"Организация самоуправления в классе" (из опыта работы)
статья на тему

Силкина Светлана Михайловна

 «Чтоб было, у кого учиться – учитель, воспитай ученика» – мой главный педагогический принцип в воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_samoupravleniya_v_klasse.docx430.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Организация самоуправления в классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

цвет герб шк

с. Алтайское

Апрель 2013г.


 «Чтоб было, у кого учиться – учитель, воспитай ученика» – мой главный педагогический принцип в воспитании.

С 2008 года и по настоящее время являюсь классным руководителем 5-9 класса. Класс большой – 25 человек (11 мальчиков и 14 девочек), три ученика находятся на надомном обучении, один ребёнок – сирота.

Последние два года реализую воспитательную программу «Перекрёсток», в фундамент которой положен личностно-ориентированный подход. Концепция программы разработана на основе труда Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии».

Содержание данной программы тесно связано с моей темой по самообразованию «Развитие личности, самоутверждение каждого, раскрытие его потенциальных способностей»: поэтапная реализация компонентов программы позволяет формировать у школьников гражданскую ответственность, духовность и культуру, инициативность, способность к успешной социализации в обществе. При этом немаловажную роль играет саморазвивающийся, саморегулирующийся коллектив.

Поэтому приоритетным направлением в работе с учащимися считаю самоуправление на уровне класса. С уверенностью могу сказать, что ученическое самоуправление помогает в воспитании активной творческой личности, выходящей в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки.

Совместно с учащимися мы составили модель самоуправления в ученическом коллективе (См. Рис. 1).

Распределение обязанностей организуем так, чтобы каждый в нашем классе имел дело по душе: глава семьи, главный дежурный, цветовод, учебный, трудовой и спортивный секторы, массовики-затейники, пресс-служба. Каждое общественное поручение дает возможность ребенку почувствовать себя причастным к жизни класса, побуждает серьезнее относиться к учебе, проявлять интерес к внеклассной работе.

С 2008 по 20010 годы класс входил в число отрядов «Страны Пионерии» и носил название «Дружная семейка». В 8 классе, перейдя в старшее звено, мы были включены в состав «Планеты Юность» в качестве региона «Семья».

Наш классный уголок уже который год занимает не последнее место в школе (См. Рис.2).

C:\Documents and Settings\user.COMP\Рабочий стол\DSCN3843.JPG

Вместе с ребятами мы ведём летопись, которая фиксирует яркие, важные моменты жизни класса через мировосприятие каждого ученика (См. Приложение 1). Наша летопись признана одной из лучших в школе.

В прошлом году создали электронное портфолио, которое постоянно пополняется, в том числе и роликами о классной жизни, подготовленными пресс-службой.

9 класс - это дружный, сложившийся коллектив. Из 25 учащихся 8 имели серьезные поручения сначала в «Стране Пионерия», затем в «Планете Юность». Мои представители в президентском Совете школы в этом учебном году:                  

      Президент «Планеты Юность» - Драгина Елена,

Министр образования – Дудинская Юлия,

Министр музейной работы – Пропст Инна,

Министр печати и информации – Бруль Виктория,

Министр правопорядка – Захарова Лилия,

Министр по спорту – Гросс Ангелина,

Министр культуры – Кирьянова Александра,

Министр милосердия – Михайленко Александра,

Лидер региона - наш глава «Семьи» Немыкин Артём.

Создание  благоприятного психологического климата в классе – одна из главных моих задач. Поэтому систематически провожу рабочие диагностики, которые помогают мне определить уровень социально-психологического развития, интересы, резервы: «Погружение в мир своего Я», «Расскажи мне обо мне», «20 Я», «Я не такой, как ты, и все мы разные». Результаты дают мне возможность понять, помочь, влиять и привлекать к совместной деятельности детей.

Большое внимание уделяю  профилактике правонарушений. С этой целью организую беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, экскурсии в Табунский ОВД.

Воспитание личности строю с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, досуговую, коммуникативную, допрофессиональную. Для этого использую традиционные и нетрадиционные формы работы с ученическим коллективом: классные часы, дискуссии, ролевые и деловые игры, тренинги, круглые столы, викторины, КВНы, вечера отдыха, музыкальные и литературные гостиные, походы, трудовые десанты, индивидуальные беседы.

