Закрепление формируемых трудовых навыков во внеурочное время
статья

Наталья Александровна Трофимова

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление формируемых трудовых навыков во внеурочное время.

   Во внеурочное время в школе–интернате преобладают практическое использование и закрепление  полученных умений и навыков. В процессе коллективного труда осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие школьника, формируется его мировоззрение, моральные качества, воля и характер.

    Трудовая деятельность позволяет включать воспитанников в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.   

    Занятия трудом подготавливают воспитанников к трудовой деятельности, но и при соответствующей организации являются весьма эффективным средством коррекции недостатков их психики.

    Одним из методов трудового воспитания является проведение бесед о значении труда, о профессиях. Темы для бесед я подбираю следующие:«Я – старшеклассник. Могу ли я помочь ближнему», «Кем быть», «Труд моих родителей», «Любой труд в почете», «Стирка белья. Правила ухода за разными видами ткани», «Человек и труд. Зачем трудиться». Игровые часы: «Такие разные профессии», «Мой главный труд в будущем».

Внеклассные занятия с элементами практической деятельности играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся, они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использую наглядности , игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементы занимательности, состязательности (конкурсы, соревнования) - помогает создать у учащихся многообразие впечатлений, ребята познают и запоминают мир профессий. 

Труд может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость, у ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние труд оказывает на формирование у воспитанников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых заданий, за каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

          Круглосуточное пребывание детей в школе-интернате невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связанного с усвоением санитарно-гигиенических навыков и развитием общей культуры школьников. К этому виду труда относится уход за самим собой, поддерживание чистоты и порядка в классе, спальне, на школьном дворе.

 Ежедневно, утром и вечером дети заняты самообслуживанием, т.е. выполняют определенные трудовые обязанности - убирают утром и разбирают на ночь постель, складывают постельные принадлежности, одежду, делают уборку в своих тумбочках и шкафах и т.д., овладевают необходимыми навыками личной гигиены.

 К навыкам и умениям, которые необходимо привить детям я отношу уход за одеждой, обувью, постельными принадлежностями. Постоянно организую занятия по уходу за одеждой, за обувью, в процессе которых стараюсь научить детей видеть недостатки в своей одежде - оторванную пуговицу, дырку на носке- и устранить их. Кроме того, учу детей отличать пуговицу по форме и размеру, пришивать пуговицы и штопать соответствующими по цвету нитками. Много внимания уделяю заправке постелей, привитию культуры поведения в столовой, правильно кушать, пользоваться столовыми приборами, убирать одежду и обувь в положенное место, стирке мелких вещей. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате систематических упражнений и постоянного контроля. Постоянно использую прием сравнения: сравниваю чистые и грязные вещи, мятые и выглаженные, неряшливо и аккуратно застеленную постель.

    В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, у воспитанников вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепятся.

   Особенно дисциплинирует детей связанный с личным самообслуживанием хозяйственно-бытовой труд. Этот вид труда - одно из основных средств создания дружного коллектива. Дети, воспитанные в труде, меньше ссорятся, всегда жизнерадостны, доброжелательны, общительны. Учащиеся поддерживают чистоту и порядок в спальнях, столовой. При этом они начинают принимать активное участие в жизни школы, включаясь в дежурства по спальне, классу и столовой. Они учатся быть наблюдательными, ответственными.

Общественно-полезная работа для детей должна быть постоянной, повседневной, систематической. В начале учебного года распределяем трудовые обязанности между ребятами: выбираем санитара,  цветоводов, библиотекаря. В первое время подробно инструктирую ребят и контролирую каждый их шаг, а в дальнейшем предоставляю больше самостоятельности - только проверяю результат работы и недостатки. Часто советуемся с ребятами, кому и какое поручение дать. Дети любят труд, но не все одинаково работоспособны. Трудовая деятельность доставляет ребенку особую радость, если взрослые замечают, как старательно он трудится. Признание работы хорошей, лучшая награда для детей за их труд, причем к оценке работ привлекаются сами дети. Дети любят конкурсы, выставки - здесь они видят итоги своего труда. Готовясь к ним, они проявляют усидчивость, старательность, трудолюбие. В процессе коллективного труда складываются дружеские отношения.

Таким образом, воспитывая и формируя трудовые навыки, мы формируем привычку и желания ребенка сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то сам, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значимость своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование исследовательских умений и навыков на уроках биологии и химии и во внеурочное время"

Презентация к выступлению на научно-практической педагогической конференции.Представлен опыт практической исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время....

Доклад на тему "Формирование исследовательских навыков на уроках и во внеурочное время"

Исследовательский метод обучения позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся....

Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.

В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания. ...

«Формирование трудовой компетенции во внеурочное время»

Виды трудовой деятельности во внеурочное время для детей с ОВЗ....

Дебаты как средство развития у школьников навыка публичных выступлений во внеурочное время

Как подготовить модель и представить ее, используя конструктивную речь через утверждение или отрицание...