Резервные возможности использования дискуссионных,проблемных методов в современном воспитании.
учебно-методический материал ( класс) на тему

Бабынина Татьяна Николаевна

Особенности,специфика и содержание современного воспитания несовершеннолетних.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наши воспитанники  живут  в таком мире, где непрерывно идут столкновения мнений, борьба групп и группировок, проявляются противоречивые тенденции, сталкиваются разные интересы. Они ощущают эту неспокойную атмосферу, но обычно не могут самостоятельно, без помощи взрослых правильно ориентироваться в ней, ведут себя бездумно и часто попадают под влияние случайных людей. Поэтому очень важно научить их «жить на перекрестке различных точек зрения», подвергать анализу возникающие жизненные ситуации и учить оценивать их с разных позиций, т.е. воспитанники  должны не просто знать, «что хорошо, что плохо», а думать и размышлять. Надо стимулировать ребят высказывать свое представление о том или ином событии, явлении, факте для сравнения его с представлениями других воспитанников, т.е. вызывать их на обсуждение, дискуссию. Размышляя, они должны учиться оценивать любой свой поступок как бы со стороны – с точки зрения того человека, которого он может коснуться.                                                                                                Это умение (которое желательно превратить в привычку) сначала думать, а потом делать, чтобы не допустить негативных последствий, - наиважнейший показатель нравственного воспитания и поведения современного человека, постоянно находящегося в разнообразных взаимосвязях с окружающими его людьми.                                                                                                        Другое умение – это умение вести диалог. Культура диалога успешнее всего формируется в ходе дискуссий, организуемых в учебно-воспитательном процессе, но только в том случае, если при этом показываются образцы логичных рассуждений, доказательных утверждений, корректных возражений оппоненту, если обсуждение проблемы, спор о способах ее разрешения не переходят в ссору.        Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в развитии и воспитании детей. Это продуктивная форма коллективного творческого мышления, позволяющая формировать у воспитанников умение анализировать действительность, видеть противоречия и находить пути их решения.                        Дискуссия – это метод, который предполагает сотрудничество двух или более сторон, стремящихся достичь взаимопонимания. В дискуссии учащиеся слушают друг друга, чтобы понять, увидеть смысл и прийти к согласию. В ходе работы у воспитанников  возникают предпосылки для переоценки мнений, создаются условия для серьезного анализа своей позиции, открывается возможность найти лучшее, эффективное решение проблемы, и все это происходит в атмосфере открытости и доброжелательности.                                        Дискуссии наиболее полно отвечают психологическим особенностям юношеского возраста, его потребностям, интересам, стремлениям. К этому периоду формируются мировоззренческие позиции личности, система нравственных ценностей. Уровень интеллектуального развития позволяет старшеклассникам дискутировать по серьезным жизненным вопросам, проблемам жизнедеятельности коллектива и социума.                                                         Не всегда легко вовлечь воспитанников и взрослых в дискуссию. Среди основных причин скованности и нежелания участвовать в обсуждении психологи и педагоги выделяют низкую самооценку, опасение быть осмеянным, предписывание успеха удаче или случайности, опасение встретить агрессию как следствие культурных или иных различий, боязнь конфликтов, неумение общаться.                                                                                                        Одно из важнейших условий эффективности дискуссии предварительная и основательная подготовка к ней воспитанников, как в содержательном, так и формальном отношении.

Перед началом дискуссии важно выработать правила работы. Один из вариантов может быть следующим:

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХОДЕ ДИСКУССИИ

Один из возможных вариантов

1. Правило поднятой руки.

2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.

3. Критикуя, предлагать.

4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).

5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).

6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).

7. Не навязывать свое мнение.

8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

9. Избегать поучений.

10. Сдерживать эмоции.

11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.

12. Иллюстрировать свои мысли примерами.

13. Говорить от своего имени.

14. Активно участвовать.

15. Быть искренним.

16. Быть лаконичным и соблюдать регламент.

17. Подводить итоги в виде рефлексии.

18. Давать возможность высказаться каждому.

19. Следить за рекомендациями ведущего.

20. Любая позиция должна быть рассмотрена.