Проводимые мною мероприятия носят различную тематику:

  • По гражданско-патриотическому воспитанию: «Изучаем Конвенцию о правах ребенка»; «Один день из армейской жизни», «Наш Гагарин», «Урок мира», «Земляки-космонавты», «Реквием Афганской войне».
  • По эстетическому воспитанию и этикету: «Судари и сударыни», «О жестикуляции», «По одёжке встречают», «Юности честное зерцало».
  • По духовно-нравственному воспитанию: выставка «Деревья любви и дружбы»; цикл классных часов «Духовные родники».
  • Занятия, направленные на сплочение коллектива и творческое развитие учащихся: «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!», «Мир моих увлечений», "Репортаж от одноклассника" (расширение личностных перспектив).
  • Занятия, направленные на формирование ЗОЖа: «Наркотики. Закон. Ответственность», «Если хочешь быть здоров…» (или суд над сигаретой), выпуск молнии «Без привычек вредных жить на свете здорово!», «Жизнь виртуальная и жизнь реальная», встречи с медсестрой, посещение бассейна.
  • Занятия по трудовому воспитанию и профориентации: «Труд – путь к успеху», «Формула учения», «Путешествие на планету Профессиомания».

Нашей традицией стало проведение в конце учебного года классного вечера «Колесо истории», на котором вместе с родителями определяем победителей в разных номинациях («Любитель книги», «Самый аккуратный почерк», «Спортсмен года», «Танцор-диско», «Самый капризный» и др.). После вскрываем «Конверт желаний», анализируем достигнутое и записываем новые мечты.

Одним из показателей работы ученического самоуправления является проведение коллективных творческих дел. Успешности проведения КТД способствует единство интересов детей, родителей и действий учителя. Традиционными стали для нашего классного коллектива КТД: «Наш Домовёнок», «Визитка класса «Мы – семья!», «Марафон здоровья» и др.

Сценарий КТД «Наш Домовёнок» принял участие в краевом «Методическом марафоне-2011». Материалы КТД «Визитка класса «Мы – семья!» опубликованы в 2012 году на всероссийском портале «Социальная сеть работников образования».

Мы с ребятами в школьной жизни и вне её тесно и плодотворно сотрудничаем с районным музеем, сельской библиотекой. Очень часто бываем на различных выставках, после с удовольствием организуем КТД, к примеру: в 2010 году ознакомившись с экспозицией «История районной газеты «Победное знамя», подготовили коллаж «Журналист – это…», а в 2012 году посетив выставку Барнаульского краеведческого музея в РДК «XXI век: молодое поколение выбирает», написали коллективный отзыв в районную газету «Мы выбираем ЗОЖ!» (См. Приложение 2).

Ученики моего класса очень талантливы и разносторонне развиты. 22 человека из 25 занимаются в различных спортивных секциях и творческих кружках (драматический, вокальный, спортивный, военно-патриотический, «Пресс-центр») и выступают на школьном и районном уровнях. Они уже многое умеют: составлять сценарии, разрабатывать конкурсы, учебные проекты, создавать инсценировки. Алексеев П., Парпауц Д. пишут собственные песни («Алтай», «Школа»).

Эти умения способствуют их самоутверждению. Ребятам нравится ходить на репетиции, создавать декорации, шить костюмы.

Приведу несколько примеров творческой реализации моих учеников:

  • Дудинская Ю. – участник краевого заочного экологического марафона «У природы зимой нет тайн» (2009г.);
  • Захарова Л. – участник краевого конкурса плакатов «Пусть всегда буду я!» (2009-2010гг.);
  • Немыкин А. – участник районной акции, посвящённой году учителя «Учитель, в имени твоём…»;
  • Михайленко А. – 2 место в школьном фестивале «Профессия моей мечты» (2011г.);
  • Будыльский А. – победитель в номинации «Самый смелый» в школьном танцевальном марафоне «Стартинейджер» (2011г.);
  • Драгина Е. – 1 место в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Подарок ветерану» (2010г.), победа в номинации «Признание жюри» в IV районном фестивале молодых исполнителей «В песнях останемся мы!» (2012г.);
  • Бруль В. – диплом 3-ей степени в краевом конкурсе исследовательских работ «Мои этнические корни» (2012г.).

Каждый ученик класса имеет портфолио, которое постоянно пополняется, расширяется и систематизируется.

Очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива, считаю трудовое воспитание. Наша классная «Семья» систематически и результативно реализует себя в этой сфере:

  • еженедельные генеральные уборки в классе,
  • ежегодные школьные субботники,
  • высадка саженцев в школьный дендрарий и сезонный уход за ними,
  • активная работа на школьном огороде,
  • ремонт в кабинете и как результат – один из лучших кабинетов в школе.

Особо хочется выделить работу с подшефными, поскольку для класса это одно из самых ответственных и требующих индивидуального подхода направлений. Под нашим попечительством находится пять пенсионеров, мы с ребятами с удовольствием посещаем их на дому, к праздникам готовим подарки, поздравления и, конечно же, помогаем по хозяйству. У деревенских жителей всегда полно забот – убрать усадьбу, вскопать огород, почистить снег, принести уголь и дрова – и во всех этих делах мои ученики являются серьёзной опорой для пожилых людей, за что наши подшефные очень признательны (См. Приложение 3).

