Инновационная площадка
опыты и эксперименты (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Иванова Ольга Викторовна

Материалы в рамках инновационной площадки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Ольга Викторовна

Методическая копилка заданий

Задания развивающего и исследовательского характера,

апробированные на уроках русского языка.

(Пометка в рабочих тетрадях – «мое исследование»)

Исследовательская компетенция формируется посредством

 решения учебных лингвистических задач.

Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического языкового материала на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (дидактический принцип методики Л.В. Занкова), в развитии умения последующего практического применения теории при анализе языковых явлений, а также в повышении речевой активности на основе сравнения, анализа и синтеза при описании изучаемого объекта.

Это особый тип упражнений по русскому языку, выполнение которых протекает в два (или более) действия в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающей:

1) анализ внутрипредметных связей языка;
2) рассуждение-доказательство;
3) вывод;
4) поэтапный самоконтроль;
5) проверку решения.

Самостоятельное решение учеником задачи (а позднее самостоятельная разработка ее) позволит ему приобрести прочные практические умения в анализе языковых явлений. При этом учитель получает возможность формировать у школьников устойчивый познавательный интерес к предмету, воспитывать культуру учебного труда и чувство ответственности.
Каков процесс обучения решению лингвистических задач?


Вначале формулируется задача.

Задание. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге. Что создает комический эффект (почему смешно)?

Часовой! Который час
Первый ваше благородье!
Давно ли
Часа с полтора ваше благородье.

(Д.Калюжный)

Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.

Карточка № 1

Часовой – имя существительное, потому что...

1) ...; 2) ...; 3) ... .

Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.

Карточка № 2

Часовой – имя существительное, потому что:

1) обозначает предмет (кто?);
2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки...;
3) является обращением.

Почему смешно? Чем вызван комический эффект?

Ответ: «Такую же форму имеет имя прилагательное часовой (-ая, -ое), оно обозначает признак (какой?), изменяется по родам: часовой механизм, часовая фабрика, часовое устройство; в предложении выступает как определение». Имя существительное образовалось из имени прилагательного и обозначает человека, стоящего на часах (т.е. на посту). Вопрос «Давно ли?» можно понять двояко: как уточняющий время (первый час) и как относящийся к времени пребывания на посту часового. Спрашивающий имеет в виду первое, а отвечающий – второе. Этим (многозначностью) и вызван комический эффект.

Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В основе этого задания – приемы сравнения, анализа и синтеза, способствующие развитию умения делать умозаключения, выявлять черты сходства и различия в изучаемых явлениях.

Это задание может быть использовано на уроке по теме «Имя существительное как часть речи» на этапе актуализации опорных знаний.

Таким образом, убеждаемся в том, что «учебная лингвистическая задача обладает огромными резервами активизации учебного процесса. Они заложены в вариативности ее условия, предполагающей нахождение одних и тех же данных разными путями, что обеспечивает гибкость познавательных процессов у школьников».

Задача:

В деловых бумагах Петра Первого встречается заимствованное слово юрнал в значении «периодическое издание» - от франц. Йоир - «день, свет». Чем объясняется наличие вариантов юрнал – журнал? Объясните, почему часть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» носит название «Журнал Печорина»?

Задание 15. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны французскому языку – «день, свет»? Поясните свой ответ.

Тужурка, абажур, кожура, журавль, дежурный, пожурить, журчание, ажурный.

Лингвистический эксперимент

К лингвистическому эксперименту нужно относиться как к средству, которое развивает «умение вникать в детали, воспроизводить оценку значения отдельных языковых элементов в речевом целом...».

Цель проведения лингвистического эксперимента состоит в открытии новой грани изучаемого лингвистического явления, в развитии аналитических способностей учащихся, обеспечении разностороннего воздействия на интеллект учащегося с помощью активной речемыслительной деятельности.

Задание. Одушевленными или неодушевленными являются слова кукла, покойник?

В этом случае создается проблемная ситуация, в процессе решения которой ученики склоняют указанные имена существительные, сопоставляют падежные окончания и с помощью учителя делают вывод о том, что у одушевленных существительных совпадают окончания в родительном и винительном падежах множественного числа, а у неодушевленных – в именительном и винительном множественного числа.

Таким образом, может быть реализован исследовательский подход в обучении, то есть на практике воплощается идея «обучение через открытие».

Задания для лингвистических экспериментов

Задание 1. Что обозначает данное предложение?

Хорошилище грядет по гульбищу в мокроступах на позорище. (Франт идет по тротуару в калошах в театр.)

Задание 2. Объясните смысл данной фразы путем замены новых заимствованных слов русскими синонимами.

Системный маркетинговый анализ индустриальной продукции демонстрирует стабильность тенденции к диверсификации экспорта.

Задание 3. Объясните, что значат выделенные слова. Назовите, из какого произведения отрывок и кто его автор.

Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет И ко граду их ведет. (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Задание 4. Прочитайте и «переведите» текст с русского на русский. Что затрудняет чтение?

