выступление психолога "Проблемы психоэмоционального развития современных детей младшего школьного возраста"
статья на тему

Захарова Галина Юрьевна

Выступление школьного психолога Захаровой Г.Ю.

на круглом столе по решению вопросов преемственности ДОУ и СОШ в условиях введения ФГОС в ДОУ (28.03.16 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление27.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление школьного психолога Захаровой Г.Ю.

на круглом столе по решению вопросов преемственности ДОУ и СОШ в условиях введения ФГОС в ДОУ (28.03.16 г.)

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конфуций сказал: «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Начало школьной жизни у всех одинаковое, но дальше пути расходятся. Кому-то удается встать на путь УСПЕХА, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то бывает трудно учиться, и тогда спутниками школьной жизни могут стать страхи и обиды, чувство неполноценности, нежелание учиться.

С введением нового  Стандарта в дошкольные учреждения школа и детский сад стали ещё ближе друг к другу.  ДОУ теперь не занимаются подготовкой к школе в смысле проведения занятий в форме, приближенной к школьному уроку. Первый год обучения в школе является адаптационным, в связи с чем обучение организуется на основе ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. Именно игра и другие детские виды деятельности: лепка, рисование, аппликация, пение, танцы - позволяют наиболее активно задействовать, развивать правое (образное) полушарие головного мозга. Как известно, оно является более древним в онтогенезе, чем левое полушарие. Что говорит нам о невозможности качественного развития и использования левого полушария без хорошо развитого правого полушария. А ведь именно левое полушарие отвечает за абстрактное мышление, успешное усвоение знаков: букв и цифр, символов, схем, таблиц, так необходимых при обучении в школе. Поэтому трудно переоценить вклад  детского сада в развитие ребёнка. Ведь за успехом выпускников школы стоит также огромная работа педагогов детских садов, их существенный вклад в психоэмоциональное развитие ребёнка.

Особо актуальной в современном мире становится просветительская работа педагогов с родителями. И здесь у воспитателей и учителей, логопедов и психологов можно найти массу точек соприкосновений по профилактике школьных трудностей.

Так, своевременная беседа педагогов с родителями дошкольника, например о том, что не следует опережать события и обучать ребёнка грамоте с 3-х лет, поможет предупредить появление у него такой школьной трудности как несформированность образа букв, которая негативно отразится в письме, в усвоении программы по русскому языку даже в 10-летнем возрасте.

И школа, и детский сад заинтересованы в том, чтобы развить ребёнка эмоционально, коммуникативно, физически и психически, сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться.

Поэтому проблемы психоэмоционального развития младших школьников можно профилактировать и корректировать в образовательных учреждениях всех уровней, в чём и будет отражаться преемственность в нашей работе.

Успешное обучение в школе невозможно без умения организовывать свою деятельность. Сюда можно отнести: умение выслушать и понять инструкцию, умение работать не хаотично, а по плану, умение довести работу до конца, умение оценить свою работу самостоятельно, а не спрашивать без конца у учителя: «А я правильно сделал? А у меня хорошо получилось?». А также умение проверить работу, найти и исправить ошибки. Но на практике, родители, даже не задумываются о формировании такой важной стороны в подготовке ребёнка к школе.

Современные дети отличаются неустойчивой самооценкой, и появляется тенденция к занижению самооценки, что может быть связано с предъявлением к ребёнку неадекватных завышенных требований, ожиданий со стороны родителей, а также наличие частой неконструктивной критики ребёнка, сравнительно малого количества ситуаций успеха в деятельности. По результатам наблюдений увеличилось число детей с выраженными неврологическими трудностями: заиканием (логоневрозом), навязчивыми движениями (тиками).

Слишком амбициозные родители, пытаясь «натаскать» ребёнка к 1-му классу, оказывают ему медвежью услугу. На практике, как правило, к концу 2-ой четверти такой ребёнок не в состоянии удержаться на плаву за счёт только тех энциклопедических знаний, которыми его одарили родители, требуется активное использование всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи и др.).

Одной из недавно появившихся проблем можно считать отсутствие желания некоторых дошкольников идти в школу, чего раньше не наблюдалось. Школа была желанной, а учитель – непререкаемым авторитетом. Это может быть связано с тем, что амбициозные родители лишают своего ребёнка детства, усаживая против его воли за скучные прописи, предлагают занятия не в игровой форме, а заставляют подолгу учиться, чтобы похвастаться перед родственниками и знакомыми достигнутыми результатами. Неизбежно такие дети дают нервные срывы, агрессивное поведение, соматические заболевания, навязчивые движения, страдают ночными кошмарами и так далее.

