Презентация как продукт проектной и исследовательской деятельности учащихся
статья по теме

Иванова Людмила Олеговна

         Презентация как продукт проектной и исследовательской деятельности учащихся

 

      Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся.  План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
     Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся.

     Существует несколько видов проектной деятельности,  я в своей работе чаще всего использую следующие:


     Исследовательские


- они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Такие проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием:

  1.  Аргументация актуальности принятой для исследования темы для всех участников
  2.  Определение проблемы исследования, его предмета и объекта
  3.  Обозначение задач исследования
  4.  Определение методов исследования, источников информации
  5.  Определение методологии исследования
  6.  Выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных
  7.  Обсуждение полученных результатов, выводы
  8.  Оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

 

Из года в год возрастает интерес у учащихся к исследовательской деятельности. Мотивацией для столь активного участия в различных видах исследовательских работ становится не победа на всевозможных конкурсах, а интерес к выбранной теме, возможность раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал, обмен знаниями, их углубление, получение навыков общения с одноклассниками в творческой группе.

Исследовательская деятельность проводится не только на уроках, но и при работе над рефератами, исследовательскими работами, проектами учащихся.

С января 2013 года мы сотрудничаем с факультетом информационно-измерительных и биотехнических систем ЛЭТИ им. В.И.Ульянова (Ленина), на базе которого учащиеся нашей школы проводят исследования питьевой, бутулированной, фильтрованной воды и снега Центрального района, на биологических объектах, а именно на инфузориях. При проведении исследований учащиеся используют и практически применяют не только знания наук естественно-научного цикла (биологии и химии), но и физики, математики,информационных технологий, а при составлении описаний опытов и отчетов углубляют знания гуманитарных наук. Налицо метапредметная направленность деятельности учащихся и активизация их познавательной деятельности.

Учащиеся младших классов проводят исследования по влиянию негативного воздействия различных бытовых приборов на рост и жизнедеятельность растений, оценивают визуальное восприятие учениками школьных кабинетов, определяют видовой состав комнатных растений в учебных кабинетах школы, защищая свои проекты на городских научно-практических конференциях «Первые шаги естествоиспытателей», Открытых чтениях школьных исследовательских работ «У Крюкова канала».

Такая деятельность помогает ученикам самостоятельно добывать знания, используя не только метод исследований и практическую деятельность, но и печатные источники, электронные носители информации, Интернет.

Ученики школы регулярно участвуют в ежегодной региональной Олимпиаде «Паруса науки» по психологии для старшеклассников и абитуриентов регионов России и стран СНГ, проводимой НОУ ВПО «Санкт-Петербургским институтом внешнеэкономических связей, экономики и права», Кафедрой социальной и консультативной психологии. Тематика конкурсных работ затрагивает темы общения в семье, в классе, с учителями, психологические аспекты дружбы, мотивацию поведения в конфликтных ситуациях, способы выхода из конфликтов. Многие исследовательские работы посвящены личности подростка, особенностям переходного возраста – ведь это те самые вопросы, которые волнуют учащихся в первую очередь. Например, в этом году была следующая тематика конкурсных работ: «Общение в семье. Взаимоотношения с родителями», «Психологические причины раннего секса.Его психологические, нравственные и физиологические последствия», «Нейро-лингвистическое программирование,использование его основных методов для активизации процесса обучения», «Психология конфликтов. Методы выхода из конфликтной ситуации».

Работая над рефератами и исследованиями, учащиеся не только пополняют свой багаж знаний, но и самостоятельно совершают открытия, пусть незначительные в мировом масштабе, но значимые для их личностного роста. Требования, предъявляемые к оформлению и содержанию работ, сопоставимы зачастую с требованиями ВУЗов, что обеспечивает хорошую подготовку к дальнейшему обучению выпускников.

Особое внимание уделяется работе над проектами учащихся. Удобно использовать проекты на обобщающих уроках и при изучении обзорных тем. Большой популярностью пользуются проекты, основанные на игровой деятельности, дающие возможность ученикам старших классов поучаствовать в составлении вопросов для различных конкурсов, викторин, круглых столов учащихся средней школы. Это помогает охватить огромное количество информации, активизирует познавательную деятельность учащихся. Вот некоторые темы недавних проектов:

  1. Родословная моей семьи.
  2. Классификация пищевых добавок и их влияние на организм.
  3. Экологически чистая квартира. Возможно ли это?
  4. Визуальная среда современного городского жителя.
  5. Определение видового состава комнатных растений школы.
  6. Визуальное восприятие школьных кабинетов.

 

     Творческие 

 -они зачастую не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и др.). Зато  оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника и пр., плана сочинения, статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.п.
 


Интернет – проекты


 -они совмещают в себе совместную  учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата и организованную на основе компьютерной телекоммуникации.

     У нас в школе в основном используются индивидуальные и групповые проекты. Краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы) пользуются меньшей популярностью, чем долгосрочные. Длительные по продолжительности проекты практически всегда являются междисциплинарными, содержат крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, тогда они объединяются в программу проектов. Поскольку их подготовка, организация и воплощение в жизнь требуют большого количества времени, они проводятся во внеурочное время.
     Разумеется, на практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ активизации познавательной деятельности учащихся

     Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Этот метод развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся.  План изучения учебной темы, реализуемый с использованием метода проектов, базируется на важных вопросах, связывающих содержание образовательных стандартов с мыслительными умениями высокого уровня в рамках повседневного контекста.
    Учебные проекты могут быть выполнены с использованием различных стратегий обучения и призваны вовлечь в процесс всех учеников независимо от стиля их обучения. Часто ученики сотрудничают со специалистами и другими экспертами, чтобы ответить на поставленные вопросы и достичь более глубокого понимания содержания учебной темы. Информационные технологии используются для поддержки процесса обучения. Разнообразные методы оценивания и контроля знаний и умений используются в ходе выполнения работы над проектами, что обеспечивает высокое качество работы учащихся.
    Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
    В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта.
   По доминирующей в проекте деятельности ( исследовательской, поисковой, творческой, ролевой, прикладной или практико-ориентированной, ознакомительно-ориентировочной) различают следующие виды проектов:  исследовательские, игровые, практико-ориентированные, творческие.
    Исследовательские проекты, например, требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных, опытных работ, методов обработки результатов. Они  полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием: аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

