Методическое сообщение "Дифференциация при обучении игре на фортепиано с учетом возрастных особенностей"
методическая разработка

Индивидуальные особенности развития обучающихся  и их учет в процессе воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016_metodicheskoe_soobshchenie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

30.05.16                                                            МБУ ДО «НДШИ» пгт. Нижний Одес

                                 

Работа преподавателя по классу фортепиано Закутиной О.В.

Дифференциация обучения игре на фортепиано с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что учащиеся в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

  Какие же проблемы встают перед работниками школы искусств в данном случае?

 При учете возрастных особенностей развития детей преподаватель во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.

 Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

  На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся?

 Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья учащихся, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность.

 Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

  Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов.

 С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

 Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами.

 Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

  Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

  Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

 Каждому возрасту детей присущи свои психологические особенности.

Каждый педагог должен знать возрастные особенности ребенка, чтобы создавать условия  для развития личности, проявления индивидуальных свойств учащегося.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:

Дошкольный период (4 – 7 лет)

Игра как основной вид деятельности.

Психологические способности:

Преобладает:

-наглядно – образный характер мышления

-активное воображение

-непроизвольное внимание

 Младший школьный возраст (7 – 11 лет)

Ведущий вид деятельности – учеба.

Физиологические особенности младшего школьника:

-хрупкость организма

-быстрая утомляемость

Психологические способности:

-психологическая перестройка организма, связанная с поступлением в школу

-особенности нового режима взаимоотношений с учителем и одноклассниками

-процесс учения

- слабость произвольного внимания

Особенности восприятия:

-эмоциональность

-конкретность

-любознательность

Особенности памяти:

-наглядно – образная

Подростковый возраст 11 – 15 лет

Особенности физического развития:

- переход от детства к взрослости

-перестройка организма учащегося

Индивидуально – психологические особенности:

- перестройка интересов

-изменение типов отношений

-стремление к самоутверждению

-потребность в общении

-дружба

-жизненный идеал

-система нравственных ценностей

      В пределах каждого возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Педагогу совершенно необходимо хорошее знание возрастных и индивидуальных различий, особенностей учащихся, для применения педагогических форм, средств и методов обучения. Что способствует развитию особенностей, интересов, возможностей данного возраста.

 Исходя из этих особенностей, можно предложить различные репертуарные планы для обучающихся одного класса, но разных по возрасту:

Примерные репертуарные  планы обучающихся 1 класса:

1 класс (7 - 8 лет)

 Полифонические произведения:

А. Гедике «Ригодон» До мажор

Ж. Арман «Пьеса» Ре мажор

 Крупная форма:

Ю. Весняк Сонатина Соч.1 №5

К. Вилтон Сонатина До мажор

Пьесы:

С. Майкапар « Мотылек»

Я. Лефельд «Кошечка»

Д.Г. Тюрк «Веселый Ганс»

В.Курочкин «Вальс»

Ж. Арман «Пьеса» ля минор

Этюды:

А.Николаев Этюд ре минор

К. Гурлитт Этюд Соль мажор

К. Черни (редакция Г. Гермера) Этюды №1,2 (1 тетр)

Е. Гнесина Этюд До мажор

А.Николаев Этюд  До мажор

 

Ансамбли:

А.Гречанинов. «На зеленом лугу».

Украинский танец «Казачок».

Й. Иорданский. «Песенка про чибиса».

1 класс (10 – 12 лет)

Полифонические произведения:

И.С.Бах. Волынка (из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»)

И.Кригер Менуэт ля минор

Произведения крупной формы:

Д. Кабалевский Легкие вариации на тему русской народной песни

И.Беркович Сонатина Соль мажор

Пьесы:

А. Гедике «Прелюдия»

Б. Дварионас «Прелюдия».

Е. Гнесина «Сказочка».

Д. Кабалевский «Старинный танец».

Этюды.

К.Черни. Этюды № 10, 11, 13, 18, 40 (из сборника «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Г. Гермера).

А. Жилинскис Этюд Соль мажор

Л. Шитте Этюд До мажор

Ансамбли:

М.Глинка «Ходил вечер у ворот».