Казак седлал утопорь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить.

(Казак оседлал коня как можно поспешнее, посадил товарища, у которого не было коня, на круп своего и следовал за неприятелем, имея его постоянно в виду, чтоб при благоприятных обстоятельствах на него кинуться.  (В тексте использованы диалектные слова).

Задание 5. Царица «…велела ему насыпать целую шапку синицами» (Н. В.Гоголь «Пропавшая грамота»). Что же насыпали в шапку герою?

(В шапку были насыпаны деньги. Синицы – пятирублевые ассигнации синего цвета).

Задание 6. Известно, что В. И. Даль придумывал замены для заимствованных слов. Вместо каких иностранных слов он предлагал употреблять следующие: побудок, небоскат, носохватка, себятник? (Побудок – инстинкт, небоскат – горизонт, носохватка – пенсне, себятник – эгоист).

Задание 8. У писательницы Л. Петрушевской есть лингвистическая сказка под названием «Пуськи Бятые», написанная на несуществующем языке. Вы сможете «перевести» на русский язык отрывок из этой сказки и составить словарь несуществующего языка. Что вам поможет справиться с этим заданием?

«Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку и волит: «Калушата-калушаточки – БУТЯВКА». Ну, калушата присяпали и бутявку стрямкали. Тут калуша унюпала - бутявка-то некузявая и волит: «Калушата-калушаточки, бутявки-то некузявые, бутявок не трямкают, от бутявок дудонятся». Калушата бутявку и вычучили.

А бутявка сяпает с напушки и волит: «Калушата подудонились, калушата подудонились».

(«Шла курица по опушке и увидела червяка и говорит: «Цыплята – цыпляточки – червяк». Ну, цыплята прибежали и червяка съели. Тут курица поняла – червяк-то невкусный, и говорит: «Цыплята-Цыпляточки, червяки-то невкусные, червяков не едят, от них расстраиваются». Цыплята червяка и выбросили. А червяк ползет с опушки и говорит: «Цыплята расстроились, цыплята расстроились»).

Задание 9. Переведите на современный литературный язык древнерусские слова из памятников письменности: зод, зегзица, веверица, вежа, мовня, мытник.

(Зод – глина, зегзица – кукушка, веверица – белка, вежа – крытая повозка, кибитка, мовня – баня, мытник – сборщик податей).

Задание 10. Переведите на современный русский язык старинные тексты.

А) Князь литовский Витовт взя Смоленск прелестью.

Б) Скотница воя по Божьей благодати не скудна есть и неистощима.

В) Пороси поля прикрывают.

Ответ:

А) Князь литовский Витовт взял Смоленск обманом (хитростью, коварством).

Б) Казна твоя по Божьей благодати не скудна и неистощима.

Секретный шифр

А) Угадай название животного, которое написано секретным шифром. Шифр узнаете из других слов. Напишите эти слова.

                                                  кошка                        σ    ν  

      ν                             корова                                ♠↵  ν

      (овца )                                 курица                          ν

 Б) Дано 4 закодированных предложения, 3 из них разгадали. Постарайся расшифровать неразгаданное предложение.

1.    ν          π ν  ν θ  .                   Рыба плавает.                                                        

2.  Α   ν  ν          π ν θ  .                  Птицы поют.

3.                        .                         Собака лает.

4.      σ  ν           Α     .                     (Кошка спит.)

Творческое шифрование

Образуйте как можно больше слов из букв слова «электростанция». Буквы не должны быть использованы дважды.

Слова-матрёшки

     А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:

            Победа (беда, еда, да)

        Бусы                          из лукошка

        тапочки        машина

        тумбочка                господин

        удочка        коса

        рыбак        дрожь

        осадки        атом

        трубил        резина

Б) Раздели слово на два коротких.

        Например: горизонт = гори + зонт        верхушки=____+_______

        кипарис =_____+_____        макушки =_____+______

        газель    =_____+_____        волокно  =_____+______

        парус    =_____+______        полоса    =_____+______

Анаграммы и логарифмы

  Анаграммы - загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

 Логарифмы - загадки, в которых задуманное слово получается от выбрасывания или прибавления буквы.

 А) Анаграммы и логарифмы в стихах.

        1. Легко дыша в моей тени,

            Меня ты летом часто хвалишь,

            Но буквы переставь мои-

            И целый лес ты мною свалишь. (липа-пила)

        2.Я-дерево в родной стране,

           Найдёшь в лесах меня ты всюду,

           Но слоги переставь во мне -

           И воду подавать я буду.        (сосна-насос)

        3. По дороге, по пути

            Весело скачу,

            А с конца меня прочти -

            Нож я наточу.        (оселок)

        4. Вдоль по проволоке мчусь

            Ночи я и дни,

            А с конца меня прочтут -

            Тигру я сродни.        (ток-кот)

        5. Лежу я на земле,

            Прибитая к железу,

            Но буквы переставь -

            В кастрюлю я полезу.        (шпала-лапша)

        6. Географию со мной

         Изучают в школе дети,

         Дай порядок букв иной -

         И найдёшь меня в буфете.        (атлас-салат)

        7. Взлетев, горю звездой в ночи,

            Но угасаю очень рано,

            А переменишь «е» на «и» -

            И я кустом зелёным стану.        (ракета-ракита)

        8. Известное я блюдо,

            Когда прибавишь «м»,

            Летать, жужжать я буду,

            Надоедая всем.                (уха-муха)

        9. Я крошу, снося с пути,

            Всё, что мне разрушить надо.

