Развитие личностных качеств школьника на уроках иностранного языка.
консультация на тему

Иванова Татьяна Викторовна

Не возможно достичь личностных , метапредметных и предметных результатов обучения, без развития личностных качеств учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личностных качеств школьника на уроках иностранного языка.

Работая над данным выступлением мне пришлось преодолеть ряд трудностей связанных с поиском необходимого материала , а именно:

-Изучить специальную методическую литературу.
- Изучить литературу по психологии
-Исследовать интернет ресурсы.

Изменение в российском обществе формируют социальный заказ на развитие человеческого  потенциала страны, генерацию нового поколения россиян - людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных отношений. В этой ситуации образование имеет важнейшее значение в решении общегосударственных задач, а также требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования. Введенный в последние годы новый федеральный государственный стандарт ФГОС второго поколения призван модернизировать образование, преобразовать школу.

В соответствии с новым стандартом во многом меняется смысл самого понятия образовательные результаты. прежде всего это приращения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. личностные ресурсы можно разделить на мотивационные, инструментальные, когнитивные. Развитию мотивационных , инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования - личностные, метапредметные и предметные.

Не возможно достичь личностных , метапредметных и предметных результатов обучения, без развития личностных качеств учащихся.

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА совокупность жизненно важных качеств, без которых человеку сложно, а порой и невозможно быть успешным в конкретных жизненных ситуациях. В совокупности с профессиональными качествами они относятся к категории социально-значимых качеств. В школьный период приоритетным является развитие личностных качеств личностные качества необходимы человеку для адаптации в социуме. Профессиональные качества базируются на личностных качествах, интегрированы с ними.

Для решения практических вопросов развития необходимо остановиться на классификации личностных качеств

Личностные качества включают в себя:

  • Физические и психофизические
  • Когнитивные- мышление , речь, эффективное внимание, память , каналы восприятия.
  • Психосоциальные- эмоционально-чувственные качества, поведение, общение, творчество

физическим качествам можно отнести физическую силу, гибкость и стройность тела. К психофизическим качествам мы предлагаем отнести здоровье, выносливость, ловкость, пространственную ориентацию, координацию, мелкую моторику. 
когнитивные -мышления - логическое и образное - и такие характеристики мышления как: самостоятельность, глубина, эрудиция, гибкость, открытость (восприимчивость к новому), самокритичность.
К речевым качествам можно отнести правильность, выразительность, ясность, точность, краткость, уместность речи.
Эффективное внимание подразумевает интеграцию произвольного внимания с пост произвольным (синтез волевого внимания с вниманием, основанным на интересе).
Каналы восприятия включают визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (ощущение).
Осознанная память – это есть проявление наиболее глубокого уровня понимания информации, суть которого заключается в том, что учащийся не только владеет содержанием информации на уровне механической памяти, но и способен ее осмыслить (выразить к ней свое отношение), а также применить.
К эмоционально-чувственным качествам можно отнести следующие проявления: этические (чувство любви, долга, достоинства, чести, патриотизма, совесть, эмпатия), эстетические (чувство прекрасного, эстетический вкус), интеллектуальные (любознательность, чувство юмора).
Развитие поведения предполагает активность, волю (целеустремленность, настойчивость, упорство, внутренняя дисциплина), смелость, вежливость, ответственность, пунктуальность, корректность, тактичность. 
Общение как система коммуникативных качеств умение слушать и слышать, терпимость, адресность (учет особенностей собеседника), открытость, искренность.
К творческим качествам можно отнести исследовательские, художественные (изобразительные, поэтические, артистические и др.), технические качества.
Перечень используемых УМК на уроках английского языка позволяет реализовать развитие личностных качеств школьников на практике.

Для развития каждого качества в отдельности мною используются следующие упражнения и задания-

Физические и психофизические качества:

Упражнения на развитие мелкой моторики рук ( начальный этап обучения) –

Раскрась картину, пропиши буквы, пропиши слова в алфавитном порядке.

Для сохранения здоровья – использование физкультминуток ( особенно важно на начальном этапе), а также чтение и обсуждение текстов направленных на формирование понятия о здоровом образе жизни.

 Когнитивные качества:

  • Использование большого количества обучающих игр ( речь,внимание, память , каналы восприятия, мышления ) –Лексических , Фонетических, Грамматических, Орфографических (начальный этап), ролевые игры( средний этап) - способны помочь в развитии всех  сторон когнитивных качеств личности.

Каналы восприятия – послушай текст и выполни задание, послушай и повтори , рассмотри и опиши картинку, ответь на вопросы по картинке, использование презентаций при объяснении нового грамматического и лексического материала.

Внимания- найди и исправь ошибку,  определи верно или не верно.

Развитие речи – диалог расспрос, описание предмета , иллюстраций , картин, персонажей , друзей, близких.

Чтение и обсуждение текстов .

  • Психосоциальные

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности -

  • Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)
  • 2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся -
  • Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем
  • 3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению -
  • Анализ и синтез текста
  • 4. Желание осваивать новые виды деятельности -
  • Разнообразие упражнений(ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)
  • 5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе -
  • Выполнение проектов, написание сочинений , участие в НОУ
  •  

слайд 10

6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества -

  • Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.
  • 7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм
  • Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий
  • 8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;
  • Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент) -
  • Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран
  • 9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества -
  • Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.
  • 10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций , чувств и эмоций -
  • Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.

Сделать задания интересными, подобрать необходимый материал мне помогает посещение семинаров и вебинаров, специализированных курсов, изучение психологической и методической литературы, а значит самообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Развитие коммуникативных умений и навыков старшеклассников на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка».

Развивающемуся обществу  необходимы  образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно получать требуемую  информацию,  способные  к сотрудничеству...

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....

Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка

Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа  развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...

Декоративно-прикладное искусство как средство развития личностных качеств школьников

Декоративно-прикладное искусство является частью национальной и художественной культуры, вобравшее в себя богатый опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, откры...

Развитие читательской компетентности школьников на уроках иностранного языка на примере УМК «Английский в фокусе» (Spotlight)

Научить детей читать на иностранном языке можно на любом материале. Но как добиться того, чтобы развить у детей интерес к чтению,  а затем потребность в нём, как сделать чтение интересным и ...