Социальные проблемы при дистанционном обучении
статья (10, 11 класс) на тему

Жабин Андрей Владимирович

Зачётная работа по курсу "Современные технологии образовательного процесса", рассматривающа проблематику современного дистанционного обучения в старшей школе, НПО и СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnye_problemy_pri_distantsionnom_obuchenii.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

"Институт развития дополнительного профессионального образования"

Зачётная работа по курсу "Современные технологии образовательного процесса"

на тему: "Социальные проблемы при дистанционном обучении"

Выполнил: преподаватель ГБОУ СПО "Подольский колледж" Жабин А.В.

г. Подольск

2014 г.

Содержание:

Введение

стр. 3

Требования к дистанционному обучению.

стр. 3

Виды проблем при дистанционном обучении.

стр. 3

Заключение.

стр. 4

Список литературы.

стр. 5

Введение.

        На сегодняшний день качество образования - тема большинства дискуссий в мировых образовательных сообществах. Если три - четыре года назад эти обсуждения относились к традиционному образованию, то теперь понятие качества применяется относительно электронного обучения.

        Тенденции внедрения современных информационных технологий в процесс обучения наиболее развитых стран показывают, что в настоящее время происходит процесс кардинальных изменений в системе образования. Происходит переоснащение учебных заведений в соответствии с современными требованиями качества обучения. Одной из ведущих задач, которые стоят перед преподавателями и работниками учебных заведение среднего профессионального образования, является не только внедрение системы дистанционного образования, но и обеспечение благоприятного воздействия новых технологий на образовательный процесс, т.е. необходимость развития сильных сторон и минимизация отрицательных.

Требования к дистанционному обучению.

        Современное информационное общество предъявляет требования к системе образования, основные из которых можно сформулировать так:

а) Умение самостоятельно находить, накапливать и переосмысливать научные знания;

б) Умение учащихся самостоятельно ориентироваться в современном информационном обществе;

в) Качество внедрения и применения дистанционного образования можно оценивать с помощью таких показателей как:

г) Результативность (степень усвояемости знаний, возможность применять накопленные знания на практике, успеваемость);

д) Ресурсоёмкость (финансовые затраты, материальные ресурсы, аудитории, преподаватели и т.д.);

е) Оперативность (время на усвоение знаний, донесения до студентов и т.д.);

        Всё вышеперечисленное можно отнести к показателям эффективности процесса дистанционного обучения.

Виды проблем при дистанционном обучении.

        В настоящее время можно выделить и несколько отрицательных сторон, с которыми можно столкнуться в процессе внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

а) Человеческий фактор играет немаловажную роль в процессе обучения, т.к. преподаватель, при непосредственном контакте с обучаемым, может передавать и прививать определённый ряд навыков, а при дистанционном образовании он полностью или частично исчезает;

б) Существующие до этого методы обучения плохо сочетаются с новыми технологиями, а большинство методических и учебных материалов не подходят для дистанционного обучения;

в) По некоторым специальностям обучаться дистанционно невозможно, поскольку некоторые дисциплины предполагают наличия сложных лабораторных практикумов, проводящихся под контролем преподавателя.

г) Отсутствие навыков работы с информационными технологиями у многих преподавателей. В связи с этим возникают трудности с подготовкой учебного материала, подходящего для использования при дистанционном образовании.

д) Затраты на обучение преподавателей современным информационным технологиям, а так же финансовые затраты учебного заведения на приобретение необходимого технического оснащения.

е) Необходимость стандартизации требований к предоставляемым учебным материалам, необходимым при дистанционном обучении.

ж) Так же одной из проблем, возникающих при внедрении дистанционной формы обучения, является контроль за наличием знаний у обучающихся. Нет полной гарантии, что обучающийся самостоятельно выполняет те или иные задания, необходимые для усвоения дисциплины и подтверждающие наличие знаний. Частичным решением этой проблемы является контроль в режиме on-line, либо использование технологий смешанного обучения.

        Ко всему вышесказанному можно добавить, что в учебной литературе существует классификация проблем в зависимости от участников образовательного процесса:

а) Группа проблем, связанная с преподавателями (необходимость спроектировать "дизайн" дистанционного курса, необходимость детально спроектировать образовательную траекторию студента, наличие неустранимых сомнений в качестве дистанционного образования).

б) Группа проблем, связанная со студентами (необходимость наличия персонального компьютера с постоянным доступом в Интернет, минимизированный акустический канал передачи информации, необходимость работы с электронными носителями информации, наличие высокого уровня навыка самостоятельной работы с учебными текстами).

Заключение.

        Несмотря на все экономические и социальные проблемы, дистанционное образование в России набирает силу. В перспективность, жизненность дистанционного обучения и адекватность его (по отношению к устоявшимся традиционным формам) сегодня поверили не только коллективы наиболее прогрессивных образовательных учреждений страны, но и сами студенты, среди которых становится всё больше приверженцев данной формы обучения.

Список литературы:

1. Борисова Е.В. Дистанционное обучение: современные требования и проблемы // Успехи современного естествознания. – М., 2006.

2. Голубева В.П. Самореализация личности студента в условиях дистанционного обучения: монография. Пермь: ПОИПКРО, 2006.

3. Балашова Ю. В. Когнитивные и личностные особенности студентов очного и дистанционного обучения // Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. М., 2011.

4. Штерензон В.А., Штерензон В.А. Психологические особенности студентов дистанционного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2014.

5. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие / Н.В. Волженина. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 59 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов дистанционного обучения для работы с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем

Материал статьи в какой-то степени поможет педагогам в применении элементов дистанционного обучения для работы с  учащимися с ОВЗ....

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

Существующие электронные обучающие средства, которые могут применяться для преподавания теоретической механики при дистанционном обучении будущих специалистов технического профиля, довольно сильно раз...

Доклад "ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ "

Рассмотрены вопросы преподавания дистанцинного обучения математике на примере ЗРЦ по Западному району...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Проблемы и трудности участников образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Плюсы дистанционного обучения.

Статья рассматривает проблемы и трудности, с которыми сталкиваются участники образовательных отношений при переходе образовательной организации на дистанционное обучение. Автор анализирует основные пр...