            А с конца меня прочти -

            Я морским волнам награда.        (лом-мол)

     10. Задачу ты решишь свободно,

           Я- небольшая часть лица,

           Но если ты прочтёшь меня с конца,

           Во мне увидеть можно, что угодно.        (нос-сон)

     11. Скрывается мой плод румяный

            Тенистою листвою.

            А буквы переставь -

            Я окажусь рекою.        (слива-Висла)

      12. Мы резким голосом кричим

            И ковыляем так комично,

            Но вставь нам «л» - и зазвучим

            Тогда довольно мелодично.                (гуси-гусли)

        Составляем анаграммы.

Измени порядок букв в слове так, чтобы получилось новое: лето-тело

        Карп -        маяк -

        Атлас -        шлюпка -

        Шпала -        лиса -

        Карета -        навес –

Найди первоначальные слова, если известно, что во всех из них были сделаны одинаковые перестановки.

1) лбко         2) раяи      3) упкс      4) еравшн       5) ркдети       6) ашнрри

(блок, ария, пуск, реванш, кредит, шарнир)

1) вцтеко        2) окамднри       3) лкбуинак

(цветок, командир, клубника)

Задания - разминки

  • Дайте определение данным словам:

Рак – рака

Лавр-лавра

Пирог – пирога

Мехи – меха

Образы- образа

  • Выскажите ваши предположения, по чему Д.Свифт назвал своих героев словом лилипуты.
  • Что означает слово журфикс?
  • Что общего и различного в словах ГРОБ и нем. Grab, яйцо и нем. Ei, бутерброд и нем.  Butterbrot?
  • Есть ли корень в слове вынуть?
  • Какова разница между словами ИНДУС и ИНДЕЕЦ?
  • Что вначале означал заимствованный из английского термин ГОЛ? При ответе вспомните, как было образовано англ. Goalkeeper?  Как сейчас называют голкипера? Как образован современный русский термин?
  • Что общего и различного в словах КОТ  - франц. Chat, патриот – франц. Patrie, пудра – франц. Poudre?
  • Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга.

Особа, персона, лицо, фигура, птица.

Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.

Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий.

Удачный, успешный, счастливый, благополучный.

Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.

  • Найдите пропущенные слова:
  1. Чашка, посуда, тарелка; ситец, ? , шелк; стол, мебель, диван.
  2. Горячий, теплый, холодный; огромный, большой, крохотный; ? , полный, худой.
  3. Зеленый, ?; красный, малиновый; синий, ?; желтый, лимонный.
  4. Копать, резать, лопата, ножницы; фотографировать, шить, ? , игла.
  5. Растение, оружие, лук; животное, нежность, ласка; сушка, руль, ?

  •  Существует утверждение, будто в русском языке есть лишь три слова, оканчивающиеся на –СО: МЯСО, ПРОСО, КОЛЕСО. Какой словарь поможет быстро проверить правильность этого утверждения?

  •  Перед вами «перевертыши» - устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.

Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать своей глупостью, прийти из бытия, ночи бессчетны, взять начала.

  • Что такое синонимы, вам известно. А что такое квазисинонимы? Неполные синонимы, у которых значения совпадают в основном, а в частности они могут различаться. Например, квазисинонимы, которые различаются по стилистической окраске: очи – глаза – гляделки.

Подберите квазисинонимы к словам: НЕСТИ, НАПАДЕНИЕ, СКУПОЙ.

  • Набор букв, расположенных в определенном порядке, как мы все знаем, называется алфавитом или азбукой. Как они получили свое название?

 

  • Писатель А.П.Сумароков называл эту букву «уродом», М.В.Ломоносов не включил ее в азбуку. С нее начинается всего несколько русских слов, а остальные слова – иностранцы. Что это за буква?

  •  Часть букв старого алфавита получили отражения в пословицах и поговорках. Например, СТОЯТЬ ФЕРТОМ. Это как? Как писалась буква? 

  • Прочитайте поговорки, заменяя архаичные формы написания современными:

Грьлся Мазимъ кругъ осинъ.    Зения ждетъ воскресенiя

  •  В стихотворении М.И. Цветаевой, посвященном А.А.Блоку, есть строка «Имя твое - пять букв». В чем заключается загадка?  

 



Предварительный просмотр:

Книжка

универсальной индивидуальной траектории

и учета достижений

учащегося                    класса

______________________________________________

                                                                       

при работе над исследовательским проектом                                 

Тьютор: Иванова О.В.

