Методические объединения как эффективная форма повышения квалификации специалистов по социальной работе
методическая разработка на тему

Кукушкина Майя Владимировна

       С  каждым   годом возрастают требования к профессионализму специалиста  социальной  работы как  высокому, устойчивому уровню знаний, умений и навыков, позволяющему достигать наибольшей эффективности в профессиональной  деятельности. Это не только яркое развитие способностей, но и  глубокие и широкие знания в области социальной  работы, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой  деятельности. В связи с этим  назрела  необходимость организации методического объединения специалистов  социальной работы как  центра, решающего эти задачи.

Цель работы - изучение и анализ деятельности методического объединения специалистов по социальной работе ГБУ СО  «Балаковский центр «Семья».

Основными задачами творческой работы являются:

1.     изучение и анализ теоретической литературы по проблеме;

2.     ознакомление с наиболее результативным опытом организации методических объединений  специалистов социальной работы социозащитных  учреждений Саратовской области и          Российской  Федерации;

3.     анализ деятельности методического объединения специалистов по социальной работе Центра «Семья»;

4.     разработка модели деятельности руководителя методического объединения;

5.     выработка практических рекомендаций по совершенствованию работы  методических объединений специалистов по социальной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_mo_spetsialistov_sr_2016.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Саратовской области

ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья»

Методические объединения как эффективная форма повышения квалификации специалистов по социальной работе

Участковой социальной службы

Автор: Кукушкина Майя Владимировна – методист организационно–методического отделения

                                                                     Балаково

2016

Краткая аннотация

       С  каждым   годом возрастают требования к профессионализму специалиста  социальной  работы как  высокому, устойчивому уровню знаний, умений и навыков, позволяющему достигать наибольшей эффективности в профессиональной  деятельности. Это не только яркое развитие способностей, но и  глубокие и широкие знания в области социальной  работы, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой  деятельности. В связи с этим  назрела  необходимость организации методического объединения специалистов  социальной работы как  центра, решающего эти задачи.

Цель работы - изучение и анализ деятельности методического объединения специалистов по социальной работе ГУ «Балаковский центр «Семья».

Основными задачами творческой работы являются:

  1. изучение и анализ теоретической литературы по проблеме;
  2. ознакомление с наиболее результативным опытом организации методических объединений  специалистов социальной работы социозащитных  учреждений Саратовской области и Российской  Федерации;
  3. анализ деятельности методического объединения специалистов по социальной работе Центра «Семья»;
  4. разработка модели деятельности руководителя методического объединения;
  5. выработка практических рекомендаций по совершенствованию работы  методических объединений специалистов по социальной работе.

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение……………………………………………………………....……..3

  1. Теоретические основы подготовки методического объединения специалистов социальной работы………………………….…………..4
  2. Методика организации и проведения методического объединения специалистов по социальной работе……………………….…………..5
  3. Модель деятельности руководителя методического объединения..…………………………………………………………...11

      Заключение…………………………………………………………….…13

Список литературы…………………………………………………………..14

Приложение…………………………………………………………………..16

                                         

                                      ВВЕДЕНИЕ

Появление новых альтернативных программ и социальных проектов, расширение рынка социальных технологий обуславливает стремление специалистов по социальной работе ГУ «Балаковский центр «Семья» систематически повышать уровень профессионального мастерства, обновлять рынок социальных услуг и совершенствовать методы и формы социального обслуживания семей с детьми.

В связи с этим возрастает роль методических объединений как центров, обеспечивающих организацию систематической, планомерной работы, позволяющей специалисту социальной работы заниматься коллективной творческой деятельностью, самосовершенствоваться по одной из узких, обозначенных самим специалистом тем.

Методическое объединение специалистов по социальной работе ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям «Семья» является объединением специалистов, в течение  года изучающих теоретические и методические аспекты социальной работы, обсуждающих разнообразные вопросы, рассматривающих различные направления практической социальной работы с семьей, обменивающих опытом работы с коллегами, и в то же время систематически повышающих свое профессиональное мастерство.

1. Теоретические основы подготовки методического объединения специалистов социальной работы.

Методические объединения являются основной и наиболее эффективной формой  методической помощи специалистам   по социальной работе.