К дискуссионным темам предъявляется ряд требований:

  • Соответствие теме.
  • Научность – не стоит делать темой дискуссии ненаучные факты и явления. (Не должны задеваться личные чувства участников)
  • Проблемность – наличие в теме определенных противоречий, которые могут быть сняты после того, как воспитанники проработали материал и обсудили свои мысли с другими.
  • Тема не должна быть слишком общей, неконкретной и в то же время чересчур прямолинейной, но актуальной для данной аудитории, соответствующей возрастным особенностям.

        Для наиболее эффективного достижения результатов, предлагаю  план, состоящий из шести основных пунктов:

  1. Вводная беседа. Плавное подведение участников к теме дискуссии, формирование нужного настроя и поля для общения;
  2. Объяснение предмета дискуссии. Например, если речь в дискуссии пойдет о патриотизме, необходимо раскрыть само понятие "патриот" и "патриотизм";
  3. Постановка конкретных вопросов для обсуждения темы. Данный прием не позволяет участникам отходить от темы дискуссии;
  4. Аргументы и доказательства своей точки зрения. Здесь важно учитывать мнение каждого участника дискуссии, что позволяет всем участникам быть услышанными;
  5. Итог дискуссии. Резюмирование и подведение итогов, сопоставление доводов дискутирующих сторон;
  6. Рефлексия. Определение наиболее удачных доводов, участников дискуссии. Выявление участников, чье мнение по проблемному вопросу изменилось, а чье осталось прежним. Почему?

Успех обсуждения во многом зависит от умения его участников правильно.

Оперировать понятиями и терминами. Необходимо уметь выделять основные, опорные понятия, связанные с предметом дискуссии, тщательно отбирать термины, необходимые для обсуждения выдвинутой проблемы. Одним из важных требований культуры дискуссии является взаимное уважение оппонентов.                                                                              

Стремление понять своего оппонента, уважительное отношение к его убеждениям являются необходимыми условиями плодотворного обсуждения проблемы.                                                                                                                          

Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции оппонента, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешного ведения спора, существенный элемент культуры дискуссии.                  

Без умения слушать никакие способности и знания, острота ума и быстрота реакции не помогут.                                                                                                        

Наличие разнообразных видов дискуссии в педагогическом арсенале воспитателя  позволит ему сделать процесс обучения и воспитания интересным, насыщенным для учащихся не только новыми открытиями, но и открытием нового в себе и в других.

Трудности и проблемы подготовки и проведения дискуссии:

-слабые навыки разговорной речи;

-соревновательность;

-нетерпимость к другим мнениям;

-формальность;

-чрезмерная эмоциональность;

-недостаточность знаний (неподготовленность);

-доминирование отдельных участников дискуссии;

-неумение распределять время.

Классификации дискуссий:

  1. По целям проведения Паркер разделяет дискуссии на семинары (диалоги с целью прояснить существующие позиции) и обсуждение (дебаты, в ходе которых необходимо ответить на поставленный вопрос). По его мнению дискуссии преследуют 2 основные цели: решение того или иного вопроса и внесение ясности в тот или иной вопрос. Таким образом, по целям дискуссии могут разделяться на Дискуссии-обсуждения - с принятием решения (ответом на поставленный вопрос) и Дискуссии-выяснения с выяснением позиций (выявление подходов к решению вопроса).

2. По формам проведения дискуссии можно разделить на:

- дебаты (обмен аргументами и контраргументами),

- диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами),

- мозговой штурм;

- круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов),

- ток-шоу;

- аквариум (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа).

