюна Валерьевна

1

9

Снегирёва Екатерина Александровна

66

Каримова Эрика Саматовна

2

 

Аскерова Сабина Мубариз кызы

64

Февралева Ольга Николаевна

3

Блинова Екатерина Александровна

62

Февралева Ольга Николаевна

4

Чекрыгина Кристина Павловна

62

Февралева Ольга Николаевна

5

Перелейвода Виктория Александровна

37

Февралева Ольга Николаевна

6

Билтуева Анастасия Даниловна

24

Каримова Эрика Саматовна

1

10

Абгалдаева Арина Викторовна

54

Гладкова Анна Вячеславовна

2

Медведева Маргарита Юрьевна

52

Гладкова Анна Вячеславовна

1

11

Лукина Александра Сергеевна

71

Нечаева Валерия Анатольевна

2

Ручкина Мария Васильевна

70

Нечаева Валерия Анатольевна

 В олимпиаде по русскому языку приняло участие 22 человека.

Задания с которыми хорошо справились учащиеся : 

7 класс :

-Задание 1. Практически все правильно определили  фонетические процессы.

-Задание 2. Дали лексические значения , не зафиксированные в толковом словаре.

-Задание 6. Все решили лингвистическую задачу

8 класс:

-Задание 3. Все  учащиеся восстановили  фразеологизмы.

- Задание 4. Большинство учащихся исправили все предложения, содержащие ошибки.

Задание 5. Хорошо сделали разбор слов с современной точки зрения,  с учетом фактов истории языка, но не все смогли подобрать слова, исторически  родственные исходному.  

Затруднения вызвали задания: 

7 класс:

Задание 7. Не смогли определить функцию какого члена предложения выполняет инфинитив.

Задание  10. Заимствованные слова нашли практически все, но  ошибки в употреблении этих слов исправить не смогли.

Задание 8. Дети не смогли определить по какому принципу нужно найти «четвертое лишнее».

8 класс:

- Задание 1. С этим заданием не справился никто.

-Задание 2. С заданием на определение лексического и морфологического  значения слова справились частично.

-Задание 7. Многие не смогли определить грамматическую основу предложения, состоящую из трех и более слов.

Участники олимпиады хорошо справились с заданиями по фонетике, фразеологии, лексике. Вызвали затруднения задания по истории языка, синтаксису, морфологии.

Школьный этап олимпиады по литературе 

 

класс

ФИО ребенка

баллы

ФИО учителя

1

7

Нестерук Роман Андреевич

17

Цыренова-Андреева Аюна Валерьевна

2

Раднабазарова Валентина Доржиевна

13

Ельцова Флюра Миратовна

3

Брянский Пётр Алексеевич

6

Каримова Эрика Саматовна

4

Бачалгина Софья Владимировна

3

Ельцова Флюра Миратовна

1

8

Фомина Ольга Дмитриевна

18

Караваева Татьяна Павловна

2

Зубкова Ангелина Сергеевна

12

Караваева Татьяна Павловна

3

Сивец Анна Владимировна

6

Гладкова анна Вячеславовна

4

Дульянинова Ангелина Евгеньевна

3

Караваева Татьяна Павловна

1

9

Лемзякова Виктория Васильевна

65

Февралёва Ольга Николаевна

2

Иванова Ксения Максимовна

48

Каримова Эрика Саматовна

3

Чекрыгина Кристина Павловна

47

Февралева Ольга Николаевна

4

Николаев Дмитрий Николаевич

35

Цыренова-Андреева Аюна Валерьевна

1

10

Перфильева Олеся Вадимовна

66

Гладкова Анна Вячеславовна

2

Иванова Алёна Евгеньевна

58

Гладкова Анна Вячеславовна

1

11

Чечулина Надежда Владиславовна

63

Нечаева Валерия Анатольевна

2

Дашидоржиева Александра Жаргаловна

63

Нечаева Валерия Анатольевна

3

Шиянова Наталья Александровна

58

Нечаева Валерия Анатольевна

4

Цветков Вадим Владимирович

55

Нечаева Валерия Анатольевна

В мероприятии приняли участие 16 учеников.  

 

 Ученикам 9-11 классов было предложено  2 задания, на их выполнение отводилось 5 часов.

   Все работы представляют собой  цельный, связный, завершённый текст. Учащиеся   показали владение теоретико-литературным понятийным аппаратом. Большинство работ характеризуется общей языковой и речевой грамотностью.

