Методический материал "Новое педагогическое мышление"
статья на тему

Методическая  тема «Формирование нового педагогического мышления»особо важна при введении новых образовательных стандартов.

Профессиональное мышление преподавателя выражается в умении видеть основные направления развития педагогических  проблем и находить наиболее эффективные средства их решения. 

 

Педагогическое мышление возникает в результате познания, осмысления объективно-субъективных воспитательных взаимоотношений, взаимодействий детей и взрослых, непосредственно влияющих на развитие и становление личности, ее постепенный и скачкообразный переход из детства во взрослое состояние. Педагогическое мышление формируется как профессиональная мыслительная способность воспитателя, позволяющая анализировать, сравнивать и обобщать воспитательскую практику, создавать педагогические теории и концепции, делать методические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение детей.

 

Новое педагогическое мышление – это гибкое, динамичное, способное к саморазвитию, открытое, критичное мышление педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методический материал30.4 КБ

Предварительный просмотр:

НОВОЕ ПЕДАГОГИЧНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Слайд1

Методическая  тема «Формирование нового педагогического мышления» особо важна в период введения ФГОС.Для начала рассмотрим смысл  общего понятия-«мышление»

Слайд 2

Мышление, по определению А.В.Брушлинского, - это неразрывно связанный с речью социально-обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, т.е. опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы .

Слайд 3

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к отдельному.

"Интеллект у человека один и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека",- писал Б.М.Теплов

Слайд 4

Профессиональное мышление преподавателя выражается в умении видеть основные направления развития педагогических  проблем и находить наиболее эффективные средства их решения.

Любой вид профессионального мышления является частным случаем мышления вообще, в "чистом виде" которое изучает общая психология. Таким образом, невозможно рассматривать профессиональное мышление без учета общих закономерностей и общей теории мышления, которая разрабатывалась в отечественной психологии в трудах Б.Г.Ананьева, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, Я.А.Пономарева, С.Л.Рубинштейна, К.А.Славской, О.К.Тихомирова, Д.Н.Узнадзе, М.Г.Ярошевского.

Современный взгляд на проблему практического мышления нашел отражение в теории профессионального мышления, которая изложена в трудах Б.М.Теплова, Д.Н.Завалишиной, Ю.К.Корнилова, Т.В.Кудрявцева, В.Н.Пушкина, В.В.Чебышевой, а также в теории формирования мышления взрослых, которая сформулирована вработахБ.Г.Ананьева, Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской.

Слайд 5

Педагогическое мышление- это обобщенное и опосредованное отражение в сознании учителя различных проявлений педагогической действительности.

Проявляется оно в способности педагога  успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия. Его объектом является воспитанник в его связях и отношениях с другими людьми, предметами, действиями, направленными на его развитие.

Педагогическое мышление-определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, профессиональная способность педагога видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать осмысливать, анализировать, обобщать и оценивать,

Слайд 6

Педагогическое мышление возникает в результате познания, осмысления объективно-субъективных воспитательных взаимоотношений, взаимодействий детей и взрослых, непосредственно влияющих на развитие и становление личности, ее постепенный и скачкообразный переход из детства во взрослое состояние. Педагогическое мышление формируется как профессиональная мыслительная способность воспитателя, позволяющая анализировать, сравнивать и обобщать воспитательскую практику, создавать педагогические теории и концепции, делать методические открытия, активно, творчески и эффективно осуществлять воспитание и обучение детей.

Новое педагогическое мышление- проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление с позиций ученика, как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие. Важной особенностью  формирования н.п.м. является его творчески созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания, имеющих альтернативный, по отношению к  традиционным, характер.

Сейчас,когда школа работает в направлении реализации требований ФГОС,вопрос формирования НПМ особо актуален так, как Новое педагогическое мышление возникает как результат противоречия: несоответствия устаревших, привычных, сложившихся в иных условиях педагогических представлений новым обстоятельствам и требованиям жизни. Оно формируется через  прорыв творческой, новаторской мысли сквозь заграждения сложившихся окостенелых схем и шаблонов, революционный процесс освобождения сознания и мышления от груза обветшалых догм, сковывающих воспитательные отношения и педагогическую деятельность.