М. Старокадамский «Любитель-рыболов».

П.Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица».

Примерные планы урока в 1 классе:

Возраст обучающихся  6 -7 лет

  1. Организационный момент
  2. Игра «Угадайка» (слуховой анализ)
  3. Работа над организацией игровых движений (упражнение «Ручеек», «Цапля», «Радуга»)
  4. Работа над пьесами
  5. Физкультминутка
  6. Работа по карточкам (нотная грамота)
  7. Слушание пьес в исполнении педагога
  8. Музыкальная физкультминутка (ритмические игры)
  9. Подбор по слуху песенок
  10. Музыкальные загадки
  11. Итог урока
  12. Оценивание (педагог оценивает урок, объясняя все положительные и отрицательные стороны урока)
  13. Домашнее задание

(объяснение всего теоретического и практического материала  выполняется в классе,  дома ребенок только  закрепляется изучаемый материал)

Особенности работы с 6 – 7 летними обучающимися 1 класса:

-продвижение должно быть медленным, пианистические требования ограничены

-уроки должны быть оформлены, более увлекательны, чтобы ребенок не утратил интерес

- подбор учебного материала должен быть необычным: нужно выбирать несложные музыкальные пьесы и разучивать их без детальной проработки

- преподаватель должен быть исключительно терпелив, доброжелателен и исполненный интереса к своему ученику

-инструментальное обучение должно быть не тягостным трудом, а привлекательной гранью жизни во все годы обучения ученика в музыкальной школе

Возраст  обучающихся 10 – 11 лет

  1. Организационный момент
  2. Работа над организацией движений, конструктивные упражнения и гаммы
  3. Музыкальное лото
  4. Игра этюдов
  5. Физкультминутка (может быть одна на протяжении всего урока)
  6. Творческие задания (импровизация, сочинение на заданные темы)
  7. Работа над репертуаром
  8. Ритмические упражнения
  9. Итог урока
  10. Оценивание (обучающийся оценивает себя сам)
  11. Домашнее задание (самостоятельно работает дома)

На уроке  должны быть дробные формы работы, срабатывает охранное торможение.

Урок должен быть комплексным: 5 мин. пение песни, 5 мин. ритмические упражнения,3 мин. проигрывание произведения на фортепиано,3 мин. слушание музыку, 3 мин. чтение нот с листа, 2 мин. физкультминутка.

На каждом уроке должен присутствовать принцип наглядности: плакаты, карточки, ритмические блоки, рисунки, книжки со сказками, тексты песен, видео -, аудио – материалы.

Большую роль в помощи преподавателю играют родители, помогающие ребенку заниматься дома. Обязательно пригласить на урок родителей первоклассников, ведь они главные помощники своим детям и учителю. 

   К выбору репертуарного плана, я всегда подхожу индивидуально к каждому ребенку, и в каждом последующим классе применяю дифференцированное обучение. Всегда, учитываю возрастные особенности учащихся моего класса.

В старших классах продолжается такая же дифференциация обучения.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ:

Упражнение «Ручеек»

/7 лет /

объяснение штрихов, идти через образ, через картинку и показ – ребенок понимает сразу, как играть ручеек.

/10 -12 лет/

говорить конкретно, как надо играть упражнение на группировку пальцев, такой – то аппликатурой, не обязательно рассказывать, что такое ручеек, объяснить как факт, как играть упражнение.

Нотная грамота

7 лет - долго учим ноты, выкладываем пуговками

10 лет - можно сразу объяснить ноты на линейках, между линеек, добавочных в скрипичном ключе и сразу перейти на басовый ключ

Использовать музыкальное лото

 Ритмические упражнения

 7лет - «Музыкальный ежик»

 10 лет – «Передай ритм другому»

 7 лет - запись палочками

 10 лет - ритмические организационные блоки

Изучение регистров

7 лет – долго, увлекательно, на примере изобрази щебет птиц, рычание тигра, баюканье куклы, гроза, медведь, царство Кащея, звон стекла

10 лет – объяснить 1,2,3,4 октавы….покажи ноты в контроктаве, ми в субконтроктаве, фа в малой октаве

Работа над произведениями:

«Кот и мышь» Ф. Рыбицкий

7 – 8 лет присуще конкретное мышление, т.е., должно быть больше образного сравнения

ход на легато кот – представляем толстого, увалень, хозяин в своей квартире, поэтому играем плотно, по дну клавиш

мышь – боится, дрожит, стаккато не активное, а боязливое, аккуратное, рука приспосабливается к исполнению

работа с малышами через образ

10-12 лет -  конструктивно, правилами, формулировками, общими понятиями – они понимают.