Для того, чтобы снизить уровень школьной тревожности у выпускников детских садов на базе школы каждый год с марта и по май работает «Школа будущего первоклассника». Дети, посещавшие такие занятия с будущими учителями, логопедом и психологом намного успешнее переживают период адаптации, чувствуют себя более уверенно, комфортно. Также дети, которые посещали детский сад до школы, намного быстрее выстраивают взаимоотношения в коллективе сверстников и с педагогом, нежели дети, не посещавшие детский сад. И в этом вопросе между школой и детскими садами замечательно прослеживается преемственность.

Часто встречаемая проблема как в детских садах, так и в школе, это повышение агрессивных реакций детей в ответ на обиду. Конечно, причины могут быть разные: и родительские установки «око за око», и трансляция агрессивного поведения самих родителей как норма поведения, и игра в агрессивные компьютерные игры, и просмотр агрессивных мультфильмов, фильмов, передач, и  перенос ответственности на другого. Например, в раннем детстве ребёнок, споткнувшись о камень, плачет, взрослые тут же проговаривают: «Плохой камушек, пни его». И ребёнок понимает, если мне плохо, виноват кто-то другой, его надо наказать. Отсюда ябедничество, желание отомстить в ответ на обиду, а не понимание того, что сам ребёнок тоже несёт ответственность за то, куда он идёт, смотрит ли под ноги, как разговаривает с одноклассниками и т.д.

Чтобы научить ребёнка адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, важно знать названия эмоций и понимать, что он испытывает в данный момент, что испытывает собеседник. Современные дети затрудняются даже у себя определить эмоциональное состояние, не говоря уже о партнёре по общению. Чувство стыда описать могут далеко не все дети, а ведь это основа нравственного воспитания. Эмоциональное развитие современных детей зачастую обеднено. Из эмоций чаще называют страх, даже радость не всегда могут связать с предметом, событием, человеком, которое её вызывает. Удивление как эмоцию вообще практически не называют. Современные дети мало чему удивляются, что является результатом свободного доступа к СМИ, Интернету, различным гаджетам: телефонам, планшетам…, а ведь ещё Бажович (известный советский педагог-психолог) говорила: «Удивление движет обучением». Удивляясь чему-либо, ребёнок испытывает интерес к изучаемому, а затем радость от познания, научения. Вот и ключ к развитию учебной мотивации. Однако, как говорят учёные, даже самая интересная книжка не может посоревноваться с компьютерной игрой, в которой события мелькают одно за другим, при этом никаких усилий совершать не нужно.

Поэтому очень остро как перед школой, так уже и перед детским садом стоит проблема компьютерной зависимости детей. При этом ребёнку-дошкольнику достаточно полгода, чтобы формировалось непреодолимое желание уходить в виртуальный мир, не общаться с детьми и взрослыми.

Бесконтрольное со стороны родителей общение ребёнка с телевизором, в системе Интернет, высокая занятость родителей на работе, а порой и нежелание некоторых из них уделить качественное внимание ребёнку, порождает и другую проблему - обедняет монологическую речь дошкольника, ограничивает её. А ведь наличие проектов в 1-ом классе предполагает наличие у школьника достаточно развитой устной речи. Поэтому организация ранней работы ещё в детском саду, использование разнообразных форм работы с родителями окажет значительную помощь в формировании устной и письменной речи школьника, профилактике компьютерной зависимости.

С каждым годом, к сожалению, увеличивается количество детей с ОВЗ, и это общая тенденция по России, поскольку имеет место феномен генного вырождения, подсчитано, что 95% детей, рождённых от ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) имеют отклонения в развитии. В рамках Всероссийской недели инклюзивного образования, недавно прошедшей в г.Кирове, прозвучал неблагоприятный прогноз в сфере образования из уст специалиста из Санкт-Петербурга – кандидата психологических наук, первого проректора, доцента кафедры специальной психологии «Института специальной педагогики и психологии» им. Рауля Валленберга, Демьянчука Романа Викторовича. Он сказал: «Через 20-30 лет вся массовая школа из общеобразовательной станет специальной коррекционной». Поэтому актуальным становится повышение квалификации всех педагогов в области коррекционной педагогики и психологии.

