Мастер-класс «Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности»
материал по теме

Оболенская Наталья Юрьевна

Цель мастер-класса: поделиться с  присутствующими с опытом  работы способствующими формированию  коммуникативных  универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.222docx.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование  коммуникативных  УУД во внеурочной деятельности»

Оболенской Натальи Юрьевны

учителя математики

МБОУ СОШ № 1 города Ливны

Цель мастер-класса: поделиться с  присутствующими с опытом  работы способствующими формированию  коммуникативных  универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию   коммуникативных УУД на занятиях по внеурочной деятельности учащихся.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию коммуникативных  УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию   коммуникативных УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация,

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании  коммуникативных  УУД  во внеурочной деятельности ; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

     Ход мастер – класса:

  1. Оргмомент

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер – классе «Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности ». Цель мастер-класса: поделиться опытом моей работы по формированию  коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности посредством курса «Занимательная математика».   Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  

На основе различной учебной-методической литературы мною был разработана программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»  для учащихся 5-6 классов.

Курс содержит логические, геометрические, олимпиадные задания; знакомит учащихся с историей чисел, с приёмами устного счёта. Программа рассчитана на 35 часа в год (одно занятие в неделю), включает 28 тем.

Меня, как учителя математики (точных наук) при реализации данного курса появилось широкое поле  возможности развивать и раскрывать способности детей  через различные направления внеурочной деятельности, которая  интересна  прежде всего формированию учебных коммуникативных компетенций.

Коммуникативные действия  можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности.

  1. Коммуникация как взаимодействие 
  2. Коммуникация как сотрудничество
  3. Коммуникация как условие общения (развитие передачи информации)

Для этого я использую три вида диалога:

  • диалог в большой группе (УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИКИ);
  • диалог в небольшой группе (УЧЕНИК-УЧЕНИКИ);
  • диалог в паре (УЧЕНИК-УЧЕНИК)

    Практическая часть:

Остановимся подробнее на примерах заданий во внеурочной деятельности по математике в диалогах УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИКИ, УЧЕНИК-УЧЕНИКИ и УЧЕНИК-УЧЕНИК.

Сейчас я предлагаю вам побыть моими учениками.

  1. Перед вами небольшой текст:

В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней.

Её рост равен 2 аршинам 3 вершкам. Она стройная девочка. Её талия примерно 3 пяди. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 0,9 локтя.

Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 3 шага. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное100 косым саженям.

 По данному описанию мне трудно представить эту ученицу. А кто  из вас смог представить ее?

 В чем заключаются особенности данного текста? Используются Старинные русские меры длины. Ваша задача воспроизвести текс на современном языке. Какими мерами длины мы пользуемся сейчас? Учащиеся называют.

 

Ваша задача заполнить таблицу. Перевести старинные меры в современные. Чтобы заполнить эту таблицу ваших знаний достаточно?

Чем мы можем воспользоваться, чтобы заполнить эту таблицу?

(Правильно. Мы можем воспользоваться интернетом, справочным материалом, конспектом прошлых занятий.  Сегодня я подготовила для вас справочный материал  в котором вы найдете данную информацию)

Название старинной меры длины на Руси

Перевод с современные меры длины

Аршин

71 см

Вершок

4,5 см

Пядь

18 см

Локоть

42 см

Шаг

71 см

Косая сажень

248 см

Во вторую таблицу вы вписываете данные из текста и производите вычисления

Данные из текста

Вычисления

Рост – 2 аршина 3 вершка

2*71+3*4,5=155,5 см

Талия – 3 пяди

18*3=54см

Длина юбки – 0,9 локтя

0,9*42=37,8см

Прыжок с места – 3 шага

3*71=213см

Расстояние от дома до школы 100 косых саженей

2,48*100=248м

Текст

В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней. Её рост равен ___________. Она стройная девочка. Её талия примерно _______. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой _______. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на _____________. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное _______________.

После обработки:

 В нашей школе в 5 классе есть ученица. Вот некоторые сведения о ней. Её рост равен 155,5см. Она стройная девочка. Её талия примерно 54 см. Из одежды она предпочитает синюю юбку, длина которой 37,8см. Она хорошая спортсменка, прыгает с места на 2м13см. Каждый день она преодолевает расстояние от дома до школы равное 248м.