Различные виды дискуссий могут быть достаточно условно представлены в виде схем

Приложение№1. ДЕБАТЫ (СПОР)

Основное отличие дебатов состоит в следующем: этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Члены жюри или судьи по заранее определенным критериям оценивают аргументы и контраргументы, а также анализируют их разносторонность. Группы имеют время на подготовку своих выступлений, а также важным моментом является то, что контраргументы высказываются не сразу после аргументов, а через определенное время. В определенной степени этот способ организации дискуссии можно сравнить с игрой в большой теннис, когда мяч (то есть инициатива) находится попеременно на разных сторонах, а также нет непосредственного контакта. Дебаты являются хорошим вариантом подготовки учащихся к ведению «живой» дискуссии. Для дебатов характерно столкновение позиций, в результате которого, после обмена аргументами и контраргументами, одна из позиций получает предпочтение.                 При организации дебатов следует помнить, что существует опасность превратить обучающий и развивающий метод в жесткий спор, в котором ради победы учащиеся будут использовать любые средства и приемы, а в результате возрастет конфликтность в классе или между отдельными учащимися. Поэтому победа в дебатах не должна восприниматься как самоцель.

Приложение№2. КРУГЛЫЙ СТОЛ.

Круглый стол желательно проводить тогда, когда участники обсуждения заранее знают о проблеме или теме для обсуждения, а также о вопросах, которые будут поставлены. Обычно, ведущий заявляет проблему круглого стола и передает слово каждому из участников. В данной дискуссии максимальное количество участников должно высказываться, а роль ведущего заключается в том, чтобы предоставить всем равные возможности, следить за временем, комментировать выступления, следить за тем, чтобы участники не уходили в сторону от поставленных вопросов. Также в конце круглого стола ведущий (или ведущие) должен подвести итоги и сформулировать основные выводы.

Приложение№3. ДИСПУТ.

 Диспут является одной из самых ранних форм преподавания в высшем образовании, которая использовалась в средневековых университетах. Данная форма заключается в том, что существует вводное выступление, которое ставит проблему или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. В диспуте обычно участники относятся и обращаются не к самому выступающему, а к изложенной информации (его сообщению).

Приложение№4. ТОК-ШОУ (Панельная дискуссия)

В ток-шоу есть несколько приглашенных гостей, которые представляют интерес в связи с рассматриваемой проблемой, а участники готовят свои вопросы по теме. Желательно, чтобы были представлены разные точки зрения, а вопросы отличались разнообразием. Для ток-шоу важно умение задавать вопросы и отвечать на них. Лучше, чтобы участники подготовились заранее. Также важно иметь ведущего, чья роль не должна быть заметна.

При подборе приглашенных участников следует учесть, чтобы их позиции по поставленному вопросу или проблеме принципиально различались, что будет способствовать поддержанию напряжения среди участников.

Приложение№5. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Мозговой штурм является способом возникновения новых идей (архимедовская «Эврика!»). Метод группового продуцирования идей стал применяться в США с конца 30-х годов и использовался первоначально только в промышленном изобретательстве. Автор – Алекс Осборн. Он условно разделил мышление на творческое и критическое – эта идея лежит в основе метода.

Творческое (генерирование идей) – направлено на рождение новых идей, должно быть свободно от стереотипов и запретов (игра воображения, требующая открытости и раскрепощенности от человека).

Критическое (аналитическое, оценка и анализ идей) – анализ и отбор возникших идей, строгость, учет реальных возможностей.

Осборн предложил разделить эти типы мышления на 2 этапа (сессии), так как одновременно они мешают друг другу. Первый (продуктивный или генерирующий) – выдвижение новых идей. Второй (отборочный) – анализ и рациональный отбор выдвинутых идей.

Основные правила творческого этапа мозгового штурма:

1. «Чем больше, тем лучше» - идей должно быть много, количество влечет за собой качество.

2. «Обоснование не нужно» - участники только выдвигают идеи в виде ответа на поставленный вопрос, они должны быть сформулированы коротко и понятно.

3. «Отказ от критики» - пресечение любых попыток анализа и критики, записываются любые выдвинутые мысли или предложенные ответы, независимо от отношения к ним или спорности положений.

4. «Идеи должны быть максимально разнообразны» – ответы могут быть самыми неожиданными и подчас абсурдными, все новое сначала кажется безумным и не вписывается в существующие представления.

5. «Приветствуется развитие идей» - следует не только предлагать свои идеи, но и усовершенствовать идеи партнеров по мозговому штурму.

6. «Каждая идея фиксируется» - для более эффективной работы важно записывать идеи и ориентировать участников не повторяться.