1. Психолого-педагогические особенности ребёнка

Память

Внимание

Предметная предрасположенность

Целеустремленность

Степень самостоятельности

Трудолюбие

Общеучебные уменя и навыки (компетентности)

Тестирование, выявляющее признаки одаренности.

Результаты заполняет педагог–психолог:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки:

низкая-1

средняя-2

высокая-3

Перспективы исследовательской работы

  1. Цель работы тьютора: создать благоприятные условия для развития исследовательской деятельности, сформировать навык самостоятельной исследовательской работы.

  1. Запрос учащегося:

   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                          

                                                                                             

                                                                                                   

  1. Запрос родителей:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                    План работы                                                                  

– Индивидуальная беседа с целью выяснения интересов учащегося, его склонностей.  Консультирование с учителями–предметниками и педагогом–психологом школы. Изучение портфолио ученика за 7 класс.

– Теоретический период.

Лекционный материал. Задания для самостоятельной работы в области исследовательских интересов учащегося.  

– Проверочная работа по основным вопросам теоретического курса. Отработка материала, который вызвал сложность.

– Мониторинг:

А) положительные результаты

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) сложности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) рекомендации

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– Обсуждение вариантов и методов сбора материала по теме исследования. Сбор материала.

Индивидуальная беседа. Анализ собранного материала.

Мониторинг:

А) положительные результаты

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) сложности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) рекомендации

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– Практикум. Соотнесение результатов наблюдений с гипотезой.

Подтверждение гипотезы, изменение гипотезы.

    Мониторинг:

А) положительные результаты

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) сложности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) рекомендации

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– Выявление недостающей информации. Планирование консультаций с тьютором и другими специалистами.

– Работа над практической частью. Эксперимент. Опыты. Описание опытной работы. Апробация. Выводы.

Мониторинг:

А) положительные результаты

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) сложности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) рекомендации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

–    Консультация по оформлению работы. Соединение теоретической и практической частей.

Мониторинг:

А) положительные результаты

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) сложности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) рекомендации

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– Формулирование и оформление выводов (результатов) исследовательской работы.  

– Рецензирование работы и обсуждение рецензии с учеником–исследователем.

– Прогнозирование   возможных замечаний и вопросов по теме исследования.

Подготовка к защите. Оформление работы. Консультирование с педагогом–психологом. Освоение приемов ораторского искусства.

Мониторинг:

А) положительные результаты

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) сложности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) рекомендации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– Представление работы на суд общественности.

– Самоанализ по результатам представления работы (описать общее состояние до выступления, во время выступления и после него; оценить владение материалом; вызвали ли сложности задаваемые вопросы; в каких областях следует уточнить материал, дополнить; оценить уровень и полезность сделанных замечаний, наметить пути исправления недочетов, определить перспективы дальнейшей работы):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                     

       Результата работы, достижения ученика–исследователя (оценка тьютора и педагога–психолога)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

                                                                                                               

Приложение

Исследовательская работа

Рабочие материалы

Рецензия

Копии дипломов, грамот, сертификатов                                 

                             



Предварительный просмотр:

Общекультурное значение имени Мария

(коннотативное моделирование)

мастер–класс

Автор – Иванова Ольга Викторовна,

 учитель русского языка и литературы, к.ф.н.

СОГБОУ «Школа–интернат среднего (полного)

 общего образования с углубленным изучением

 отдельных предметов им. Кирилла и Мефодия»

Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Цель мастер–класса: познакомить слушателей–участников с системой работы в области учебных ономастических исследований, научить приемам ономастического коннотативного моделирования; способствовать формированию интереса к изучению имен собственных.

Этапы мастер–класса:

– поделиться опытом работы в области ономастики как в условиях классно–урочной системы, так и во внеурочное время;

– на примере работы с именами Мария и Иван показать прием ассоциативного и коннотативного моделирования, что является одним из вариантов анализа имен собственных в языке и речи;

– совместно отработать прием коннотации;

– провести анализ полученных языковых моделей;

– показать пути развития исследовательской компетенции на примере имени Мария;

– дать литературоведческую справку для расширения кругозора;

– провести рефлексию;

– дать оценку мастер–классу.

Ход мастер–класса

 

Здравствуйте, уважаемые участники мастер–класса.

Сегодня вы познакомитесь с системой работы с именами собственными в условиях классно–урочной системы и во внеурочное время. На примере исследовательской работы с именем Мария вы создадите собственное коннотативное моделирование, что позволит расширить кругозор об этом имени и станет одним из отработанных приемов на пути формирования исследовательской компетенции.

 На слайдах вы видите те цели, которые я ставлю перед собой, работая со взрослой аудиторией и с детьми. (PPT– 2,3 слайды)

Начнем с вопроса:

В свое время одна из величайших фигур западной литературы немецкий писатель Иоганн Вольфганг фон Гете сказал: «Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества».

Так ли значимо имя в нашей жизни? Ведь имена повторяются. Это всего лишь наименование лица или название предмета, явления? (PPT– 4 слайд)

Ответы:…..

