ЭОР, как продукт проектной и исследовательской деятельности учащихся
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Выступление на школьном семинаре педагога-психолога
Шабельник Татьяны Вячеславовны
ЭОР, как продукт проектной и исследовательской
деятельности учащихся.
Информатизация образовательной среды школы привела к тому, что современную школу трудно представить без использования средств информационных и коммуникационных технологий. Современный педагог при подготовке и проведении урока все чаще использует электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Рациональное использование качественных ЭОР позволяет создать эффективную учебно-познавательную среду, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, повысить мотивацию, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся. Одно из достоинств ЭОР – возможность использовать их не только в классе для фронтальной работы с учащимися, но и для индивидуальной работы, например, при дистанционной форме обучения или самообучения.
Несмотря на огромное количество ЭОР в продаже от фирм, специализирующихся на разработке программного обеспечения, а также в свободном доступе в интернете, многие учителя предпочитают создавать авторские презентации и программы. Может быть потому, что «если хочешь сделать хорошо – сделай это сам», а может потому, что процесс создания ЭОР - необычайно увлекательное занятие.
Наиболее распространенным электронным ресурсом, который используют педагоги, по-прежнему, остается презентация. Создание качественного цифрового продукта - процесс трудоемкий и требующий определенной подготовки. Создание интерактивной презентации с обратной связью становится проектной работой для учащихся 7-11 классов, результат которой обучающая или контролирующая презентация готовая к использованию в образовательном процессе. Учащиеся-авторы получают не только опыт проектной деятельности, но и смогут увидеть практические результаты своего труда.
Работа над презентацией может состоять из следующих этапов:
- Подготовительный (определение целей и задач; необходимость обучения и получения дополнительных знаний; формирование группы, работающей над одним проектом разработчиков).
- Проектирование (планирование деятельности; разработка структуры, логики и дизайна презентации; подбор информации и иллюстраций).
- Разработка и создание презентации (заполнение слайдов информацией, создание управляющих элементов и элементов с обратной связью).
- Тестирование и отладка презентации.
- Применение в учебном процессе.
- Оценка результатов.
Работа над проектом может быть индивидуальной, парной или групповой. В последнем случае реализуется, так называемый, принцип структурированного программирования. Общий проект разбивается на подзадачи – логически завершенные части, и каждый из учащихся отвечает за какую-нибудь подзадачу. Педагог координирует работу учащихся. При распределении подзадач между учащимися следует учитывать их индивидуальные склонности и возможности, чтобы каждый учащийся получил стимул для работы и моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Примером проектной деятельности на занятиях может послужить групповое участие в проекте «Я и моя профессия» учащихся 9-х классов, которые на протяжении учебного года изучали на занятиях психологические особенности личности, а во внеурочное время находили профессии, соответствующие типу темперамента, характеру и другим личностным особенностям. Подобранную информацию оформляли в небольшие презентации, доклады. В конце учебного года, разбившись на рабочие группы дети из собранной за текущий период информации составили по каждому разделу («Типы темперамента», «Характерологические особенности», «Способности», "Типы профессий" и т.д.) презентации, под руководством педагога-психолога. Готовые презентации подходят для использования на занятиях по профориентации, т.к. содержат полную, полезную и интересную информацию.
Созданные программные продукты можно использовать на уроках, а также во внеклассных мероприятиях.
Как грамотно организовать такую совместную творческую работу? Предлагаю процесс создания ЭОР разбить на этапы:
- На первом этапе создаётся рабочая группа из одного или нескольких
учеников. Педагогом чётко ставится цель и излагается прогнозируемый желаемый результат.
- На следующем этапе обсуждаются способы и методы создания программы. Здесь
очень важно подчеркнуть практическую значимость электронного пособия.
- Далее распределяется сфера деятельности между учащимися:
программист, дизайнер, аниматор, звукорежиссёр и т.д.
- Затем изучаются и анализируются уже созданные и используемые ресурсы данного направления, выявляются их достоинства и недостатки, осуществляется совместный поиск учебного или дополнительного материала по заявленной теме.
5. На следующем этапе выстраивается структура подачи материала.
6. Затем осуществляется создание программного продукта с дальнейшим пошаговым обучением. Пошаговое обучение ориентировано на дополнительные
занятия во внеурочное время или на самостоятельное выполнение практических
работ в домашних условиях.
- Неоднократная апробация электронного образовательного ресурса
позволяет выявить недочёты в работе, узнать пожелания пользователей. Да и сами ребята, создатели программы, оценивают интерфейс с точки зрения удобства, практичности, рациональности и красоты. Педагог оценивает ЭОР с точки зрения качества и доступности изложенного учебного материала, в соответствии с возрастной группой, на которую он рассчитан.
Таким образом, постепенно направляя учащихся к поставленной цели, получаются не только полезные в учебном процессе программы, но и повышается интерес ребят к предмету в целом. Такой подход придаёт социальную значимость детскому труду и ориентирует учащихся на профессиональный успех. Последующая такая работа сэкономит ваше время. А вкус к победе и успеху будет заставлять ребят создавать всё новые и новые интересные работы.
Такое содействие учеников педагогу позволяет представлять работы ребят на конкурсах различного уровня. Победы в конкурсах выступают гарантом качества созданных электронных образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчёт. Продукт проектной деятельности.
Учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде....
Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.
Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результатевыполненного проекта появился дешевый продукт - стереом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/20/picture-268566-1371723958.jpg)
Презентация как продукт проектной и исследовательской деятельности учащихся
Презентация как продукт проектной и исследовательской деятельности учащихся Метод проектов – это метод личностно-ор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-1127614-1552897495.jpg)
Статья «Использование онлайн сервисов для создания мультимедийных презентаций как продуктов проектной деятельности при изучении истории и обществознания»
В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуал...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572796-1422189356.jpg)
Стендовый доклад как продукт проектной деятельности
Что такое "стендовый доклад", структура, содержание, оформление...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572796-1422189356.jpg)
Стендовый доклад как продукт проектной деятельности
Что такое "стендовый доклад", структура, содержание, оформление...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-623766-1429109416.jpg)
Продукт проектной деятельности
В этой презентации представлены различные продукты проектной деятельности....