Слайд 7

Подлинное педагогическое мышление поможет преодолевать шаблоны, допускать новый, свежий взгляд на вещи, анализировать противоречия и находить пути их разрешения.

Одновременно новое педагогическое мышление раскрепощает духовные, интеллектуальные силы, направляет их на поиск научно достоверных, адекватных оценок изменившихся воспитательных обстоятельств, создание современных систем, подходов, структур, форм и методов эффективных педагогических действий.

Слайд 8

Развитие педагогической науки, возникновение и обоснование теоретических концепций, открытие новых методических систем и технологических процессов способствуют постоянному обновлению педагогического мышления — главного условия совершенствования школьной практики.

Практическое применение педагогического мышления характеризуется ритмичным движением мысли от частного педагогического факта к обобщению и обратно: от абстрактного, общего теоретического представления к детальному анализу с помощью конкретной реальной ситуации. Особенность педагогического мышления также в том, что оно реализуется не только как внутренний монолог, уединенное осмысление педагогом событий и процессов, но и как реальное движение мысли в совместном диалоге с коллегами и детьми.

Слайд 9

Итак, педагогическое мышление по сути своей специфично, диалектично^ аналитично, интегративно и диалогично

Деловые, товарищеские, дружеские отношения между взрослыми и детьми, детей между собой сложны и неоднозначны. Они закономерны, рациональны, логичны, но одновременно и стихийны, подвижны, изменчивы, непредсказуемы, бессознательны, иррациональны. Это естественно, поскольку действия и поступки ребят стимулируются не только социально ценными мотивами, но и неосознанными, случайными немотивированными побуждениями, стихийными обстоятельствами, биологическими потребностями. Поэтому педагогическое мышление, чтобы обеспечить возможность осмысления воспитательных взаимодействий и отношений во всей полноте, глубине и сложности руководства и управления ими, должно быть гибким, диалектичным и всеобъемлющим. Воспитательные отношения, их динамизм и реактивность диктуют необходимость быстрого осознания грамотного реагирования, адекватного действия. Важно уметь зафиксировать, поддержать, актуализировать случайно возникшую интересную мысль, поразить ребят парадоксом, показать абсурдность того или иного их поступка.

Слайд 10

Особое значение для успешного воспитательного взаимодействия педагога с детьми имеет мышление интуитивное, проявляющееся в обостренных чувствах, предчувствиях, неосознанных, но своевременных действиях, обеспечивающих необходимую ориентировку в отношениях.

Все виды мыслительной деятельности формируют у педагога способность как теоретического, стратегического, так и тактического, оперативного мышления. Воспитатель, взаимодействуя с детьми, нередко попадает в ситуацию, когда ему необходимо не только осмыслить факт, событие, происшествие и принять решение, но и оценить их в генезисе, движении, взаимосвязях, противоречиях, предвидеть последствия воздействий, «предугадать, как слово наше отзовется», интуитивно почувствовать ход и возможные результаты развития отношений.

Педагогические отношения, поведение детей необходимо рассматривать также во взаимосвязи и взаимодействии с окружающей социальной жизнью. Субъекты социальной среды, средства информации, как правило, манипулируют детским сознанием и поведением.

Поэтому педагогу необходимо быть готовым к любой неожиданности, неординарности в детском мышлении и поведении.

Многомерность, многогранность, гибкость педагогического мышления позволяют легко отказываться от устаревших и непригодных для конкретной ситуации представлений, заменить их другими, научно обоснованными и эффективными. Изменение педагогической логики и реальной позиции особенно актуально в повседневных отношениях с детьми. Догматизм, консерватизм, шаблонность мышления учителя, закостенелость его представлений о школьниках приводят к стереотипной, неизменяемой оценке поведения и деятельности ребенка.

Педагогическое мышление как гибкое, диалектическое и многомерное противостоит мышлению антипедагогическому: рутинному, обыденному, догматическому, консервативному, шаблонному.