Н.Б. Шмелева, исходя из сущностного представления о методическом объединении, сформулировала его ведущие задачи: 

- повышение квалификации специалистов по социальной работе;

- обеспечение роста теоретического уровня знаний специалистов по социальной работе;

- удовлетворение актуальных профессиональных потребностей специалистов в их деятельности;

- совершенствование профессионального мастерства;

- обеспечение мотивационных, научно-методических условий для включения специалистов в творческий поиск по осознанному преобразованию собственной практики;

- развитие креативности и инициативы специалистов по социальной работе;

- обучение специалистов анализу и критической оценке результатов своей деятельности;

- выработка чувства ответственности у специалистов за порученное дело;

- «взращивание» новых профессиональных потребностей, находящихся в зоне развития специалиста, или тех, что будут завтра востребованы практикой.[1]

М.Н. Григорьева считает, что методические объединения являются центром коллективного творчества педагогов, в котором созданы все условия для роста их профессионального мастерства и творческого потенциала.[2]

Г. Ситникова подчёркивает, что методическое объединение педагогов создаётся на добровольной основе, включиться в работу которого может каждая школа, ощущающая необходимость поучиться или поделиться накопленным опытом, выйдя из замкнутого пространства своего образовательного учреждения.[3]

Таким образом, методическое объединение является эффективной системой повышения уровня профессиональной подготовки специалистов социальной работы.

2. Методика организации и проведения методического объединения специалистов по социальной работе.

Методические объединения действуют в течение всего календарного года. Периодичность работы методических объединений - 1 раз в квартал.

В процессе подготовки методических объединений разработала регламентирующий их деятельность документ – «Положение о методическом объединении специалистов по социальной работе».

Работу по организации методических объединений строю на соблюдении следующих основополагающих принципов:

- межведомственное  взаимодействие;

- самообразование;

- системный подход;

- дифференцированный подход;

- комплексность;

- целесообразность;

- гласность;

- значимость поставленных проблем;

- научно-исследовательский подход к поставленной проблеме;

- содержательный аспект вопросов;

- интересный, полезный для всех подбор материалов;

- грамотный, эмоциональный, выразительный стиль изложения, изложение обобщённого опыта;

- краткость, деловитость, управляемость ситуации.

- приемлемые, разумные, выполнимые решения и последующая их проверка.

Свою деятельность выстраиваю на основании годового плана работы методических объединений специалистов по социальной работе.

За время работы в Центре подготовила и провела следующие методические объединения для специалистов по социальной работе, тема которых определялась исходя из задач ГБУ СО «Балаковский центр «Семья»:

1. «Технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями».

2. «Специфика социальной работы с многодетной семьёй».

3. «Основы социально-педагогической деятельности с опекаемыми семьями».

4. «Технология социальной помощи молодым семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации».

5. «Методические подходы в социальной работе с семьями беженцев и вынужденных переселенцев» и другие.

Вопросы межведомственного взаимодействия и комплексного подхода при решении социально- значимых проблем современной семьи и детей в последние  годы  стали особенно актуальными. Согласно этому для участия в работе методических объединений приглашала специалистов управления социальной защиты населения, управления образования, комитета здравоохранения, которые читали лекции по вопросам социальной защиты семей и детей, медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и другие.

Опыт проведения методических объединений специалистов  социальной работы показал, что для решения этих социально- значимых  проблем необходимо объединение усилий специалистов различных организаций и ведомств для  организации комплексной профилактической работы с семьей. Она наиболее приемлема и эффективна.

Участие в работе методических объединений представителей различных организаций и ведомств позволило проводить объединение специалистов социальной работы на должном научно- теоретическом и методическом уровне.

На методических объединениях специалисты по социальной работе стараются организовать общение, которое было бы полезно и тем, кто делится опытом, делает обзоры литературы, дает открытые мероприятия, анализирует свою деятельность, и тем, кто пришел поучиться. На методические объединения приходят те, кого волнует конкретная проблема, кто ищет к ней подходы. Никогда не гонюсь за массовостью в методической работе, за охватом, ибо понимаю, что только личная заинтересованность человека может сподвигнуть его на совершенствование в профессии.

         В своей работе использовала следующие формы проведения методических объединений, при этом заставляла слушателей творчески  мыслить, вызывала интерес, желание перенимать лучший опыт. К ним относятся следующие:

1. Доклады.

