"Школьная библиотека как инструмент реализации ФГОС ООО"
статья ( класс) на тему

Маркина Юлия Геннадьевна

Информация для доклада на методическом объединении школьных библиотекарей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная библиотека как инструмент реализации ФГОС ООО. Информационное сопровождение модернизационных процессов образовательных организаций, повышение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Докладчик:

руководитель РМО ШБ –

педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ №9

Ю.Г. Осипенко

Татарск – 2015

В настоящее время в мире стандарты образования меняются быстро. Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребёнку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

При смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития.

Следовательно, мы наблюдаем, что школьная библиотека – важнейший компонент учебного процесса, который тоже должен перестраивать свою специфику работы. А именно повышать качество и расширять ассортимент предоставляемых ею услуг. Недаром В.В. Путин отметил, что модернизация сети школьных библиотек, оснащение их самыми современными технологиями являются одними из ключевых условий прогресса российского образования. На сегодняшний день библиотеки наряду со всеми притерпивают изменения, связанные с внедрением ФГОС.

Специфика работы библиотекаря меняется с введением

Ключевыми задачами современной школьной библиотеки становятся:

Исходя из задач, школьные библиотекари строят деятельность библиотек по трём направлениям:

Специалист библиотеки может и должен организовывать внеурочную деятельность. Для этого необходимо создать в школьной библиотеке необходимые условия: библиотека должна быть информационным центром, с компьютерами и сложными программами; совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности обучающихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности обучающихся включающей:

  • навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);
  • умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);
  • перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);
  • умения использовать современные информационные технологии.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения.

В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов.

Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров). Локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Для более полноценной реализации ФГОС НОО и ООО в деятельности школьных библиотек должны использоваться интернет-технологии:

Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогических работников в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».

В формате нового образовательного стандарта фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем предметам» учебного плана должен быть укомплектован дополнительной литературой по разным областям знаний, в том числе собраниями словарей, литературой по социальному и профессиональному выбору обучающихся.

Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащённой современной техникой.

В федеральном государственном стандарте значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся всё более значимыми. Необходимость библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами: «Закон об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС. Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных организаций становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключится и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. К квалифицированным специалистам школьной библиотеки тоже предъявляются новые профессиональные требования в условиях реализации ФГОС:

Школьная библиотека и её квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важнейший инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных организаций реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и главным направлением работы школьной библиотеки.

Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Именно в помещении школьной библиотеки незаметно, но формируется духовное здоровье нации.

В завершении хотелось бы акцентировать ваше внимание на то, что на сегодняшний день в Татарском районе обозначены перспективные направления работы школьных библиотек на 2015-2020 годы. С учётом этих направлений нам необходимо построить свою работу на ближайшие 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

«Исследовательская деятельность педагога как методический инструмент реализации ФГОС»

Об исследовательской деятельности обучающихся можно говорить долго, и это тема не одной встречи. Безусловно,  исследовательская деятельность являются   направлениями работы с одар...

Статья. Рейтинговая система оценивания знаний студентов как один из инструментов реализации ФГОС.

Сегодня, когда система образования претерпевает серьёзные изменения, связанные с введением ФГОС, меняется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной де...

Эссе на тему: «Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации ФГОС»

Сегодня российская школа находится на очень важном этапе своего развития: осуществляется внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Это означает обновление с...

ЭФУ - новый инструмент реализации ФГОС

В презентации приведены материалы по внедрению электронных форм учебников (ЭФУ) в образовательный процесс школы...

Практикоприменение ЭОР как успешный инструмент реализации ФГОС

В статье описаны виды и формы ЭОР и возможности их применения на разных этапах урока как по истории так и по обществознанию....