Социально-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования
методическая разработка на тему

Кушнер Мария Николаевна

Социально-педагогическое сопровождение адаптации 
первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gep.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое сопровождение адаптации 
первоклассников в школе, используя нетрадиционные методы рисования

Начало обучения в школе − один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка и в социально-психологическом, и в физиологическом плане, так как нарушение процесса адаптации сказывается на становлении ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной. В настоящее время по фактору стресса поступление ребенка в первый класс сравнивают с полетом человека на другую планету. Школа − это совершенно иной мир со своими законами, новыми требованиями и условиями жизни. Опыт показывает, что не все дети готовы к ним. Первоклассники даже с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Адаптацию можно определить как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности. Сущность адаптации, таким образом, заключается в обеспечении психически и социально комфортного процесса развития личности ребенка. К объективным критериям, характеризующим успешность адаптации первоклассника к обучению в школе, можно отнести адекватность поведения, его вовлеченность в жизнедеятельность класса, проявление способности к самоконтролю, соблюдению порядка, общению со сверстниками и взрослыми; терпимое, спокойное отношение к временным неудачам; способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.

Изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни ребенка. Она выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.

Рисование помогает развивать в ребенке гармоничность, внимательность к окружающему миру, к себе и людям, расширяется кругозор, активизируется интерес к новым знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность. В процессе творчества ребенок учится быть счастливым. Занятие творчеством – процесс, который увлекает. Дети учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов. Рисование – это полноценное средство самовыражения.

Известны различные подходы к обучению детей на уроках по изобразительному искусству. Но хотелось, чтобы у детей появился «взгляд художника». Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с кистью, краской и другими материалами, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования.

Именно на занятиях художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему. Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учатся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес у детей вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения.

Нетрадиционное рисование – это такой метод рисования, при котором активно раскрывается творческий потенциал ребенка. Подходит такой метод рисования для любого возраста - от 2 лет и до бесконечности. Благодаря данной методике, рисовать сможет каждый, с любым уровнем подготовки. Было бы желание. А у детей рисовать желание есть всегда.

Чтобы привить любовь, вызвать интерес к изобразительному искусству, на уроках для лучшей адаптации первоклассников использую нетрадиционные способы изображения. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, на уроках разгорается настоящее пламя творчества.

Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху. Дети набирают их снова и снова, сгребая в кучки со всей поверхности, до которой дотянулись, и которую смогли «отбить» у соседей. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению — сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться. Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами — в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства –рисование мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для учителя знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Предложения по- новому использовать неизобразительные материалы может исходить и от учителя. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Научившись изображать с использованием нетрадиционных техник рисования, выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он будет уверен, что у него все получится и даже очень красиво. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к «изображаемому», легче проходит адаптация к новым условиям жизни.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Нетрадиционные методы рисования на уроках ИЗО"

Презентация содержит материал по теме: "Нетрадиционные методы рисования на уроках ИЗО". Данную разработку можно использовать на публичных выступлениях....

Презентаци "Нетрадиционные методы рисования"

Данный материал кратко рассказывает о методах и приемах нетрадиционного рисования! презентация использовалась на районном мероприятии....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ.

В ДАННОЙ РАБОТЕ РАССМОТРЕНЫ НЕКОТОРЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ: КЛЯКСОГРАФИЯ, МОНОТИПИЯ, ПАЛЬЦЕВАЯ ЖИВОПИСЬ, НИТКОГРАФИЯ, ТОЧЕЧНЫЙ И ПОРОЛОНОВЫЙ РИСУНКИ, И ДРУГИЕ МЕТОДЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ...

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные методы рисования

Методический материал  представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник р...

Консультация для родителей Использование нетрадиционных методов рисования 09.04.2019

Консультация для родителейИспользование нетрадиционных методов рисования...

"Рисование мыльными пузырями".Использование нетрадиционного метода рисования.

Все дети любят рисовать.Особо интересны для них нетрадиционные методы рисования.Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности,открытости,раскованности.Способствуют ...

Лето, мы так тебя ждали!!! Нетрадиционный метод рисования на пищевой пленке.

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартный и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенк...