Родительское собрание в начальной школе «Роль родителей в развитии одаренности детей младшего школьного возраста».
методическая разработка на тему

Медведева Светлана Николаевна

Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Важно эту работу вести во взаимодействии с родителями, так как развитие степени одаренности должно начинаться уже в начальной школе. Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий - все это позволит выявить способности ребенка на раннем этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в начальной школе

ТЕМА: «Роль родителей в развитии одаренности     детей младшего школьного возраста».

(выступление социального педагога на родительском собрании в начальных классах)

План:

1.Психофизиологические особенности одаренных детей.

2.Одаренный ребенок в семье.

3.Информация о детских объединениях дополнительного образования.

Ход собрания:

1.Психофизиологические особенности одаренных детей.

Одаренность-это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Различают одаренность:

-социальную, иначе лидерскую;

-художественную - музыкальную, изобразительную, сценическую;

-психомоторную, определяющую спортивные способности;

-академическую, которая проявляется в способности к учению.

Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты.

-интеллектуальную - это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок - умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному-двум предметам и не успевают по другим;

-творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают - и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.

Всем одаренным детям свойственна потребность в знаниях.  Они любят умственный труд и тем часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет общения с взрослыми, так как они понимают его лучше, чем сверстники, которые часто над ним насмехаются, дают прозвища. Творческие дети редко бывают спокойными, они часто страдают из-за своей исключительности. Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчивы, легко возбуждаются по пустякам, но это не капризы, а проявление богатства их натуры. У них особая речь, особенные моторика и восприятие, что отличает их от других детей

( они даже едят не как все).

Охарактеризованные качества одаренных детей требуют к ним особого подхода. Они нуждаются в особом воспитании, специальных школах. Такому ребенку нужно всегда ставить сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.

Работа с детьми – сложный и тяжелый труд, как со стороны педагога, так и родителей, но так как одаренные дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы - это труд тяжел вдвойне. У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства. Помимо явной одаренности, встречается одаренность скрытая, которая не проявляется в тех или иных странностях ребенка. С такими детьми педагоги и родители обычно испытывают большие трудности.

Среди таких детей можно выделить:

-фанатов, увлеченных каким-то одним делом (компьютерные фанатики). Для них школа только помеха;

-лентяев, которые впитывают любую информацию, но не хотят ничего делать;

-скромников-детей с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;

-невротиков, которые постоянно вступают в конфликты в семье и с окружающими;

-чудаков или странных - спокойных мягких детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую одаренность, иначе его способности могут и не развиться. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей и т.д.

2.Одаренный ребенок в семье.

Одаренный ребенок в семье – ее гордость. Но часто одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Особенно если это первый ребенок или если все дети одинаково талантливы.

Однако не все родители гордятся своими детьми. Нередко они не хотят, чтобы он чем-то выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талантливость.

Но встречается и такая ситуация, когда родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное физическое здоровье можно поправить, но трудно восстановить здоровье духовное.

Родители замечают одаренность ребенка чаще всего по раннему развитию речи, употреблению сложных слов, раннему усвоению счета или чтения. У него цепкая память, быстрое восприятие и богатство воображения, он любознателен.

Задача родителей - вовремя заметить проявление талантливости у своих детей и создать условия для ее развития. При этом важно адекватно относиться к своему ребенку, не следует выделять его среди других детей, так как это может вызвать негативную реакцию с их стороны, а у самого ребенка могут развиться  такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчивость, пренебрежение к людям. Родителям следует учитывать также и то, что у разных детей разная энергия развития, и подчас отстающие в развитии дети впоследствии перегоняют своих более продвинутых сверстников. Здесь очень важно соблюдение меры: недопустимы ни чрезмерное давление на ребенка, ни самотек в его воспитании и развитии. Любовь к детям, чуткость и такт помогут вам родители определить эту меру. Ответственность в работе с одаренными детьми лежит, конечно, и на учителях, которые представляя интересы ребенка, помогают родителям в воспитании будущих ученых, деятелей науки и искусства.

3. Информация о детских объединениях дополнительного образования.

 В преддверии собрания в начальной школе прошел опрос. По итогам опроса получены следующие данные:

1)особенно интересны нашим детям предметы школьной программы:

- математика-66%;

-литература-52%;

-физическая культура-50%;

-ИЗО-44%;

-русский язык-32%.

2)любят заниматься в свободное время

-рисованием-24%;

-играть-36%;

-гулять-26%;

-спортивными играми-26%;

3)посещают детские объединения дополнительного образования:

-Волшебное оригами-26%

-«Чемпион»-26%

-Шахматы- 14%

-Бисероплетение -20%

-

5)пожелания детей на следующий учебный год:

-Бисероплетение -16%

-Волшебное оригами -22%

-спортивные секции-54%

-шитье-16%

-шахматы-8%

Предлагаются единичные просьбы:

-техническое творчество-2

-плавание-2

-вязальный-1

-ролики-1

-информатика- 3

-игра на гитаре -1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

Роль игры в развитии воображения в младшем школьном возрасте

Влияние игры на личность ребенка. Переход от игровой деятельности к учебной. Методика Е.А. Панько "Придумай игру"...

Легоконструирование как средство развития одаренности детей младшего школьного возраста

Дети - неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дети младшего школьного возраста учатся конструировать шаг за шагом, выполнять этот вид деятельн...

«Роль личного примера в воспитании детей младшего школьного возраста».

Увлечения современных подростков изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими. Это не удивительно, ведь мы с вами вошли в новую эру «материальных»...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Одаренные и талантливые люди необходимы человеческому обществу во все времена и особенно во времена политических, экономических и социальных перемен. Общество остро нуждается в людях, мыслящих неордин...

Роль родителей в формировании УУД детей младшего школьного возраста

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого из видов универсального учебного действия определяется его отношением с другими видами у...

Статья на тему: «Роль плавания в физическом воспитании детей младшего школьного возраста».

В наше время вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Для детей умение плавать - это средство для всестороннего физического развития. Заня...