Эссе "Я - учитель"
статья ( класс) на тему

Зазулина Галина Николаевна

К конкурсу "Учитель года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть  моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я - учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

А что значит для меня, быть учителем?  Не возможность чему-то учить детей, а  каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить…  Да, для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем  –  это и значит жить.   

Современная школа – динамичный, быстро развивающийся во времени и пространстве организм. Сложность решаемых проблем, степень ответственности возлагаемых обществом на учителя задач направлены своей созидательной сущностью на совершенствование самого главного на Земле – Человека. Какие бы методы и педагогические технологии ни осваивал и ни применял учитель, его личностное влияние на духовный мир юной личности всегда будет определяющим. Не случайно среди личностных качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу.

Как же был прав К.Д.Ушинский, когда писал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
При описании  педагогической концепции, я старалась оценить свою педагогическую деятельность как нечто целое, неразрывное, но вместе с тем учесть следующие направления:

• Я как преподаватель
• Я как воспитатель
• Я как методист
• Я как исследователь.

Я как преподаватель

Вот уже более 20 лет я занимаюсь преподаванием эрзянского языка, учу детей, знакомлю учеников с его красотой и поэтичностью. Мое искреннее желание - превратить уроки родного языка в уроки душевной радости, гордости за свой народ.

Эрзянский язык – это не просто одни  из школьных предметов, это не просто умение читать и писать. Это – идеология, мировоззрение, жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма и истинного интернационализма Настоящий урок эрзянского языка в моем понимании – это раскованные, одухотворенные дети; строго и научно работающий с ними учитель и, конечно, глубина человекоформирующей мысли. В основу своей деятельности я закладываю следующие принципы:

  1. Личностно - развивающий принцип  -  каждый урок должен воспитывать нравственно.
  2.  Принцип деятельностного подхода к творческому развитию личности - на каждом уроке должны быть разнообразные виды работ.
  3. Принцип сотрудничества и взаимопомощи - использовать различные формы работы.
  4. Принцип проблемности обучения - каждый урок решение личностно-значимой проблемы     

Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. На уроках использую элементы образовательных технологий развивающего обучения, технологии критического мышления, технологии дебатов. Приобщая учащихся к культурным ценностям своего народа, провожу уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-встречи с писателями и поэтами Мордовии. На этих уроках дети с интересом усваивают не только значение родного слова, но и постигают культуру и мудрость своего народа. Развивая родную речь и творческие способности учащихся в процессе освоения образного языка, на уроках использую такие жанры мордовского фольклора, как загадки, пословицы, поговорки, сказки. Часто я использую загадки для словарных диктантов.

Нетрадиционные занятия помогают готовить учеников думающих, целеустремленных, способных принимать смелые решения, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способных к риску, самостоятельному выбору профессий.  Мои ученики знакомятся с народной мудростью, познают основы традиций и обычаев своего народа, овладевают умениями применять полученные знания на практике. Этому способствуют уроки - игры, которые приближены к интересам детей, к быту мордовского  народа. Благодаря национальным играм, дети на уроках чувствуют себя непринужденно, становятся активными участниками учебного процесса.

Я считаю, что для развития познавательной деятельности большую роль играет использование и изучение местного языкового материала, который имеет и образовательное, и воспитательное значение. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни.

Для лингвистического анализа на уроках родного языка я использую не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных произведений мордовских писателей и поэтов:  Н. Эркая, К. Абрамова,  А. Арапова и других.

Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.

Я как воспитатель

Какое бы направление деятельности ни выбрал учитель, какую бы педагогическую задачу он ни решал, главная функция его деятельности – воспитательная. Наиважнейшей и приоритетной ценностью учителя – воспитателя является ребенок, его духовно – нравственный мир. Этой ценностной ориентации придерживаюсь я в своей работе. Среди педагогических задач, которые приходится постоянно решать как на уроках, так и во внеурочное время выделяю главные:

• Умение и способность настроить, заинтересовать, мотивировать учащихся на конкретную деятельность, на активное участие в важном и нужном мероприятии.

• Осуществлять коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в ученическом коллективе.

• Ориентироваться на сотрудничество и сотворчество с учениками в решении поставленных воспитательных задач.

• Осуществлять самоконтроль, а в некоторых случаях и самокоррекцию своей педагогической деятельности.

• Выполнять функцию интеграции всех воспитательных воздействий на личность ученика: семьи,  школы,  улицы,  друзей. Уметь вовремя прийти на помощь ученику.

