Диагностика письменной речи у младших школьников по методике О.И.Азовой.
статья ( класс) на тему

Петрович Ольга Дмитриевна

Материал для метотодического объединения учителей-логопедов. "Выявление актуального уровня речевого развития младших школьников стандартизированными методиками обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azova.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Диагностика письменной речи у младших школьников» по методике О.И.Азовой.

(Материал к семинару-практикуму (21.03.16) «Выявление актуального уровня речевого развития младших школьников стандартизированными методиками обследования». Учитель-логопед: Петрович О.Д.)

В пособии предлагается материал для логопедического обследования младших школьников с дизорфографией при отборе детей с общим недоразвитием речи в группу по коррекции нарушений письменной речи.  В то же время материалы обследования могут быть использованы как тренировочные для коррекции нарушений устной речи.

Специфические нарушения письма у детей, с  точки зрения отечественных авторов, подразделяются на дисграфию, проявляющуюся в нарушении фонематического принципа написания, и дизорфографию, которая связана с трудностями усвоения  морфологического и традиционного принципов правописания.

Эти два нарушения письменной речи тесно связаны между собой, имеют в своей основе единый механизм – несформированность языкового (речевого) развития.  У детей с дисграфией выявляется большое количество стойких орфографических ошибок.

По поводу этиологии и патогенеза дизорфографии не имеется единой точки зрения. Возможно, это объясняется тем, что группа детей с этим нарушением речевого развития неоднородна.  По данным Визель Т.Г. и Е.Д. дмитровой, некоторые дети с дизорфографией имеют неблагополучный анамнез, например, остаточные явления поражения головного мозга. Которые служат отрицательным фактором при обучении грамоте. Авторы выдвигают концепцию, согласно которой решающий фактор дизорфографии – «незавершенная  латерализация речевых процессов, необходимых для обучения письму. По мнению Т.Г.Визель, Е.Д. Дмитровой, у детей с дизорфографией имеются специфические нарушения, указывающие на заинтересованность определенных зон левого полушария: трудности выделения в предмете «пространственно-геометрических признаков»; затруднение анализа зрительных предметных образов с выделением их признаков; нарушение понимания слов и оттенков их значений.

В конечном счёте, таким детям, как считают исследователи, трудна дешифровка слогов, входящих в слово и образующих морфемы, которые в сочетании с самим словом составляют комплекс зашифрованной информации. Выявлено, что слово дешифруется  лишь при правильном представлении о слоговой и морфемной структуре слова.

Особые затруднения у детей данной категории вызывают задания по подбору однокоренных слов, проверочных слов, задания на словоизменения, морфемное членение. В связной речи у детей наблюдаются замены слов, специфические парафазии. Авторы отмечают, что «несмотря на значительную сохранность невербальных ВПФ, у детей достаточно грубо нарушены предпосылки, лежащие  в основе овладения морфологическим способом письма и орфографий. В настоящее время в большинстве научных работ дисграфия и дизорфография рассматриваются как языковое расстройство, как нарушение, связанное с недоразвитием у детей символической деятельности, процессов кодирования и декодирования, языковой способности.

Л.Г.Парамонова , анализируя уровень овладения орфографическими навыками  у детей с общим недоразвитием речи, отмечает следующее:

1.Дети с ОНР могут добросовестно выучить правила, но не будут иметь реальной возможности применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок и предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга.

2.Дети с ОНР имебт бедный словарный запас и недостаточно точное понимание значений слов, не улавливают смысловой связи между родственными словами. Проверочные слова подбираются такими детьми чисто формально и чаще всего невпопад. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил.

3.Дети с ОНР не владеют грамматическими нормами языка. Для таких детей характерны многочисленные ошибки в окончании слов, это свидетельствует о неумении учащихся согласовать слова между собой.

При не сформированности у учащихся рассмотренных предпосылок, необходимых для овладения морфологическим принципом письма, основная причина допускаемых ими грамматических ошибок будет заключаться  не в простом незнании грамматических правил, а в невозможности их усвоения до проведения специальной коррекционной работы.

У детей с ОНР имеет место отставание в речевом развитии, приводящее к трудностям усвоения школьной программы по русскому языку. Дети с явными признаками отставания в речевом развитии неизбежно встречаются в школе с большими или даже непреодолимыми трудностями в овладении морфологическим принципом письма, т.е. в усвоении и реализации на письме грамматических правил. Особенно большие сложности возникают при овладении морфологическим анализом и при подборе проверочных слов.

Таким образом, нарушение морфологического принципа письма встречается у младших с бедным словарным запасом и нарушениями формирования грамматических категорий языка. При овладении письменной речью такие нарушения приводят к дизорфографии.

Многие исследователи (Р.И Лалаева, Р.Е.Левина, А.В.Ястребова и др.) отмечают, что у школьников с ОНР не сформированы многие речевые и неречевые предпосылки усвоения навыков правописания или первоначальное звено ассоциативной цепи при образовании орфографического навыка.

Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. Отсутствие специальной организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются у детей с речевой патологией не только в период обучения в начальной щколе, но и в средних и старших классах. Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребёнка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития.

Школьники с дизорфографией принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы создаются не только затруднения в процессе обучения. Но и зачастую дети оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Недостаточно разработана проблема диагностики и коррекции дизорфографии.

Методика исследования составлена с учётом требований «Программы средней общеобразовательной школы, начальные классы (1-4-е классы одиннадцатилетней школы)» Это позволило отобрать необходимый материал в соответствии с возрастными возможностями школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы нарушения письменной речи у младших школьников

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения письменной речи у младших школьников.Проанализировано развитие письменной речи в онтогенезе. Уточнили представления о дисг...

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников

В статье описываются задания и упражнения, выполняя которые можно предотвратить появление дисграфии....

Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников

В выступлении на методическом объединении учителей-логопедов Белгородского района дано описание видов дисграфии, составлен план коррекции нарушений письменной речи учеников младших классов....

Нарушения устной и письменной речи у младших школьников

Материал подготовлен для выступления на методическом объединении учителей начальных классов с целью ознакомления со специфическими ошибками младших школьников....

Современные методы коррекции письменной речи у младших школьников с нарушениями развития психоневрологических функций.

Использование игровых приемов, обеспечивающих полимодальность воздействия, способствут развитию высших психических функций, снятию эмоционального напряжения, неуверенности, и, как следствие, повышает ...

Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников

Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников...