«Возможности использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла".
консультация ( класс) по теме

Статья и презентация могут быть использованы для проведения методического семинара для учителей преподающих предметы естественнонаучного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панцова Наталья Ивановна,

 учитель биологии высшей категории

 МБОУ «Погорельская СОШ»

Зубцовского района Тверской области

«Возможности использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла".

   Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития. Основной формой в школе остается урок, и очень важно включить возможности Интернет в деятельность учащихся, учителей, реализовать потенциал современных средств информационных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), направленный на реализацию требований ФГОС.  Никто не оспаривает значимость использования ЭОР  на уроках, но сегодня мы поговорим о «другой стороне медали» - внеурочной деятельности.

        В настоящее время уже невозможно представить себе современный мир без компьютера. Использование компьютера предоставляет  новые возможности повышения заинтересованности учащихся в изучении предметов  любой направленности, и особенно предметов естественнонаучного цикла, способствует развитию общеучебных компетенций, и, в дальнейшем,  самостоятельному получению необходимой информации.

     При использовании современных технических средств значительно меняется роль педагога и учащегося, характер самого учебного процесса, его методы и содержание. Использование ИКТ и ЭОР  в учебной и внеурочной деятельности позволяет решить следующие проблемы: индивидуализация и дифференциация обучения; мотивация обучения; избежание трудностей при работе с печатными пособиями; дефицит времени; активизация самостоятельной работы учащихся.

Информационные технологии относятся к методам активного обучения, которые побуждают школьников стать активными участниками учебного процесса, а не только пассивно впитывать получаемую от учителя информацию. Они позволяют: 
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; 
- коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, включая их во внеурочную деятельность и формируя у них системное мышление;
- рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса во всех его формах; 
- использовать  принципиально новые познавательные средства; 
- изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических, химических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; 
- представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические  и биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью. 

Характеристика ЭОР

ЭОР– это хранилище информации, в котором можно найти все ответы на нужные нам вопросы. Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования. В этой связи рекомендуется максимально широкое использование в 5-11 классах электронной базы ресурсов федеральных образовательных порталов, предназначенных для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.

ЭОР – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Дидактические принципы применения ЭОР

Как и в традиционном обучении, современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) базируются на известных дидактических принципах и правилах:

Интерактивность.

Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию, их копирование, обращение к справочной системе, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;

Практическая ориентированность.

По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок заданий практической направленности – электронные практические работы, лабораторные работы, моделирование, дополнительная визуальная информация, которые становятся универсальным тренингом для обучающихся;

Доступность

Методика изложения материала должна быть доступна для восприятия и позволять осуществлять обучение или проводить исследование , как с помощью учителя, так и самостоятельно;

Научность изложения материала.

Изложение материала опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;

Последовательность изложения

Диалоговый интерфейс, система ссылок  позволяет инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;

Модульность и вариативность изложения

Материал разбивается на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от поставленных целей и  решаемых задач обучения.

Типы и формы  ЭОР

1. Цветные рисунки и фото.

 Цветные рисунки и фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность, приближенность к реальной жизни, что способствует лучшему усвоению материала и повышению результативности занятия.

2. Слайд-шоу 

- сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Использование слайд-шоу дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал, привлечь внимание учащихся. Особенно полезны слайд-шоу при изучении многообразия живых организмов различных систематических групп,  при разборах методик проведения исследований и  экспериментов.

3.Видеофрагменты 

- выполняют функцию, аналогичную использовавшимся учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень. Видеофрагменты с использованием компьютера, позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания проблемной ситуации на занятии или при анализе ошибок (при полевых исследованиях и т.п.)

4. Анимации

- аналоги традиционных фрагментов "мультфильмов", включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных физических, химических, биологических процессов, в том числе и микромира. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. В подобных анимациях облегчена остановка и переход к нужному фрагменту, за счет синхронизированного звукового сопровождения возможно квалифицированное объяснение процесса с нужными визуальными акцентами.

5. Интерактивные модели и рисунки, схемы.

   Интерактивные модели - трёхмерное изображение реального предмета или анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Многие биологические процессы (и не только биологические) отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные

обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. 

 К этому типу ЭОРов можно отнести интерактивные таблицы,  в которых фрагменты могут "оживать" в короткие анимации,   укрупняться с появлением новых деталей.

6. Мультимедийные презентации.

Данная форма позволяет представить изучаемый  материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в аналогичном порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мысленных образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения.

Кроме того могут служить  средством получения информации и средством представления результата деятельности (например: защита проекта или исследовательской работы: отчёт о практике).

7.Электронные энциклопедии

- Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники, определители.