Большое значение придаю содружеству с родителями учащихся. В своей работе использую разнообразные формы работы:

  • тематические родительские собрания (тренинг – «Учимся учиться», «Как помочь подростку сформировать позитивную самооценку и обрести уверенность в себе», деловая игра – «Свободное время и семейный досуг», диспут – «Ваш ребёнок влюбился…», «Подросток в мире вредных привычек»);
  • конференции отцов/матерей («В вашей семье растёт сын/дочь»);
  • форумы («Нравственные уроки моей семьи»);
  • КТД «Урок родительства. Учимся общению»;
  • праздничные мероприятия с детьми («Загляните в мамины глаза…», «Школа семьи»);
  • спортивные праздники «Мама, папа, я - спортивная семья»;
  • тематические и индивидуальные консультации;
  • благодарность за активную общественную работу.

Родительское собрание превращается в откровенный разговор, когда я демонстрирую родителям творческие работы ребят: «Цветочная клумба: моё место и роль в классе», «Если в государстве все люди станут трудолюбивыми», «Щедрый и скупой», «Праздники и традиции нашей семьи», «Какой будет моя семья в будущем». Такие формы проведения собраний вызывают неподдельный интерес обеих сторон и производят большой воспитательный эффект (См. Приложение 4).

Отсутствие правонарушений, атмосфера доверия, доброжелательности, творчества, толерантности, коллективизма, взаимопомощи и поддержки, целенаправленная деятельность самоуправления в классе, постоянное взаимодействие и сотрудничество с родителями обучающихся способствуют повышению ответственности за коллективное дело, активному участию всех членов классного коллектива в школьных мероприятиях, конкурсах, играх (См. Таблицу 1).

И ещё одна мысль: увлечённый сам может увлечь других. Эта формула важна для учителя, особенно для сельского – ведь мы всегда на виду. Значит, и в Доме культуры, и в Совете молодёжи я должна быть примером для учеников. Поскольку общественная жизнь для меня неотделима от профессиональной, я с удовольствием привлекаю к участию в культурной жизни села, района свой класс.

Три года подряд я была председателем сельского (САМИ) и районного Советов молодёжи и всячески содействовала социализации ребят в этой сфере. С 2009 года ни один трудовой десант, ни одно культурно-массовое мероприятие, ни одна общественная акция в селе под эгидой САМи не проходили без участия моего класса. Так как до 2011 года моим ученикам ещё не исполнилось 14 лет, они составляли большую часть актива Совета (12 человек).

В июле 2009 года мы с ребятами в составе команды стали призёрами районных игр «Истоки» в номинации «Фольклор». В 2010 году САМи принял участие в краевой молодёжной программе «Алтай – территория будущего!», за что награжден благодарственным письмом председателя АКЗС. (См. Приложение 5).

В 2012 году по достижении 14 лет 4 человека из класса по итогам открытого голосования официально включены в состав Совета молодёжи села Алтайское (Немыкин А., Михайленко А., Козлова В., Пропст И.), 10 учащихся числятся в активе. Эффективная работа обновлённого Совета молодёжи уже дала свои положительные результаты: сборная САМи заняла 2 место в районном фестивале команд-КВН «Как культурно мы живём»; творчески оформлена Книга добрых дел Совета. В этом году я вышла из состава Совета молодёжи в связи с возрастными ограничениями. Я рада тому, что есть достойный преемник: мой ученик Немыкин Артём единогласно избран председателем САМи и представителем в район.

На данный момент я являюсь депутатом районного Совета, поэтому продолжаю намеченную линию по социализации ребят класса уже на другом уровне. Депутатские сессии организуются при участии Советов молодёжи района, в том числе и САМи, для решения проблем местного социума (досуг и трудоустройство молодёжи, участие в социальных проектах по благоустройству района, помощь пожилым).

В целом все мои усилия направлены на воспитание в ребятах таких качеств, как: трудолюбие, самостоятельность, честность, порядочность, доброта. В каждом ученике я стремлюсь видеть уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать и верить в нее. Уверена, что моя воспитательная работа в этом классе – это залог успешной социализации учащихся в будущем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)

Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....

Организация самоуправления в классе. Акция

материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...

Организация самоуправления в классе.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формиров...

"Организация итоговой аттестации выпускников 9-х классов (из опыта работы)."

Организация итоговой аттестации выпускников 9-х классов (из опыта работы)....

Ученическое самоуправление "Планета "ОКЛ" (из опыта работы)

У же не первый год наша школа активно работает над усовершенствованием модели ученического самоуправления. Данный материал - выступление на конференции призёров конкурса " Роль ученического самоуправл...

Организация самоуправления в классе. Формы и методы работы.

Презентация создана на базе работы в Севастопольском президентском кадетском училище....

Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)

Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой атт...