Статья ПОВЫШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья на тему

Ступак Елена Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации в процессе изучения английского языка; рассматриваются приемы повышения внутренней мотивации обучающихся на уроках английского языка.

The article is devoted to the actual problem of increasing motivation during the process of learning English. The techniques of increasing inner motivation of learners in the English lessons are considered.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupak_e.a._statya.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ступак Е.А.

INCREASING INNER MOTIVATION FOR LEARNING ENGLISH

Stupak E.A.

Аннотация 

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации в процессе изучения английского языка; рассматриваются приемы повышения внутренней мотивации обучающихся на уроках английского языка.

The article is devoted to the actual problem of increasing motivation during the process of learning English. The techniques of increasing inner motivation of learners in the English lessons are considered.

Ключевые слова: мотивация, изучение английского языка, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, приемы,  моральное удовлетворение.

Motivation, learning English, inner motivation, outer motivation, techniques, moral satisfaction.

        

Мотивация играет значительную роль в процессе изучения английского языка. Учителя не могут эффективно преподавать язык, если они не понимают взаимосвязь между мотивацией и ее эффектом на овладение языком. Мотивация - направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения. Также, мотивацией называют и результат этого процесса: состояние побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное. [1]  

Мотивацию подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами. Например, внешним стимулом для обучающихся зачастую служит материальное поощрение со стороны родителей, получение высоких отметок.

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности, где результат деятельности и есть награда, не имеющая материального подкрепления. То есть те, кого ведет внутренняя мотивация, осуществляют деятельность для собственного морального удовлетворения. Таким образом, внутренняя мотивация особенно важна в процессе приобретения знаний, так как не позволяет обучающимся останавливаться на достигнутом, стимулирует их к поиску и приобретению новых знаний вне зависимости от внешних факторов, в то время, как обучающиеся с преобладающей внешней мотивацией таким стимулом не обладают. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что с целью повышения качества образования в сфере иностранных языков, учитель должен иметь в своем арсенале комплекс приемов, направленных на повышение внутренней мотивации обучающихся к изучению языка.

Поскольку у учеников есть различные цели для изучения языка, для учителя важно определить их цели и потребности, и разработать надлежащие мотивационные стратегии. Обучающиеся должны понимать, почему они должны прилагать усилия, сколько времени они должны затрачивать на определенный вид деятельности, осознавать конечный результат деятельности и иметь внутреннюю мотивацию его достичь. Следует помнить, что мотивация – это непостоянная величина, и очень сложно удерживать языковую мотивацию учеников на высоком уровне все время.  Поэтому при планировании урока английского языка учитель должен включать в него различные приемы и виды деятельности для поддержания стабильного интереса к деятельности.

Первым шагом на пути к успеху может стать установление контакта и хороших отношений между учителем и обучающимися. Очень часто школьники переносят свое отношение к личности учителя на предмет в целом. Учителю нужно создать комфортный  микроклимат, в котором все обучающиеся чувствуют себя признанными и ценными. Создавая благоприятные условия, где все чувствуют себя равными, ощущают свою принадлежность к группе, учитель закладывает фундамент для позитивной внутренней мотивации к изучению своего предмета. В достижении данного эффекта очень хорошо себя зарекомендовали парные и групповые формы работы, в которой активно протекает процесс коммуникации между учащимися и не так авторитарна фигура учителя. Пассивность снижает внутреннюю мотивацию и познавательную активность обучающихся. Групповая работа может дать стеснительным ученикам шанс выразить их идеи и чувства по теме, потому что они считают легче говорить, обращаясь к трем или четырем одноклассникам, чем ко всему классу, следовательно, есть возможность повысить активность пассивных учащихся.

