«Современные образовательные технологии».
методическая разработка на тему

Смирнов Евгений Николаевич
Выступление на педсовете «Современные образовательные технологии ». (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное общеобразовательное учреждение

Тульской области

«Кимовская  школа »

Адрес: 301721, г. Кимовск, ул. Павлова, д. 28, тел./факс: 8-48-735-5-35-38, тел.8-48-735- 5-35-43.

Педсовет:

«Современные образовательные  технологии ».

 (из опыта работы)

Выступление подготовил:

 Учитель слесарного дела                                          

Смирнов Е.Н.

                 

                   

                         

г. Кимовск

   

    2016 г.

Современные образовательные технологии

Какие современные образовательные технологии применимы для образовательной области “Технология”?

      Важной особенностью образовательной области “Технология” является направленность на творческое развитие учащихся. Главная цель – подготовка школьников к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, способной к адаптации в окружающей действительности. Цели, поставленные перед учителями технологии, требуют переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса, но основой работы с учащимися была и остается коррекционная работа на основе современных образовательных технологий.

Целью коррекционной работы учителя слесарного дела в коррекционном учреждении является   формирование доступных для данной категории школьников знаний, умений и навыков посредством своевременного оказания помощи.

Несомненно, вопросы коррекции учителем решаются в единстве процессов обучения и воспитания с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Любая программная тема планируется в соответствии с целями коррекционно-воспитательной работы. Только сознательное овладение приемами труда, когда учащиеся способны рассказать о причинно-следственных зависимостях и последовательности выполнения действия, позволяет говорить о правильно поставленной  работе по социальной адаптации, ведь именно эти знания помогут школьникам при обучении в НПП и работе на производстве. Нельзя оценивать возможности ребенка только по тому, что он в состоянии сделать сам. Главное, какие задачи он может решить в сотрудничестве с взрослым. Я опираюсь на усвоенные ранее знания и умения учащихся, а на следующем этапе расширяю и обогащаю эти знания, используя современные образовательные технологии, обращая внимание на то, как ребенок самостоятельно использует знания, которые освоил.

  1. При обучении следует использовать различные дидактические приемы и методы в процессе формирования знаний и умений. Наряду с вербальными методами использую и наглядный, для этого нужны образцы изделий, рисунки, эскизы, чертежи, инструкционные, предметные и индивидуальные технологические карты (информационно-коммуникативные технологии).
  2. Практическую работу учащихся следует контролировать, применяя принцип максимального расчленения, т. е. после выполнения одной слесарной операции ученик должен показать работу учителю, который анализирует качество выполненной работы и объясняет ученику недостатки в его работе и способы их устранения. Затем ученик приступает к выполнению следующей операции. Я постепенно приучаю детей самостоятельно контролировать и оценивать свою работу (развивающее обучение, технология развития критического мышления).
  3. Обучение в сотрудничестве. Требования к учащимся в процессе занятия должны быть различными в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ученика. Ребенку психопатического поведения учитель объясняет спокойно, но строго. Порой задание может быть дано в форме приказа. Необходимо учитывать различный темп выполнения задания учащимися. Так, эпилептики педантичны, аккуратны, переживают за оценку. Поэтому им желательно начать выполнение работы раньше других. Им можно сократить объем практической работы. И наоборот, тем, кто быстро и хорошо справляется с заданием, можно несколько увеличить объем работы или предложить помочь другим детям
  4.  КСТ - коллективная система обучения. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
  5. Система инновационной оценки учащихся. Известно, что учащиеся коррекционной школы не всегда могут критически оценить свои действия, а к устным замечаниям и указаниям учителя быстро привыкают, забывают, а порой не обращают внимания. Хорошим подспорьем в данном случае будет незаслуженно забытый экран работы слесаря. На экране учитель отмечает как отрицательные, так и положительные моменты в работе учащихся на данном занятии. Словесная инструкция в данном случае подкрепляется письменным напоминанием ученикам о том, какие ошибки они допускали, каких положительных результатов достигли в работе, так как запись учителя остается до следующего урока. В то же время экран помогает учителю планировать вопросы дифференцированного и индивидуального подхода для коррекции недостатков учащихся и прослеживается более тесная связь между занятиями. Очень часто в своей практике я применяю тестирование или импровизированные зачеты по отдельным темам как элементы инновационной оценки учащихся.

6.  Учитель должен правильно организовать процесс изучения нового материала. Учебный материал должен быть освоен учащимися в общих чертах, а содержание материала доступно для восприятия данной группой учащихся. Так как восприятие у учащихся коррекционного учреждения замедленное, недифференцированное, то на данном этапе большое значение придается четкому, ясному объяснению с опорой на иллюстративный материал. Здесь большим подспорьем являются информационно-коммуникационные технологии. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

7.  Во многом процесс восприятия нового материала зависит от умения учителя связать пройденный ранее материал с другими предметами.

Таким образом, задачи коррекции восприятия нового материала решаются, во-первых, определением объема и четкости повторения того, что необходимо вспомнить учащимся для усвоения ими нового материала на данном занятии, и, во-вторых, как учитель сумеет довести до сознания детей процесс предстоящей работы, провести анализ образца, изучить устройство инструментов, оборудования и приспособлений, примы работы с ними, (развивающее обучение, технология активного обучения, эвристическое обучение и т.д.).