Комментарий: сильная, неординарная, выдающаяся личность оставляет после себя не только дела, но и имя. Людям свойственно связывать конкретное имя с судьбой и характером человека. Это психологическая сторона вопроса.

Другая сторона вопроса, отрывок из книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

Меня зовут Алиса.

–Какое глупое имя, - нетерпеливо прервал ее Шалтай-Болтай. – Что оно значит?

–Разве имя должно что-то значить? – проговорила Алиса с сомнением.

–Конечно, должно, - ответил Шалтай-Болтай и фыркнул. – Возьмем, к примеру, мое имя. Оно выражает мою суть! А с таким именем, как у тебя, ты можешь оказаться чем угодно… (Л. Кэрролл) (PPT– 5 слайд)

Комментарий: В чем опасность? Если по имени не ясно, кто ты, ты можешь быть опасным.

Историческая справка. Откуда пришли наши имена.

В древние времена ребенку давалось имя с надеждой, что он исполнит предначертание, заключенное в его имени: станет мужественным Андрей, защитником – Александр, благородным – Евгений, победителем - Виктор, прекрасным – Феликс, бдительным – Григорий, красивым – Кузьма, бессмертным – Афанасий, помощником – Алексей, мудрой – Софья, сильной – Валентина, чистой – Екатерина, светлой – Елена, божественная – Зинаида, милой людям – Людмила, священной – Ольга и т. д. (PPT– 6 слайд)

Имен, означающих что–то плохое, не существует. Может, ты будешь стараться соответствовать имени.

Какую сторону занять. Какую позицию выбрать? 

Комментарий: наша задача сегодня обратиться к особой области филологии – ономастические ассоциации. Ассоциативные ряды. Это те явления, мысли, переживания, которые способны вызвать у вас те или иные слова или сочетания. В нашем случае это имя собственное.

Как начать работу с онимом, рассматривая его в языке или тексте? Мой совет такой: с ассоциативного ряда.

Мало кто из авторов обращается к справочникам, с тем, чтобы в соответствии со значением имени назвать своего героя, как правило писатели опираются на ассоциативные, коннотативные ряды. Но есть уникальные исключения, когда автор намеренно играет со своим читателем (имя Черномор в творчестве А. Пушкина). Это всегда привлекает внимание. (PPT– 7 слайд)

Если ты сам ничего не знаешь об определенном имени, на помощь придут словари.

Обращение к формам этого имени в других языках.

Л.Успенский рассказывает об этом так: «Тысячелетия назад среди малоазиатских иудеев было распространено имя Йехоханан. На их языке оно означало примерно: «милость божия», «дар бога». Когда широко распространилось христианство, то вместе с ним пришли к другим народам имена святых людей. Но вот что интересно, хотя имя возникло в древнееврейском языке, оно и в нем претерпело изменения (Иоанн). Заимствованное в другие языки, это имя сегодня звучит на всех континентах по-разному:

Иоаннэс – по греко-византийски;

Иоганн и Ганс (Ханс) – по-немецки;

Джованни – по-итальянски;

Юхан – по-эстонски;

Янис – по-латышски;

Ян – по-польски;

Джон – по-английски;

Жан – по-французски;

Иванэ – по-грузински;

Хуан – по-испански.

Есть и другие варианты: Ион, Ивантей, Еван, Яван, Иванис, Ивач, Иваш, Он, Жоан. В русском языке есть и ласковые варианты этого имени: Ваня, Ванюша; есть и пренебрежительные: Ванька, Ивашка. Если в русском тексте вcтречается форма имени Иван, используемая другим языком, уже есть место интерпретации (PPT– 8 слайд), т.е. оттого, оттенок какого языка имя несет, следует и начинать исследование.

Причуды имен в двадцатом столетии.

В 20 – начале 30 годов XX века, когда революционные изменения затронули практически все сферы жизни общества, были попытки создать что-то новое на советский манер. В новых, вновь возникающих именах находили отражения все события и явления новой эпохи. Появились в России маленькие Электрификации, Индустрии, Энергии, Химизации, Тракторины, а среди мальчиков Днепрогэс, Магнитострой, Донбасс. Вот лишь некоторые наиболее экзотичные имена, которыми любящие родители «награждали» своих чад:

Вилен(а)

от Владимир Ильич Ленин

Владлен

от Владимир Ленин

Гертруда

Герой труда

Даздраперма

от «да здравствует первое мая»

Донара

Дочь народа

Желдора

Железная дорога

Красарма

Красная армия

Лагшмивара

Лагерь Шмидта в Арктике

Луначар

От фамилии Луначарский

Марлен

«марксизм» + «ленинизм»

Пролеткульта

Пролетарская культура

Оюшминальд

«Отто Юльевич Шмидт на льдине»

(PPT– 9 слайд)

На следующем этапе (когда есть ассоциативная интерпретация, проанализированы справочники) необходимо перейти к ономастическим терминам и познакомиться с научной литературой.