Таким образом, в кратком виде эти требования можно сформулировать:

МАКСИМУМ ИДЕЙ – ЧЕТКОСТЬ - ОТКАЗ ОТ КРИТИКИ – РАЗНООБРАЗИЕ – РАЗВИТИЕ ИДЕЙ - ОФОРМЛЕНИЕ

Для этапа анализа важны следующие правила:

1. Нужно иметь критерии оценки идей – они могут быть выработаны совместно, даны заранее или же предложены тренером после мозгового штурма.

2. Идеи или ответы группируются по определенным основаниям – находится определенный признак, становящийся основой для классификации.

3. Поясняются основные идеи – рассматриваются аргументы и контраргументы по каждому ответу.

4. Отбираются наиболее важные идеи – они могут быть расположены по рейтингу в зависимости от степени важности или же поддержки участниками занятия.

5. Рассмотрение идей в малых группах или индивидуально – основные идеи разделяются между группами для их рассмотрения и «защиты».

В мозговом штурме важна атмосфера. Она должна характеризоваться:

-равенством;

-непринужденностью;

-увлекательностью.

Желательно, чтобы участники мозгового штурма узнали о проблеме за 1-2 дня до начала сессии.

В ходе мозгового штурма участники или команды (или пары, четверки) могут перемещаться от одного листа к другому и добавлять свои ответы на один из поставленных вопросов. Такой мозговой штурм может затронуть сразу несколько вопросов общественного развития. Важно только, чтобы они были взаимосвязаны между собой.

Приложение№6. ВИРТУАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ.                                        Новый вид обсуждения с использованием возможностей компьютерных технологий и сети Интернет. Такие обсуждения лучше всего проводить не в классе, а делать их домашней работой. Воспитанники, объединенные в небольшую группу (не более 7-8 человек) могут обсуждать статью, рисунок, фотографию, ситуацию, политическую новость, символы и т.п., связанные с определенной темой. Обсуждение может быть свободным – высказывание собственной точки зрения, собственного понимания, написание комментариев. Вместе с тем, для обучающего эффекта лучше, чтобы воспитателем были даны определенные вопросы и даны задания. Отвечая на эти вопросы и выполняя задания, воспитанники могут приводить свои примеры, выдвигать аргументы и контраргументы. Следует организовать сеть, чтобы воспитанники могли присылать письма каждому члену группы со своим ответом. При обсуждении каждый может написать несколько писем – помимо своего мнения, дать комментарии, задать вопросы другим членам группы, отреагировать на чьи-то мнения, высказать свои опасения, привести более точные, с их точки зрения, примеры. Для этого можно делать копии для каждого участника, но лучше завести общий ящик в Интернете, для доступа в который пароль будут иметь члены группы и воспитатель. Письма будут писаться на один адрес и каждый участник сможет его прочитать.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция  воспитателя на желание воспитанника выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.                                                                             Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от  того, что мы заложим в души наших детей.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс: метод активизации резервных возможностей личности и использованием принципов интенсивного обучения (Вячеслав Петрусинский)

объяснить  предназначение метода  активизации резервных возможностей личности с использованием принципов интенсивного обучения; назвать основные параметры модели реального  п...

Презентация "Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования современных технологий и техник в школе для детей с ТНР."

Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования  современных технологий и техник в школе для детей с ТНР....

Возможности использования корнесловно - смыслового метода в формировании ценностно – смысловых представлений обучающихся.

Статья  ст. преподавателя кафедры общей  педагогики и психологии ГОАУ ЯО ИРО     Бояровой Е.С....

Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива в процессе совершенствования речевой компетенции учащихся основной школы

Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива в процессе совершенствования речевой компетенции учащихся основной школы (на материале французского языка)...

ДОКЛАД: Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках родного языка и литературы с применением различных современных методов обучения и воспитания.

Цель инновационной работы: формирование у учащихся готовности  к саморазвитию  навыков информационно-коммуникативной деятельности в процессе обучения и воспитанияЗадачи инновационной работы:...

Статья "Возможности использования краеведческого материала в обучении и воспитании школьников"

В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании кр...