Анализ произведений   неполный,   часто поверхностный , учащиеся  называют факты, языковые явления, тропы, но не приводят примеры. Нередко от анализа переходят к пересказу текста.   Тема творческого задания оказалась для учащихся достаточно сложной.  

 В  Муниципальный этап  ВОШ по литературе       вышли  Фомина Ольга  и Нестерук Роман.    

                Выводы:  итоги    муниципального  тура   олимпиад   говорят о недостаточной  подготовке учащихся.     В дальнейшей работе учителям русского языка и литературы необходимо  проводить работу с одаренными детьми и уделять внимание научно-исследовательской работе учащихся.  Следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к   олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретным учеником.

Практически все городские, республиканские конкурсы и олимпиады проводились в онлайн режиме.  

   Ученица  9д класса Андреева Диана   (учитель Февралева О.Н.) приняла участие в городском этапе конкурса чтецов «Страница 21», где заняла 2 место.  В течение года команды «Парабеллум» , «Астэр», « Кэйворит», которые курирует Сергеева Ю.В. участвовали в городских интеллектуальных играх и занимали призовые места. Ученик Нечаевой В.А. Татаринов Андрей, и ученица Карававой Т.П. Фомина Ольга стали участниками районного  этапа конкурса «Живая классика».   Также Ольга Фомина стала призером (3место)  городского конкурса «Новые имена» и получила диплом третьей степени в конкурсе сочинений, организатором которого был Театр русской драмы им. Бестужева.  Ученица Гладковой А.В. Виктория Вейт заняла 1 место     во Всероссийском конкурсе художественного слова.  6 Г, 6Д  классы вместе со своими  классными  руководителями  Колоколовой Е.Н. и Никитиной Т.Н. участвовали в квест-игре «Великая победа», которая проводилась в  Музее истории Бурятии и заняли 1, 2  места.  Также ученики Екатерины Николаевны  Грудинина А. и  Романова А. стали участниками конкурса «История России в стихах».  Ученики  Бабинцевой Н.С., Никитиной Т.Н., Сергеевой Ю.В.  приняли участие в междисциплинарной олимпиаде по истории и обществознанию в БГУ. Команда 8-х классов под кураторством  Сергеевой Ю.В.  в сентябре приняла  участие в городской  Военно-интеллектуальной игре, посвященной 75-летию Победы и заняла 2 место, эта же команда в апреле 2021 г. стала победителем республиканского брейн-ринга  «Герой своего времени». Учащиеся старших классов  приняли участие в Тотальном диктанте и диктанте Победы.  Все девятые классы прошли тестирование   «Буринко».

 

       В интеллектуальных играх  конкурсах уч-ся показали неплохой уровень знаний. Учителям продолжить работу с уч-ся, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Совершенствовать формы работы при подготовке к играм. Привлекать к исследовательской работе большее количество детей.

       По русскому языку все классы   проходят независимую экспертизу.

5-8-е –ВПР,   9-е –  собеседование, ОГЭ,  11 –е сочинение и ЕГЭ.

 В феврале  девятиклассники прошли  процедуру   устного собеседования.

 Собеседование носит метапредметный характер, с помощью него проверяется коммуникативная компетенция обучающихся: их навыки общения и точного выражения мыслей. Она безусловно чрезвычайно важна, вся наша жизнь построена на общении с другими людьми, поэтому полноценный член общества должен уметь строить диалог. Такие простые навыки, как подготовленный и неподготовленный рассказ, пересказ, ответы на вопросы, дискуссия в группе или в парах развиваются на всех предметах, однако русский язык обладает более широкими возможностями в формировании коммуникативных умений. Там реализуется комплексный подход. Поэтому подготовка к устному экзамену ложится на плечи учителей русского языка и литературы .

Успешно собеседование прошли 130  учащихся.

 На выполнение всей работы отводится 15 минут, заданий в устном собеседовании всего 4:

этап

 

   

выразительное чтение небольшого текста вслух.

- Дети укладываются в отведенное время

 -При склонении числительных не допускают ошибок

-торопятся

-не обращают внимания на знаки препинания

-искажают слова.