Они были теоретическими, установочными, обзорными, представляли обобщенный опыт работы по какому-то одному вопросу и другие.

2. Беседа подразумевала общее, коллективное обсуждение поставленного вопроса, широкий обмен мнениями участников, но при такой форме проведения заранее составляла и доводила до участников план беседы, чтобы они смогли подготовиться к ней. В конце беседы подводила итог и давала рекомендации к использованию в работе наиболее ценной полученной информации и опыта.

3. Деловая игра.

С её помощью максимально приближала участников игры к реальной обстановке, формировала навыки быстрого принятия верных решений, умения увидеть и исправить ошибку.  В ходе деловой игры заранее не составляла и не доводила до участников план игры, чтобы они не смогли заранее подготовиться к ней.

В процессе проведения методических объединений широко использовала такой метод работы со специалистами, как мозговая атака (брейнсторминг).

Брейнсторминг - это рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами.

Мыслительный процесс решения проблемы специалистами в процессе обсуждения проходил ряд этапов:

-осмысление сущности проблемы и возникающих затруднений;

-нахождение способа решения проблемы путем логического анализа;

- предоставление права каждому специалисту высказывать свое мнение по данному вопросу.

Считаю, что мозговая атака как метод работы со специалистами является наиболее эффективным на методических объединениях.

         При составлении плана методической работы на следующий календарный год и при подведении итогов текущего учебного года учитываю пожелания и предложения специалистов по социальной работе, которые выявляю анкетным опросом «Десять вопросов о наших методических объединениях» (Приложение №1).

                                                                                             

                                                                                              Приложение №1

ОПРОСНИК «ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ О НАШИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

1.Приносят ли Вам пользу методические объединения?

2.Какое отношение администрации к работе методического объединения?

3.Есть ли у Вас свобода высказывания своих мнений на методических объединениях?

4.Царит ли атмосфера доверия во время методического объединения?

5.Всесторонне ли обсуждаете идеи, прежде чем их принимаете или отвергаете?

6.Продуктивно ли преодолеваете расхождения во мнениях?

7.Покидаете ли Вы методическое объединение с ясным пониманием того, как реализовать принятые решения в будущем на практике?

8.Используете ли Вы материал, полученный на методическом объединении в  работе с семьей?

9.Согласны ли Вы с формой  проведения методического объединения?

10.Что Вы можете предложить для наиболее эффективной деятельности методических объединений?

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ОПРОСА

Мною было проведено мини-исследование « Десять вопросов о наших методических объединениях» среди специалистов по социальной работе структурных подразделений ГБУ СО «Балаковский центр «Семья». В ходе исследования было опрошено 13 специалистов по социальной работе.

О пользе методических объединений в работе специалистов по социальной работе 100% респондентов высказали положительное мнение, при  этом отметили, что методические объединения помогают строить работу с семьей.

Об отношении администрации к работе методических объединений  также все 100% респондентов выразили положительный ответ и обратили свое внимание на то, что администрация Центра «Семья» принимает участие в методических объединениях и оказывает всестороннюю поддержку как руководителю объединения, так и специалистам.

Свобода высказывания своих мнений на методических объединениях присутствует у всех 100% опрошенных специалистов. Это дает им возможность высказывать свои мысли и предложения по какой-либо социальной проблеме.

На вопрос «Царит ли атмосфера доверия во время методического объединения?» все 100% респондентов отметили, что благоприятная обстановка помогает специалистам непринужденно и раскованно работать в процессе объединения, находить оптимальные пути решения трудностей, возникающих в социальной работе с семьей.

Прежде чем принять или отвергнуть какую-либо идею, рассматривае-мую в ходе методического объединения, все 100% опрошенных всесторонне их обсуждают и только после процесса обсуждения эта идея или принимается, или отвергается.

При возникновении споров и расхождения специалистов во мнениях, 100% респондентов продуктивно их преодолевают.

Покидая методические объединения, все 100% опрошенных ясно понимают и осознают принятые на объединении решения, которые требуют реализации специалистами в будущем на практике.

На вопрос «Используете ли Вы материал, полученный на методическом объединении в своей практике?», 100% респондентов ответили, что применяют его в социальной работе с семьей.