• Уметь проектировать и прогнозировать все свои действия и свою педагогическую деятельность.
Сегодня нам учителям, следует пересмотреть характер взаимодействия родителей и педагогов. Они должны строиться на основе равенства, взаимного уважения, высокого уровня толерантности, доброжелательности и заинтересованности в успешном осуществлении сотрудничества.

Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению.   Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал  личностью.

Я  как методист

В современных условиях деятельность учителя как методиста широка и многообразна. Учитель становится «учителем – методистом» с того момента, когда он оказывается способным не только на высоком уровне педагогического мастерства вести уроки и осуществлять воспитательную деятельность, но и передавать свой опыт другим.
Учитель как методист развивает и реализует себя по-разному, но его деятельность в значительной степени зависит от постановки методической работы в школе.
Основными направлениями моей деятельности как учителя методиста стали:
• Непрерывное повышение профессионализма и мастерства: проведение «открытых уроков». «Открытый урок» - это очень ответственная, требующая много сил и энергии форма обмена педагогическим опытом, но она же является одной их самых действенных форм для последующего анализа, дискуссий, оценки достоинств и недостатков деятельности учителя.
• Непрерывная работа по самообразованию и профессиональному саморазвитию.
1.   прохождение проблемных курсов на базе МРИО

2. самостоятельное изучение новых программных продуктов и внедрение их в практику своей работы.

• Методическая работа учителя за рамками школы.

Это и работа со студентами МГПИ им. Евсевьева.

Я  как  исследователь

Основой  всей моей педагогической деятельности стала необходимость  в постоянном  самосовершенствовании. Только хорошо образованный   педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. Творческий подход к своему делу и творческое вдохновение есть тот пусковой механизм, который создает учителя – исследователя. Мне, как учителю – исследователю, во многом помогает творческая рефлексия, активизация процессов самопознания и самосознания, как причин успеха, так и неудач, особенно в ситуациях педагогической импровизации, педагогического творчества, организации педагогических экспериментов.

Труд учителя сложен и многогранен. Часто задумываюсь, почему мне нравится профессия учителя. Сознание необходимости профессии для общества? Может, дело в уважении или самоуважении, которое предполагает наша профессия? Или в возможности постоянно развиваться, учиться чему-то новому вместе с детьми? Творчество тоже немаловажная деталь нашей работы. Не бывает одинаковых уроков - один не похож на другой. Как не бывает похожих детей - у каждого свой мир, свой характер. Современные дети - это поколение новых людей с планетарным мышлением, личной философией, культурным плюрализмом, с новой системой ценностей. И учить их может учитель, который видит в них единомышленников, соратников, сотоварищей.

Каждому из нас в жизни встретился учитель, которого мы никогда не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса. Их много – безвестных, никем не прославленных, кто своим чудесным даром прививает детям любовь к познанию, и эта любовь живёт в нас до самого конца.

Таким учителем пытаюсь стать и я. Строить свою педагогическую деятельность по законам доброты меня учили мои учителя, мои наставники, мои родители, мои ученики. Девизом моей жизни стали слова великого русского педагога В. А. Сухомлинского: «Что же самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

В нашей жизни всё неповторимо,

Так ведётся издавна в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо

Кто учил - живёт в учениках.

Соглашусь со многим: нелегкая профессия – учитель. Порой устаешь от повседневных забот, накопившихся проблем… Бурная школьная жизнь кружит и несет меня стремительным потоком, не давая остановиться. Но порой охватывает состояние полного штиля – вялость ума, пустота на душе. Нет сил даже шевелить крыльями, не то что летать…Такая усталость наваливается от бесконечных тетрадей, бессонных ночей, кропотливых подготовок к урокам, постоянного чтения «чего-нибудь по программе»… Хочется выспаться по-человечески…, почитать любимую книгу…, прогуляться по лесу одной… Но… Приходит новый день. Полный штиль сменяется сначала легким бризом, затем, набирая мощь, перерастает в бурю эмоций. Буря несет меня к стенам родной школы. Я переступаю ее порог, вхожу в свой кабинет, вижу вновь пытливые детские глаза, доверчиво смотрящие на меня, слышу знакомое «шумбрат» - и уходят куда-то все мои вчерашние сомнения, кажутся мелкими все мои желания. И открывается Истина - ты этим живешь, без этого – нет смысла твоей жизни, это  –  навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...