пересказ текста с дополнением его цитатой

-Переданы все микротемы

- Цитата вставлена логично

-неоправданные паузы

  • монолог (3 варианта)
  •  -      описание фотографии
  • -   повествование на основе своего жизненного опыта
  •  - рассуждение по одной из сформулированных проблем),

 -С заданием справились.

-Чаще выбирают описание фотографии.

-Рассказы логичны.

- Нарушается композиция текста

- Повторы слов, предложений.

-Сама фотография была черно-белой

  • диалог на тему предыдущего задания.

-Объем выдержан

-Предложения односложные

-Мало конкретных ответов

- бедность речи

В целом задания совсем не сложные, но могут вызывать затруднения. Для многих обучающихся   стрессовая ситуация становится  фактором, из-за которого они с трудом справляются с заданием.  

 Рекомендации

  1. На уроках развития речи по русскому языку и литературе систематически работать с текстовой информацией с целью формирования коммуникативной компетентности обучающихся: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской содержательно-концептуальной позиции, заявленной в тексте.
  2. Развитие всех видов речевой деятельности учащихся в их единстве и взаимосвязи, формирование метапредметных    умений и навыков.
  3. Использование просмотрового, поискового, исследовательского чтения с ориентацией на отбор нужной информации. Совершенствование на уроках гуманитарных дисциплин навыков работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой.
  4. Обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы на протяжении всех лет обучения.

    Наблюдая за динамикой аттестации учащихся,  педагоги фиксируют ошибки учеников, отмечают слабо усвоенные темы, организуют работу по ликвидации пробелов в знаниях, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учащимся. Со слабоуспевающими учащимися проводятся индивидуальные  формы работы: дополнительные занятия, консультации, элективные и факультативные занятия.

В январе – феврале   был запланирован   фестиваль гуманитарных наук.

 Цели проведения декады:

- повышение интереса к русскому языку и литературе, желания изучать их глубже;
-  выявление способных учащихся;
 - развитие творческих способностей детей.  

мероприятие

участники

ответственные

1

Зимний бал

9-11

Сергеева Ю.В.

2

 Конкурс чтецов  «Страница 21»

9-11

Гладкова А.В.

3

Конкурс чтецов «Живая классика»

5-11 кл.

Нечаева В.А.

4

Конкурс «Читаем вместе»

4-11

Гладкова А.В

 

Несомненно,  ярким и запоминающимся мероприятием  стало культурно - образовательное событие «Зимний бал»,  подготовленное  Сергеевой Ю.В. Гладковой       Также в разработке и проведении бала приняли участие учителя хореографии (  Зимина О.А, Шишкина И.Ф.), театра (Горновская Е.Е.).    Актерами выступили учащиеся 9-11  классов.  Зимний бал был посвящен Эпохе Возрождения,  подготовка к  нему шла несколько месяцев.

В связи  с тем, что с каждым годом читательская активность падает, дети все меньше интересуются художественной литературой, было решено провести конкурс «Читаем вместе».  Учащимся 4-11 классов были предложены рассказы Чехова для чтения вслух с листа.  Каждый класс определял количество учащихся, которые примут участие в чтении,

Участники читали   фрагмент текста на запись  и позже монтировали все записи в один ролик. В конкурсе приняли участие 9   классов средней  и старшей школы и три класса начальной. 1 место заняли 3б (Братченко С.В.), 5а (Нечаева В.А), 10 а (Гладкова А.В)

В конкурсе чтецов «Страница 21» приняло участие 10 человек. Конкурс состоял из трех этапов. Учащиеся читали с листа произведения отечественной, зарубежной литературы и на 3 этапе-поэтические произведения. Первое место заняла ученица 9Д класса Андреева Диана, она же представила нашу школу в муниципальном этапе.

Конкурс «Живая классика» также был отборочным на районный  тур.  Учащиеся 4-9 классов читали наизусть отрывки из прозаических  произведений. Призовые места заняли

Зубкова А. (Горновская Е.Е.), Фомина О. (Караваева Т.П), Татаринов А. (Нечаева В.А)

К сожалению, не все из запланированного было сделано, т.к. в связи с пандемией    в течение всего года были ограничительные меры.

      Анализ мероприятий и уроков показал, что учителя  проводят их на высоком методическом и теоретическом уровне, в соответствии с современными требованиями, используя компьютер как средство управления учебной деятельностью.  Анализ уроков показал высокий профессиональный уровень, мастерское владение методикой разнообразных форм урока, включая современные методы и средства обучения. Учителя МО  осуществляют дифференцированный подход, отслеживают динамику учебных достижений.