С формой проведения методических объединений согласны все 100% опрошенных, но при этом они высказывают свои пожелания:

1. проводить методические объединения в рамках межведомственного взаимодействия с другими социозащитными учреждениями;

2. рассматривать и обсуждать на объединении различные практические ситуации в зависимости от тематики методического объединения;

3. проводить больше практических занятий.

По мнению 100% респондентов для наиболее эффективной деятельности и дальнейшего совершенствования работы методических объединений необходимы:

- детальное изучение проблем социальной работы с сельской семьей;

- участие в работе методических объединений специалистов других социозащитных учреждений;

-оснащение специалистов по социальной работе новинками методической литературы для подготовки к методическому объединению.

У 30% опрошенных специалистов Центра предложений нет, их всё устраивает.

По  итогам мини-исследования «Десять вопросов о наших методических объединениях» выработала следующие практические рекомендации:

      1.Проводить регулярно методические объединения специалистов в рамках межведомственного взаимодействия с другими социозащитными учреждениями и учреждениями управления культуры и образования.

  1. Внедрить в работу методических объединений специалистов по социальной работе инновационные формы и методы (брейнсторминг - мозговая атака; дискуссионный круглый стол, показ и обсуждение опыта работы специалистов по какой-то одной из социальных проблем; деловая игра; мини-конференция с защитой творческих работ по методической теме объединения и другие).
  2. Изучить детально как теоретические, так и практические проблемы социальной работы с  городской и  сельской семьёй.
  3. Обобщить передовой опыт организации методических объединений специалистов по социальной работе  учреждений социальной защиты населения, в том числе  опыт  ГБУ СО «Балаковский центр  «Семья».

Для руководителей методических объединений социозащитных учреждений разработала анкету «Итоги проведения методических объединений», которую можно использовать в практике работы специалистов. (см. приложение №2).

В перспективе планирую проведение методических объединений специалистов по социальной работе в следующих формах:

1. Методическое объединение, где доклад будет сочетаться с освещением передового опыта работы специалистов по изученной проблеме;

2. Методическое объединение, целиком посвященное показу и обсуждению опыта работы специалистов по какому-то одному вопросу.

3. Дискуссионный  круглый стол (клуб).

Его основной задачей будет выработка навыков критической оценки социальной, психолого-педагогической  и методической литературы, разных подходов к решению конкретных проблем в практике работы специалиста по социальной работе, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. При подготовке этой формы методического объединения будут создаваться рабочие творческие группы, которые вырабатывают свою программу, свою позицию. В ходе дискуссии будет производиться коллективное обсуждение предложенных программ  и выработка коллективных решений-рекомендаций.

         Планирую издание публикаций о работе методических объединений специалистов по социальной работе ГБУ СО «Балаковский центр «Семья» в  СМИ.

3. Модель деятельности руководителя методического объединения.

В своей работе разработала модель деятельности руководителя методического объединения для наиболее эффективной его организации.

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, положительными результатами работы методического объединения специалистов по социальной работе считаю распространение  передового опыта специалистов Центра, знакомство с новыми технологиями социальной работы и реальное повышение профессиональной квалификации. Еще одним важным плюсом   объединения  было  включение  в их работу не только специалистов  по социальной работе ГБУ СО «Балаковский центр «Семья», но и ряд структур, взаимодействующих с социозащитными учреждениями. Методическое объединение активно сотрудничало с Управлением социальной защиты населения, Комитетом образования, Комитетом здравоохранения, Бюро медико-социальной экспертизы, Детскими поликлиниками №1, 2 и другими организациями.

Участие в работе  методических объединений представителей различных организаций и ведомств позволило проводить объединения специалистов социальной работы на должном научно- теоретическом и методическом уровне.

Осмысление всего увиденного, прочитанного, изученного специалистами дает импульс совершенствованию социальной работы с семьями, воспитывающими несовершеннолетних детей, постановке новых целей.

Таким образом, обобщение практики работы методического объединения свидетельствует об эффективности и огромном потенциале реального повышения квалификации специалистов по социальной работе ГБУ СО «Балаковский центр «Семья».