Итог: Молодцы. Вы все успешно справились с первым заданием. Давайте теперь оценим свою работу. Перед вами лежат карточка , в таблицу №1 вы должны поставить «+» если вы  участвовали в получении и передачи информации; умели слушать и понимать партнера, планировать  и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга.     Если нет то «-».

«+»

«-»

УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИКИ

УЧЕНИК-УЧЕНИКИ

УЧЕНИК-УЧЕНИК

2. В небольшом районном городе живут пять друзей: Иванов, Петренко, Сидорчук, Гришин и Капустин. Профессии у них разные: один из них маляр, другой — мельник, третий — плотник, четвертый — почтальон, а пятый — парикмахер. Петренко и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Петренко и Капустин живут в одном доме с почтальоном. Сидорчук был недавно в ЗАГСе одним из свидетелей, когда Петренко и дочь парикмахера сочетались законным браком. Иванов и Петренко каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром. Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг. Почтальон предпочитает бриться сам. Кто есть кто?

- Можете ли вы сразу ответить, какой из профессий обладает каждый из 5 друзей?

- Чтобы справиться с этим заданием каким видом и методом мы можем воспользоваться? (табличный, метод исключения)

- Перед вами таблица,  в которой вписаны профессии и фамилии 5 друзей.

Чтобы заполнить эту таблицу нам нужно выделить ключевые условия. Два первых условия я помогу выделить вам, а дальше вы должны работать в парах.  

Решение. Выделим ключевые условия.

  1. Петренко и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти.
  2. Иванов и Гришин собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ.
  3. Петренко и Капустин живут в одном доме с почтальоном.
  4. Сидорчук был недавно в ЗАГСе одним из свидетелей, когда Петренко и дочь парикмахера сочетались законным браком.
  5. Иванов и Петренко каждое воскресенье играют в городки с плотником и маляром.
  6. Гришин и Капустин по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг.
  1. Почтальон предпочитает бриться сам.

Из условия (1): Петренко и Гришин — не маляры. Из условия (2): Иванов и Гришин — не мельники. Из условия (3): Петренко и Капустин — не почтальоны. Из условия (4): Петренко и Сидорчук — не парикмахеры. Из условия (5): Иванов и Петренко — не плотники и не маляры. Из условия (6): Гришин и Капустин — не парикмахеры. Из условий (7) и (6): Гришин и Капустин — не парикмахеры. Выясняем, что в задаче речь идет о взаимно однозначном соответствии. Теперь заполняем таблицу.

Профессии

Фамилии

маляр

плотник

мельник

почтальон

парикмахер

Иванов

-(5)

-(5)

-(2)

Петренко

-(1)

-(5)

-(3)

-(4)

Сидорчук

-(4)

Гришин

-(1)

-(2)

-(6)

Капустин

-(3)

-(6)

Ответ: Иванов — парикмахер, Петренко — мельник, Сидорчук — почтальон, Гришин — плотник, Капустин — маляр.

Итог: Молодцы. Вы все успешно справились  и со вторым  заданием. Давайте теперь оценим свою работу. В таблицу №2  вы должны поставить «+» или «-»

«+»

«-»

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Давайте теперь посмотрим на наши таблички и сравним,  что у нас больше «+» или «-» .

Молодцы. Это говорит о том, что сегодня мы в сами слушали друг друга, вступали в диалог, участвовали в коллективном обсуждении – то есть формировали коммуникативные УУД.

В своей работе  при формировании  коммуникативных УУД  я также использую следующие виды  заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- парный опрос;

- ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»;

- «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» ; которые обеспечивают социальную компетентность, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться  в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс Ивановой М.В."Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время"

Мастер – класс Ивановой М.В.Исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии, экологии и во внеурочное время....

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»

В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно ув...

Мастер-класс "Проектная технология во внеурочной деятельности"

Материал содержит наработки дидактического материала по организации проектной деятельности на занятиях музыки и математики в начальной школе....

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...

Мастер класс для педагогов "«Организация исследовательской деятельности на уроке и внеурочной деятельности как способ достижения метапредметных результатов обучения».

Распространение опыта организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способству...