      Именно такие проекты больше всего нравятся учащимся. Почему? Во-первых, есть конкретно поставленная цель – учащимся нашей школы, например, захотелось узнать,чистая ли вода течет из их кранов. Во-вторых, есть возможность провести практическое исследование с этой конкретной научной целью ( мы проводили исследования на кафедре инженерной защиты окружающей среды ЛЭТИ) И, в третьих, самое главное – увидеть результаты своего труда,  самостоятельно сделать выводы, а потом еще и рассказать об этом на научно-практической конференции ( мы участвовали в 4 ежегодной научно-практической конференции с международным участием «Абитуриент-Студент 2013» ) Учащиеся нашей школы решили выполнить групповые проекты по исследованию питьевой  и фильтрованной воды Центрального района, а также исследовать снежный покров на токсичность. Пробы воды брались непосредственно в квартирах учащихся и многим захотелось убедиться в чистоте ежедневно используемой ими воды. Во время подготовительного этапа  участники проекта прочитали огромное количество научной литературы по индикации загрязнений и методам исследования воды. Оказалось, что большинство современных методов, с помощью которых делаются анализы проб воды, или излишне сложны для учеников школы и  требуют сложного химического оборудования, или же связаны с различными токсическими  реактивами, что совсем небезопасно для растущего организма, тем более, что в обеих инициативных группах учащихся были аллергики.  Что же делать? Тут мы вспомнили про использование различных биологических объектов для определения чистоты воды – у нас на Водоканале такими биологическими индикаторами уже несколько лет «работают» два речных рака . После похода на Водоканал мы узнали, что имеет значение не только пол, возраст и место, откуда родом рак, но и тип его нервной системы: они бывают, также, как и люди, холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами. Почему же они по-разному реагируют на чистоту воды и как проводят саму индикацию? Об этом никому не говорят, даже на экскурсиях, но, видя горячий интерес учеников к проблеме, раскрыли тайну – их подвешивают с фиксированной нагрузкой! Причем в определенное время суток, в спокойном состоянии. А так как животные со сложной нервной системой реагируют на цепь воздействий, то желательно, чтобы это постоянно делал один и тот же лаборант. О таких сложностях мы и не подозревали. Помощь пришла  из ЛЭТИ от ученых кафедры инженерной защиты окружающей среды – они давно используют у себя в качестве биотестеров равноресничных инфузорий, а именно – инфузорий-туфелек.  После увлекательной экскурсии и рассказа о способах разведения инфузорий как тест-объектов, все учащиеся в них буквально влюбились и начали увлеченно с ними работать. Даже питательную среду для инфузорий по сложному «рецепту» готовили сами, не смотря на то, что это было необязательным условием опыта. Так начался второй этап исследовательского проекта – опытно-экспериментальный. В каждой группе мы разделили роли: подготовка питательной среды для роста инфузорий, подсчет с помощью импульсного фотометра, занесение данных в таблицы и подсчет полученных результатов. И каждый день находили в научно-исследовательской литературе новые интересные факты о наших подопечных. Сложная исследовательская работа настолько увлекла учащихся, что они были готовы ездить на кафедру чаще запланированного, чтобы быстрее увидеть результаты своего труда. На основе полученных результатов были сделаны выводы о степени  токсичности  воды Центрального  района, а также о качестве работы фильтров «Аквафор».

     Таким образом, можно выделить следующие этапы работы над исследовательским проектом:
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
4.3. Итоговая конференция .


    Прежде всего, следует четко сформулировать цель работы и составить план исследования.
Учащийся, работающий над исследовательским проектом по биологии, должен понимать, что эта работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами, т.е. уметь корректировать свою деятельность.
    Учащийся должен овладеть необходимыми в работе методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, сравнивать, выявлять закономерности. Кроме того, от учащегося потребуются умения выстраивать графики, составлять таблицы, диаграммы, карты, схемы, пользоваться компьютером, умение фотографировать, делать гербарий, составлять коллекции различной тематики, работать с определителями и словарями, подбирать и использовать в своей работе необходимую литературу.
    Тематика проектов по биологии может затрагивать самые разнообразные проблемы и вопросы от частных, локальных, до глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
    Объектом изучения может быть не только отдельный организм, но и, например, участок расположенный рядом с учебным заведением, пруд, речка, заповедник, промышленный объект, даже собственная квартира, в том числе и сам человек его самочувствие в связи с воздействием определенных условий окружающей среды.
    Проектные работы могут содержать также и социологические опросы населения или учащихся школы.
    Работа над частной проблемой позволяет ученику хорошо познакомиться с объектом изучения, рассмотреть его с различных сторон, провести необходимые исследования. Взять пробы, детально описать изучаемый объект, сделать выводы, и в дальнейшем спрогнозировать результаты своей работы, в отличие от работ, затрагивающих глобальные проблемы и темы, которые зачастую носят чисто реферативный характер. Поэтому, правильная тема и поставленная цель, во многом определит успех проектной работы.
    В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. Как правило, в качестве способа проверки знаний используются традиционные тесты, основанные на стандартах, опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы.
    В век ответственности за собственные поступки, проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения.
    Многие учителя представляют использование проекта только как способ развлечь учащихся, как задание в конце учебной темы или как дополнение к заданию, лекции или тесту. Тем не менее, в проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Учителя организуют учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с образовательными стандартами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Выступление на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся" было подготовлено для коференции в лицее г. Павловска...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как одно из направлений работы лицея с одаренными детьми

В статье представлен опыт работы МОУ "Лицей №1 пос. Львовский" по направлению "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"...

Программа "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...