                  Уроки и внеклассные мероприятия были нацелены на раскрытие творческого потенциала учителя, его методического и психолого-педагогического мастерства. Учебный материал учителями излагается научно, логично, доступно, систематично и последовательно. Учителя решают образовательные, воспитательные и развивающие задачи,  учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, стараясь формировать мотивацию к учению.   На уроках и внеклассных мероприятиях создан хороший психологический и эмоциональный климат.

                Все уроки и внеклассные мероприятия соответствовали современным требованиям с  использованием новых современных технологий. Филологи проводят разные виды уроков, как традиционные, так и нетрадиционные: путешествия, интеллектуальные игры, турниры,   видеоуроки, уроки-презентации и др. Подобные виды уроков широко используются в традиционном фестивале гуманитарных наук.

К сожалению, в учебный процесс  ввел свои коррективы карантин и ограничительные меры.

В течение  всего  учебного года  учителя работали в  напряженном  режиме, сочетая  онлайн и офлайн обучение .

 Формат дистанционного обучения допускается законодательством РФ даже без введения ограничений и запретов из-за болезней, неблагоприятно эпидемиологической ситуации. В обычных условиях его можно использовать для обучения на дому при ограниченных физических возможностях (например, при инвалидности), при наличии рекомендаций от медиков и психологов, по иным причинам.

На федеральном уровне для дистанционного обучения используются:

Электронная платформа "Российская электронная школа" (работает в рамках нацпроекта "Образование");

Независимые электронные платформы отечественных разработчиков. Если школа получила их одобрение у Минпросвещения РФ - "Яндекс.Учебник", "Учи.ру" и другие.

 В течение карантина учителя методического  объединения  гуманитарных предметов  работали на следующих  платформах: «Российская электронная школа»- Нечаева В.А., Сергеева Ю.В., «Учи.ру»-Бабинцева Н.С. Сергеева Ю.В., Каримова Э.С.,  Гладкова А.В., Ельцова Ф.М. Активно использовали в работе сайт «Решу ЕГЭ», который структурно делится на «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ», «Решу ВПР»  Гладкова А.В, Нечаева В.А., Сергеева Ю.В. Учителя не просто давали задания для работы на платформах, но и проводили онлайн-уроки, консультации, родительские собрания, викторины на сайтах  «Учи.ру» -Нечаева В.А, на «Решу ОГЭ»-Сергеева Ю.В., Гладкова А.В.В «Дискорде»- Никитина Т.Н. Дистанционные уроки проводились преимущественно в ZOOM

Дети, которые не могли работать на платформах, работали по учебникам. Учащиеся, выполнив упражнение, написав конспект, сочинение и т.д. фотографировали работу или записывали видео  и прикрепляли файл в электронном журнале, отправляли учителю в вайбер, на электронную почту или в соц.сети.  Многим учителям осуществлять обратную связь  через соц.сети, вайбер,электронную почту оказалось удобно, но и здесь есть определенные трудности. Это огромное количество сообщений, приходящих на телефон и ПК- техника не всегда выдерживала. Трудности для детей: нужно запомнить много электронных адресов, номеров телефонов, контактов в соц.сетях.  Кроме того,  учителя   были вынуждены работать почти круглосуточно, т.к. сообщения, звонки приходили в любое время дня и ночи.  К сожалению, как выяснилось, технические возможности не соответствуют требованиям дистанционного обучения. Даже самые хорошие платформы не  подразумевают изучение материала со смартфонов. Кроме того во время дистанционного обучения не выдерживались требования здоровьесбережения, т.к. выполнение заданий к каждому уроку в соответствии с расписанием значительно превышает нормы , регламентирующие, нахождения ребенка у ПК.

 Учителя гуманитарного цикла никогда не останавливаются  только на урочной деятельности. Они тесно взаимодействуют с поселковой библиотекой,    организуют поездки  детей в театр, музеи.  

                 В течение года учителя активно участвовали в распространении опыта.    

Участвуют в  дистанционных профессиональных конкурсах. Конкурс  «Умната»  Нечаева В.А.,   Гладкова А.В.- дипломы 1 степени, Гладкова  А.В. «Pedsovet»-  диплом 2 степени.,  Каримова Э.С., Нечаева В.А  имеют благодарственные письма от  платформы «Учи.ру».