                                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность - модель развития человека. М., Педагогика, 1990.- 136 с.
  2. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений  А.И. Васильева., Л.А. Бахтурина., И.И. Кобитина.-3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990-143 с.
  3. Григорьева М.Н. Методическое объединение- центр коллективного творчества педагогов//Начальная школа. 2000.-№3.-С.14-17.
  4. Гуревич И. Сверка часов, или как согласовывать позиции администрации и педагогического коллектива// Директор школы.-1994.- №1.- С.14-21.
  5. Зуева Е.М. Методическое объединение как основное звено в системе повышения квалификации школьных библиотекарей// Школьная библиотека.2002.-№6.-С. 25-28.
  6. Лебедева Т. Тогда с удовольствием учатся, когда с удовольствием учат// Народное образование.1999.-№7-8.-С.117-118.
  7. Общественное дошкольное воспитание на современном этапе/ Сост.В.А. Калмыкова; Под. ред. М.И Журавлевой.- М.: Просвещение, 1981.-144 с.
  8. Ситникова Г. Межшкольное методическое объединение «Содружество»// Воспитание школьников. 2004.- № 9.- С.14-19.
  9. Управление современной школой. Пособие для директора школы/Под ред. чл.-корр. Российской  Академии образования, д-ра пед. наук М.М. Поташника.- М.: АПП ЦИТП, 1992.-168 с.
  10. Цыганова И. Методическая работа на диагностической основе// Народное образование. 1999.-№7-8.-С.113-114.
  11. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы: Канд. дис. Ульяновск., изд-во УГУ., 1995.-216 с.

Приложение №2

«ИТОГИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

Пожалуйста оцените полезность вашего участия в работе методических объединений и пользу для вас, поставив одну из возможных оценок (да, не совсем так, пожалуй , что так, нет).

1. Рассматриваю участие в работе методических объединений как ненужную обузу.

Да

Не совсем так

Пожалуй, что так

Нет.

2. Свою профессиональную деятельность организую без взаимодействия со специалистами родственных специальностей

да

не совсем так

пожалуй, что так

нет

3.У меня нет желания и особенно нечем поделиться с коллегами

да

не совсем так

пожалуй, что так

нет

4.Замечаю фактическое безразличие администрации к работе методического объединения

да

не совсем так

пожалуй, что так

нет

5.План и содержание деятельности методического объединения специалистов по социальной работе надуманны, предложенная сверху методическая тема абсолютно неинтересна

да

не совсем так

пожалуй, что так

нет

6.Не знаю, как изменить или улучшить работу методических объединений

да

не совсем так

пожалуй, что так

нет

7. Наше методическое объединение – это пустая говорильня, и если бы администрация не требовала, не настаивала, не запугивала, то мы бы давно разбежались.

8.В работе методического объединения не обсуждается главное- как  помочь семьям адаптироваться к новым  экономическим условиям. В основном мы готовим бумаги для отчета, справки, информации.

да

не совсем так

пожалуй, что так

нет

9. Считаю, что методическое объединение необходимо:

распустить

оставить

подвергнуть пересмотру его деятельность.

10.Знаю ( нужное подчеркнуть)

что нужно сделать, чтобы методическое объединение специалистов по социальной работе работало эффективно

как организовать работу методического объединения

как сделать, чтобы каждый член методического объединения получал  от участия в его деятельности оптимальную пользу.

11. Хотели бы вы быть руководителем методического объединения специалистов по социальной работе

да

нет

12. Какие темы следует обсудить на заседаниях методических объединений в следующем учебном году?

13. Какие открытые мероприятия необходимо предусмотреть в плане по организации социального обслуживания семей с детьми?

         


[1] Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы: Канд. дис. Ульяновск, Изд-во УГПУ., 1992. – С.43.                                                                                                                                                                                    

[2] Григорьева М.Н. Методическое объединение – центр коллективного творчества педагогов // Начальная школа. 2000. - №3. – С.14-21.

[3] Ситникова Г. Межшкольное методическое объединение «Содружество» // Воспитание школьников. 2004. - №9. – С.14-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы

Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы...

Вебинар как инновационная форма повышения квалификации педагога (из опыта работы)

В современной школе учителю необходимо обновлять знания и умения, способствующие активному усвоению современных достижений и экспериментальному поиску, искать пути самообразования. Одной из таких...

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных условиях р

Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по обучению...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

Методическая неделя как эффективная форма повышения профессиональной компетентности учителя

В связи с переходом на ФГОСТ  возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание  своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения достижен...