Педагогу важно учиться не отвергать с порога трудно объяснимое, а спокойно и настойчиво искать подходы к постижению сложного педагогического явления, глубоко осмысливать его, проверять истинность оценок и выводов практикой и коллективным обсуждением.

Слайд 11

Впервые проблема профессионального, педагогически направленного мышления была поставлена в работе Ф.Н.Гоноболина. Согласно его точки зрения особенность педагогического мышления состоит в том, что учитель решает одновременно две интеллектуальные задачи, изучает два объекта: учебно-воспитательный материал и коллектив учащихся.

В качестве объекта труда учителя выступает субъект - ученик, со всеми присущими ему личностными характеристиками; мотивами, потребностями и т.п. Таким образом, педагогическое мышление учителя направлено на познание объекта (ученика), динамичного и изменчивого, который в свою очередь оказывает обратное регулирующее воздействие на педагогическое мышление и деятельность учителя.

Слайд 12

Согласно новым стандартам:

Главной целью педагогической деятельности является формирование всесторонне развитой личности, а основным условием достижения цели - активная деятельность самих воспитуемых (реализация деятельностного подхода) В связи с этим создается система управления, в котором субъектом управления является учитель, а объектом - учащиеся. Особенность этой системы состоит в том, что все функциональные компоненты схемы управленияне задаются в готовом виде, а каждый раз создаются заново, поэтому

Слайд 13

педагогическое мышление - это творческий процесс, имеющий дело каждый раз с разными проблемами, которые в принципе не повторяются, т.к. структуру педагогического труда образуют многообразные, постоянно изменяющиеся и развивающиеся компоненты внешнего и внутреннего плана. "Объективные условия педагогической деятельности крайне не стандартны, а сама деятельность очень индивидуализирована", - указывает Е.А.Климов, следовательно, продолжает его высказывание Ф.Н.Гоноболин, "мысль педагога часто оперирует в неповторимых ситуациях, и в любой момент перед учителем может возникнуть новая проблема, требующая особого решения"

Слайд 14

Основные задачи, решаемые педагогом, – это идейно-нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Каждая из них состоит из более частных задач. Так, например, задача умственного развития включает формирование системы знаний, развитие познавательных процессов, мышления. Каждая из этих задач реализуется через более конкретные составляющие – формирование понятий, мыслительных действий и операций, интересов и т. д. Описание всего комплекса задач, поставленных перед школой, а также путей их решения позволило построить нормативную модель мыслительной деятельности педагога. При этом учитывалось, что в этой деятельности, как и в любой другой, единство структуры мышления создается «соотношением больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев».

Сложность решения педагогической задачи состоит в том, что педагог имеет дело с относительно бесконечным числом признаков, данных, каждый из которых может оказаться существенным.В связи с этим Н.В.Кузьмина подчеркивает, что "педагогическая задача - это всегда, в конечном счете, практическая задача, включающая в себя осознание конечной цели своей деятельности и способов ее достижения через решение многих, соотнесенных между собой стратегических и тактических задач по воспитанию и перевоспитанию, решаемых в процессе учебной и внеурочной деятельности"  Из выше сказанного вытекает еше одна важнейшая особенность педагогического мышления

Слайд 15

- умение увидеть, сформулировать педагогическую задачуна дальнюю и ближнюю перспективу.

Практика, общество в целом предъявляют к учителю и результатам его труда высокие требования, связанные с ответственностью за те действия, которые осуществляет педагог. Он не имеет право на ошибку (в широком смысле этого слова, глобальную, стратегическую ошибку), т.к. объектом педагогического труда является не взрослый, уже сложившийся человек, способный защитить себя и свой внутренний мир от негативных влияний своего окружения, а ребенок - развивающаяся и формирующаяся система, открытая и очень чувствительная к воздействиям со стороны взрослых. Вследствие этого хочется особо подчеркнуть ответственность и высокую самокритичность педагогического мышления как еще одну отличительную особенность.