      Сергеева Ю.В., Нечаева В.А.Никитина Т.Н.    являются экспертами  ОГЭ, ЕГЭ.

               Большую роль в работе учителя играет кабинет, имеющий учебно-методическую базу. В распоряжении МО учителей русского языка и литературы   имеется 3   кабинета, истории-1 кабинет,  в которых созданы все условия для организации полноценного образовательного процесса.

                Все кабинеты оснащены мебелью, соответствующей  возрасту и росту учащихся. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин известных художников, портреты писателей, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии по литературе, справочники по русскому языку, видеокассеты, СD, аудиокниги.

                  Все три кабинета русского языка  имеют   условия для проведения  уроков с использованием мультимедиа оборудования. В этом году в кабинет 37 был выделен мультимедийный смарт комплекс, который включает в себя большой экран и 16 ноутбуков. Экран активно используется    учителями и учащимися, а ноутбуки пока бездействуют, т.к. для их использовния  необходимо подсоединение к сети Интернет

Вывод:  достаточная оснащенность кабинетов современными техническими средствами обучения (  мультимедиа проектор,  компьютеры)   позволяет организовать учебный процесс на высоком современном уровне.

 Выводы

               Проанализировав состояние работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2020-2021 учебный год, можно сделать следующие выводы:  

Работу учителей гуманитарного цикла в 2020-2021 учебном году признать   удовлетворительной.

Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.

  Организуются занятия   элективных курсов, расширенно ведется внеклассная работа.

На недостаточном уровне находится работа по работе с одарёнными детьми.

Члены МО учителей русского языка, литературы, истории понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.

Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется .

                 В целях совершенствования преподавания русского языка необходимо:

- обратить внимание на формирование лингвистических знаний учащихся и умение применять их на практике, больше работать с текстом, использовать тексты разных стилей и жанров;

-  использовать современные способы проверки знаний учащихся, давать задания творческого характера;

-    необходимо вести работу по освоению  учащимися филологической терминологии, по формированию умений пользоваться ею, понимать значение специальной лексики, более последовательно осуществлять коммуникативную направленность в преподавании русского языка на всех  ступенях образования: начального, основного и полного среднего. 

              Таким образом, можно сделать выводы, что   поставленные  перед МО задачи были реализованы,   члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач в 2021-2022 учебном году. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, формы работы были разнообразными, систематически проводился  мониторинг качества знаний учащихся.

      Исходя из этого, педагогам МО можно дать следующие рекомендации по совершенствованию работы:

- учитывать при разработке уроков государственные стандарты образования, рекомендации пояснительных записок, программ;                  

- рационально планировать календарно – тематические планы по предметам, применять современные образовательные технологии на практике;

- обеспечить условия для внедрения технологии индивидуально – дифференцированного обучения;

- продолжать создавать условия для неограниченного развития учащихся, готовить выпускников, способных к активной творческой деятельности;

- добиваться высокого качества знаний на ОГЭ посредством совершенствования индивидуальной работы, дополнительного образования (Интернет – ресурсы), элективных курсов;

- способствовать успешному продолжению обучения и непрерывного самообучения, саморазвития и самосовершенствования через систему работы с одарёнными детьми, активного функционирования школьного научного общества;

- повышать квалификацию учителей посредством аттестации, проблемных курсов, дистанционного обучения;

- совершенствовать педагогическое мастерство посредством участия в профессиональных конкурсах, интернет - викторинах, олимпиадах.

обобщать и распространять свой опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Пример того. как можно составить план работы учителей гуманитарного цикла....

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год...

Перспективный план работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Луговское» на 2013 – 2014 учебный год

 Направления деятельности  МО:Изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС.Обобщение педагогического опыта  учителей.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образо...

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2014-2015 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2014-2015 учебный год...

План и анализ работы методического объединения учителей гуманитарного и эстетического циклов.

На этой странице Вы можете познакомиться с планом работы МО учителей гуманитарного и эстетического циклов....

Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «Чехломеевская ОШ» за 2014/2015 учебный год

В 2014/2015 учебном году  учителя МО гуманитарного цикла работали над методической темой «Создание оптимальных условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся по предме...

Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла

Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МАОУ СОШ № 46" г. Улан-Удэ в  2017-2018 учебном  году...