Учебная ситуация как структурная единица деятельности на уроках биологии
презентация к уроку на тему

Федоров Андрей Валерьевич

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация как особая единица учебного процесса, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная ситуация как структурная единица деятельности на уроках биологии Федоров Андрей Валерьевич, учитель биологии МАОУ СОШ № 84

Слайд 2

Современная система образования потрясающе неэффективна. Слишком часто мы даём молодым людям срезанные цветы - в то время как мы должны учить их выращивать их собственные растения. Джон Гарднер Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский

Слайд 3

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. • Обучение – специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие). • Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития ребенка. • Значит, образовательная задача каждого урока состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Слайд 4

• Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий. • Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация как особая единица учебного процесса, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

Слайд 5

Учебная ситуация • Это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:  обнаруживают предмет своего действия,  исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,  преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,  частично – запоминают.

Слайд 6

Виды учебных ситуаций: • Учебная ситуация целеполагания • Учебная ситуация планирования • Проблемная ситуация и ее решение • Учебная ситуация моделирования • Учебная ситуация наблюдения • Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке • Учебная ситуация рефлексии • Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям Урок как совокупность учебных ситуаций.

Слайд 7

Приемы для создания учебной ситуации • «Привлекательная цель». • «Лови ошибку». • «Отсроченная отгадка». Возможность выдвинуть версию. • Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных. • «Яркое пятно». Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность. • «Несоответствие». Порождается противоречием между жизненным опытом, житейским представлением и научными данными. • «Конфликт». Столкнуть разные мнения людей, предъявить одновременно противоречивые факты. • Дать невыполнимое практическое задание.

Слайд 8

6 класс. Урок «Плоды. Значение и разнообразие плодов». • Основная учебная задача урока: учащиеся должны знать, что такое плод и для чего он служит, иметь представление о типах плодов. • Прием: «Столкновение житейского представления и научных фактов». Учитель приносит на урок корзину, в которой находятся: плоды яблони, томата, фасоли, подсолнуха, зерновки пшеницы, шишка сосны, клубень картофеля, луковица лука, корнеплод моркови. • Проблемный вопрос: все ли эти части растений являются плодами? • Учащиеся предлагаются задания для самостоятельной работы.

Слайд 9

Задания из лабораторной работы • Рассмотрите органы выданных вам растений, выберите среди них плоды. • Разделите плоды на сочные и сухие. • Сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные. Определите их название по схеме и рисункам учебника. • Разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия по схеме и рисункам учебника. • Заполните таблицу: Название плода Тип плода Примеры растений Околоплодник (сочный или сухой) Количество семян (одно или много)

Слайд 10

Органы нашего организма • Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг. • Это самый тяжелый орган человеческого тела. • Это сложный орган со многими функциями. • Этот орган постоянно отмирает и рождается вновь. • Кожа

Слайд 11

Невыполнимое задание • Учащимся выдаются листья растений. • Задание. Изучите строение клеток листа.

Слайд 12

ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННЫЙ УРОК В ХОРОШО ОБОРУДОВАННОМ КАБИНЕТЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ХОРОШЕЕ НАЧАЛО И ХОРОШЕЕ ОКОНЧАНИЕ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ДЕТИ УРОК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОБРЫМ

Слайд 13

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику учебного процесса, позволяя не противопоставлять парадигмы образования а формировать у ученика компетентность в различных сферах культуры и деятельности

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»

В современном обществе проектирование всё шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности: архитектура, строительство, машиностроение и др. Популярным становится проектировани...

Публичная презентация на тему «Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования»

В публмкации представлен опыт работы по теме "Технология организации учебно-исследовательской деятельности на уроках биологии как средство достижения нового качества образования" и результативность пр...

Учебная деятельность на уроках биологии.

Организация учебной деятельности на уроках биологии в период перехода на стандарты нового поколения с использованием технологии ситуационных задач....

Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии

Требование ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках биологии...

Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...

Авторское учебно-методическое пособие «Структурно-логические схемы на уроках географии» (на примере раздела «Население РФ», 8 класс)

Методическое пособие представляет собой дидактический материал – авторский аналог тетради с печатной основой, который содержит различные учебные задания, практические работы и позволяет педагогу...