Немаловажную роль играет интерьер класса. В начале учебного года целесообразно приступить к занятиям в ярком и красочном классе с плакатами и проектами, выполненными учащимися в предыдущем году. Это производит впечатление, что изучение английского языка будет интересным и приятным. Это также дает ученикам шанс извлечь полезную информацию из того, что их окружает. Также можно вместе с учащимися персонализировать интерьер класса, что поможет им чувствовать себя более свободно, и в свою очередь увеличит их желание учиться и развивать свои языковые навыки. Можно предложить прикрепить на стены красочные постеры, тексты известных песен на английском языке, прикрепить именные стикеры или эмблемы на парты. Чувствуя себя комфортно и ощущая собственную принадлежность данному месту, они будут проявлять инициативу, чтобы читать вслух в классе или писать эссе без страха перед тем, чтобы быть подвергнутыми критике.

Следует создавать ситуации, в которых ученики будут чувствовать моральное удовлетворение. Удовлетворение - важнейший фактор в повышении внутренней мотивации. Нужно обязательно давать учащимся позитивные оценки их деятельности, поощрять их в процессе обучения. Это поможет формированию их собственной положительной самооценки. Порой следует прибегать к приему создания ситуации успеха. Обучающийся, который чувствует удовлетворение своей деятельностью, будет стараться и дальше получать позитивные эмоции. Положительные, также как и отрицательные комментарии непосредственно влияют на мотивацию, но практика показывает, что поощрение и похвала оказывает более сильное влияние на желание преуспевать в изучении английского языка, таким образом формируя внутреннюю мотивацию. Но это не означает, что нужно постоянно хвалить учеников, следует обеспечить четкое объяснение ошибочных моментов работы и выделение удачных аспектов, дать понять, что их хорошая работа ценится, а трудности вполне преодолимы, чтобы поощрить их к дальнейшему совершенствованию.

Также одним из самых сильных стимулов к изучению английского языка является использование его в реальных ситуациях, выходящих за пределы классной комнаты. В сегодняшней высокотехнологичной среде обучения было бы несправедливо ограничить учащихся традиционными методами. Например, можно включить в урок элемент с привлечением компьютерных игр или программ на английском языке, которые соответствуют интересам данной группы. Прослушивание англоязычных песен, просмотр фильмов или видео, использование веб-сайтов на английском языке помогает учащимся осознать свои учебные цели и сформировать собственную внутреннюю мотивацию к изучению английского языка.

Можно сделать вывод, что комплекс мотивационных приемов преподавания может эффективно повысить уровень внутренней мотивации учащихся. Не совсем корректно считать, что внутренняя мотивация учащихся – это личностная черта, что ученик априори или мотивирован, или нет. Без достаточной мотивации даже люди с самыми замечательными способностями не могут достигнуть своих долгосрочных целей. Учитель может и должен быть наиболее важным фактором во влиянии на формирование внутренней мотивации наших студентов, которая является важным фактором в процессе овладения языком.

Литература

1. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988. - с.131

2. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ -2003 - №5 - с.31-34

3. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. - с. 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения.

Повышение учебной мотивации к изучению английского языка через внеурочную деятельность на начальном этапе обучения....

Статья по английскому языку на тему "Игра как средство повышения мотивации к изучению английского языка у детей с ОВЗ."

Статья о том, как повысить мотивацию обучающихся с ОВЗ к изучению английского языка с помощью игровых технологий....

«Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка»

Из опыта работы «Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка»...

Использование домашнего экстенсивного чтения для формирования внутренней мотивации к изучению английского языка

Использование домашнего экстенсивного чтения для формирования внутренней мотивации к изучению английского языка.Современное общество сегодня делает запрос не на таких специалистов, которые храня...

"Технология сотрудничества как метод повышения учебной мотивации к изучению английского языка в основной школе"

Статья по методике применения технологии сотрудничества на уроках английского языка в 7-8 классах основной школы....

Статья на тему: "Мотивация в изучении английского языка"

Как вы знаете, мотивация  играет важную роль в процессе изучения английского языка. Без должного уровня мотивации, ученик может испытывать трудности и упустить возможность достичь своих...