8.Особый тип электронных образовательных ресурсов – сайты ИНТЕРНЕТ

Здесь можно найти всё что угодно, но задача учителя определится с сайтами, которые могут использовать школьники. Существует перечень  проверенных сайтов с качественными образовательными ресурсами. Например:

  1. http://fcior.edu.ru - Коллекция федеральных электронных

образовательных ресурсов

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.ecosystema.ru  - Экологический центр «Экоситема»

Также учащиеся  могут использовать  средства Интернет для участия в сетевых проектах. 
например: ГБУДО ОблСЮН Тверской области предлагает для ребят участие в сетевых проектах: «Оленёнок» - для младшего школьного возраста, «Лесам Верневолжья быть»,  «Исследователь природы». «Урожайная грядка» - ( 5-11 классы).

Преимущества и обучающие возможности ЭОР  

Применение ЭОР во внеурочной деятельности позволяет сделать занятия более наглядными и интересными,  повысить их эффективность. При помощи ЭОР стало возможным обогатить внеурочные занятия   качественным иллюстративным материалом, показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, моделировать химические процессы и явления, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Системы виртуального эксперимента позволяют ученику проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности и по временным характеристикам. Для учителей использование наглядных моделей, интерактивных анимации помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов.

Электронные энциклопедии поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; систему навигации на основе гиперссылок. Учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.

Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности обучающихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

    Таким образом, ЭОР представляет собой эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти.

Ограничения использования электронных технологий. МИНУСЫ

Информатизация образования – объективный и поэтому неизбежный процесс. Как и любая инновация, применение  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе имеет не только достоинства, но и неизбежные недостатки. Существует целый ряд проблем, обусловленных применением ЭОР в учебном процессе :

  • деятельность обучающихся приобретает монотонность;
  • сужается поле творческой деятельности и активности обучающихся;
  • лавинообразный поток информации при использовании ЭОР обескураживает человека;
  • происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности; усиление логического мышления приводит к подавлению интуитивного начала;
  • изоляция обучающихся друг от друга, отсутствие межличностного общения; опасность снижения социализации человека;
  • мотивация обучающихся к процессу работы на компьютере может приобретать чрезмерное значение и отвлекать от решения основной задачи.

Положительные стороны использования ЭОР во внеурочной деятельности перевешивают так называемые «минусы». Но забывать о них не следует.

     Использование ЭОР позволяет организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу, активизируют познавательную деятельность, повышают эффективность и качество образования. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются системно-деятельностый подход, личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей детей с учетом здоровьесберегающих технологий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Возможности использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной деятельности по предметам естественнонаучного цикла". Автор: учитель биологии МБОУ «Погорельская СОШ» Зубцовского района Панцова Н.И.

Слайд 2

Возможности информационных технологий постро ение открыт ой систем ы образования изменение организаци и процесса обучения рациональ ная организ ация познавательн ой деятельност и школьников использова ние принципиально новы х познавательны е средства изуч ение явлени й и процесс ов на основе использования средств компьютерной графики и моделирования

Слайд 3

Характеристика ЭОР ЭОР – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения

Слайд 4

Дидактические принципы применения ЭОР Интерактивность Практическая ориентированность Научность изложения материала. Последовательность изложения Модульность и вариативность изложения Доступность

Слайд 5

Типы и формы ЭОР Цветные рисунки и фото Слайд-шоу Видеофрагменты Анимации Интерактивные модели и рисунки, схемы Мультимедийные презентации Электронные энциклопедии

Слайд 6

Особый тип электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru - Коллекция федеральных электронных образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.ecosystema.ru - Экологический центр «Экоситема»

Слайд 7

Сетевые проекты

Слайд 8

Преимущества и обучающие возможности ЭОР Применение ЭОР во внеурочной деятельности позволяет сделать занятия более наглядными и интересными , повысить их эффективность ЭОР представляет собой эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти

Слайд 9

«Минусы» деятельность обучающихся приобретает монотонность сужается поле творческой деятельности и активности обучающихся лавинообразный поток информации излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности; опасность снижения социализации человека; мотивация обучающихся к процессу работы на компьютере может отвлекать от решения основной задачи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Использование ресурсов I-школы при обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционно.Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том ч...

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего

Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...

Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методическая разработка  раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....

4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности

В данном разделе размещена информация по применению ИКТ в свойе работе.1. Электронный образовательный продукт на секцию дополнительного образования регионального образовательного форума "Вектор-2...

4.6.1. Разработка электронных образовательных продуктов: использование готового современного интерактивного оборудования и электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности

1. Семинар-совещание по теме  «Завершение текущего учебного года. Подготовка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к новому учебному году. Реализация краткосрочных про...