«Формирование трудовой компетенции во внеурочное время»
учебно-методический материал на тему

Вершинина Ольга Ивановна

Виды трудовой деятельности во внеурочное время для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_trudovoy_kompetentsii_vo_vneurochnoe_vremya.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование трудовой компетенции во внеурочное время»

Уважаемые педагоги, своё выступление я хотела бы начать с притчи:

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду и постараюсь это предотвратить». Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует два подхода:

1.        Предотвратить

2.        Спасать.

Наша первостепенная задача - «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой.

Воспитательный процесс основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Если специально не учить их ими пользоваться - сообщённые знания и сведения превращаются в мёртвый груз. В связи с этим задача воспитателя – обеспечить сознательное и прочное усвоение обучающимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, умений и навыков.

Внеурочное время включает в себя такие виды трудовой деятельности как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, общественно-полезный труд, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребёнок с одной стороны, занимается самообслуживанием, с другой - помогает навести порядок в спальне.

Самым элементарным видом труда является самообслуживание.

Самообслуживание вводится с 1 года обучения и состоит из следующих видов деятельности: личная гигиена, уход за причёской,одевание, раздевание, уход за постелью, уход за личной одеждой, культура питания, приведение в порядок своего рабочего места, уход за личными и учебными принадлежностями. В связи с этим формируются следующие знания, умения и навыки: совершать утренний и вечерний туалет, ухаживать за кожей, волосами, умение самостоятельно одеваться и раздеваться, заправлять и рассправлять кровать, выполнять мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия, ухаживать за обувью, умение самостоятельно принимать пищу, делать это правильно и аккуратно, умение ухаживать за своими учебными принадлежностями и следить за порядком на своём рабочем месте. Ребенка необходимо не только научить правильно выполнять все действия связанные с самообслуживанием, но и выработать у него привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом.

Хозяйственно – бытовой труд в силу своей каждодневности и системности является одной из активнейших форм накопления детьми трудового опыта, трудовой культуры. Воспитатели приучают ребёнка к порядку. У каждого воспитанника есть своё место в шкафу, там всё должно лежать в разумно организованном порядке. Дети делят одежду на подгруппы: нижнее бельё, кофты, брюки. И соответственно складывают их. Дети самостоятельно выполняют влажные уборки, наводят порядок в помещениях, учатся накрывать столы и убирать посуду после приёма пищи. Например, в классе устанавливается поочередное дежурство. Дежурные выполняют различные работы – полив цветов, подметание и мытье пола в классе, расстановка книг и тетрадей, вытирание пыли с мебели, качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.) На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ученик будет периодически выполнять хозяйственные обязанности. Важно подчеркнуть слаженность в работе, взаимовыручку и поддержку. Содержание хозяйственно-бытовой подготовки включают дежурство в интернате, школе, столовой, площадке. С помощью этого вида труда воспитывается опрятность, аккуратность, привычка себя обслуживать.

Воспитанники осваивают и навыки общественно-полезного труда.Весной и осенью ведут работу по благоустройству территории школы и прилегающих к ней участков.Осенью это в основном сбор урожая, уборка мусора, приготовление клумб на весну. Весной же убираем старые листья, прошлогоднюю траву, оформляем газоны и клумбы, высаживаем рассаду цветов, поливаем.Зимой рассчищаем снег с закреплённой территории.Оказываем посильную помощь ветерану войны Носкову Н.Н. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с ОВЗ в процессе воспитания необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.  

Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие школьников. Нужно обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану. Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг  друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов:  наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур, осуществляются  меж предметные связи с уроками математики.

На занятиях прикладного труда воспитатели раскрывают способности детей, прививают им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу. На занятиях развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. Дети овладевают вышивкой бисером, крестиком, вязанием на спицах и крючком, изготовлением мягких игрушек, объёмных картин, составлением панно и композиций из солёного теста. Поделки представляются на районных, областных выставках.

Подводя итоги диагностики  мы видим, что дети приходят плохо владея знаниями, умениями и навыками,  которые необходимы чтобы успешно социализироваться в макро- и микро социуме. Это происходит из недостатка внимания родителей т.к. основная масса детей из неблагополучных семей. Находясь в школе у обучащихся начинают формироваться трудовые знания, умения и навыки необходимые в самостоятельной жизни.

В начальном звене отрабатываются навыки учебного поведения, овладевают навыками самообслуживания, формируются навыки трудовой коллективной деятельности.

В среднем звене начинают ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развивается алгоритм решения различных житейских проблем, отрабатываются трудовые навыки по уходу за собой и своим жилищем.

В старшем звене знают свои положительные и отрицательные черты, умеют дать себе правильную самооценку, принимать и оказывать помощь другим. А также имеют необходимое представление о мире профессий, сформирована потребность трудиться.

В выполнении любой трудовой деятельности с детьми необходим контроль и участие взрослого, но не следует навязывать ребенку своего мнения, надо давать ему простор для самостоятельных действий. Тогда трудовые навыки осмысливаются и закрепляются эффективней.

Чтобы добиться положительного результата при формировании навыков самостоятельности, необходимо:

проводить работу системно и планомерно, начиная от простого к сложному;

применять показ личного примера взрослого;

в процессе деятельности создавать ситуации,требующие включения детей в сотрудничество со взрослым;

создавать ситуацию успеха;

давать детям разнообразные задания, выполняя их сначала совместно, а затем самостоятельно.

Таким образом, воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желания ребенка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности.

Формирование культуроведческой компетенции во внеурочной деятельности. Школьный театр как одна из форм формирования гармонически развитой личности....

Доклад "Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»"

Доклад на Рождественские чтения. Из опыта работы по внеурочной деятельности...

Сообщение на заседании ШМО учителей технологии по теме: "Формирование трудовых компетенций»

Сообщение на заседании ШМО учителей технологии по теме:"Формирование трудовых компетенций»«В «Концепции развития образования» отмечается необходимость формиров...

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»

Формирование метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности «Загадки русского языка»...

Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»

Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...