Дается понятие ономастики – Ономастика – наука, изучающая имена собственные. От греч. onomastike – «искусство давать имена», или onomastikys – относящийся к наименованию. Греческое слово onoma переводится как «имя, наречение», поэтому в научной литературе имя собственное принято называть словом оним (PPT–10 слайд)

Далее дается понятие имени – Имя очень древнее, и этимология его расплывчата. Это слово некоторые ученые сближают с древнерусским ИМЪТИ – «иметь», «считать», «принимать за кого-либо или за что-либо». Другие считают, что слово восходит к древнеиндийскому ИЮОТИ – «отделяет», т.е. имя дается для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга (PPT– 11 слайд).

На этапе мотивации необходимо давать и исторические справки и справки христианского содержания (PPT–12 слайд).

Этап обучения начинается со специфической информации об именах: прецедентные имена (это своеобразный текст в тексте)  (PPT–13 слайд).

Разряды онимов (PPT–14 слайд).

Когда информация, полученная на стадиях мотивации и обучения, стала учебной базой, можно переходить к индивидуальной интерпретации – анализу имен собственных.

Приведем пример коннотативного моделирования с именем Мария (PPT–15 слайд).

Вы видите на слайде три картинки. Как вы думаете, почему они здесь собраны вместе?

Ответ: картинки обозначают единое женское и мужское начало: традиционные изображения мужчины и женщины, цветок Иван–да–Марья, Инь и Янь.

В русской культуре есть устойчивое название единому началу – Иван да Марья.

(PPT–16 слайд).

Почему данные символы получили название на основе именно этих имен?

Ответ: это самые распространенные имена у русских людей.

На этапе самоконструкции участники получают задание: привести и записать первые ассоциации с именем Мария (4 варианта). На заполнение дается время 5–7 мин. (PPT–17 слайд).

На этапе социализации участники обмениваются своими вариантами и сравнивают результаты с устойчивым ассоциативным рядом – коннотативным значением (PPT–18 слайд), делая при этом вывод о том, что имя Мария у всех (в том числе и у иностранцев) вызывает единые ассоциации, самая устойчивая – Богородица.

Участниками делается вывод и о том, что именно библейский образ и стал первопричиной широкого распространения и популярности имени Мария.

На следующем этапе разрыва участники выясняют для себя, что им было неизвестно, что они написали лишнего, так ли глубоки были их ассоциации. (PPT–19 слайд).

На этапе рефлексии дается материал из словарей об имени Мария

В «Словаре русских личных имен» Н.А. Петровского (1966) Мария: «др.-евр. имя Mariam – противиться, отвергать» (с.151); В.А. Никонов отмечает спорность этимологии антропонима: один вариант значения - «горькая», второй – «госпожа» (1988, с. 82).

Мария – библейский антропоним. Имя сестры Лазаря и Марфы из Вифании (Новый Завет, Евангелие от Луки 38-42). 

Не всегда важным является исконное значение имени, скорее более глубоким будет внутреннее, духовное, народное его наполнение. Объясняется коннотативное содержание имени: «Существует «Словарь коннотативных имен» В.Отина, где собраны онимы, вызывающие одинаковые общие ассоциации. Например, Мария – «женщина-мать, духовное начало в человеке, небесный путь служения, возвышенная мечтательница».  (PPT–20–21 слайды).

Проводится беседа на расширение филологического кругозора о вариантах наименования Богородицы (Дева Мария, Богоматерь, Преснодева и др.), об отображении образа Богородицы в искусстве и в христианской среде (PPT–22 слайд).

Для иностранцев, например, польских студентов и преподавателей можно далее провести беседу о взаимосвязи образа Богородицы в творчестве двух ярких представителей разных культур А. Пушкина и А. Мицкевича (PPT–23,24,25 слайды).

На заключительном этапе рефлексии следует вернуться к слайду с тремя картинками.

Вопрос: сейчас, глядя на эти изображения, вернитесь к своим первоначальным ассоциациям и сравните с новыми. (PPT–26 слайд).

Поставленный вопрос исчерпан, имя как языковая единица исследовано.

Вопрос: не замечаете ли вы какой-нибудь языковой недочет в названии единого начала?

Ответ: форма имени Марья – разговорная, свойственная разговорному языку. Общепринятая форма – Мария. Это говорит о том, что символ, называющийся Иван–да–Марья, характерен исключительно для русского менталитета. (PPT–27 слайд).

Кратко можно обратиться к материалу о формах имен: документальная, полная разговорная, сокращенная разговорная, деминутив, сниженная разговорная. (PPT– 28 слайд).

Завершение мастер–класса.

Формулирование общего вывода о приобретенных навыках, индивидуальная консультация, обмен мнениями.  (PPT–29 слайд).

Уважаемые участники мастер–класса, я благодарю вас за работу, надеюсь, что занятие не было для утомительным, а напротив принесло в ваш багаж новые знания и обогатило новыми умениями. Присоединяйтесь к ономастическим исследованиям.

(PPT–30–31 слайд).



Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная траектория развития проектных и исследовательских способностей обучающейся СОГБОУИ «Лицея имени Кирилла и Мефодия» г. Смоленск

Осипенковой Виолетты, 8 «А» класс

Вид работы – учебный проект (с международным участием)

Тема учебного проекта:

«История смоленско-витебское пограничья в зеркале имен собственных (топонимы)»

Тьютор – Иванова Ольга Викторовна

 

  1. Наблюдение во время классно-урочных занятий за учащимися, способными проявлять творческие способности, оригинально комментировать события и явления, связанные с языковыми характеристиками.

Виолетта быстрее остальных выполняет задание, связанные с логическим мышлением. Обоснованно представляет свою точку зрения. Применяет знания, полученные индивидуально из дополнительной литературы. Проявляет заинтересованность в заданиях повышенной сложности. Устная и письменная речь Виолетты развита на хорошем уровне, что позволяет давать содержательные ответы. Кругозор ученицы достаточно широкий.

  1. Мотивация способных учащихся к занятиям в области ономастики. Проведение анкетирования ономастического содержания.

В результате анкетирования была выявлена заинтересованность ученицы в продолжении получения дополнительной информации по ономастике. Сначала заполнение анкеты вызвало затруднения, но Виолетта не остановилась. Попросила помощи у родителей и с интересом закончила анкету. Это говорит о том, что ученицу не останавливают трудности, что в проектной и исследовательской деятельности является важной психологической основой.

  1. Тестирования, выявляющие признаки одаренности учащегося совместно с педагогом–психологом лицея.

Результаты тестирования показали высокую способность Осипенковой Виолетты в области филологических наук.

По методике А.Савенкова, у Виолетты выявлена высокая степень развития следующих видов одаренности: интеллектуальная, техническая. Данные результаты не являются, на наш взгляд, оптимальными для работы лингвистического направления (что объяснимо, так как ученица обучается на физико-математическом профиле), но для оказания индивидуальной помощи и  составляется план сопровождения.

  1. Коррекция плана работы в связи с выявленными признаками одаренности и с учетом принципов одаренности.

Коррекция плана работы, составленного тьютором изначально, практически не понадобилась.

  1. Обучающее занятие по основным терминам ономастики. Теория вопроса.

Обучающие занятия в области ономастики проходили в форме видео лектория, эта форма была заранее заявлена, так как проект выполняется в рамках сотрудничества с гимназией № 4 г. Витебска р. Беларусь. Лекторий по теме.

  1. Творческая беседа на выявление интереса в определенной области ономастики. Определение темы проекта или исследования. Планирование основных этапов.

Беседа является необходимым этапом для учащихся негуманитарных профилей. Первоначальная заинтересованность в работе над данным проектом объяснялась случайным фактом. Виолетта обнаружила, что название населенного пункта Рудня существует на территории Смоленской области и на территории республики Беларусь. Подобный интерес вызвало и название Буда.

Такого рода историко-языковое наблюдение самой ученицы и явилось началом большой интересной проектной работы по ономастике.

Во время беседы в обязательном порядке выясняются увлечения обучающегося.

Виолетта с 4 лет учится в английской гимназии English Profi (4 раза сдавала Кембриджские экзамены Startis, Movers, KET, PET. Всегда на наивысший балл;
изучает польский язык в Доме польском в Смоленске;
посещает театральный кружок "Школа творчества" в МБУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"; поступила в заочную школу СУНЦ г. Москва (русский язык); занимается в "Детской видеостудии" при поддержке Сергея Михалкова в Центре творчества г. Смоленска.

  1. Теоретический период.

Изучение материала книги И. Бондалетова «Основы ономастики». Рекомендованы материалы из трудов А. Суперанской и Сусловой.

  1. Сбор материала по теме.

Сбор материала состоял из нескольких этапов:

- языковая экспедиция на приграничную территорию Россия-Беларусь,

- консультации с профессором Смоленского государственного университета Королевой И.А.,

- работа с картами приграничных территорий,

- изучение справочных материалов по теме проекта.

  1. Анализ и комментирование полученных результатов.

Мультимедийный файл: https://yadi.sk/i/AwPGOznH37Q46C

  1. Выявление недостающей информации для полного оформления работы.

Мультимедийный файл: https://yadi.sk/i/AwPGOznH37Q46C

  1. Оформление и представление работы.
  2. Исправление недочетов. Прогнозирование возможных вопросов и замечаний. Подготовка к защите проекта.

13.Защита работы. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников Отчет творческой группы учителей в рамках работы инновационной площадки «Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся как фактор развития их одаренности» Иванова О.В. 2015 г.