На базе нашей школы в 2013 г. прошли курсовую подготовку по теме «Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения» 25 педагогов начального и среднего звена. Специалисты школы регулярно повышают квалификацию на различных семинарах, вебинарах, курсах на базе ИРО Кировской области в вопросе  инклюзивного образования. Передовой опыт Московских, Питерских, Вятских коллег активно внедряется в работу школы с детьми с ОВЗ.

В развитии преемственности между школой и детским садом пока ещё существуют неразрешённые вопросы. Так, например, мы говорим о том, что ребёнок ничего никому не должен, и имеет право на получение образования на доступном именно ему уровне, в соответствии с его уникальными образовательными потребностями. Темп индивидуального развития ребёнка генетически заложен, и ускорить его  искусственно невозможно. При этом существуют чёткие возрастные рамки, определяющие начало обучения в школе, не всегда совпадающие с интеллектуальной, физической, эмоциональной готовностью ребёнка к обучению в школе. К тому же не всегда родители могут грамотно распоряжаться своим правом  решать: с 6 или 7 лет лучше привести ребёнка в 1-ый класс. И в этом вопросе педагогам как детских садов, так и школы в период проведения занятий «Школы будущего первоклассника» приходится прилагать немалые усилия, чтобы просвещать родителей, убеждать, доказывать целесообразность учёта психофизиологических особенностей ребёнка в принятии решения об обучении его в школе.

В детских садах нашего посёлка стало уже традицией ежегодно приглашать психолога школы на встречи с родителями воспитанников. На таких собраниях родители дошкольников более подробно знакомятся с особенностями обучения 1-классников в условиях ФГОС, узнают о возможных рисках возникновения школьных трудностей, о проблемах современных младших школьников и путях их профилактики. Некоторые родители выпускников детских садов после таких встреч обращаются к школьному психологу за индивидуальной консультацией, получают помощь в принятии решения: с какого возраста целесообразнее начать обучение. Уверена, такие формы взаимодействия школы и детских садов продолжат иметь место, помогут дошкольным образовательным учреждениям в работе с родителями, а школе - в профилактике возникновения школьной дезадаптации 1-классников.

В обсуждении вопроса преемственности между детским садом и школой, актуальным становится раннее выявление социально-педагогически запущенных детей и детей с ОВЗ. При этом  существуют нормативные документы, запрещающие проводить какие-либо испытания для будущих 1-классников при приёме в школу, а передавать информацию о ребёнке из ДОУ в школу считается нарушением конфиденциальности. К тому же в последнее время родители имеют право даже не подавать в школу сведений о состоянии физического здоровья ребёнка, не говоря уже об информации о психологическом здоровье. Поэтому, педагогам школы требуется определённое время, чтобы изучить особенности развития ребёнка, в то время, когда уже с 1-го сентября дети с особыми образовательными потребностями могли бы получать своевременную помощь.

Хотелось бы сегодня за круглым столом подробнее обсудить взаимодействие школы и детских садов в этом направлении, выработать единую форму документации, которая бы и не нарушала законодательство, и являлась ощутимым подспорьем в организации периода адаптации детей к школе, выявлении особых образовательных потребностей каждого ребёнка.

Говоря о преемственности общеобразовательной школы со школой искусств, хочется отметить проведение психологом школы в течение последних двух лет мастер-классов для педагогов ДШИ, направленных на создание психологически комфортного, безопасного пространства в образовательном учреждении, развитии учебной мотивации школьников. Методическая разработка одного из таких мастер-классов («Мне здесь нравится») заняла 1 место во II Всероссийском конкурсе творческих работ и методических разработок педагогов «Талантоха» в 2013 г. Надеюсь, наши встречи были полезны, пополнили арсенал педагогического мастерства специалистов. Ведь нам не безразлично психоэмоциональное состояние детей, которые являются учениками и нашей школы.

Именно общими усилиями мы сможем обеспечить детям более комфортное пребывание во всех учебных заведениях. Мы все готовы помочь каждому ребёнку раскрыть свои таланты, утвердиться в вере в свои возможности и силы, преодолевать школьные трудности. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.     Рука  настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспом...

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

Легоконструирование как средство развития одаренности детей младшего школьного возраста

Дети - неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дети младшего школьного возраста учатся конструировать шаг за шагом, выполнять этот вид деятельн...

Родительское собрание в начальной школе «Роль родителей в развитии одаренности детей младшего школьного возраста».

Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Важно эту работу вести во взаимодействии с родителями, так как развитие степени одаренности должно начинаться уже в ...

ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ВЛИЯНИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ   РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....