8.   Недоразвитие мышления у данной категории детей и связанные с этим трудности создают необходимость учить школьников наблюдать, выделять существенные признаки изучаемого объекта или технологического процесса, находить их в однородных объектах и классифицировать, используя приёмы анализа и синтеза. Учителю слесарного дела следует учить детей умению анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, конкретизировать и овладевать понятиями, суждениями и умозаключениями. Это возможно на основе предметно-практической деятельности и продуманного применения средств наглядности. На этапе осмысления следует добиваться того, чтобы ученик не только понимал задание, но и мог объяснить, ЧТО он делает, КАК он делает и ДЛЯ ЧЕГО. Я стремлюсь к тому, чтобы у учащихся появились прочные знания и готовность к разнообразной деятельности. Это достигается путем умело организованной коррекционной работы (развивающее обучение, дискуссионная технология, технология тренингового обучения, технология развития критического мышления и т.д.).

9.  На этапе применения полученных знаний, умений и навыков надо научить детей не бояться новых, необычных условий и при необходимости применять свои знания на практике. Сознательная трудовая деятельность повышает интерес учащихся к знаниям, их настроение влияет на качество и темп работы, способствует улучшению дисциплины. Поэтому учитель определяет дозировку трудовых нагрузок, объем учебного материала, необходимого для усвоения на данном занятии, предусматривает смену различных видов деятельности школьников, чтобы предотвратить утомляемость. Важным требованием к содержанию занятий слесарного дела является доступность для учащихся того или иного вида труда по физическим нагрузкам, темпу работы, общему воздействию на физическое состояние. Коррекционное значение каждого занятия слесарного дела зависит от степени включения в тот или иной вид труда учащихся различных умственных действий, таких, как сравнение, планирование предстоящей трудовой деятельности, умения провести счетно-измерительные операции, самоконтроль в процессе выполнения практической работы (деловая игра, исследовательский метод обучения, лекционно-семинарская зачетная система и др.).

Правильно проводимое  коррекционное обучение с использованием современных образовательных технологий является залогом успешной в дальнейшем социальной адаптации школьников. К сожалению, в условиях коррекционной школы невозможно полностью использовать весь потенциал современных образовательных технологий, а только лишь отдельные элементы, но и это является большим подспорьем в работе современного педагога.

развивающее обучение

Не только изучают программный материал, но и темы взаимосвязанные с ним

информационно-коммуникативные технологи, и

образцы изделий, рисунки, эскизы, чертежи, инструкционные, предметные и индивидуальные технологические карты, компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением

Обучение в сотрудничестве.

Требования к учащимся в процессе занятия должны быть различными в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ученика. Необходимо учитывать различный темп выполнения задания учащимися. Так, эпилептики педантичны, аккуратны, переживают за оценку. Поэтому им желательно начать выполнение работы раньше других. Им можно сократить объем практической работы. тем, кто быстро и хорошо справляется с заданием, можно несколько увеличить объем работы или предложить помочь другим детям

коллективная система обучения

участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Система инновационной оценки

экран работы слесаря. На экране учитель отмечает как отрицательные, так и положительные моменты в работе учащихся на данном занятии. Словесная инструкция в данном случае подкрепляется письменным напоминанием ученикам о том, какие ошибки они допускали, каких положительных результатов достигли в работе. Тестирование или импровизированные зачеты по отдельным темам

технология активного обучения

каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, разбивается на части в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

эвристическое обучение

может подразумевать собой форму обучения (к примеру, эвристическая беседа), изучение нового так чтобы ребенок сам пришел к определенны м выводам, метод обучения (скажем, мозговой штурм) или технологию творческого развития учеников.

дискуссионная технология

Диалог  на заданную тему

технология тренингового обучения

тренинг – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Тренинги проводятся по определенным темам связанным с другими предметами или плохо понятыми учениками

технология развития критического мышления

после выполнения одной слесарной операции ученик должен показать работу учителю, который анализирует качество выполненной работы и объясняет ученику недостатки в его работе и способы их устранения. Затем ученик приступает к выполнению следующей операции. Я постепенно приучаю детей самостоятельно контролировать и оценивать свою работу

исследовательский метод обучения

постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Старших классах особенно при ремонте Вова , Витя

лекционно-семинарская зачетная система

Тестирование или импровизированные зачеты по отдельным темам

Индивидуальная педагогическая система учителя трудового обучения  Смирнова Е.Н.

№  п/п.

Компоненты индивидуальной педагогической системы.

Характеристика авторской педагогической системы.

I

1.

2.

3.

Система обучения.

Цели обучения.

Содержание.

Методы мотивации учащихся.

Традиционная СО, КРСО, КСО, ЛСЗС.

Формирование  определённых  школьными программами  ЗУН; подготовка школьников к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, способной к адаптации в окружающей действительности. личностно-развивающее.

Государственные, рабочие программы; основные требования к знаниям, умениям, навыкам.

Познавательные, социальные, волевые.

II

1.

2.

3.

4.

Методическая система.

Современные образовательные технологии.

Методы обучения: Основа-развитие самостоятельности.

Формы организации учебной работы учащихся.

Формы обучения.

Технология активного обучения, дискуссионная технология, технология тренингового обучения, технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная технология.

 Развивающее обучение.

 Объяснительно-иллюстративный.

Частично-програмированный.

Эвристический (творческий).

Частично-проблемный; исследовательский.

Поисковый. Обучение в сотрудничестве.

Моделирующий.

Фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Мини-лекция, беседа; деловая игра,

 лабораторные работы, практические работы, самостоятельные работы, зачёты, экскурсии.

Работа с технологической картой, работа с планом, работа с чертежом, рисунком, эскизом.

Отчёт о проделанной работе;

Тестовые задания, дидактические карточки, проблемные вопросы, кроссворды, медиаматериалы и т.д.

III

Инновационные подходы.

Системный;

Диагностический;

Разноуровневый;

Личностно-ориентированный; Технологический и др.

IV

Индивидуальный стиль деятельности.

Эмоционально-импровизированный;

Эмоционально-методический;

Рассуждающее-методический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...