Слайд 2

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников ПРОБЛЕМА несформированность исследовательской компетенции у обучающихся ПРИЧИНЫ отсутствие представлений об учебно-поисковой, исследовательской работе; отсутствие базы заданий исследовательского характера в рамках урочной деятельности

Слайд 3

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников АКТУАЛЬНОСТЬ введение обязательного индивидуального исследовательского проекта на ступени среднего общего образования в соответствии с ФГОС

Слайд 4

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников Общая цель : сформировать навыки исследовательской работы учащихся; разработать и апробировать модель педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся

Слайд 5

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников Задачи : определить сферу интересов учащихся, диагностировать уровень сформированности исследовательских навыков (на входе), исследовательской компетенции (на выходе), разработать педагогический инструментарий, разработать критерии исследовательской компетенции, разработать индивидуальные карты сопровождения исследовательской деятельности, разработать индивидуальные исследовательские маршруты.

Слайд 6

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников Задачи частного характера: обучение работе со справочной литературой, интернет-ресурсами, формирование представлений о научном исследовании (методология, структура, постановка целей, задач, формулирование гипотезы и т.д.), обучение систематизации материала, формирование умения представлять, защищать результаты своей работы и прогнозировать дальнейшие пути развития.

Слайд 7

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников этапы работы ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТ ВНУТРЕННИЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕШНИЙ

Слайд 8

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников ПРОДУКТ карты наблюдений, технологические карты, анкеты, листы-опросники, диагностические задания по предметам, статьи, методические рекомендации по сопровождению исследовательской деятельности, исследовательские работы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Слайд 9

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников План работы с группой одаренных детей, проект (8 А класс) 1 полугодие 2014-2015 уч.год Вводное занятие по теме «Исследовательская работа. Основные понятия» Тестирование. Выявление дивергентного мышления. (Приложение) Обучающее занятие по теме «Что нам даст гипотеза»

Слайд 10

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников План работы с группой одаренных детей, проект 1 полугодие 2014-2015 уч.год Вводное занятие по теме «Исследовательская работа. Основные понятия»

Слайд 11

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников План работы с группой одаренных детей, проект 1 полугодие 2014-2015 уч.год Тестирование. Выявление дивергентного мышления (работает педагог-психолог)

Слайд 12

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников План работы с группой одаренных детей, проект (8 А класс) 2 полугодие 2014-2015 уч.год Практическое занятие «Верная цель – верный результат» (обучение постановки и формулированию целей и задач) Теоретико-практическое занятие по основным понятиям исследовательской работы со специалистом из Смоленского государственного университета. (Приложение) Обучающий лекторий «Теория и практика. Где взаимосвязь» Экспериментальная работа. Обмен опытом.

Слайд 13

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников План работы с группой одаренных детей, проект 2 полугодие 2014-2015 уч.год Теоретико-практическое занятие по основным понятиям исследовательской работы со специалистом из Смоленского государственного университета

Слайд 14

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников Разработка диагностического материала Цель этапа: Выявить учащихся с актуальной одаренностью и потенциальной одаренностью. Трудности: Наработанный диагностический материал в большинстве носит субъективный характер и составлен на основе тех предметов, которые учителя преподают в школе. Пути преодоления Создать единую (универсальную) диагностику выявления исследовательских способностей и разработать универсальную траекторию для формирования исследовательских компетенций.

Слайд 15

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников Сопровождение Цель этапа: Разработать технологию тьюторского сопровождения, разработать шаблон индивидуальной карты сопровождения исследовательского проекта. Трудности: Универсальной карты сопровождения не удается разработать в силу того, что отдельно взятая исследовательская работа выстраивается под определенного ученика. Пути преодоления Разработать под определенные группы исследовательских интересов учащихся соответствующие универсальные траектории сопровождения.

Слайд 16

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников Оформление исследования Титульный лист. Оглавление. Основные обозначения и сокращения (если необходимо). Введение. Главы основной части (с краткими и четкими выводами по каждой главе). Заключение по работе. Список использованной литературы. Приложения (если необходимо).

Слайд 17

Модель сопровождения исследовательской деятельности школьников Критерии эффективности Портфолио ученика (группы учащихся): оригиналы или копии исследовательских или проектных работ (можно на электронных носителях); отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса; грамоты, дипломы, сертификаты полученные учащимися во время участия в различных конкурсах и акциях; Личные портфолио наиболее успешных учащихся служат отличным примером высокой результативности исследовательской деятельности, что также повышает мотивацию деятельности других учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотека-городская инновационная площадка

Библиотека школы с 2008 года входит в состав Городской экспериментальной площадки "Библиотека в Школе будущего", с 2012 года - Городской инновационной площадки "Библиотечное пространство нашей новой ш...

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной площадки сетевой программы «Школьная лига Роснано"

Презентация к выступлению на городском семинаре "Инновационная деятельность образовательной организации в рамках федеральной инновационной плащадки сетевой программы "Школьная лига Роснано&q...

Региональная инновационная площадка входящая в инновационную инфраструктуру системы образования ХМАО - Югры

В рамках  работы региональной инновационной площадки  по созданию системы лидерских площадок в пространстве школы как инструмента расширения возможностей Общероссийской общественно-государст...

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...

Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки

Данный пакет документов включает перечень документов, которые  позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...