«Зима» Крутицкий

7 лет– больше наглядности, они маленькие мыслят конкретно, должна быть перемена деятельности, форм

-показать картинку

-сыграть

-вырезать снежинку

д/з нарисовать картинку о зиме

10-12 лет

-сыграть

-показать картинку

-попросить прочитать стихотворение о зиме

-придумать рассказ, подобрать стихотворение, отрывок из прозы о зиме

  Заключение

Цель деятельности преподавателя – «раскопать» и «раздуть» искорки любви к музыке, создать наилучшие возможности для развития музыкальных задатков, таящихся в душе многих детей.

Если педагог именно так и понимает свою задачу, так подходит к детям – он будет вознагражден: в его классе обязательно выявятся способные ученики, многие из которых в будущем станут активными и преданными любителями музыки, некоторые – и хорошими профессионалами. Обучение детей не терпит шаблона, уравниловки.

 Наблюдая и изучая ученика в ходе занятий с ним, педагог пробует различные приемы воздействия, подбирает для каждого ученика репертуар, делает выводы относительно возможных темпов развития: одного ученика приходиться вести медленно, другому, которому дается все легко, ставить все новые и более трудные задачи, вести его « скачками».

 Кривая развития каждого ученика окажется различной: в одних случаях – плавный, равномерный подъем, в других – неожиданный, казалось бы взлет и расцвет – на самом деле закономерно подготовленный на предыдущем этапе обучения.

 В умении найти для каждого обучающегося наилучший путь и темп развития – проявляется мастерство педагога. Педагог должен быть хорошим психологом, чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Используемая литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
  2. Божович Л.И.Возрастные закономерности формирования личности ребенка.М.,2011.
  3. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. М., 2009.
  4. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки, М.,2011
  5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 2010.
  7. Мир детства: Младший школьник. М., 2011.
  8. Мир детства: Подросток. М., 2012.
  9. Мир детства: Юность, М., 2008.
  10. Миславский Ю.А.  Саморегуляция и активность личности в   юношеском возрасте. М.,1991.
  11. Психология современного подростка /Под ред. Д.И. Фельдштейна.       М.,2007.
  12. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников /Музыка в школе,1984 №2/
  13. Фридман Дж. Как развить талант ребенка М.,2011
  14. Интернет -  сайты по данной теме.

Характеристика возрастных особенностей современных школьников

В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды:

1)дошкольный возраст  4 – 7 лет

1) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;

2) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;

Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано

Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано...

Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"

Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет)...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. по проведению третьего часа физической культуры в 1-4 классах в целях обучения основным техническим приёмам баскетбола в соответствии с программным материалом и с учетом возрастных особенностей занимающихся

Министерство образования и науки Республики КазахстанАкмолинская область ГУ Средняя школа №4       ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.  по проведению третьего часа...

Методическая разработка на тему: "Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте"

В моей работе описаны способы и методы обучения игре на фортепиано в раннем возрасте 4-6 лет. Описываются психологические особенности этого возраста, влияние родителей и окружающей среды на формирован...

Методическая разработка программы обучения игре на фортепиано

Эта программа – результат многолетней работы по обучению игре на фортепиано детей разного возраста в разных городах (Киев, Донецк, Кагарлык Киевской обл., Гомель, Санкт-Петербург). Работа в классе фор...

Технология построения микроциклов спортивной подготовки по лёгкой атлетике с учетом возрастных особенностей на всех этапах обучения

Технология построения         микроциклов спортивной подготовки по лёгкой атлетике с учетом возрастных особенностей на всех этапах обучения...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Начальное обучение игры на фортепиано»

Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощу...