Социальное проектирование
методическая разработка на тему

Тунгусова Ольга Николаевна

В материале представлен мастер-класс для педагогов образовательных организаций по социальногому проектированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одержанные победы рождают стимул

для новых побед и личного участия

каждого ребенка в разработке

 и реализации новых идей!!!

Люди могут вместе совершить то,

чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение их сил

может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер 

Тема мастер -  класса: «Социальное проектирование».

Подготовила  методист ЦДТ

Тунгусова О.Н.

Форма: коллективно-творческая деятельность.

Цель: знакомство педагогов дополнительного образования с основами проектной деятельности для формирования мотивов к разработке и реализации новых проектов, дальнейшему личностному росту, самореализации в социально-значимой  деятельности.

Задачи:

  1. Формирование ЗУН по социальному проектированию;
  2. Формирование социальной активности педагогов;
  3. Развитие навыков коллективной работы;
  4. Воспитывать инициативу в решении актуальных идей.

Оборудование: алгоритм разработки социального проекта, фломастеры, маркеры, бумага, ватманы, часы, социальные проекты ДОО «Ориентир».

Методы: словесные (беседа, пояснение), практические (проблемные ситуации, коллективно-творческая деятельность, защита, анализ), наглядные (демонстрация алгоритма разработки социального проекта, социальные проекты «Коммунарские сборы», «ГШЛ», «Поэтический марафон»).

План мастер-класса:

  1. Организационный этап – 2 мин. (приветствие, проверка их готовности к мастер-классу).
  2. Подготовительный этап – 3 мин. (сообщение и актуализация темы мастер-класса, знакомство с целью и задачами, мотивация).
  3. Основной этап – 20 мин.:
  • Актуальность социального проектирования (для кого и зачем он нужен: государства, авторов, общества);
  • Знакомство с опытом разработки и защиты социальных проектов;
  • Теория «Социальное проектирование»; «алгоритм разработки социального проекта»;
  • Разбивка на группы по принципу «Молекул»;
  • «Мозговой штурм». Работа в группах по разработке идей проектов, направленных на решение проблем школьной жизни, организации внеклассной деятельности и т.д.;
  • Защита идей проектов (их целесообразность, реальность, жизнеспособность);
  • Обобщение, выбор лучших идей проекта (голосование);
  1. Итоговый этап – 5 мин. (подведение итогов мастер-класса).

Ход мастер-класса.

  1. Организационный этап
  2. Подготовительный этап:

В последнее время все чаще можно услышать: создать проект, заниматься  проектированием или социальным проектированием. Это не случайно, сегодня все больше людей начинают осознавать, что всем нам необходимо брать ответственность за улучшение состояния общества, предпринимать конкретные шаги по решению некоторых общественных проблем, например помощь пожилым одиноким людям, озеленение улиц родного города, организовывать досуг дворовых мальчишек и девчонок. Создание и реализация социальных проектов, помогает  добиваться улучшения окружающей среды. Вот почему сегодня это стало очень актуально.

  • Кто-нибудь из вас когда-нибудь самостоятельно разрабатывать социальный проет?
  • На ваш взгляд, что такое социальное проектирование?
  • В чем его необходимость?
  • И зачем это надо вам лично?

Данная технология эффективна для государственного заказа потому, что включение подростка в личностное и общественное социальное проектирование содействует формированию сознательной гражданской позиции. С общественной точки зрения проектная деятельность является эффективной потому, что ориентиром становится способность подростка к самоорганизации и организации других, участию в преобразовании социальной действительности и явлений.

Для самого подростка участие в социальном проектировании, с одной стороны, решает его коммуникативные проблемы, с другой – это возможность саморазвития, личностной успешности, собственного образования, становления и укрепления позиции лидерства.

Ежегодно по всей стране объявляется акция «Я – гражданин России», в рамках которой проводятся конкурсы детских и молодёжных социальных проектов. Ребята из Нижневартовска и Нижневартовского района регулярно участвуют со своими проектами в городе Нефтеюганске. Основным требованием к участникам городского, окружного и Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» является умение лидера показать знания, навыки в разработке, защите социальных проектов. В настоящее время администрацией города Нижневартовска объявлены конкурсы каникулярных социальных проектов, проектов на лучшую пропаганду здорового образа жизни, конкурсов по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Участие в конкурсах – это реальная возможность получить грантовые средства на реализацию социальных проектов, а так же, повлиять на позитивное развитие личности подростка (его саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию)

Обмен опытом (наглядное сопровождение проектами ДОО «Ориентир»)

  • В феврале 2003 г. был разработан проект «Твори добро другим во благо!», в котором мы определили 3  направления: «Надежда», «Наполним мир добром», «Шаг навстречу», был разработан план работы по проекту. Для реализации плана понадобилось скоординировать работу с социальным приютом «Арго», семейным клубом «Надежда», пансионатом для пожилых людей и инвалидов, наметить перспективы данного сотрудничества.
  • В марте 2004 г. проект был подготовлен и представлен на IV Окружной акции «Я – гражданин России» в г. Нефтеюганске, где получил сертификат участника.
  • В 2005 лидерами ДОО «Ориентир» был инициирован новый проект «Давайте станем друзьями!», направленного на установление контакта с детьми и подростками деревень и поселков Нижневартовского района, с целью вовлечения их в совместную общественно-полезную, коллективно-творческую практическую деятельность, а также, оказанию посильной помощи пожилым людям. Данный проект стал победителем городского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России!», в номинации «Гран-при» и получил грант в размере 15000 рублей.
  • В 2006 году с целью формирования и развития у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, формирования положительного имиджа активного, деятельного, человека инициативной группой ДОО «Ориентир» был разработан проект «Коммунарские сборы «Остаться в живых!». Проект был представлен на городском конкурсе проектов и программ в сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи и отмечен экспертной комиссией поощрительным призом в сумме 20000 рублей. (В смету расходов заложена оргтехника, атрибутика, транспортные расходы).
  • В том же 2006 году «Ориентир» принял участие в конкурсе вариативных программ (проектов) в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи города  в каникулярный период на соискание грантов, организуемом администрацией города Нижневартовска. Детская организация представила проект занятости детей и подростков города в весенние каникулы «Городская школа лидеров». Проект взял грант 100.000 рублей.
  • В декабре 2006г. администрацией города Нижневартовска был проведен ежегодный городской конкурс программ деятельности военно-патриотических клубов, объединений, общественных организаций по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Инициативной группой лидеров ДОО «Ориентир» был представлен проект «Город глазами молодых поэтов», посвященный 35-летию города Нижневартовска. Проект направлен на формирование и развитие социальной активности, гражданских идеалов, чувства патриотизма у детей и подростков через включение их в творческую деятельность по созданию стихов, приуроченных юбилею города, с дальнейшей их публикацией и издание сборника стихов. В реализацию проекта предполагается вовлечь более 100 человек из числа школьников, воспитанников детских объединений и организаций города, подростковых клубов по месту жительства. Проект был признан и взял грант 23.000 рублей.

  1. Основной этап:

Социальное проектирование – есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды, языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.

Социальный проект – это документ, в котором представлена модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений        

Приведу несколько примеров возможных направлений проектов:

  •  «Живая планета» - улучшение среды обитания, решение конкретных экологических проблем, благоустройство двора, улицы, посёлка, города;
  • «Здоровое общество» - физическое развитие, спорт, профилактика асоциального поведения, привитие навыков здорового образа жизни, профилактика социальных болезней, борьба с ними;
  • «Доброе сердце» - медицинская и социальная помощь инвалидам, работа с ветеранами и престарелыми, работа с детскими домами, интернатами, оказание конкретной помощи малоимущим, бездомным и другим социально-незащищённым группам населения;
  • «Край родной, навек любимый» - возрождение исторических. Духовных ценностей, поддержка исторических и народных традиций, развитие патриотического воспитания, краеведение и туризм;
  • «Имею право» - правовое воспитание, правовая культура, обеспечение правовой защиты детства;
  • «Семья – начало всех начал» - взаимодействие родителей и детей, профилактика социального сиротства, насилия в семье, поддержка семейных традиций, формирование культуры родительства, приобщение родителей к воспитательному процессу, развитие семейного творчества;
  • «Лидер-Творчество» - развитие ученического самоуправления, детские и молодёжные средства массовой информации, творческие события, нравственное, духовное, лидерское воспитание, формирование активной жизненной позиции, каникулярный отдых, занятость подростков и молодёжи во внеурочное время, досуг и др.

Ваши варианты

Чтобы разработать социальный проект необходимо предпринять следующие шаги:

        Постановка проблемы (введение) – актуальность проекта определяется его значимостью. Социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе  напряжённость и которое оно намеревается преодолеть. Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего на сделано для того, чтобы…» или «Все меры по … оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»).

        В этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы её масштабы и что может произойти, если она не найдёт решения.

        Приводится аналитическое осмысление проблемы в форме количественных и качественных показателей, её структурных характеристик.

        Раздел «постановка проблемы» можно считать качественно прописанным, если он:

- описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;

- ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;

- проблема выглядит значимой для микросоциума, в целом для общества;

- исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;

- масштабы проекта разумны, в нём  не делаются попыток решить все мировые проблемы сразу;

- проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов;

- проблемы сформулированы с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

- нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов, интересно для чтения и кратко;

- чётко определён способ решения проблемы.

        Цель проекта  - это осознанное представление результата деятельности по проекту.

Цель возникает при выявлении проблемы и рисует образ желаемого результата.

Требования к цели:

  • конкретность (ориентирована на решение возникшей проблемы);
  • реальность и достижимость (цель можно выполнить в определенный промежуток времени);
  • контролируемость.

        Таким образом, цель должна быть ориентирована на решение конкретной возникшей проблемы, реальна для достижения определённого результата, выполнима в определенный период времени, можно легко определить достигнута цель, или нет.

        Затем определяются задачи – действия (этапы, шаги) по достижению цели, заканчивающиеся конкретным результатом, продвигающим к цели. Задачи должны ответить на вопрос: «Как из создавшейся ситуации дойти до желаемой?».         При формулировке цели и задач лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, построить, создать, организовать (глаголы совершенного вида).

        

Управление и кадры.

        В данном разделе необходимо кратко описать схему или механизм управления и квалификацию команды управления и проектной группы. Если проект предполагает систему обучения и роста кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.

        Раздел можно считать достаточным, если:

- чётко распределены сферы и функции деятельности между членами команды управления и проектной группы;

- ясно, кто подчиняется, и кто несёт ответственность за выполнение определённых видов работы;

- реализаторы проекта обладают достаточными знаниями, умениями и навыками для выполнения поручений;

- механизм управления является эффективным, действенным.

 

Содержание и механизм реализации проекта.

        Основной компонент социального проектирования – выбор содержания, форм, методов деятельности по реализации проекту.

Подбор технологического инструментария предполагает достаточное описание, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемого результата.

Содержание проекта, как главы в книге,  должны строиться из больших и малых элементов-частей.  В качестве элементов структуры используются: блоки, направления, ступени, этапы. Для небольших проектов, состоящих из одного направления такого деления можно не делать.  Содержание проекта можно представить в виде схемы.

План действий по реализации проекта является базовым понятием в разработке проекта. В плане логически выстраиваются мероприятия в соответствии с задачами по направлениям, этапам. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведётся в графической форме.

Вариант 1:

Действия

Сроки

Ответственный

Ресурсы

Результаты

Фактические исполнители

1.

2.

Вариант 2:

Направление

(блок, этап)

Задачи

Действия, акции

Сроки

Ответственный

Средства

начало

окончание

Предполагаемые результаты.

Результаты проекта – это то, что предполагалось достичь, воплотив проект в жизнь.

По объёму данный раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотно, обоснованного проекта являются его цель и задачи (цель – это образ предполагаемого результата).

Финансовое обоснование проекта – сколько средств потребуется на осуществление проекта. Предполагает вопросы: какие средства есть в наличии? Какая есть материально-техническая база? Дополнительные источники финансирования? (спонсорская помощь, благотворительные помощь и т.д.)

Жизненность проекта – дальнейший путь развития проекта (расширение географии проекта)

Требования к проекту:

  1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
  2. Титульная страница содержит реквизиты организации-заявителя (учредителя), и организации исполнителя, отметку об утверждении проекта руководителем организации (органом управления), № протокола, дата утверждения. Затем указывается название проекта, данные об авторе (если авторов больше трёх – данные о них приводятся в информационной карте проекта), место и год  составления проекта.
  3. На второй странице проекта оформляется информационная карта проекта, в которой указывается:
  • название проекта (должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия);
  • организация исполнитель – название, адрес, телефон, факс, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель, если это не одна и та же организация; поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта, либо является учредителем исполнителя);
  • руководитель проекта (человек, отвечающий за реализацию проекта) – Ф.И.О., должность, место работы (учебы), адрес, телефон, звание (особые заслуги);
  • география – территория, на которой будет проходить реализация проекта;
  • целевые группы - координаты  реализаторов проекта, характеристика адресата (количество, возраст, социальный статус людей, на которых  направлен проект);
  • сроки выполнения – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения этапов;
  • цель проекта;
  • краткое содержание проекта (возможно данный раздел вынести из информационной карты и на отдельном листе прописать аннотацию к проекту);
  • учреждение/организация-исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, цели и задачи, род деятельности заявителей, опыт реализации аналогичных проектов, программ (данные сведения можно раскрыть во введении).
  1. Если проект больше 5 страниц по объёму (проект должен быть кратким, лаконичным, как правило, читабельно не более 10-15 страниц текста), то он имеет оглавление с указанием разделов и номеров страниц.
  2. Если в проекте используются цитаты, то необходимо делать  сноски на источники, в конце проекта приводится раздел «Используемая литература» с указанием автора, названия первоисточника, издательства, места и года издания.
  3. Каждая глава печатается с новой страницы, главы разделены на абзацы.
  4. Если проект заявлен на конкурс, его оформление должно соответствовать требованиям организаторов (заполняется информационная карта проекта, образцы смет, приложений, соблюдается порядок построения разделов проекта согласно положения/аннотации к конкурсу). Если требуются фотографии, сценарии, анкеты, отзывы, результаты исследований – то всё это аккуратно оформляется приложениями к проекту в формате А4, приложения нумеруются, после проекта прикладывается список приложений.
  5. Проект в печатном виде оформляется в формате А4, в электронном варианте – дискета обязательно должна быть подписана.
  6. Авторы обязательно оставляют у себя экземпляр проекта, так как проект не рецензируется и не возвращается организаторами конкурса.
  7. В проекте ясно излагается только до конца понятая мысль, в тексте употребляются  только те понятия, которые можно однозначно истолковать, как можно меньше научных и профессиональных слов.
  8. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной тому, кому представляется проект.
  9. Аннотация проекта характеризует проект с максимальной чёткостью, содержит не более 200-230 слов (1 страница), для коротких проектов один абзац (3-10 строк). В ней есть краткая информация о заявители, описание проблемы, цели и предполагаемого результата, прописана стратегия и механизмы, экономические аспекты и целесообразность финансовых затрат. Аннотация, написанная интересно, привлекает внимание экспертов, партнёров, так как некоторые из них будут читать только аннотацию, поэтому качественное её написание – залог успешного рассмотрения проекта, повышение вероятности его высокой оценки и финансирования.
  10. Финансовые документы прилагаются в конце проекта (сметы, бланки, описания, комментарии к бюджету и др.).
  11. Заявка на участие в конкурсе, официальные письма (обращения) прилагаются в начале проекта (перед основным описанием).

Приложение:

Алгоритм разработки социального проекта:

  1. Постановка проблемы, актуальной для местного сообщества;
  2. Определение цели, задач деятельности по реализации социального проекта (Цель – четко сформулированный ожидаемый результат; задачи – действия, этапы, шаги по достижению цели)
  3. Кадровое обеспечение (распределены обязанности, ответственность)
  4. Содержание, т.е. разработка детального плана по реализации проекта (действия, сроки, ответственные)
  5. Предполагаемые результаты (чего достигнем в итоге реализации задач)
  6. Финансовое обоснование проекта (сколько необходимо средств, на какие цели они будут израсходованы, какие средства и материально-техническая база есть в наличии).
  7. Жизнеспособность проекта (возможный дальнейший путь развития проекта)

Критерии оценки проекта:

  1. Проект новый, во многом уникальный, мало кто пытался осуществить подобное.
  2. Осуществление проекта существенно изменит ситуацию к лучшему, принесет пользу людям.
  3. Четко показано кем и как проект будет осуществляться, ясны обязанности каждого участника проекта.
  4. Бюджет проекта реален, нет завышенных требований.
  5. Авторы проекта сумели найти финансовую поддержку от других фондов или организаций.
  6. Проект жизнеспособен.

Разработка социального проекта на примере строительства дома:

  1. Постановка проблемы (введение). Определить актуальность и новизну данного проекта, чьи интересы затрагивает данная проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения. Следует учитывать, что масштабы проекта должны быть разумны, он не должен решать все мировые проблемы сразу. (Пример: у меня нет жилья – проблема, потребность).
  2. Цель и задачи проекта. Цель – это представление результата деятельности по проекту, она ориентированна на решение конкретной проблемы. (Пример: построить дом до 25.05.05…). Должна быть конкретна, реальна, достижима, предусматривает результат).

Затем определяются задачи – действия (этапы, шаги) по достижению цели. (Пример: найти деньги на строительство, закупить строительный материал, найти строителей и др.)

  1. Кадровый состав. Кто реализует проект, персонал, реализующий проект. Должны быть распределены функции деятельности по проекту, кто за что несет ответственность.
  2. Содержание и механизм реализации – выбор содержания, форм, методов по проекту. Описание каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения результата. План действий. (Пример: 1 - возьмем пробы почвы, 2 – заложим фундамент до сроков и т.д.)
  3. Предполагаемые результаты – это то, чего достигнем в итоге. (Пример: конечный результат – дом построен 25.05.05…)
  4. Финансовое обоснование проекта – сколько средств потребуется на осуществление проекта. Предполагает вопросы: какие средства есть в наличии? Какая есть материально-техническая база? Дополнительные источники финансирования? (спонсорская помощь, благотворительные помощь и т.д.)
  5. Жизненность проекта – дальнейший путь развития проекта (расширение географии проекта)

- Вопросы есть? Разбивка на 2 команды. Итак, мы преступаем к разработке идей проекта. 

Разработка идей проектов.

Защита идей проектов.

Итоговый этап (подведение итогов, словесное поощрение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся

В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...

Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся

В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...

Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия

Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...

Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"

Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута  по теме  «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...

ПРОЕКТ по теме «Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности. Книга Памяти».

Проект «Книга Памяти» направлен на формирование у обучающих чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, живущих в ней....