Педагогическая ситуация требует от учителя обязательного ее разрешения. Учитель не может прекратить поиска, пока не добъется успеха, пока не получит конкретный результат. Это обстоятельство позволяет выделить еще одну особенность мышления - активность, инициативность.

 И наконец, говоря о  формировании  нового  педагогического  мышлении,  необходимо  определить его тесную связь  с понятием рефлексия.

Слайд 16

Рефлексия –(от латинского reflexio)-обращение назад, отражение- это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Рефлексияв конечном счете есть осознание практики, предметного мира.

Путь к рефлексии- задавать себе вопросы, искать на них ответы, а затем анализировать- и свои вопросы , и свои ответы.

Слайд 17

Профессиональная рефлексия- это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Слайд 18

Формирование НПМ в нашем педколлективе можно проследить в ежедневной  педагогической деятельности, результатом которой являются профессиональные достижения наших педагогов: участие в различных мероприятиях, конкурсах, работа  по самообразованию над индивидуальной  темой в разрезе единой методической темы школы: «Формирование нового педагогического мышления». Послушаем учителей.

Книги

1.Ю. В. Сенько: Стиль педагогического мышления в вопросах ,Дрофа из серии»Высшее педагогическое образование»,2009 г.

2.М. М. Кашапов: Психология педагогического мышления /Издательство: Алетейя 2000 г.

3. Никстдров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. Разд. 1. М., 1997. Гл. 1

Никстдров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.

Сластенпн В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие. Разд. 1. М., 1997. Гл. 1

Актуальные проблемы социологии, психологии и педагогики: Материалы Всеукраинской научно-практической конференции “Тенденции развития психологии в Украине: история и современность”. – М.: Просвещение 2006. – 478, с.

Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики : Учебник. – М.: Изд- во Нац. ун-та внутр. дел, 2003. – 334 , с .

Витенко И. С. Основы психологии. Основы педагогики. – М.: Книги-ХХI, 2006. – 197 с .

Казарновская Г. Б. Общая возрастная и педагогическая психология: Сб. задач. – М.: Высшая школа, 1990. – 141 , с .

Максименко С. Д. Психология в социальной и педагогической практике: Учебное пособие для высшей школы. – К.: Наукова думка, 1999. – 215 , с .

Маригодов В.К. Педагогика и психология : аспекты активизации творчества и готовности к профессиональной деятельности: Учебное пособие . – К. : ВД “Профессионал , 2005 . – 188 с

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: научно-популярная литература. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1991. – 151, с .

Савенкова Л. А. Профессиональное общение будущих преподавателей как объект психолого-педагогического управления : Монография . – К. : КНЕУ, 2005. – 208, с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар «Педагогический дебют», «Мордовский Государственный Педагогический Институт им. М. Е. Евсевьева» Факультет истории и права.

«Формирование исследовательских  компетенций учащихся посредством проектной технологии».    Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе. «Проектир...

Чаша Мудрости от Амонашвили как источник гуманистического педагогического мышления

Статья о пути гуманизации образования через формирование гуманистического мировоззрения учителя и приобщение его к источнику духовных знаний, собранных в Антологии Гуманной Педагогики Ш.А. Амонашвили....

Методическая разработка "Педагогические технологии развития критического мышления школьников"

прием технологии , превращающие обучение в совместный и интересный поиск, и учитель перестает быть главным источником информации. Пример урока с приемами технологии в 7 классе " Атмосферное давл...

Программа мастер- класса "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках русского языка и литературы"

Цель проведения мастер - класса: создать условия для обобщения опыта по проблеме  «Способность критически   оценивать собственную практику». Задачи:- передача учителем-мастером сво...

презентация к статье "Новое педагогическое мышление"

Данная презентация сопровождает методический материал по теме:"Новое педагогическое мышление", размещенный в разделе статей....

Доклад "Формирование педагогического мышления у родителей воспитанников"

Для эффективности образовательного процесса, достижения успехов в развитии подрастающей личности необходимо вести целенаправленную и систематическую работу с родителями обучающихся. Важно не поучать и...